КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заказ 3210 10 страница
Здесь я прерву теоретические рассуждения о занимающем нас предмете, во-первых, потому, что не претендую на особенную компетентность в этой сфере и буду вполне доволен, если во мне признают, по крайней мере, порядочного практика; во-вторых, же потому, что теоретические рассуждения отнимают очень много времени и места. Я не имею также намерения излагать тебе учение о долге вообще или по обычаю увещевать тебя, выясняя тебе все твои обязанности к Богу, к ближнему и к самому себе. Не хочу я этого не потому, что пренебгегаю подобным подразделением или считаю то, что мог бы сказать по этому поводу, значительно глубже и труднее для понимания нежели прописная мораль учебника Балле47, но потому, что п о-моему, судь дела не в многообразности и сложности понятия «долг», а в интенсивности человеческого сознания или чувства долга. Постигая значение подобной интенсивности, личность достигает своей этической зрелости, и выполнение ею своего долга обусловливается уже само собою. Суть не в том, чтобы человек мог перечесть свои обязанности по пальцам, но в том, чтобы он раз на всегда нро никся чувством долга вообще, чтобывиделв этом чувстве доказательство своего вечного значения, как человека. Я отнюдь не имею ввиду восхвалять здесь пресловутых «людей долга», также как и не советую никому сделаться буквоедом, но это не мешает мне в -то же время питать уверенность, что человек; не постигший значения долга во всей его бесконечности, может лишь плохим человеком. Поясню вышесказанное примером, который возьму из впечатлений моего раннего детства. Мне было всего пять лет, когда меня отвели в школу. Подобное событие не может, без сомнения не произвести на ребенка известного впечатления, вопрос, однако, в том — какого именно. Главную роль в таких случаях играет обыкновенно, любопытство ребенка, возбужденное уже заранее смутными представлениями о том, что ожидает его в школе. То же было и со мной; но все впечатления, вынесенные мною из этого первого посещения школы, стушевались перед одним главным: мне задачи выучить к следующему разу десять строчек из учебника Балле,46, и этот урок овладел всем моим существом. Я обладал в детстве счастливой памятью, и урок дался мне очень легко. Сестра| • Балле, составитель детского учебника, содержащего наставление в правилах! веры. (Примеч. (перев.). прослушала меня несколько раз и удостоверила, что я хорошо знаю его. Тем не менее, улегшись в постель, я еще раз ответил урок самому себе и заснул е твердым намерением протвердить его опять звтр утром, для чего и встал в пять часов. Все это так живо сохранилось у меня в памяти, точно происходило только вчера. Мне казалось тогда, что небо обрушится на землю, если я не выучу своего урока; с другой стороны мне казалось, что если бы даже и небо обрушилось на землю это ничуть не избавило бы меня от моей обязанности выучить урок. В те годы я имел еще мало понятия о долге вообще,— я еще не успел выучить наизусть всей книги Балле — долг являлся мне лишь в виде выполнения возложенной на меня обязаноети — выучить свой ур©к, и все же из моего отношения к этой обязаннвети развиось и все мое последующее этическое возозренне на жизнь Страстнее рвение пятилетнего школьника, разумеется, вызывает у меня теперь улыбку, и все-таки я всегда скажу что самым задушевным моим желанием является желание сохранить в себе такое страстно серьезное отношение к своим ©бязанностям на всю жизнь. Правда, задача жиэнм становится е годами яенее, но главную роль нпюдолжавт в жизни человека играть энергия, страе-кь. Возникновением упомянутого отношения к своим обязанностям я был всецело обязан моему отцу, и если бы даже не был обязан ему ничем иным, однако, этого было бы достаточно, чтобы я чуветвовал себя перед ним в неоплаченном долгу. Главной задачей воспитания является поэтому, не сообщение ребенку тех или других знаний, но пробуждение его сознания и энергии. Ты часто говоришь о счастье иметь светлый ум — никому не придет в голову оспаривать это, но я полагаю, что выработать в себе такой ум зависит от воли самого человека. Были бы желание, энергия, страсть, а с ними человек достигнет всего. Возьмем примером молодую девушку: как бы глупа, жеманна, болтлива она не была, стоит ей нолюбить кого-нибудь искренно, и ты увидишь как она разом поумнеет, с каким умом и находчивостью будет стараться узнать, отвечают ли ей взаимностью, и как в случае счаетливого результата, вся расцветет обаятельной женственной прелестью, а в случае несчастья, обнаружит острую прозорливость и рассудительность. age Могу сказать, что на мою долю выпало в этом отношении счастливое детство; я вынес из него массу этических впечатлений. Позволяю себе поэтому немного остановиться на воспоминаниях из этого счастливого времени, связанного и с воспоминанием и об отце. Последнее является самым дорогим для меня, и я воскрешаю его недаром,— оно дает мне лишний повод поподробнее разъяснить мою мысль, что важно вообще развить в себе самое чувство долга, а не взвалить на себя возможно большее число различных обязанонстей. В тех же случаях, когда приводится последний взгляд, личность человеческая мельчает и портится. Как сказано, на мою долю выпало счастливое детство: на мне никогда не лежало слишком много обязанностей, но обыкновенно какая-нибудь одна, зато основательная. После двухлетнего прибывания в школе, меня перевели в классическую гимназию. Началась новая жизнь,, но мною, по-прежнему, руководило нравственное чувство долга, котя свободы моей и не стеснял никто. Вращаясь в кругу товарищей, я с удивлением слушал их жалобы на учителей и еще с большим удивлением увидел, что одного из них даже взяи из гимназии вследствие ссоры его с учителем. Подобный случай легко мог повлиять на меня самым гибельным образом, не будь я с ранних лет проникнут ясным сознанием долга. Я знал, что должен был учиться и учиться именно там, куда меня отдали; я стмотрел на это, как н а свой непреложный и неизменный долг- Подобный взгляд* обусловливался не только серьезным отношением к вопросу о моем образовании со стороны моего отца, н@» как сказано, и моим собственным сознанием долга, так что если бы даже отец мой умер, и заботы о моем воспитании пали на кого-нибудь другого, кого, можно было бы уговорить взять меня из гимназии, я бы никогда не осмелился и выразить такого желания: мне все казалось бы, что тень отца сама явится проводить меня в гимназию; отец настолькоу спел развить во мне чувство долга, что я никогда бы не мог простить себе нарушения его воли. Во всем остальном я пользовался полной свободой; от меня требовалось только посещение гимназии, самое же учение оставлялось на моей полной ответственности. Отдав меня в гимназию и снабдив всеми нужными учебниками, отец мой сказал только: «Вильгельм! В конце месяца ты должен занять третье место в классе». Я был избавлен от всяких нелепых требований со стороны отца; он никогда не спрашивал меня о моих уроках, не заставлял меня отвечать их ему, не заглядывал в мои тетради, не указывал мне времени или срока занятий или отдыха и никогда не усыплял моей ученической совести дружеским поглаживанием по головке и словами: «Ты, конечно, знаешь свои уроки», как это делают многие чадолюбивые родители. Если мне предстояло идти куда-нибудь, он ограничивался вопросом: «Если у тебя время?» — решение же вопроса всецело предоставлял мне самому и никогда не начинал поэтому поводу лишних разговоров. Я вполне уверен в глубоком участии, которое он принимал во всем, что касалось меня, но он никогда не давал мне заметить этого участия, желая дать мне возможность развиваться и зреть под собственной ответственностью. Повторяю, обязанности мои никогда не были особенно многочисленными, а между тем, скольких детей портят именно тем, что взваливают на их слабые плечи целый ворох обязанностей! Зато я и вынес из моего детства глубокое убеждение в том, что существует нечто непреложное и неизменное, именуемое «долгом». В мое время и латинскую грамматику учили с чувством и с толком, о каких теперь не имеют понятия; такое изучение ее незамедлило оказать на меня свое благотворное влия-мыслить философски, то обязан этим исключительно ние, так что если я вообще мало-мальски способен вышеупомянутому влиянию. Безусловное уважение к правилу, презрительный взгляд на исключение с их жалким существованием, справедливое гонение, которому они подверглись в моих тетрадях, где их беспощадно клеймили,— разве все это не могло послужить достаточной основой для любого философского учения? Глядя под тем же впечатлением на своего отца, я представлял его себе живым воплощением правил, все же остальное, приходившее из вне и не согласовавшееся с его волей, причислял к жалким исключениям. На товарища своего, не поладившего с учителем, я поэтому тоже смотрел как на такое исключение, тем более, что история его наделала много шума. Детский ригоризм, с которым я различал правила и.исключения, как в грамматике так и в жизни, хотя
несколько и сгладился с годами, но тем не менее жив во мне еще настолько, что я всегда могу выдвинуть его, Жак орудие борьбы с тобой и тебе подобными людьми, проповедующими, что вся суть в исключениях, что правила существуют лишь для того, чтобы-ярче выделить исключение. Итак, в мои намерения не входит подробное рассмотрение всего, что скрывается в понятии «долг»; конечно, если бы я хотел дискредитировать это понятие истолковать его в отрицательном смысле, задача моя быа бы очень легка, положительное же истолкование его, напротив, в высшей степени трудно и далее известных пределов даже невозможно. Поэтому я задался целью только выяснить, по мере возможности, абсолютное значение долга в связи с вечным значением, которое приобретает, благодаря должному отношению к нему, самая личность человеческая. Как скоро личность найдет себя самое пройдя через горнило истинног оотчаяния, выберет себя самое в абсолютном смысле, т. е. этически, и воистину раскаяться, она будет видеть свою жизненную задачу в самой себе и сознательно возьмет на себя вечную ответственность за ее выполнение, т. е. постигает абсолютное значение долга. Посмотрим же, какою является жизнь человеку, смотрящему на нее с этической точки зрения. Ты и другие эстетики — вообще большие охотники до классификации или подразделени я людей: вы охотно признаете за этическим взглядом на жизнь известное значение, одобряете людей, живущих ради исполнения долга, находите последнее вообще в порядке вещей, намекаете даже, что чем большее число людей живет исключительно ради исполнения долга, тем лучше, и зачастую встречаете таких простодушных добряков, которые находят в ваших речах смысл, несмотря на то, что они, как и вообще весь взгляд скептиков на жизнь, просто бессмыслены. Сами же вы не желаете иметь с этикой никакого дела, так как по-вашему мнению это значило бы лишить свою жизнь всякого значения и прежде всего красоты; вы утверждаете, чтов се этическое слишком сильно расходится со всем этетическим, и поэтому там, где появляется первое, нет уже места для второго. Допустив даже, что вы правы, допустив, что дело действительно обстоит та- 302 * ким образом, я бы все-таки ни минуты не колебался в выборе, сознание само подсказало бы мне, что я должен выбрать- К такому сознанию приводит человека истинное отчаяние, через которое должен пройти всякий; если же этого не случится, если человек и, пережив отчаяние, все-таки не придет к такому сознанию, то значит отчаяние его не было истинным, и он выбрал себя самого в этическом смысле. Дело, однако, в том, что ничего подобного допустить нельзя, так как отчаяние означает не разрыв с эстетическим, я лишь известную метаморфозу: ничто не уничтожается в жизни человека, но лишь проясняется, получает новое, высшее освещение. Лишь этический взгляд на жизнь может сообщить этой последней истинную красоту, правдивость, значение и устойчивость; лишь, живя этически, человек ведет жизнь полную красоты, правдивости, значения и уверенности; лишь в этическом взгляде на жизнь можно найти успокоение от мучительых сомнений в своих личных и чужих правах на жизнь и счастье. Хотя сомнения эти и затрагивают две совершенно различные области, они, как сказано, уяичтожаются одним и тем же — этическим взглядом да жизнь, так как первоисточником их служит одно и то же чувство — самолюбие человека: человеку вообще свойственно предъявлять те же требования относительно себя самого, как и относительно других людей. И это имеет, по-моему, большое значение. Если бы эстетик не был эгоистом, он бы должен был, в случае особенного счастья или милости к нему судьбы, придти в отчаяние, так как ему пришлось бы сказать себе: «исключительное счастье, выпавшее на мою долю, не может уже выпасть на долю кого-либо дру-венными усилиями». Ему бы вечно пришлось бояться вопросов людей о том, в чем он нашел свое счастье, так как исключительность его счастья должна была бы убедить людей в недоступности его для них. Будь поэтому у такого счастливца побольше сочувствия к людям, он бы не успокоился до тех пор, пока не нашел бы иную высшую точку зрения, нежели эстетическая. Найдя же такую, человек перестал бы бояться говорить о своем счастье, так как всегда мог бы заключить свою речь таким выводом, который бы абсолютно примирил с аим всех и каждого, все человечество. Но остановимся теперь на категории, на которую предъявляет свои исключительные требования эстетик— на красоте. «Этическое отношение к жизни лишает ее всякой прелести и красоты», говоришь ты: «радость, счастье, беспечность и красота эстетической жизни заменяются суровой преданнотью долгу, благонамеренной добросовестностью, непрерывным и неустанным усердием». Если бы мы вели с тобой личную беседу, я попросил бы тебя дать определение прекрасному, которое бы и послужило исходным пунктом моего дальнейшего рассуждения; в данном случае мне, однако, приходится взять это на себя, и я воспользуюсь твоим обычным определением- Вот оно: «Прекрасное есть нечто самодовлеющее, существующее само по себе и для себя». В пример ты приводишь молодую, прекрасную, веселую, беспечную и счастливую девушку и говоришь: «В ней все гармония, все красота, она представляет собой совершеннейшее творение на земле, и глупо спрашивать для чего она существует,— она существует сама по себе и для себя, ее цель в ней са-момой, в ее красоте». Не стану дразнить тебя выражениями ил вопросами вроде того, что действительно ли полезно для молодой девушки существовать самой по себе и для себя, ил не польстил ли ты самому себе, кая себя уверенностью, что в случае, если бы тебе удалось развить «свой взгляд на божественность существа такой девушки перед ней самой, она в конце концов впала бы в ошибку и поверила, что существует исключительно для того, чтобы слушать твои инсинуации? Прекрасна и самодовлеюща по-твоему и природа, и ты ополчаешься против каждого, кто стремится определить ее цель иначе. Не стану и тут огорчать тебя замечанием, что природа как раз и существует не для себя самой, а для других. Говоря затем о поэзии и об искусстве вообще, ты восклицаешь вместе с поэтом: «procul о procul este profani»47, разумея под профанами всех, кто унижает поэзию и искусство, ставя их цель вне их самих. Что касается поэзии л искусства, я напомню тебе ранее высказанный мною изгляд: не в них может человек найти полное приме- 47 Прочь о прочь, профаны! рение с жизнью. Кроме того, хватаясь за поэзию и искусство, ты теряешь из виду действительность, а об* ней то собственно мы и ведем нашу речь. Возвращаясь же к это йдействительности, ты, конечно, видишь и сам, что применяя к жизни строгие требования искусства во всей их полноте, вряд ли много найдешь в жизни прекрасного, а поэтому и придаешь., прекрасному иное значение. Красета, о которой ты говоришь, есть красота индивидуальная. Ты рассматриваешь каждого отдельного человека, как маленький момент целого, расматриваешь его, согласно его индивидуальным свойствам и качествам, благодаря чему все, даже самое случайное и ничтожное в жизни, получает в твоих глазах особое значение, а самая жизнь отлечаток красоты. Итак, ты смотришь на отдельного человека, как на момент. Но прекрасное, по твоим же собственным словам, существует само по себе и для себя, имеет свою цель в самом себе, а раз человек является только моментом, он уже имеет свою цель не в самом себе, а вне себя- Выходит, что, если целое и является прекрасным, то нельзя сказать того же об отдельных частях его. Возьмем теперь твою собственную жизнь. Разве цель ее в ней самой? Я не берусь решать тут вопроса, вправе ли вообще человек вести такую исключительно созерцательную жизнь, но положим что так — ты существуешь только для того, чтобы созерцать все остальное; что из этого следует? То, что цель твоей жизни все-таки не в тебе самом, а вне тебя. Только в том случае, если отдельный человек, являясь моментом, олицетворяет в себе в то же время и целое, только в этом случае ты можешь рассматривать его жизнь с точки зрения красоты; раз же ты рассматриваешь ее так, ты уже смотришь на человека с этической точки зрения, то есть, рассматриваешь его жизнь, как проявление свободной воли. Напротив, какими бы особенными индивидуальными свойствами не обладал отдельный человек, раз смотришь на эти свойства с точки зрения необходимости человек этот является только моментом и жизнь его лишена красоты. Твое определение прекрасного, сводящееся к тому, что прекрасное имеет свою цель в самом себе и приводимые тобой примеры такого самодовлеющего прекрасного: молодая девушка, природа, творения искусства,— все это по-моему одни ил- люзии. Везде, где только речь идет о цели, должно подразумеваться и движение,— представляя себе цель, я в то же время представляю себе и движени; даже, если я представляю себе человека у цели, я все-таки представляю себе движение, так как не забываю, что цели можно достигнуть лишь посредством движения. Тому же, что ты называешь прекрасным, очевидно, не достает движения: прекрасное в природе прекрасно раз и на вегда; то же приходится сказать и, относительно творений искусства: когда я рассматриваю их и проникаю моей мыслью их мысль, движение происходит в сущности во мне самом, а не в них. Поэтому ты можешь, пожалуй, быть правым, доказывая, что прекрасное имеет свою цель в самом себе, но вся беда в том, что ты применяешь это положение не так, как следует, вследствие чего оно и приобретает отрицательное значение, сводящееся к тому, что «прекрасное не существует ни для чего другого, кроме самого себя». Тебе нельзя также воспользоваться другим однозначущим выражением, остановиться на том, что прекрасное, о котором говорить ты, имеет свою внутреннюю, то есть, постоянную цель: раз ты скажешь это, ты должен будешь потребовать от прекрасного движения, истории, а этим уже перешагнешь за пределы природы и искусства и вступишь в область свободы, через нее же и в область этики. Поставленное мною раз навсегда положение, что нимает в окружающей его жизни деятельное участие. Исходным пунктом движения является таким образом собственнее «я» инд»ивидуума, конечной целью его — тоже самое «я», а ареной движения — внешний мир, окружающий индивидуума. В жизни такого индивидуума будет, следовательно, движение и движение действительное,— оно ведь обусловливается свободным выбором индивидуума, а, так как оно к тому же имеет постоянную цель, то жизнь данного индивидуума и можно рассматривать с точки зрения красоты. Повторяю, лишь смотря на жизнь с этической точки зрения, рассматриваешь ее в то же время с точки зрения красоты; это положение я могу между прочим применить и к своей собственной жизни. Если ты скажешь мне, что такая краеота невидима, я отвечу тебе: в известном смысле это так, в другом — нет: ее можно видеть, она оставляет свои следы в истории; ова, следовательно, видимо в том же смысле, в каком говорят: Laquere, ut videam te.48 Я, пожалуй, ©оглашусь е тем, что я не вижу пока осуществления той красоты, за которую борюсь в жизни, но и то лишь опять таки в известном смысле; я могу прозреть ее своими духовными очами, если только захочу и если у меня хватит на это мужества; без мужества же нельзя увидеть ничего вечного, ничего прекрасного. Смотря на жизнь с этической точки зрения, я рассматриваю ее с точки зрения красоты, и жизнь становятся для меня обильным источником этой красоты, а не скудным, каким она является в сущности для тебя. Мне поэтому не нужно рыскать, отыскивая ее, по всей стране, или гранить тротуары по улицам нашего города, не нужно много судить, да рядить. Да у меня нет и времени для этого,— мой взгляд на жизнь, правда, радостен, но в то же время и серьезен, так что дела у меня всегда вдоволь. Если же у меня иногда выдастся свободный часок, я становлюсь у окошка и смотрю на людей, причем рассматриваю каждого из них с точки зрения красоты. Да, каждого, как бы ничтожен или незначителен он ни был: я ведь вижу в нем не только отдельного человека, но и известное воплощение общечеловеческого- Я вижу в нем индивидуума, имеющего свою собственную опреде- '('1В1Г) 'кдэА iraVHH в Щ01ъ 'ndoeoj 307 ленную цель в жизни, цель которая не находится в каком-нибудь другом человеке, а в нем самом, будь он хоть последним из последних. Он имеет эту цель в самом себе, он осуществляет свою задачу, свое назначение, он борется и побеждает—да, все это вижу я. Мужественный человек не видит призраков, но видит, напротив, героев^победителей, тогда как трус не видит героев, а лишь одни призраки. Он должен победить,— я уверен в этом— и потому борьба его прекрасна. Я вообще не охотник бороться, по крайней мере, с другими людьми, но ты можешь быть уверенным, что за веру мою в торжество и победу лрекрас-ного на земле я буду бороться на жизнь и на смерть; никто и ничто в мире не отнимет у меня этой веры; ее не выманят у меня мольбами, не вырвут силой, я не растанусь с ней ни за что на свете, сулите мне взамен хоть весь мир: потеряв мою веру, я все равно потерял бы весь мир. Благодаря этой вере, я вижу красоту жизни, красоту, в которой нет ни малейшей примеси горечи или уныния, неразлучных с красотами природы или искусства, неразлучных даже с вечной юностью богов прекрасной Греции; красота, которую я прозреваю своим умственным взором, радостна, победоносна и могуча, и она покорит весь мир! Эту красоту я вижу повсюду, даже там, где твой взор не видит ничего. Кто б согласился в мире ж;1ть, Не будь в нем гроздий винограда? Скажи, мудрец, к чему любить И за страданье где награда? Ты слышишь, жалкий род людской От севера до юга стонет, И все надежды рок хоронит, Засыпав черною землей! Скорей вина! Друзья, смелее! Пусть будет весел шумный пир, Мы будем пить, с вином скорее Забудем этот скорбный мир!49 Взглянем же теперь по ближе на некоторые житейские отношения, особенно на те из них, в которых Перевод Е. Морозова. эстетическое воззрение сталкивается с этическим, и обсудим, действительно ли и в какой именно степени лишает последнее нашу жизнь красоты или не предает ли оно ей скорее высшую совершеннейшую красоту? Возьму для примера первого встречного индивидуума; с одной стороны он похож на большинство людей, с другой он изображает собой известную определенную индивидуалность. Посмотрим на дело совершенно прозаически. Человек этот должен жить, то есть: есть, пить, одеваться, и т. д. иначе говоря должен иметь средства к существованию. Обратись он за сведениями о том, как нужно вообще устроиться в жизни, к эстетику, последний не оставит его вопроса без ответа и, пожалуй, скажет: «Для того, чтобы устроиться мало-мальски сносно, одинокий человек должен располагать годовым доходом в 3000; если он располагает 4000 — проживет и их; вздумает же жениться, ему нужно, по крайней мере 6000- Деньги есть и будут nervus cerum ge-Tendarum, настоящим conditio sine qua поп. Я хоть и восхищаюсь поэтическими описаниями скромной жизни бедняков и охотно читаю эти идиллии, но вести такую жизнь самому..? Нет, это скоро наскучит! Тот, кто принужден влачить подобное существование, не пользуется благами жизни и в половину против того, у кого есть деньги и кто спокойно и безмятежно может почитывать упомянутые произведения поэтов. Деньги одно из неприменных условий жизни. Бедняг исключается из числа патрициев и навсегда остается плебеем. Итак, деньги имеют огромное и абсолютное значение, но из этого еще не следует, что всякий у кого они есть, умеет пользоваться ими. Люди, постигшие это искусство, являются поэтому истыми избранниками среди патрициев». К чему бы однако послужило подобное разъяснение нашему герою? Слушая эти мудрые сентенции, он бы чувствовал себя в положении воробья, которого заставляют танцевать торжественный полонез. Скажи же он эстетику: «Все это хорошо, да у меня не только что 3000 или 6000 годового дохода, а и крепких сапог на ногах нет»,—эстетик, вероятно, пожал бы плечами и ответил: «Это дело другое, тогда у вас в перспективе только рабочий дом». Впрочем, если у эстетика очень доброе сердце, он, пожалуй, еще раз ,309 позовет к себе беднягу и скажет ему: «Я не хочу обескуражить вас в конец, не указав вам на самые крайние средства, которыми не следует пренебрегать и которые следует испытать прежде, нежели окончательно распроститься с радостями жизни, перестать дышать полной грудью, надеть смирительную рубашку и т. п- Вот эти средства: постарайтесь жениться на богатой, попробуйте счастья в лотерею, эмигрируйте в Америку, посвятите несколько лет на то, чтобы накопить денег или, наконец, постарайтесь попасть а милость к одинокому богачу старику и сделаться его наследником. Теперь пока наши дороги расходятея, но разбогатеете, и вы всегда найдете во мне друга, который сумеет позабыть о том времени, когда вы были бедняком». Вычеркивать с таким холодны» равнодушием из жизненного обихода бедняка всяку» радость,— какое ужасное, бессердечное отношение к жизни! А так ведь относятся к ней все денежные мешки; по их мнению, без денег нет и радости в жизни. Если бы я вздумал смешать тебя с подобными людьми и приписать тебе упомянутые мысли или слова, я был бы сильно неправ перед тобою. С одной стороны у тебя слишком доброе сердце, чтобы ты мог питать в себе такие мысли, с другой стороны ты слишком сострадателен, чтобы высказать их, если бы даже они и были у тебя. Я не хочу сказать этим, что бедняк, не имеющий денег нуждается в подобном сострадании, но, по-моему, первым и наименьшим требованием, которое должно быть предъявлено человеку обеспеченному, это требованием, которое должно быть предъявлено человеку обеспеченному, это требование не гордиться своей обеспеченностью и не оскорблять людей, менее обеспеченных. Пусть себе человек будет гордым, Бог с ним; лучше бы, конечно, если 6 ен вообще не гордился ничем, но раз это так — делать нечего, с этим еще можно мириться, лишь бы только он не гордился своим богатством: ничто так не унижает человека! Повторяю, ты не принадлежишь к упомянутым эстетикам,— ты только привык иметь деньги и умеешь ценить их, но никогда не оскорбляешь никого и даже помогаешь, где только можешь, так что твои проклятия бедности вызываются лишь симпатией к беднякам, а твои насмешки «tho-сятся не к самим людям, но к существующему ио- рядку вещей, которым раз навсегда обусловлено материальное неравенство людей. «Прометей и Эпиме-тей> — говоришь ты — «были несомненно очень умны, тем удивительнее их недогадливость: излив на человека такие щедроты, они не наделили его в придачу деньгами!» Да, если бы ты присутствовал при этом случае, ты не замедлил бы выступить вперед с такой речью: «Добрые боги! Спасибо вам за все ваши щедроты! Но простите мне мою откровенность: вы плохо знаете жизнь и свет! Человеку вашему не быть счастливым,— ему не достает для этого еще одного: денег! Какой толк из того, что он создан господином природы, если у него нет времени властвовать над нею? На что это похоже, выталкивать такое совершенное творение на белый свет для того, чтобы оно металось в нем, как угорелое, гоняясь за куском хлеба? Можно ли так поступать с человеком?!» У Бог знает, чтобы ты сказал им еще; раз попав на эту тему, ты вообще не скоро останавливаешься,— у тебя ведь неистощимый запас рассуждений, остроумных сравнений, замечаний, главное же — насмешек. Тебе, вероятно, не приходит на ум, что твое насмешливое отношение к серьезным вопросам может соболазнить кого-нибудь.или нанести кому-нибудь непоправимый вред. Тебе не приходит в голову, что человек, и без того неохотно несущий бремя жизни, увлечется твоим страстным остроумием, твоими вызванными сочувствием к его судьбе насмешками и станет нести это бремя еще с большим нетерпением и даже озлоблением? Не мешало бы тебе принять все это к сведению и быть ос-торожнее-
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |