КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заказ 3210 5 страница
между их прежним положением и настоящим лишь та, что прежде они не сознавали своего отчаяния, а теперь сознают, но эта разница чисто случайная. Оказывается, следовательно, что эстетическое воззрение на жизнь (всех сортов и степеней) есть в сущности своего рода отчаяние; оказывается, что человек, живущий эстетической жизнью, живет сознательно или бессознательно в отчаянии- Раз, однако, человек живет в отчаянии сознательно — как ты например —- переход к высшей форме бытия является по отношению к нему безусловным требованием. Здесь я опять позволю себе небольшое отступление, так как хочу объяснить неодобрение, высказанное мною по поводу безумно, страстной любви молодой девушки. Делаю я это во избежание каких-бы то ни было недоразумений: ты. ведь знаешь, что я, в качестве женатого человека, напротив готов при каждом удобном случае и письменно и устно отстаивать raison d'etre любви. Человек с обыденным житейским умом, пожалуй постиг бы всю непрочность такой любви и формулировал свое жалкое мудрствование таким образом: лучше любить по-маленьку, да подольше. Подобная мудрость, однако, куда менее прочна и уж во всяком случае куда более ничтожна, чем самая любовь молодой девушки и, ты, разумеется, понимаешь, что мое неодобрение ни в каком случае не может вытекать из подобных соображений. Для того, чтобы объяснить это неодобрение мне приходится отважиться на крайне трудный для меня эксперимент мысли: предположить, что я сам сделался предметом такой любви. Как сказано, мне в высшей степени затрудниД-тельно представить себя в таком положении; я полюбил лишь раз и навсегда, продолжаю быть неизменно счастливым любовью моей подруги жизни и потому даже представить себе не могу никакой иной любви; тем не менее попытаюсь. Итак, меня полюбили страстной любовью. Что же — я был бы счастлив? Нет, я бы даже не принял такой любви и не потому, что пренебрег бы ею — избави, Бог! — я бы скорее решился бы взять на душу убийство, чем пренеречь любовью молодой девушки;,я просто не допустил бы молодую девушку полюбить меня такою любовью и не допустил именно ради ее самой. Я желаю быть любимым, если возможно, всеми людьми, желаю быть любимым своею женой так горячо, как только один человек может любить другого, я даже страдал бы, если она любила бы меня меньше, но большего я не требую. Я не могу позволить молодой девушке забыть себя самое, повредить своей душе из-за любви ко мне. Я сам бы любил' ее слишком горячо, чтобы позволить ей так унизить свое человеческое додстоин-ство. А между тем действительно находятся такие высокомерные люди, которым льстит быть любимыми такой безграничной, безумной, готовой на все унижения любовью. И они мастера добиваться ее- Чем однако они определяют свое поведение? Сама девушка бывает в большинстве случаев жестоко наказана за свое увлечение, поэтому я и не сужу так " строго ее, как этих гнусных развратителей ее души и сердца. Теперь ты понимаешь, почему я сказал, что упомянутая молодая девушка живет в отчаянии. Ее положение будет одинаково отчаянным, как в случае неудачи, так и удачи: будет ведь чистой случайностью, если любимый ею Человек окажется настолько честным, что поможет ей высвободиться из ее ложного положения. И какие бы жестокие средства он ни употреблял для этого, я все-таки скажу, что он поступил с нею, как честный, добросовестный и сердечный человек, как истинный рыцарь! Ясно, таким образом, что эстетическое воззрение на жизнь к какому бы роду и виду оно не принадлежало, сводится в сущности к отчаянию; не менее ясно, казалось бы, и то, что человеку следует на этом основании перейти к этическому воззрению. Мы еще не рассмотрели, однако, самого утонченного и высше. го из всех эстетических воззрений, которым я и займусь теперь по подробнее: теперь очередь дошла ведь до тебя. Это воззрение равняется сплошному отчаянию, к числу же эстетических, из которых оно является крайним, его нужно причислить потому, что придерживающаяся его личность сохраняет всю свою непосредственность; я назвал его даже крайним, так как в него входит до известной степени сознание его ничтожности. 42 Разумность (фр,.). Отчаяние отчаянию, как известно, рознь. Представим себе, что какой-нибудь артист, художник, например, ослеп; может быть, он и придёт от этого в от. чаяние, особенно, если вся его жизненная сущность исчерпывается одним художественным талантом. Причина отчаяния тем не менее единичная, и Стоит устранить ее, т. е. возвратить ему зрение, и отчаяние исчезнет. С тобой не то: ты слишком богато одарен природой, жизненная сущность твоя обладает слишком глубоким содержанием, чтобы твое отчаяние могло обусловливаться чем-либо подобным. Ты действительно обладаешь всеми внешними условиями для того, чтобы позволить себе держаться эстетического воззрения на жизнь: ты богат, независим, здбров, умен и не испытал еще несчастной любви. И все-таки твоя жизнь выражает одно отчаяние. Оно еще не проявляется пока активно, но пассивно, в мыслях твоих, живет давно. Твоя мысль предупреждает твои действия,— она уже провидит всю суетность и тлен того, до чего ты еще собственно и не дошел по опыту. Погружаясь время от времени в суету мира, предаваясь в отдельные минуты наслаждению, ты, однако, постигаешь своим сознанием всю его сущность, и потому всегда живешь как бы вне себя, т. ё. живёшь в отчаянии: последнее же приводит к тому, что жизнь твоя представляет вечное колебание между двумя крайними противоположностями: сверхестественной энергией и полнейшей апатией., Я часто замечал, что чем дороже напиток, которым опьяняет себя человек, тем легче последний втягивается в его употребление, тем прекраснее самое опьянение и тем, по-видимому, менее пагубны его последствия. Чрезмерное употребление водки скоро даёт себя знать такими ужасными последствиями, что на исправление пьяницы можно еще надеяться. Отказаться от опьянения шампанским уже неизменно труднее. Ты же выбрал для себя самый утонченный напиток, потому что какой другой напиток, кроме отчаяния, производит опьянение, которое бы было так прекрасно само по себе и так красило бы человека, особенно в глазах девушек (это тебе отлично известно), и особенно в тех случаях, когда этот человек обладает искусством сдерживать дикие порывы своего отчаяния, так что люди видят на его Лице лишь слабое зарево, пожирающего его душу пламени. Отчаяние молодецки заламывает на голове шляпу, окрыляет поступь, зажигает гордый блеск в его глазах, трогает высокомерной улыбкой его уста, сообщает человеку необыкновенную жизненную легкость и царственный кругозор. И вот такой человек приближается к какой-нибудь молодой девушке; гордое чело склоняется перед ней одной в целом мире,— это льстит ей и, к сожалению, почти всякая из них настолько неопытна, что верит этому притворному поклонению. Так вот каково твое жизненное воззрение, и, поверь мне, многое в твоей жизни станет тебе ясным, если ты согласишься со мной, что оно выражает в сущности отчаяние мысли. Ты враг жизненной действительности, и немудрено: для.того, чтобы она обрела смысл, жизнь человека должна иметь внутреннее содержание и связь, а этого то как раз недостает тебе-Правда, ты занимаешься наукой, искусствами, и даже иногда прилежно занимаешься, но Ъсе это лишь ради себя самого, наука же и искусство тут только-только не для отвода глаз. Большею частью ты, однако, совершенно празден, стоишь себе на торжище, заложив руки в карман, как евангельские работники, и посматриваешь на мир Божий. Ты как бы застыл в отчаянии, ничто не занимает тебя, ничто не в состоянии расшевелить тебя; «вались хоть все черепицы с крыш, я не сойду с места» — говоришь ты. Ты похож на умирающего и умираешь день за днем, хотя и не в том глубоком серьезном значении, в каком вообще понимается это слово; иначе говоря, жизнь потеряла для тебя действительный смысл, и ты «ведешь счет времени лишь по дням платежа за квартиру». Ты все пропускаешь мимо себя без внимания, но вдруг тебя заденет какая-нибудь идея, приключение, улыбка мо-лбдой девушки, и ты «готов»; насколько прежде ты во всех случаях оказывался «ни при чем», настолько Ты теперь вов сех отношениях «при всем», готов принимать участие во всех событиях. Но вот порыв проходит, и ты опять стоишь и зеваешь на перекрестке. Умирающие проявляют, как известно, необыкновенную энергию; ты в этом отношении именно такой умирающий. Нужно ли развить идею, прочесть «сочинение, осуществить план, пережить маленькое
приключение, даже купить шляпу — ты берешься за дело с необычной энергией и работаешь день, два, месяц — смотря по обстоятельствам — с радостью ощущая в себе еще не тронутые запасы энергии, работаешь без отдыха, без перерыва, «сам черт не угонится за тобой», а не то, чт люди. Проходит, однако, месяц, самое большое полгода, и ты бросаешь все, говоря: «будет с меня». Если в работе участвовали другие, они могут теперь продолжать дело, как знают, если же дело касалось тебя одного, оно так твоим и останется, ты не обмолвишься о нем никому ни словом. Ты воображаешь при этом и стараешься уверить других, что мог бы продолжать работу с тем же рвением, если бы захотел только,— вся суть, дескать, в том, что мне не хочется больше. Жестоко оши-' баешься. Вся суть в терпении и выдержке, и притом совсем иного рода, нежели те, которым располагаешь ты. Ты только обманываешь себя самого и оттого не становишься впредь ни опытнее, ни умнее. Зная вообще непостоянство и склонность к заблуждениям человеческого сердца,— в особенности, если человек обладает такой диалектической изворотливостью, как ты (диалектика не только снабжает человека «индульгенциями», но даже прямо сглаживает и стирает все проступки) — я надеюсь услужить тебе следующими указаниями- В тех случаях, когда мне предстоит решиться на такой шаг, относительно которого у меня могут в будущем возникнуть различного рода недоумения, илк сожаления, я беру свою записную книжку и вношу туда краткое, но ясное объяснение данного шага, т. е. поясняю: чего именно я хотел, что сделал и почему. Случись мне впоследствии надобность в проверке или возобновлении в памяти мотивов и обстоятельств упомянутого шага, я вынимаю свое письменное свидетельство и вызываю себя на суд. Ты, пожалуй, най-дешь это педантичным, утомительным, скажешь,, пожалуй, что «игра не стоит свеч» и т. д. В ответ на это я скажу только: если ты не чувствуешь никакой потребности в подобной проверке, если сознание твое всегда безошибочно, и память никогда не изменяет, то, конечно — не стоит. Я однако не думаю, чтобы все это было так. Из всех душевных качеств тебе — недостает как раз памяти, не той внешней памяти,. чкаторая сохраняет в себе отпечатки различных явлений, идеи, остроты, диалектические извороты и т. д.— этого я не скажу — но внутренней, сохраняющей впечатления душевной жизни. Будь у тебя эта последняя память, в твоей жизни не повторялось бы одно и тоже явление: ты не представлял бы из себя так часто «деятеля на полчаса», как я позволю себе назвать тебя, не смотря на то, что ты работаешь иногда и по полугоду —ты ведь не доводишь до конца ни единого из своих трудов, тебя не только пустить людям в глаза пыль своим прилежанием и обмануть себя и других. Будь ты всегда так силен, как в минуты страстного увлечения, ты был бы — не стану отрицать— сильнейшей натурой, какую я когда либо встречал, но ты и сам знаешь, что оно к сожалению, не так, а потому и стараешься отступить, точно прячась от себя самого, в убежище апатии. Да, на мой взгляд (тебе не всегда удается обмануть его зоркость), ты бываешь просто смешон своим получасовым усердием, в котором ты мнишь обрести право для насмешек над другими. Вот послушай-ка кстати историю.— Двое англичан отправились раз в Аравию за лошадьми и взяли с собой туда несколько своих, чтобы испытать их качества в сравнении с арабскими. Таким испытанием должна была послужить скачка английских и арабских лошадей. Арабы были не прочь и предоставили англичанам назначить на испытание любую из арабских лошадей. Англичане однако не торопились, им нужно было 40 дней на тренировку своих лошадей. Арабы ждали; срок истек, англичане назначили приз, день и час скачки и вывели своих лошадей, арабы сели на своих, и один из них спросил сколько времени будет продолжаться скачка. «Час» — ответили ему. «А я думал три дня»— лаконично удивился,араб. Так вот и ты: если с тобой хотят скакать один час, то тогда «сам черт не угонится за тобой», а если три дня, ты и спасуешь. Эти историйку я уже рассказывал тебе однажды и помню, как ты ответил мне, что трехдневная скачка — дело рискованное: пожалуй так расскачешься, что и не остановишься вовек; а потому-де ты и воздерживаешься от подобных экстравагантностей. «Иногда, конечно, я не прочь проехаться верхом, но ни поступать в кавалерию, ни отдаться другой какой либо постоянной деятельности не имею ни малейшего желания»— добавил ты. Таким образом, ты до известной степени всегда верен самому себе: ты боишься всего, что может внести в твою жизнь определенное, постоянное содержание. Почему? Потому что это лишило бы тебя возможности обманывать себя самого. Итак, сила твоя — сила отчаяния; она интенсивнее обыкновенной человеческой силы, но зато и куда менее устойчива. Ты постоянно как бы паришь над самим собой и всей действительностью, витаешь в высших сфера*, но танчайший эфир, наполняющий эти сферы и уничтожающий твою земную тяжесть, есть в сущности хаос отчаяния. Внизу под собой ты различаешь множество отраслей знания, искусства, ученых исследований и положений, которые, хотя и не имею для тебя никакого реального значения, но которыми ты все-таки не прочь иногда воспользоваться: перемешав и перетасовав их по своему произволу, но с большим вкусом, ты украшаешь ими роскошное палаццо, в котором, по прихоти случая, обитаешь духом. Нечего и удивляться, что жизнь для тебя небо-лее, как сказка, и что тебе всякую речь хочется начать словами: «жили да были царь с царицей, у которых не было детей», чтобы затем забыть о самом предмете разговора, вдавшись в обсуждение того странного обстоятельства, что в сказке причиной горя является бездетность, когда как, в действительной жизни такой причиной бывает обыкновенно чадородие,— доказательство-—воспитательные дома, прию-ты для подкидышей и т. д. Привязавшись к мысли, что «жизнь — сказка», ты можешь употребить целый месяц исключительно на чтение и изучение сказок, ты изучаешь их самым добросовестным образом, сравниваешь, отыскиваешь основную идею каждой.и достигаешь известных результатов, но... для чего? Для того, чтобы иметь возможность потешить себя при случае великолепным фейерверком из всех этих изучений, метких сравнений, и т. д., который ты пустишь пред изумленными слушателями. Ты паришь над самим собой, видишь внизу множество настроений и положений и пользуешься ими, чтобы найти «интересные» точки соприкосновения с жизнью. Ты можешь быть чувствительным, безсер- дечным, остроумным, едким ироником — всем, чем захочешь, на это ты мастер, надо отдать тебе справедливость. Стоит тебе обратить на что нибудь свое внимание, выйти из апатии, и ты уже действуешь со всей страстью, со всем искусством, несравненной гибкостью и осторотой ума, словом — пускаешь в ход все.пленительные душевные и умственные качества, которыми с таким излишеством одарила тебя природа. Ты даже не позволяешь себе — как сам претенциозно выражаешься — неучтивости явиться,в общество без благоухающего букета свежих острот. Чем; больше узнаешь тебя, тем больше готов удивляться той сообразительности и уму, которые ты успеваешь вложить в каждое дело за то короткое время, пока тебя вдохновляет страсть; последняя не ослепляет тебя, но напротив делает тебя как бы ясновидящим. В такие минуты ты забываешь свое отчаяние и вообще все, что тяготило твою душу и мысль, и всецело отдаешься впечатлению, произведенному на тебя каким-либо случайным соприкосновением с известным человеком. Напомню тебе маленький эпизод, происшедший у меня в доме и давший тебе случай подарить нас блестящей речью, за которую я, пожалуй, обязан благодарить присутствовавших при нашем разговоре двух молодых девушек.. Если помнишь, разговор наш принял серьезное направление и неприятный для тебя оборот: я высказался против чрезвычайного почета, оказываемого в= наше время умственным дарованиям, и напомнил, что на первом плане, должно, напротив, стоять совсем иное — искренность человека и то, для чего нет другого наименования, кроме веры. Ты почувствовал, вероятно, что являешься, благодаря этому разговору, в не совсем выгодном свете, и понял, что попадешь в еще более невыгодное положение если пойдешь по своему обычному пути, а потому я счел за лучшее: удариться в «высшую галиматью» и чувствительный тон:: «Мне ли не верить? Я верю, что там в безмолвной чаще леса, где деревья глядятся в темное зеркало вод, где и среди дня парит мгла, там обитает таинственное существо, нимфа, лесная дева; верю,'что ее красота превосходит всякое воображение; верю, что по утрам она вьет венки, в полдень купается^ в студеных волнах, а по вечерам задумчиво обрывает листья венка; верю, что я был бы единственным в нем счастливцем, имеющим неоспоримые права на это название, если мне бы удалось поймать ее и овладеть ею; верю, что в душе моей живет страстная тоска: и желание постигнуть мировую тайну; верю, что был бы счастлив, если бы мог удовлетворить это желание; верю, что в жизни есть смысл — только бы мне найти его. Не говори же после этого, что я не крепок в вере, не горюю духом».— Ты, пожалуй, воображаешь, что такая речь могла бы послужить сво- ■его рода застольной речью на греческом симпозиуме — ты ведь вообще часто мечтаешь о делах прекрасной Греции, по твоему ничего не может быть прекраснее жизни греческих юношей, венчавших себя цветами и собиравшихся каждую ночь в тесный кружок, где •они за чашей вина произносили хвалебные речи в честь любви или чего там еще придется. Ты тоже готов был бы посвятить свою жизнь на произнесение хвалебных речей! Мне речь кажется, однако, набором слов, как бы искусстно она ни была составлена и какое бы сильное впечатление ни производила, благодаря твоему лихорадочному красноречию; я вижу в ней лишь новое доказательство ненормальности твоего душевного состояния. Да, вполне естественно, что не верящий в то, что верят другие люди, верит в загадочные существа, вроде нимф, или, что тот, кто •не боится ни сил земных, ни сил небесных, боится пауков. Ты улыбаешься, полагая, что я попался в просак, допустил, что ты веришь в то, что на самом деле ты веришь меньше, чем всякий другой. Я знаю, что ты действительно не веришь ни во что, так как каждая твоя речь кончается воззванием к скептициз му. Весь твой ум и сообразительность не в состоянии однако помешать тебе в иные минуты (попробуй отрицать это) подогревать себя болезненным жаром нестественного возбуждения и, таким образом, вопреки твоему намерению — обмануть лишь других, обманывать самого себя. То, что я.уже сказал о твоих занятиях наукой и ^искусствами, можно сказать и о всей твоей жизненной деятельности: ты живешь минутой, являешься в данную минуту сверхъестественной величиной, Отдаешься минуте, в страстном напряжении энергии, здеей душой и телом, всем своим существом. Тот, кто видит тебя лишь в подобные минуты, легко можег впасть в заблуждение и преклониться перед тобой, тогда как тот, кто сумеет выждать время, напротив, может посмеяться над тобой. Ты помнишь, может быть, сказку Музеуса о, трех оруженосцах Роланда? Один из них, как известно, получил от старой колдуньи шапку-невидимку,, с помощью которой пробрался в покои прекрасной принцессы Ураки и объяснился ей в любви. Объяснение это произвело на принцессу сильное впечатление, — она ведь никого не видела и предполагала, что ее удостаивает своей любви по меньшей мере заколдованный принц. Тем не менее она потребовала, чтобы он явился ей в своем настоящем виде. Вот тут то и был камень, преткновения: стоило оруженосцу показаться, и очарование исчезло; если же бы он не показался, он не мог бы извлечь из своей любви никакой пользы. Сказки Му-неуса у меня как раз под рукой, и я сделаю из них маленькую выписку, которую прошу тебя прочесть. «Он согласился, но, по-видимому, не охотно, и вот нетерпеливое воображение принцессы уже рисовало^ себе образ красавца, которого она сейчас увидет_ Каков, однако, был контраст между идеалом и оригиналом! Она увидела перед собой обыкновенное лицо, одну из самых будничных физиономий, не говорящих ни об уме, но о богатой чувствами души. Ты умнее упомянутого оруженосца и понимаешь, что-явиться перед людьми в своем настоящем виде после того, как произвел на них желаемое впечатление — не расчет; явившись человеку в идеальном свете (надо признать за тобою умение являться идеальным в каком угодно отношении), ты затем осторожно удаляешься от него, забавляясь тем, что одурачил его, и радуясь тому, что ничего не мешает тебе начать в. следующуюу минуту новую игру с новым человеком. Вся твоя жизнь состоит из множества отдельных,, ничем не связанных между собой, моментов. Теретически ты изведал все земное, покончил coco всем, так как мысль твоя не знает никаких конечных преград; изведал ты почти все земное — по крайней мере, все, относящееся к области эстетики— и; по опыту, и все-таки у все-таки у тебя нет никакого определенного мировоззрения, а только нечто похожее на него, чта> и придает твоей жизни известное «спокойствие, которое, однако, нельзя смешивать с твердым и отрадным доверием к жизни. Твоя жизнь носит отпечаток спокойствия лишь сравнительно с жизнью таких людей, которые еще не устали гоняться за миражами наслаждения, per mare paupe-rium fugiens per saxa, per ignes43. Ты относишься к наслаждению с истинно аристократической гордостью, что совершенно в порядке вещей, так как ты покончил со всем конечным и преходящим на земле; покончил лишь в смысле—изведал: ты ведь не в силах отрешиться от всего этого окончательно. Ты кажешься удовлетворенным, но эта удовлетворенность лишь относительная, ты удовлетворен в сравнений с теми, кто еще добивается удовлетворения, то же чем ты удовлетворяешься, есть в сущности полнейшая неудовлетворенность. Все чудеса и диковинки мира потеряли для тебя инретес, мысль твоя смотрит на них свысока, и предложи тебе узреть их всех воочию, ты ты наверное ответил по своему обыкновению: «что ж, денег — куда ни шло—-можно посвятить на это. Ты не гонишься и за богатством, и предложи тебе миллионы, ты ответил бы пожалуй, пробыть, миллионером с месяц довольно интересно; попробывать можно». Предложи тебе, наконец, любовь прелестнейшей девушки, ты ответил бы: «да, на полгода, это было бы недурно». Я не хочу присоединять своего голоса к общему крику о твоей ненасытности и скажу скорее, что в некотором отношении ты прав; ничто конечное, преходящее, ни даже весь свет, не в состоянии удовлетворить души человека, стремяшей-ся к вечному. Если бы возможно было предложить тебе славу, почести, удивление современников — а это ведь твоя самая слабая струна —ты тоже ответил бы: «да, ненадолго, я не прочь». В сущности же ты не гонишься ни за чем и шагу бы не сделал ни ради того, ни ради другого, ни ради третьего Ты понимаешь, что слава, почести, удивление современников — все это имело бы для тебя действительное значение лишь в том случае, если бы ты воистину был достоин их по своим исключительным дарованиям, и кроме того, если бы не провидел мыслью всей суетности и ничтожества даже самых высших 43 Убегая от бедности через моря, через горы, через огонь. земных благ, доставляемых человеку его дарованиями. Твое полемическое отношение к жизни находит свое высшее выражение в подсказываемом тебе твоим внутренним озлоблением желания быть безнадежнейшим глупцом в свете и все-таки стать для современников предметом поклонения наравне с^первейшими мудрецами: это было бы самой злейшей насмешкой над жизнью и людьми. Итак, ты ни за чем не гонишься, ничего не же лаешь; единственное, чего бы ты еще желал, это — иметь в руках волшебную палочку, да и ту употребить бы, пожалуй, на чистку своей трубки. Ты покончил с жизнью и тебе даже не нужно заботиться о духовном завещании».— «Мне нечего завещать»,— говоришь ты. Разрушив все основы, отняв у тебя все, мысль твоя, однако, ничего не дала тебе взамен, поэтому ты не можешь долго удержаться на крайней точки отрицательного отношения к жизни: минута — и ты увлечен какой ни будь безделицей. Правда, ты смотришь на нее с высоты величия гордой мысли, она для тебя не более, как пустая игрушка, готовая надоесть тебе чуть ли не раньше, чем ты успеешь взять ее в руки. И тем не менее эта безделица занимает тебя; разумеется, не сама по себе — этого никогда не бывает — тебя занимает в сущности лишь свое желание снизойти до нее. Благодаря этому, в твоих отношениях к людям постоянно сквозит самая •обидная неискренность, за которую однако, даже нельзя упрекнуть тебя с этической точки зрения: ты ведь не подлежишь суду этики. Хорошо еще, что ты вообще мало принимаешь участия в жизни других, и поэтому твоя неискренность не так заметна. Ты частый,и, как сам знаешь желанный гость в моем доме и тем не менее мне никогда не приходит в голову привлечь тебя к малейшему участию в нашей жизни. Я..бы не желал даже пригласить тебя вместе с нами на. загородную прогулку, не потому, что ты не можешь быть веселым и занимательным спутником, но потому, что твое участие всегда скрывает в себе фальшь. Если ты весел, можно быть уверенным, что веселье твое не общее с ними, что тебя радует вовсе не прогулка, что у тебе что-то свое на уме. Если же ты не весел, это опять таки не вследствие какой-либо неприятности, лишившей тебя приятного распо- ложениЯ духа (это могло бы случиться и с каждые из нас), но вследствие того, что ты, еще садясь в экипаж, уже проникся сознанием ничтожества предстоя-щего удовольствия. Я, впрочем, охотно извиняю тебя; ты вообще.находишься в сильном душевном волнении, напоминающем отчасти, как сам справедливо замечаешь, душевное состояние роженицы; ничего и говорить, что подобное положение вполне извиняет некоторые странности в поведении. Дух не позволяет, однако, вечно шутить с собою,, он восстает против тебя и налагает на тебя оковы меланхолии, а тут уже недалеко и до Нерона, мой юный друг, не будь у тебя врожденного великодушия, серьезности душевной, глубины мысли, и — будь ты имератором Рима! Поэтому ты идешь другим путем. Сначала тебе кажется что тебе остается лишь одно — погрузиться на всю жизнь в унылое равнодушие и печаль, так как ничто не в состоянии удовбет-ворить тебя. Подобное воззрение не в состоянии, однако, выдержать критики твоей здравой мысли. Какое удовлетворение может в самом деле дать такая-эстетическая печаль, если она приводит к той же суетной жизни, как и всякое другое эстетическое воззрение, и если она, вследствие отсутствия более глубоких основных причин, столь же преходяща, как и всякая радость, как и все земное, конечно. Многие находят утешение в мысли, что печаль преходяща, по моему же эта мысль столь же безутешна, как; и мысль о том, что радость преходяща. Итак, мысль твоя отвергает мировоззрение, основанное на печали, отвергает печаль и дает место радости; но радость, которою ты заменяешь печаль, не более как подкидыш 'печали, это горький смех отчаяния. И вот ты снова возвращаешься к жизни, получившей для тебя под этим освещением новый интерес. Ты радуешься, и забавляешься,-обманывая людей своим смехом, как забавляешься 'Вообще и разговаривая с детьми,, принимающими все твои иносказания в прямом смысле. Заразить своим смехом, веселостью и ликованием, всех окружающих ты чувствуешь, что победил • мир и внуренно восклицаешь: «знали бы вы над чем в сущности смеетесь». Но дух, как уже сказано,.не позволяет долго шутить с собою: мрак меланхолии сгущается вокруг те- <>я сгущается вокруг тебя все более и более, и молнии бешенного остроумия оттеняют его в твоих глазах еще резче, еще ужаснее.; Тепрь уж ничто не развлекает тебя все блага мира не имеют для тебя никакого значения и ты, хотя и завидуешь простодушным радостям других, не гонишься более за ними «сам. Земные наслаждения не искушают тебя более ««это — как бы вообще ни было печально твое положение— большое счастье: поддайся ты искушению, ты погиб бы окончательно. Благодарить же за это •счастье следует по моему, не твою гордость, отталкивающую соблазны, но Высшую Благодать, сдерживающую твою мысль. То, что ты не поддаешься более «соблазнам, служит, однако, серьезным указанием на предстоящий тебе путь: ты должен идти прямо вперед, а не вспять. Вперед ведет, впрочем, и еще одни путь — окольный, но этот путь будет также ложен и не менее ужасен, чем оставшийся позади. Надежду на то, что ты избегнешь его, я возлагаю опять таки -не на твою гордость, а на Высшую Благодать», не-перестанно поддерживающую тебя: правда, ты действительно горд, правда, гордость лучше и выше суетного тщеславия, правда, в высказываемой тобою, как требование, мысли «лучше смотреть на себя, как на кредитора, которому уне платят, нежели уничтожить долговые обязательства» — есть страшная сила, и все-таки гордость человеческая чересчур хрупкий оплот. Теперь, юный друг мой, ты сам видишь, что твоя жизнь в сущности — отчаяние; скрывай, если хочешь, это от других, от себя самого ты этого не скроешь. И тем не менее, с другой точки зрения, твоя жизнь •еще не есть отчаяние. Ты слишком легкомыслен, чтобы отчаиваться серьезно, и в то же время слишком одержим меланхолией, чтобы избегнуть соприкосновения с отчаянием. Ты корчишься от душевной боли, как женщина в родовых муках, и все-таки продолжаешь оттягивать развязку и оставаться при одних муках. Если бы женщине в минуту родов могла придти в голову мысль, что она родит урода или если бы она вообще могла в это время заняться вопросом о том, что предстоит ей родить, ее положение до известной степени напоминало бы твое. Ее попытка остановить процесс природы была бы, однако, напрасна,
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |