КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заказ 3210 8 страница
Итак, вернемся опять к твоему воззрению на Жизнь, согласно которому земная жизнь — юдоль скорби. Весь ход современного развития человечества ведет к тому, что люди более склонны скорбеть и печалиться, нежели радоваться: упомянутое выше воззрение считается вообще воззрением высшего порядка, что, пожалуй, и справедливо настолько, насколько вообще влечение к радости в человеке непосредственно и естественно, влечением же к скорби — искусственно. Другой причиной господства этого воззрения является то, что радость налагает на человека известный долг благодарности, который он чувствует, хотя зачастую и не знает хорошенько кого следует ему благодарить, настолько бывают спутаны его мысли и понятия. Скорбь не влечет за собой никаких обязательств, и поэтому тщеславие человека легче примиряется с ней. Кроме того, наш век познал суетность жизни столь мноимн путями, что потерял веру в радость, а так как нужно же верить во что-нибудь, он и верит в скорбь. Радость проходит, говорят люди,, а скорбь остается, поэтому тот, кто основывает свое жизненное воззрение на скорби, дает жизни прочную основу. Если теперь пораспросить тебя подробнее, какую именно скорбь имеешь ты ввиду, наверно окажется, что ты говоришь не об этической скорби, которая всегда связана с раскаянием, а о простой эстетической или рефлективной скорби. Причиной такой скорби является не сам человек, не сознание им своей греховности, а несчастное стечение обстоятельств, при-? скорбное предрасположение, постороннее влияние и т- п. Все это хорошо известно тебе из романов. Читая об этом в последних, ты, впрочем, смеешься, слыша это из уст других — глумишься, если же вздумаешь доказывать сам, то выдаешь это за непреложную истину. Хотя мировоззрение, основанное на скорби, достаточно печально и само по себе, я хочу обратить твое внимание еще на одно своство его, о котором ты, может быть, и не подозреваешь, — на безутешность его. Повторю здесь то, что уже сказал раньше: если радость считается непрочной на том основании, что она преходяща, то ведь так же преходяща и, следовательно, непрочна и скорбь. Мне не нужно, впрочем, особенно упирать на последнее обстоятельство, так. как ты знаешь об этом от своего учителя Скриба, не упускавшего случая поглумиться внад сентиментальностью людей, верящих в вечную продолжительность своей скорби. Человек, утверждающий, что жизнь юдоль скорби и что удел человека на земле скор-бить и печалиться, имеет радость вне себя так же,, как человек, видящий смысл жизни в наслаждении п. радости, имеет вне себя печаль, и радость, следовательно, может застигнуть врасплох первого, как печаль второго. Оба воззрения основываются на внешних условиях, находящихся вне самого человека и его воли: и скорбь, и радость одинаково вне власти человека; всякое же мировоззрение, основанное на внешних, независящих от самого человека условиях, есть, как уже было сказано раньше, отчаяние. Будь по этому хоть вдвое умнее и изобретательнее, гони сколько хочешь радость слезливой гримасой или, ес~ •ли предпочитаешь, морочь ее маской наружного веселья, скрывающей твою внутреннюю скорбь,— радость все-таки может застать тебя врасплох*—время ведь пожирает своих детей, а эстетическая скорбь именно детище времени, и кажущаяся вечность ее не более, как обман. Чем глубже причина скорби человека, тем более может казаться, что эта скорбь продлится всю жизнь, даже без всякого усилия со стороны человека. Ты это хорошо понимаешь и потому, говоря, что удел человека вечная скорбь, имеешь главным образом ввиду.несчастные индивидуальности и трагических героев. Есть лдоди, несчастную особенность которых составляет именно их предрасположение к скорби и.нечувствительность к радости иди счастью; над такими -людьми словно тяготеет какой-то злой рок, как и над героями греческих трагедий, и к ним то, конечно, вполне применимы твои слова: «удел человека — скорбь!» В фатальной судьбе этих людей есть, однако, нечто соблазнительное для многих, между прочим и для тебя, вот ты и пользуешься случаем заявить свою претензию быть ни более ни менее, как несчастнейшим из этих несчастных. Признаюсь, горделивее и смелее этой претензии не могло и зародиться в мозгу человека. Позволь мне ответить тебе на это так, как ты того заслуживаешь. Прежде всего: ты вовсе не скорбишь и тебе это прекрасно известно самому,— недаром же ты только и твердишь, что несчастнейший в сущности счастливейший. Твоя скорбь ничто иное, как самое ужасное притворство; это притворство перед Вечной Силой, правящей миром, возмущение против Бога, такое же возмещуние, как смех там, где надо плакать. Твое отчаяние — вызов, бросаемый самому Богу и в то же время измена всему человечеству. Ты, как и все люди, различаешь несколько родов скорби, но при этом считаешь свою скорбь превыше всех, несравнимой ни с какой другой, непосильной. ни для кого из других людей. Но если бы даже и действительно могла существовать такая скорбь, не тебе решать на чью долю она выпала. Как ни различнь. скорби и печали людские, все они в сущности равны, и ты попираешь своим высокомерием священнейшее лраво каждого человека на милость Божию. Выеоко- мерие это — измена, низкая зависть, ядовитый намек на то, что великие люди не были подвергнуты опаснейшим испытаниям, что слава досталась им слишком легко, что и они пали бы, если бы на их долю иыпало то сверхчеловеческое искушение, о котором говоришь ты. Так ли, однако, воздают должное великому, так ли свидетельствуют о нем? Не пойми меня в данном случае превратно. Я не принадлежу к числу людей, отвергающих всякую мысль о скорби, я презираю низменную житейскую мудрость, рекомендующую «гнать печаль из сердца», н если только мне представитеяс выбор, всегда предпочту скорбь. Я знаю, что в скорби есть красота, что в слезах есть сила, но я знаю также, что не следует предаваться безнадежной скорби. Между мной и тобой есть одна абсолютная разница, которая никогда не уничтожается: я не могу смотреть на жизнь исключительно из эстетической точки зрения, я чувствую, что это лишило бы мою жизнь самого дорогого, заветного в ней, я требую от жизни высшего содержания и нахожу его в этике. И только этическая скорбь-раскаяние имеет истинное глубокое значение. Не обижайся на меня за мои слова и не смущайся, если я укажу в этом случае, как на примере, достойный подражания, на ребенка. Отличительной чертой хорошо воспитанного ребенка является склонность просить прощения, не разбирая много — прав он или виноват; отличительной чертой великодушного человека является склонность раскаиваться, не споря с Богом, так как он истинно любит Бога, а истинная любовь к Богу выражается раскаянием. И мой выбор в этом отношении давно сделан: да, уверяю тебя, если бы жизнь моя, безовсякой вины с моей стороны, стала непрерывно й цепью скорбей и страданий, так что я бы имел полное право сравнить себя с величашим из героев трагедий, мог бы тешить-: с-льный ужас, я бы сбросил с себя доспехи' героя,! v с я моей скорбью и вызывать ею у людей сострадав ведь не мученик, который может гордиться своими страданиями, а смиренный грешник, чувствующий свою вину перед Богом; у меня лишь одно выражение для моей скорби — раскаяние, одна надежда — прощение Божие. Ты, может быть, думаешь, что я таким образом* отрицаю значение скорби и бегу от нее? Ничуть! Я затаил ее в глубине души и потому никогда не забываю о ней. Вообще лишь недостаток веры в силу и: значение духа заставляет человека сомневаться в его духовном обладании тем, что у него не постоянно на глазах; следовало бы, напротив, помнить, что как & обыденной жизни, желая спрятать что-нибудь возможно лучше, прячешь это в такое место, куда вообще меньше всего заглядываешь, так и в духовной. Моя скорбь глубоко схоронена в моей душе, и я знаюг что она останется неотъемлемой принадлежностью моего существа, уверен в этом куда больше, чем тот,, кто из боязни утратить ее, ежедневно выкладывает ее на показ всем. В моей жизни не было таких потрясений, которые могли бы ввести меня в искушение пожелать разрушить, низвергнуть в хаос весь мир, но даже и моя обыкновенная будничная жизнь успела дать мне почувствовать, как полезно придавать скорби этическую подкладку, т. е. не уничтожать в ней все этическое,, а лишь подчинить его этическому. Пока скорбь тиха и покорна, она вообще не пугает меня; но если она становится горячей и страстной, склонной к софизмам и способной вызвать в моей душе уныние, тогда я восстаю против нее,— я не потерплю никакого посягательства на то, что получил, как дар, из руки самого Бога! Мое восстание против скорби выражается однако не тем, что я гоню ее прочь или стараюсь забыть ее, но тем, что раскаиваюсь. Я раскаиваюсь даже в том случае, если и не был лично виноват, если даже ничем не заслужил этой скорби, раскаиваюсь, в том, что позволил ей овладеть мною, а не вручил ее в ту же минуту Всевышнему. Вернемся к выбору- Первое, к чему приводит человека выбор — полнейшее обособление его от мира. Выбирая, себя самого, я выделяю мое «я» из моих отношений к миру, пока, наконец, не приду, благодаря тому же выделению, к сознанию своей тождественности с миром. Сделав свободный выбор самого себя, человек является действующим лицом; его деяния, однако, не имеют вначале никакого отношения к окружающему его миру, так как человек уничтожил это отношение своим выбором и существует теперь только сам по себе и для себя. И вот теперь-то, наконец, мы и доходим до этического воззрения на жизнь. Во времена древней Греции оно нашло свое выражение в стремлении индивидуума к нравственному совершенству; человек, подобно позднейшим христианским отшельникам, удалялся из мира, отказывался от мирской внешней деятельности и отдавался внутренней духовной. Только в этой последней деятельности он видел свою жизненную задачу и только в ней находил самоудовлетворение: в его намерение ведь не входило усовершенствовать себя и подготовиться к служению миру, напротив, он. навсегда отказался от мира и стремился к нравственному совершенству только ради себя самого. В сущности такой человек вовсе не бежал от мира, не удалялся в пустыню, а оставался в миру, потому что сопри-.косновением с последним было ему необходимо в целях самовоспитания; тем не менее мирская жизнь не имела для него никакого значения, он точно заклял «е, и этим заклятием лишил ее всякой возможности оказывать на него какое-либо влияние. Подобный человек стремился, следовательно, не к такому нравст-.венному совершенству, благодаря которому он мог бы стать полезным гражданином мира, воспитывал в себе не гражданские добродетели (в сущности истинные добродетели язычества соответствуют религиозным добродетелям христианства), но личные, •стремился к совершенству ради самого совершенства. В наше время подобное псевдо-этическое воззрение найдет, конечно, весьма немного представителей,— религия слишком вошла в жизнь, чтобы человек мог остановиться на таком абстрактном отношении к добродетели. Ошибка или несовершенство подобного воззрения заключается в том, что придерживающий его человек выбирает себя лишь в абстрактном смысле, вследствие чего становится абстрактным и то совершенство, к которому он стремится. Вот почему я ставлю, на ряду с требованием выбора требование раскаяния,— последнее ставих человека в самую близкую тесную связь с окружающим его миром. В христианском мире зачастую можно было встретить— да и теперь еще встречатся — представителей мировоззрения, аналогичного только что упомянутому древнегреческому, но являющегося, благодаря приме- си мистического и религиозного начал, более возвышенным и совершенным. Какой бы высокой степени личного нравственного совершенства не достигал древнегреческий индивидуум, его жизнь все-таки не* приобретала более бесконечного, совершенного значения, нежели и тот мир, искушения и соблазны которого она победила; конечным блаженством такого-индивидуума былоодинокое самоудовлетворение,, столь же суетное, как и все другое, от чего он отказывался- Жизнь религиозного мистика имеет более глубокое значение. Он выбирает себя самого в абсолютном смысле, хотя и редко употребляет данное выражение, а напротив, говорит, что выбирает Бога, но это, как уже сказано выше, не изменяет сути дела: не выбрав себя самого в абсолютном смысле, человек неможет стать в свободные отношения к Богу, а свобода, именно, и является отличительной чертой христианства. Сделав абсолютный и свободный выбор, т. е. выбрав себя самого, мистик является ipso действующим лицом, но его деяния принадлежат не внешнему,, а его внутреннему душевному миру. Благодаря своему выбору, мистик выделяет свое «я» из внешнего мира, последний, как бы перестает существовать для него, и его усталая душа выбирает Бога. Не следует истолковывать выражения «усталая душа» в дурном смысле, унижающем мистика и придающем сомнительное значение его выбору Бога,— как-будто он выбирает Его лишь тогда, когда его душа утомится и пресытится мирской жизнью. Выражение это означает, напротив, раскаяние мистика в том, что он не обратился к Богу раньше. Итак, совершив свой выбор мистик является, как сказано, ее ipso действующим лицом, но его действия принадлежат его внутреннему душевному миру, и насколько он в этом отношении явится действующим,, настолько, и его жизнь будет иметь движение, развитие, историю. Развитие ее может, однако, быть настолько метафизическим или эстетическим, что становится сомнительным настолько его можно назвать историей,—под историей человеческой жизни подора-зумевается лишь свободное развитие ее. Затем, движение его жизни может быть настолько отрывочным, что его трудно назвать и развитием. Если это движение состоит в том, что известный момент повторяется вновь и вновь, то, конечно, нельзя отрицать существования самого движения, можно даже открыть управляющий им закон, но развития здесь все-таки никакого не будет. Временное повторение, не имеющее никакой внутренней связи, и е имеет в этом смысле ни малейшего значения. Такою, однако, именно и является жизнь мистика. Страшно читать жалобы мистика в минуты душевного изнеможения- Эти минуты сменяются минутами просветления, и в таких переменах проходит вся его жизнь; в ней есть таким образом движение, но имеет развитие, так как в ней нет и внутренней связи, за исключением развитого неопределенно-тоскливого чувства, с которым мистик глядит и на прошлое и на будущее, но это то чувство уже само по себе и выражает недостаток в жизни мистика настоящей внутренней связи. Развитие личности мистика до такой степени заключено в границах метафизики и эстетики, что его нельзя назвать историей, или если и можно, то лишь в том смысле, в каком говорят об стории растений. Мистик умирает для всего мира, и весь отдается одной любви к Богу, так что развитие его жизни заключается в развитии этой любви. Как между влюбленными замечается иногда известное сходство даже в наружности, форме и в выражении лица, так и душа мистика, погруженного в любовное созерцание Божества, все более и •более возвращает себе в обновленном и просветленном виде утраченные ею образ и подобие Бога. Внутренние деяния мистика сводятся не к приобретению личных добродетелей, но к развитию религиозных или созерцательных. Сказать, что его жизнь состоит в последнем (т. е. в развитии религиозных или созерцательных добродетелей), однако, нельзя,— это было бы слишком эгическим определением жизни мистика, являющейся в сущности одной молитвой. Молитва •входит и в жизнь этика — я не отрицаю этого — но молитва всегда до известной степени субъективна, содержательна и рассудительна, тогда как для мистика молитва получает тем большее значение, чем больше в ней восторженной бессознательности и пламенной любви к Божеству. Молитва служит для него единственным средством выражения его любви, единственным языком, на котором он может говорить с Божеством. Как влюблен- ные нетерпеливо ждут минуты задушевной беседы», кода они могут высказать друг другу свою любовь,, так и мистик тоскует и ждет не дождется минуты молитвенной беседы, соединяющей его с Богом, и, если: наслаждение влюбленных их тихой беседой ничуть не уменьшается от того, что им нечего сказать друг другу, то тем менее — наслаждение мистика. Напротив, он испытывает тем больше блаженства от своей молитвы, тем больше счастья от своей любви к Богу, чем менее в них содержания, чем бессознательнее он отдается им, чем сильнее уходит и исчезает в них. всем своим существом. На мой взгляд в любви мистика и его отношениях к Богу заметна, однако, некоторая навязчивость. Никто не станет отрицать того, что человек должен любить Бога всею душой, всеми помышлениями своими, или того, что такая любовь нетолько долг, но и высшее блаженство человека, тем не менее из этого не следует, что мистик имеет- право пренебречь во имя этой любви к Богу условиями действительной жизни,, в которые он поставлен самим же Богом. Пренебрегая ими, он и пренебрегает и любовью Бога к себе и требует от Него иного выражения этой любви, чем то, которое угодно было проявить Ему. Сюда вполне применимы слова пророка Самуила: «покорность луч" ше всякой жертвы». Навязчивость мистика может принять и еще более опасную форму в том случае, если он основывает свои отношения к Богу на уверенности быть, благодаря той или другой случайности, особым избранником и любимцем Божьим. Такой уверенностью мистик унижает и Бога и себя; себя — потому что вообще унизительно отличаться от других, благодаря какому.то случайному обстоятельству; Бога — потому что таким путем превращает Его в идола, а: себя в Его любимца. Кроме того, мне не нравится жизненная дряблость, и слабость мистика, являющиеся его постоянными отличительными чертами. Разумеется, вполне естественно, что человек желает в глубине души удостовериться в искренности и правдивости своей любви к: Богу, чувствует время от времени побуждение проверять это высокое -чувство,— кто станет отрицать по-хвальность такого побуждения? Тем не менее никому не следует'предпринимать эти поверки ежеминутно.. Душевное величие человека выражается именно его непоколебимой верой в любовь Бога к себе, а эта вера влечет за собою и веру в искренность своей любви к Богу и радостную покорность Его воли, выражающиеся примирением с теми жизненными условиями, в которые он поставлен Богом. Не могу я наконец сочувствовать жизни мистика еще и потому, что смотрю на нее, как на измену миру, в котором он живет, и человечеству с которым он связан кровными узами и с которым мог бы вступить в самую тесную связь, если бы не заблагорассудил сделаться мистиком. В большинстве случаев мистик выбирает одинокую жизнь, но вопрос в том имеет ли он право сделать подобный выбор? Мистик не желает обманывать людей и напрямик заявляет, что не хочет иметь с ними никакого дела; вопрос опять таки в том имеет ли он право поступать таким образом. Я враг мистицизма в силу самого положения своего, как семьянина и отца. В семейной жизни есть уже свое Святое Святых, будь же я мистиком мне пришлось бы иметь еще личное Святое святых, вследствие чего я был бы плохим семьянином. Так как я вообще того мнения (которое разовью впоследствии), что каждый человек должен жениться, и уж конечно, не для того, чтобы быть плохим семьянином, то ты легко поймешь мое нерасположение к мистицизму. Крайний и односторонний мистик становится в конце концов до того чуждым миру, что даже самые близкие кровные отношения к людям теряют для него всякое значение. Между тем вовсе не в этом смысле сказано в Писании, что должно любить Бога больше отца и матери,— Бог не настолько себялюбив. Бог также и не поэт, желающий мучить людей страшными коллизиями, а нельзя ведь и представить себе ничего ужаснее положения людей, если бы между любовью к Богу и любовью к людям, которую Он Сам же вложил в наше сердце, действительно су-ществов_ала подобная коллизия. Ты, вероятно, не забыл еще юноши Людвига Блак-фельда с которым нам, особенно мне, приходилось так часто встречаться несколько лет тому назад. Он был одарен истинными и редкими способностями, но, к несчастью слишком односторонне увлекся нестолько христианским, колько каким-то индийским мисти-
цизмом. Живи он в средние века, он, С без сомнения,, нашел бы себе убежище в монастыре, J нате же время не располагает такими средствами п(РомОЩИ> и заХ блудший человек, если только не исцелгли,гся вп°лнег гибнет безвозвратно. Бедняга Людвиг пФоэ1:ошУ и кон" чил самоубийством. Мне он оказал врс^оде доверия,, нарушая этим свою любимую теорию, я п0 которой не следовало иметь никаких отношение к людям и быть непосредственно связанным с одДним Богом. Его доверие не было, впрочем, особенно^0 велико, и вполне откровенным со мной он никогдг^3 йе был, так что в последние месяцы его жизни я пр(РосТО со cJPa." хом следил за его эксцентричными вых^одкамй. Несколько раз мне, кажется, все-таки уд^алось остановить его, наверное же сказать ничего не могу, так как он был вообще страшно скрытен и иску(Усн0 маскировал свое душевное настроение. НаконедД ofi покончил-с собой, и никто не знал причины. Его дсцомашнии-доктор видел его во временном помешате"ельСтве' чт0» конечно, показывает высокий ум и проницательность доктора. В известном смысле Людвиг, «однако, владел всеми своими умственными способностями Д°' последней минуты. Ты, может быть, не^ знаешь, что сохранилось письмо, которым Людвиг известил о своем намерении своего брата юстиц-сорвётника. Вот копия с этого письма, являющегося глубоко пРавдп.Г вым и высокообъективным выражением^ последней! агонии мистика. «Милостивый Государь, Господин Юстиц-Советник! Пишу к Вам, так как Вы в некоторое Р°Де самый близкий мне человек, с другой стороны И^ы мне ВПР°" чем, не ближе всякого другого. Когда Вы\получитё эти строки, меня уже не будет больше нДа свете. Если Вас спросят о причине, можете сказать^ что была дескать такая принцесса, по имени Утрзеняяя^ Заря... или что-нибудь в этом роде; я и ам ответил бы также, если бы имел удовольствие пережиить себя самого. Еси Вас спросят о поводе, можете сказать: по поводу большого пожара. Если спросят оР времени события, можете сказать, что оно имело мместо в столь знаменательном для меня июле месяш.е. Если же-Вас не спросят, можете ничего и не отвйечать- Я не считаю самоубийство чем-то похвальным и решился на него не из тщеславия. Я признаю зато справедливость положения, утверждающего, что ни одному человеку не выдержать созерцания бесконечного. Бесконечное предстало однажды моему умственному взору, и я понял, что формой для него служит неведение. Неведение — отрицательная форма бесконечного знания. Самоубийство — отрицательная форма бесконечной свободы. Счастлив, кто найдет положительную. С почтением и проч.».. Итак, ошибка мистика, в том, что он хотя и совершает свободный выбор самого себя, но не этический, так как последний всегда сопровождается раскаянием. Становишься конкретным, лишь благодаря раскаянию, становишься же свободным, лишь став конкретным. Мистик, следовательно, с первых же шагов; идет по ложному пути. Только выбрав себя таким, каков я есть, овладею своим «я» во всей его конкретности, приня_в_ на себя значительную ответственность Г за каждое душевное движение, я делаю этический "■—-выбор самого себя, раскаиваюсь, становлюсь конкретным и, при всей своей обособленности от действительного мира, абсолютно связанным и тождественным с ним. Как не просто в сущности положение о тождественности этического выбора своего «я» с раскаянием, не могу не возвращаться к нему постоянно. В этом ведь вся суть. Мистик, пожалуй, тоже раскаивается, но раскаяние его внешнее, а не внутреннее, метафизическое, а не этичкеское. Эстетическое раскаяние отвратительно: оно показывает только дряблость душевную; метафизическое — излишне: ведь не сам человек создал мир, что ж ему особенно и сокрушать-, ся о суете мира? Мистик выбирает себя лишь в абст-4 рактном смысле, поэтому и раскаяние его абстракт- '"•'■ но; лучше всего это видно из суждения мистика о» жизни и действительности, среди которых он все-таки живет. Мистик учит, что земная жизнь — суета, обман, грех; все это, однако, одни отвлеченные рассуждения, не имеющие ничего общего с этическим отношением человека к жизни. Даже называя жизнь грехом, мистик стоит в сущности на той же отвлеченной
цизмом. Живи Он в средние века, он, без сомнения',, «Милостивый Государь, Господин Юетиц-Советник! Пишу к Вам, так как Вы в некотором роде самый близкий мне человек, с другой стороны Вы мне впрочем, не ближе всякого другого. Когда Вы получите эти строки, меня уже не будет больше на свете. Если Вас спросят о причине, можете сказать, что была дескать такая принцесса, по имени Утренняя Заря... или что-нибудь в этом роде; я и ам ответил бы также, если бы имел удовольствие пережить себя самого. Еси Вас спросят о поводе, можете сказать: по поводу большого пожара. Если спросят о времени события, можете сказать, что оно имело место в столь знаменательном для меня июле месяце. Если же. Вас не спросят, можете ничего и не отвечать. Я не считаю самоубийство чем-то похвальным и= решился на него не из тщеславия. Я признаю зато справедливость положения, утверждающего, что ни одному человеку не выдержать созерцания бесконечного. Бесконечное предстало однажды моему умственному взору, и я понял, что формой для него служит неведение. Неведение — отрицательная форма бесконечного знания. Самоубийство — отрицательная форма бесконечной свободы. Счастлив, кто найдег положительную. С почтением и проч.».. Итак, ошибка мистика, в том, что он хотя и совершает свободный выбор самого себя, но не этический, так как последний всегда сопровождается раскаянием. Становишься конкретным, лишь благодаря раскаянию, становишься же свободным, лишь став конкретным. Мистик, следовательно, с первых же шагов-идет по ложному пути. Только выбрав себя таким, каков я есть, овладею своим «я» во всей его конкретности, приня_вна себя значительную ответственность Г за каждое душевное движение, я делаю этический ч-~ выбор самого себя, раскаиваюсь, становлюсь конкретным и, при всей своей обособленности от действительного мира, абсолютно связанным и тождественным с ним. Как не просто в сущности положение о тождественности этического выбора своего «я» с раскаянием, не могу не возвращаться к нему постоянно. В этом ведь вся суть. Мистик, пожалуй, тоже раскаивается, но раскаяние его внешнее, а не внутреннее, метафизическое, а не этичкеское. Эстетическое раскаяние отвратительно: оно показывает только дряблость душевную; метафизическое — излишне: ведь не сам человек создал мир, что ж ему особенно и сокрушаться о суете мира? Мистик выбирает себя лишь в абстрактном смысле, поэтому и раскаяние его абстрактно; лучше всего это видно из суждения мистика о жизни и действительности, среди которых он все-таки живет. Мистик учит, что земная жизнь — суета, обман, грех; все это, однако, одни отвлеченные рассуждения, не имеющие ничего общего с этическим отношением человека к жизни. Даже называя жизнь грехом, мистик стоит в сущности на той же отвлеченной
точке зрения, как и тогда, когда называет ее суетой; желание придать этому слову этический смысл, останется бесплодным, если самое отношение мистика к Жизни будет не этическим, а метафизическим; этическое же отношение выражается не трусливым бегством от жизни, а мужественной борьбой с ней и по-! бедою, или же сознательным подчинением ее тяго-!*^" там и бремени.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |