КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заказ 3210 6 страница
тогда как твоя вполне может увенчаться успехом: Что же страшит тебя? Тебе, ведь, предстоит родить не другого человека, а самого себя. Я хорошо знаю, впрочем, что тут есть от чего придти в серьезное волнение, граничащее с душевным потрясением,;: минута, когда человек сознает свое вечное значение,, самый-знаменательный момент в жизни. Человек^ чувстувет себя как-будто захваченным чем-то,грозным и неумолимым, чувствует себя пленником на веки, чувствует всю серьезность, важность и. бесповоротность совещающегося в нем процесса, результатов которого нельзя уже будет изменить или уничтожить во веки веков, несмотря ни на какие сожаления и усилия. В эту серьезную, знаменательную минуту человек заключает вечный союз с вечной силойЛ смотрит на себя самого, как на объект, сохраняще-го значение во веки веков, сознает себя тем, что од есть, т..е. в действительности сознает свое вечное и истинное значение, как человека. Но можно, ведь, и не допустить себя пережить такую минуту! Да вот тут-то и есть «или-илн», тут то и предстоит человеку сделать выбор. Позволь же мне поговорить с тобою так, как я никогда не решился бы заговорить в присутствии третьего лица, во-вторых потому, что я не имею на это право, а во-вторых потому, что я поведу речь о будущем. Если ты вообще не желаешь-думать о выборе, если желаешь вечно тешить свою душу погремушками остроумия и тщеславием ума — да будет так: бросай родину, путешествуй, отправляйся в Париж, отдайся журналистике, домогайся улыбок изнеженных женщин, охлаждай их разгоря:. ченную кровь холодным блеском своего остроумия, пусть гордой задачей твоей жизни станет борьба со-скукой праздной женщины и с мрачным раздумием расслабленного сластолюбца, забудь свои детские годы, забудь былую детскую кротость и чистоту душевную, забудь безгрешность мысли, заглушай в груди всякий святой голос, прожигай жизнь среди блестящей светской суеты, забудь о своей бессмертной душе, выжми из нее все, что только можно; ко- гда же сила изобретательности иссякнет — в Сене хватит воды, в магазинах пороху, да и компаньоны надутся всегда и всюду. Если же не можешь, не хочешь избрать этот путь,— а ты и не можешь и не Хочешь — то собери все свои силы, гони прочь всякую мятежную мысль, дерзающую восстать против всего лучшего в твоем существе, презирай ничтожество, завидующее твоим умственным дарованиям и желающее само завладеть ими, чтобы злоупотреблять ими во сто крат хуже тебя, презирай лицемерное благонравие, несущее бремя жизни лишь поневоле и тем не менее требующее себе за это уважение, но не презирай самой жизни, уважай каждое искренее стремление, всякую скромную не желающую выставляться на показ деятельность, прежде всего уважай женщину! Поверь мне, что спасение идет все-таки от женщины, как нравственная порча от мужчины. Я — семьянин и потому, может быть, пристрастен, но глубоко убежден, что, если женщина и погубила человека однажды, то она зато с тех пор и не перестает честно и ревностно искупать свою вину, так что из 100 заблудших мужчин 99 спасаются, благодаря женщине, и лишь один непосредственно Высшей Благодатью. Словом, если согласишься со справедливостью признаваемого мною положения, что мужчина вообще свойственно заблуждаться, женщине же оставаться в безмятежном покое чистой непосредственности, то легко согласишься и с тем, что женщина вполне искупила содеянное ею когда-то зло. Так что же тебе теперь делать? Иные, может быть, посоветовали тебе, жениться, на том основании, что тогда у тебя появятся иные заботы и мысли; совершенно верно, но вопрос в том, насколько годен для тебя этот совет? Ведь как бы там ты не думал о женщине, ты все-таки настолько рыцарь в душе, что не позволишь себе жениться ради одной только упомянутой причины, да и кроме того, если уж ты сам не в состоянии справиться с собой, то вряд ли ты найдешь кого другого, способного взять тебя в руки. Или может, быть, тебе посоветовали бы поступить на службу, сделаться дельцом, вообще трудиться, так как труд развлекает человека и заставляет его позабыть о своей меланхолии. Может
1 Созидающая попытка. статься, тебе бы и удалось забыться в труде, но не исцелиться: минутами меланхолии прорвется тем сильнее, тем ужаснее, что застанет тебя врасплох,, чего не было еще до сих пор. К тому же, каковы бы ни были твои понятия о жизни и деятельности человеческой вообще, себя самого ты все-таки ставишь-слишком высоко, "чтобы позволить себе приняться за? какое-нибудь дело только по вышеприведенной причине,— это поставило бы тебя в такое же фальшивое; положение, как и женитьба. Так что же тебе делать? У меня лишь один ответ: предаться истинному-отчаянию. Я — семьянин, крепко привязанный к своей-жене,, детям, к жизни, красоту которой буду непрестанно» восхвалять, следовательно, ты можешь быть уверенным, что такой совет дается тебе не экзальтированным и страстным юношей, желающим увлечь тебя &. круговорот страстей, или злобным духом, насмехающимся над несчастным, потерпевшим жизненное крушение. Я указываю тебе на отчаяние, не как на средство утешения, или состояние, в котором ты должегг остаться навсегда, но как на подготовительный душевный акт, требующий серьезного напряжения ir сосредоточения всех сил души. Я глубоко убежден в» необходимости этого акта, дающего человеку — ие-, тинную победу над миром; ни один человек, не вкусивший горечи истинного отчаяния, не в состоянии схватить истинной сущности жизни, как бы прекрас-' на и радостна ни была его собственность. Предайся отчаянию, и ты не будешь более обманывать окружающий тебя мир, не будешь • более бесполезным^ обителем мира, хотя и победишь его: я, например,, надеюсь, имею право считать себя добрым и полезным семьянином, а между тем и я отчаивался. Смотря на твою жизнь с этой точки зрения, я скажу, что ты еще счастлив: крайне важно, чтобы' человек в минуту отчаяния не ошибся во взгляде на жизнь,—это также опасно для него, как для роженицы засмотреться на что-нибудь уродливое. Тот, кто отчаивается из-за отдельной частности, рискует, чт& его отчаяние не будет истинным, глубоким отчаянием, а простой печалью, вызванной отдельным лишением. Тебе не приходится отчаиваться подобным образом,—-ты не терпишь никаких лишений, у тебя есть все,1 что нужно. Не будет истинным и отчаяние того, кто ошибся во взгляде на жизнь в минуту отчаяния, предположив, что несчастье человека не в нем самом, я в совокупности внешних условий: подобного рода отчаяние ведет к жизнененависти, между тем как истинное отчаяние, помогая человеку познать себя самого, напротив, заставляет его проникнуться любовью к человечеству и жизни. Человеку, доведенному до отчаяния пороками, преступлениями и угрызениями совести, тоже трудно познать истинное отчаяние, через которое постигается и истинная радость. Итак, отчаивайся! Отчаивайся всей душой, всеми помышлениями! Чем долее ты будешь медлить, тем тягостнее будут условия, требование же останется прежним. Я настаиваю на этом требовании, как настаивала на своем требовании женщина, предлагавшая Тарквинию купить у нее собрание ценных книг: не получая от него согласия выдать ей требуемую ею сумму, она сожгла третью часть книг и продолжала требовать за остальные ту же цену; не получив -ее и на этот раз, она сожгла еще треть и потребовала ту же сумму за одну оставшуюся треть, на что Тарквинию и пришлось согласиться. Условия твоей жизни довольно благоприятны для истинного отчаяния, но бывают и еще более благоприятные. Представь себе такого же даровитого; как ты Молодого человека и представь, что он полюбил так искренно и глубоко, как самого себя. Представь затем, что на него нашла минута раздумья, и он спросил себя, что в сущности составляет основу его жизни и что — ее? Он знает, что связующим элементом является между ними любовь, но знает также, что в остальном между ними огромное различие. Девушка может быть красавицей, но он не признает существенного значения за красотой,— красота так недолговечна; девушка может быть жизнерадостной, •веселой, но и это не может иметь в его глазах суще-■ственого значения; сам же он обладает силой развитого ума и сознает все значение этого. Он хочет любить девушку истинной любовью, а потому и думает, что лучше не тревожить ее чистой непосредственности, не стараться сделать ее соучастницей напряжен-«ной работы его ума,—к тому же ее кроткая душа и не требует этого. В этом то, однако, и заключается: самое существенное различие между ними, которое— как он сам чувствует — должно быть уничтожено,. если он хочет любить девушку истинной любовью. И вот он предается отчаянию. Отчаивается он не ради себя: он ведь любит девушку, как самого себя. Мало-помалу отчаяние уничтожит в нем все лишнее, ненужное, суетное, и приведет его к сознанию своего вечного значения, т. е. к тому, что он обретет себя, как человека: обретя же себя, он обретет и любимую девушку. Что значит счастье рыцаря-победителя, возвратившегося из опаснейшего похода, в сравнении со счастьем, которое ожидает человека, вышедшего победителем из борьбы с плотью и ее тщеславными стремлениями? Это счастье доступно, однако, всем людям без различия. Молодому человеку, ко-' нечно, не придет в голову, сгладить различия между собой и любимой девушкой путем намеренного отупления или приостановки развития собственного ума; он сохранит все преимущества своего ума, но присоединит к ним внутреннее сознание своего равенства, как человека, со всяким другим человеком, хотя бы и менее развитым умственно. Можно также взять в пример глубоко религиозного человека, впавшего в отчаяние, по причине глубокой, полной сожаления любви к человечеству; отчаяние его будет продолжаться лишь до тех пор, пока он не постигнет «абсолютного» значения человека, уничтожающего все временные различия и делающего человека равным человеку, независимо от того — сплюснут его лоб или же может поспорить своей гордой выпуклостью с самим сводом небесным. У тебя вообще часто являются счастливые и строумные идеи, ты мастер изобретать словечки, сы:". пать забавными шутками,— оставь все это при себе, <(мне ничего этого не нужно,, я прошу тебя только покрепче держаться за одну идею, убеждающую меня в сродстве наших умов. Ты не раз говорил, чтоiменьше всего на свете желал бы быть поэтом, так. как жизнь поэта равняется в сущности принесению себя в жертву. Со своей стороны, я не отрицаю, что действительно были поэты, которые обрели себя прежде, чем начали творить, или же обрели себя через творчество, но не стану отрицать и того, что поэт, если он — только поэт, живет как бы в потемках; причиной то, что отчаяние его не доведено до конца, что душа его вечно трепещет в отчаянии, а дух тщетно» стремится к просветлению. Поэтический идеал не есть поэтому истинный идеал, а лишь воображаемый. Если дух в своем стремлении к вечному и бесконечному просветлению встречает преграды, он останавливается на полдороге, любуется небесными образами образами, отражающимися в облаках, и плачет над их недолговечностью. Жизнь поэта, как толька поэта, оттого, следовательно, так и несчастлива, что она подымает его над обыкновенной земной жизнью и в то же время не в силах вознести его в вечное царство духа. Поэт видит идеалы, но для того, чтобы наслаждаться их лицезрением, он должен бежать из мира: он не может носить в себе эти божественные образы среди жизненной суеты, не может спокойно следовать своим путем без того, чтобы • не быть задетым окружающими его каррикатурами; можно ли после этого и требовать от него воспроизведения истинных идеалов. Поэт бывает также предметом презренного сожаления со стороны людей, считающих, что все благополучие именно в их твердой оседлости в низменном, конечном мире плоти. Ты как то выразился однажды, под впечатлением минутного-уныния, что не мало найдется людей, считающих тебя человеком вполне поконченным, которого можно,, пожалуй, признать «головой», но совершено бесполезной для общества. Действительно, на свете много ничтожных людей, которые готовы отделаться таким приговором от всякого, кто хоть чуть выдается над низким уровнем их среды. Не обращай, однако, на них внимания, не вступай с ними в борьбу, даже не презирай их,— «не стоит», твое любимое выражение здесь как раз у места. Раз, однако, ты не хочешь быть поэтом, для тебя нет другого исхода, кроме указанного уже мною — отчаяния. Итак, выбирай отчаяние: отчаяние само по себе есть уже выбор, так как, не выбирая, можно лишь сомневаться, а не отчаиваться; отчаиваясь, уже выбираешь, и выбираешь самого себя, не в смысле временного, случайного индивидиуума, каким ты являешься в своей-природной непосредственности, но в своем вечном, неизменном значении человека.
Постараюсь хорошенько выяснить тебе это последнее положение. В новейшей философии более чем достаточно сказано о том, что всякое мышление начинается с сомнения, и тем не менее я напрасно искал у философов указаний на различие между сомнением и отчаянием. Попытаюсь же указать на это различие сам, в надежде помочь тебе этим, вернее определить твое положение. Я далёк от того, чтобы считать себя философом, я не мастер, подобно тебе, жонглировать философским категориями и положениями, но истинное значение жизни должно ведь быть доступно пониманию и самого обыкновенного человека. По-моему, сомнение — отчаяние мысли; отчаяние— сомнение личности. Вот почему я так крепко держусь за высказанное мною требование выбора: это требование — мой лозунг, нерв моего мировоззрения, которое я составил себе, хотя и не составил никакой философской системы, на что, впрочем, и не претендовал никогда. Сомнение есть внутреннее движение, происходящее в самой мысли, при котором личности остается только держаться по возможности безразлично или объективно. Положим теперь, что движение это будет доведено до конца, мысль дойдет до абсолюта и успокоится на нем, но это успокоение не будет уже обусловлено выбором, а необходимостью, обуславливавшей в свое время и самое сомнение. Так вот в чем это великое значение сомнения, о котором столько кричали и которое так превозносили люди, едва понимавшие сами о чем говорили. Раз, однако, сомнение надо понимать, как необходимость, это уже показывает, что в данном движении участвует не вся личность. Поэтому и справедливо, если человек говорит: хотел бы верить, да не могу,— я должен сомневаться. И поэтому же нередко можно встретить, среди «сомневающихся», людей с известными положительными воззрениями, независимыми от главного настроения их мысли; такие люди являются вполне добросовестными и полезны-членами общества, ни мало не сомневающимися в значении долга и обязанностей человеческих и не пренебрегающими никаким достойными сочувствия, привязанностями и влечениями. С другой стороны в наше время можно встретить людей, отчаивающихся в душе и все-таки победивших свои сомнения. Осо- бенно поражают меня в этом отношении некоторые немецкие философы. Их мысль доведена до высшей степени объективного спокойствия, и все-таки они живут в отчаянии. Они только развлекают себя чистым объективным мышлением, являющимся едва ли не самым одуряющим из всех способов и средств, к которым' человек прибегает для развлечения: абстрактное мышление требует ведь возможного обезличения человека. Сомнения и отчаяние принадлежат таким образом к совершенно различным сферам, приводят в движение совершенно. различные области душевные. Я, однако, не удовлетворюсь еще подобным определением,— оно ставит сомнение и отчаяние на соответствующие друг другу чашки весов, а это не должно быть. Отчаяние выражает несравненно более глубокое и самостоятельное чувство, захватывающее в своем движении гораздо большую область, нежели сомнение: отчаяние охватывает всю человеческую личность, сомнение же только область мышления. Прославленная объективность сомнения именно и выражает его несовершенство. Сомнение дробится в преходящих различиях, отчаяние же абсолютно. Для того, чтобы сомневаться нужен талант, не нужный для того, чтобы отчаиваться,— талант сам по себе выражает различие, все же имеющее значение, лишь благодаря различию не может никогда стать абсолютным; абсолютному соответствует лишь абсолютное. Отчаиваться может и молодая девушка, которая уж меньше всего представляет собой мыслителя, и никому и-■'в голову не придет назвать первого или вторую— «скептиками». Причиной того, что человек, покончивший с сомнениями, успокоившийся в этом отношении, может все-таки отчаиваться, то, что он желает придаться истинному глубокому отчаянию. Отчаяние вообще в воли самого человека, и, чтобы воистину отчаяться, нужно воистину захотеть этого: раз, однако, воистину захочешь отчаяться^ то воистину и выйдешь из отчаяния: решившись на отчаяние, решается, следовательно, н*а выбор, т. е. выбирает то, что дается отчаянием— познание себя самого, как человека, иначе говоря — сознание своего вечного значения. Воистину умиротворить человека, привести его к истинному спокойствию может лишь отчаяние, но необходи- гмость не играет тут никакой роли,— отчаяние есть вполне свободный душевный акт, приводящий человека к познанию абсолютного. И в этом отношении нашему времени (если я вообще смею иметь о нем суждение,— я знаю его лишь из газет, некоторых сочинений и разговоров с тобой) суждено, по-моему, сделать большой шаг вперед. Недалеко, может быть, и то время, когда люди дорогою ценой приобретут убеждение, что исходной точкой для достижения абсолюта, является не сомнение, а отчаяние. Возвращаюсь теперь к значению выбора. Выбирая абсолют, я выбираю отчаяние, выбирая отчаяние, я выбираю абсолют, потому что абсолют это— я сам; я сам полагаю начало абсолюту, т. е. сам выражаю собой абсолют, иначе говоря: йыбирая абсолют, я выбираю себя; полагая начало абсолюту, я полагаю начало себе. Если я забуду, что второе выражение столь пе абсолютно, как и первое, то мое положение о значении выбора будет неверным, как верность его зависит именно от тождественности обоих выражений. Выбирая, я не полагаю начала выбираемому, оно должно уже быть положено раньше, иначе мне нечего будет и выбирать, и все-таки если бы я не положил начала тому, что выбрал, я не выбрал бы его в истинном смысле слова. Предмет выбора существует прежде, чем я приступаю к выбору, иначе мне не на чем было остановить своего выбора, и в то же время этого предмета не существует, но он начинает существовать с момента выбора, иначе мой выбор был бы иллюзией. Но что же я собственно выбираю? Я выбираю аб-• солют. Что же такое абсолют? Это я сам, в своем вечном значении человека; ничто другое и не может быть абсолютным предметом выбора: выбирая что-нибудь иное, конечное, я выбираю его лишь относительно, в сравнении с чем-либо другим конечным: абсолют же является и абсолютам предметом выбора. А что такое мое «сам» или мое «я»? Если речь идет о первом проявлении этого понятия, то первым выражением для него будет: это самое абстрактное и вместе с тем самое конкретное из всего —свобода. Чтобы пояснить вышесказанное, позволь мне'**поделиться здесь с тобой одним наблюдением. Часто можно слышать, как люди, недовольные жизнью, отводят душу, высказывая различные желания; некоторые из этих желаний совершенно случайные и ничего не объясняющие, поэтому пропустим их и остановимся на следующих: «будь у меня ум такого-то человека», «талант такого-то» и т. п. или, чтобы взять самое крайнее желание: «будь у меня твердость характера такого-то». Подобные желания можно услышать на каждом шагу, но слышал ли ты когда-нибудь, чтобы человек серьезно пожелал стать другим человеком? Напротив, чти «неудачники» тем именно и отличаются, что крепко накрепко держатся за самих себя, за свое «я», и, несмотря на все свои страдания, ни за что на свете не желали бы превратиться в других людей. Подобные люди в сущности довольно близки к истине,— они точно чувствуют, что вечное значение личности познается не в ^благоденствии, а в страданиях, отсюда их бессознательное довольство своим положением, выражающееся тем, что они предпочитают оставаться самим собою, сохранить свое «я» при всяких обстоятельствах. Высказывая различные желания, они полагают остаться по-прежнему самими собою, как бы ни было велико имеющее произойти с ними, по их желанию, изменение; иначе говоря, они смотрят на свое «я» как на абсолют, независимый ни от каких изменений внутренних и внешних условий. Впоследствии я выясню заблуждение, в котором находятся подобные люди, теперь же остановлюсь пока на абстрактном определении этого «я», делающего человека тем, что он есть. Как уже сказано, это — свобода. Исходя из этой точки зрения, можно дойти до самого убедительного доказательства вечного значения v личности: ведь самоубийца и тот в сущности не желает избавиться от своего «я»,—он только желает найти иную форму для этого «я»; поэтому вполне и возможно встретить между самоубийцами людей, как нельзя более верующих в бессмертие души и решаю- | щихся на самоубийство лишь вследствия того, что 1 они думают этим шагом выйти из своего запутанного / земного положения и найти высшую абсолютную форму для своего духа. Причиной того, что человек полагает сохранить свое «я» во всей его неприкосновенности, несмотря ни 9 Заказ 3210 на какие мгновения в нем, другими словами, смотрит на самую сущность своей души, как на какую-то алгебраическую величину, которая может означать, что угодно — является то, что человек вообще находится в ложном положении и не имеет надлежащего понятия о своем «я». И тем не менее в самом недомыслии такого человека все-таки мелькает сознание вечного значения личности. Тот же, кто принял верное положение и выбрал себя самого, в абсолютном смысле.будет воистину смотреть на свое «я», как на абсолют,—он ведь выбрал себя самого, а не другого. Выбираемое им «я» бесконечно конкретно, потому что это «я» — он сам, и все-таки оно абсолютно отличается от его прежнего «я», так как теперь он его абсолютно выбрал. Этого «я» не было прежде, оно явилось лишь с выбором, и в то же время оно было* потому что ведь это — он сам. Выбор имеет таким образом двоякий и противоречивый смысл: с одной стороны выбираемое не существовало раньше, т. к. является лишь с выбором, а с другой стороны выбираемое существовало, т. к. иначе нечего было бы и выбирать. Если бы выбираемое не существовало, но становилось абсолютным лишь благодаря выбору, то я не выбирал бы, а творил, на я не творю, а лишь выбираюсебя самого. Поэтому, как вся природа создана из ничего, так и я сам, как непосредственная личность, создан из ничего; как олицетворение же свободного духа, я начинаю существовать лишь благодаря принципу -противоположности, т. е. выбору своего «я». Выбрав свое «я», человек открывает, что это «я» имеет свою историю, тождественную с историей самого человека. Каждый человек имеет свою историю, отличающуюся от всех других, т. к. она слагается из совокупности его отношений ко всем другим людям и ко всему человечеству; в такой истории может быть много горестного, и все же, только благодаря ей, человек является тем, что он есть. Для того, чтобы решиться выбрать себя самого, нужно поэтому обладать мужеством: выбор только, по-видимому, способствует наибольшему обособлению человеческой личности, на самом же деле, благодаря выбору, человек еще крепче срастается с корнем, на котором рядом с ним держится и все человечество. Вот эта
то мысль и страшит человека; тем не менее, другого исхода, кроме выбора, для него нет, влечение к свободе заставляет его выбрать себя самого и бороться за обладание выбранным, как за спасение души,— да в этом и есть спасение его души — и в то же время он не может отказаться ни от чего, даже самого горького и тяжелого: лежащего на нем, как отпрыске того же грешного человечества; выражением же этой борьбы за это обладание является — раскаяние, человек мысленно перебирает все свое прошлое, затем прошлое своей семьи, рода, человечества и, наконец, доходит до первоисточника, до самого Бога, и тут-то обретает и самого себя. Только под этим условием может человек выбрать себя самого, и это единственное условие, на которое согласен он сам, так как лишь оно ведет к абсолютному выбору.— Что такое человек без любви? Есть, однако, много родов любви: отца любишь иначе,, чем мать, жену опять иначе, чем мать, жену опять иначе, словом, различных лиц и любишь и выражаешь им эту любовь по разному. Бога* тоже любишь, но любовь к Богу может быть лишь одна, и выражением ее может служить лишь раскаяние. Если люблю Его, не раскаиваясь, то я и не люблю Его истинною, абсолютною любовь, всем своим существом. Между тем, всякая иная любовь к абсолюту —- недоразумение: если, даже взять так восхваляемую людьми любовь мысли к абсолюту, то и она не будет истинной абсолютной любовью, т. к. обусловливается необходимостью: как же скоро я люблю свободно и люблю Бога, я и раскаиваюсь, хотя бы у меня и не было никаких причин других для раскаяния, кроме той, что Он возлюбил меня раньше, чем я Его. Лишь выбирая себя грешным, виновным перед Богом, выбираешь себя абсолютно,— если вообще абсолютный выбор не должен равняться самосозданию. Человек должен раскаиваться и в грехах отцов, перешедших на него, так как лишь путем раскаяния он выбирает себя самого. Личное «я» человека находится как бы вне его и должно быть приобретено им посредством раскаяния; это раскаяние выражает ведь его любовь к Богу и к своему «я», которое он и принимает, наконец, из рук Вечного Первоисточника. Все вышеизложенное не есть плод какой-нибудь особенной, профессорской мудрости; все это доступно пониманию любого желающего, поэтому и высказано быть может также любым желающим. Я сам постиг все это не на профессорских лекциях, а сидя в своей комнате, или, если хочешь, в детской. Смотря на веселую беготню мбего маленького сына, я часто думаю: кто знает, не перешли ли к нему от меня какие-либо дурные качества? Видит Бог, я забочусь о его воспитании, сколько могу, но не это-успокаивает мои тревожные мысли, а сознание, что и в его жизни настанет некогда минута, когда его-дух созреет для выбора, и он, выбирая себя самого, раскаится в том грехе, который, может быть, будет тяготеть на нем по моей вине. Так вот что, по моему простому разумению, значит выбирать и раскаиваться. Неприлично любить молодую девушку, как мать, или мать, как молодую, девушку. Всякая любовь должна иметь свою особенность, и любовь к Богу тоже имеет свою абсолютную особенность, выражающуюся в раскаянии. Что же» сравнении с этой любовью всякая другая? — Не бо1 лее, как детский лепет. Я не экзальтированный юноша, который стремится распространить свои теории, я семьянин и все-таки не боюсь, даже в присутствии: жены моей, повторить то же самое: в сравнении с раскаянием всякая любовь лишь детский лепет. И' тем не менее я знаю, что я хороший семьянин, продолжающий бороться под победоносным знаменем первой любви, знаю, что и подруга моя разделяет мой взгляд, а потому и люблю ее еще крепче. По той же причине я и отказался бы от безумной любви молодой девушки, не разделяющей этого взгляда. Я знаю, что требуемый мною шаг опять таки может увлечь человека на ложный путь, но знаю также и то, что не так легко упасть человеку, ползающему по земле, как храбрецу, взбирающемуся на вершины гор, или не так легко заблудиться тому, кто век свой сидит за печкой, как тому, кто.смело пускается в дальний путь; я знаю все это, а потому и настаиваю на своем требовании. Ученые богословы, без сомнения,, сумели бы наговорить на эту тему очень, очень много; я к ученым не принадлежу и вдаваться в подробности не стану, а постараюсь лишь пояснить высказанное мною выше замечанием, что истинное свое выражение раскаяние обрело лишь в христианстве. Благочестивый еврей также чувствовал на себе бремя грехов предков, но не так глубоко, как христианин: еврей не раскаивался в них, а потому не мог и выбирать себя абсолютно; грехи предков тяготели на нем, он изнемогал под их бременем, но не мог освобидться от них,— это может лишь тот, кто абсолютно выбирает себя самого с помощью раскаяния. Чем больше свободы дано человеку, тем больше лежит на нем и ответст^ венности, и в этом то и заключается тайна блаженства; тот же, кто не хочет взять на себя грехов предков и раскаяться в них, высказывает, если и не трусость^ то малодушие, если и не полное душевное ничтожество, то мелочность и недостаток великодушия.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |