КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заказ 3210 11 страница
Итак, не у эстетика получит наш герой нужные ему сведения. Послушаем же, что ответил бы ему •этик: «долг каждого человека — в поте лица зарабатывать себе средства к жизни». Услышав такой ответ, ты, вероятно, сказал бы: «Долг! долг! Старая и скучная история! Опять это вечное подтягивание и урезание себя и своих потребностей!» Потрудись, однако, припомнить, что у нашего героя нет денег, что бессердечный эстетик не нашел чем поделиться с ним и что и у тебя самого нет лишних средств, чтобы обеспечить его будущее. Что же из этого следует? То, что если герой наш не вздумает сесть сложа руки и мечтать о том, чтобы он сделал с деньгами, будь
■ они у него, ему поневоле придется искать иного исхода нежели указанный эстетиком. Ты должен также согласиться, что этик, указывая ему на долг, говорит вполне серьезно, а не обращается с ним, как с каким-то несчастным исключением, нуждающимся в утешении банальными фразами, вроде: «что делать, такая уж ваша судьба, примиритесь с ней!» Этик, напротив, видит исключение в эстетике, иначе бы он не сказал, что долг каждого человека трудиться: эстетик не трудится и не считает нужным трудиться, следовательно, он — исключение; быть же исключением, как сказано раньше, унизительно для человека, поэтому и богатство, если посмотреть на дело с эстетической точки зрения, является унижением для человека,— всякое особое преимущество низводит человека в разряд исключений, или унижает его. Держась этической точки зрения человек не станет таким образом, ни завидовать преимуществам других, ни гордиться своими собственными, ни, наконец, стыдиться их, так как будет видеть в них лишь выражение возложенной на него свыше ответственности. Если же этик, у которого наш герой нашел совет, сам знает, что значит зарабатывать себе средства к жизни, его слова приобретают тем больший вес. Вообще желательно, чтобы люди имели в этом отношении побольше мужества: ведь причиной того, что так часто слышатся эти громкие презренные речи о всемогуществе и мировом значении-денег, является да некоторой степени недостаток этического мужества у людей трудолюбивых, но стесняющихся громко указывать на великое значение труда, а также недостаток у них этического убеждения в этом значении. Ведь, если кто больше всего вредит браку, так это не обольстители, а трусливые супруги. То же самое и относительно труда. Упомянутые речи о деньгах не приносят еще такого вреда, как малодушие людей, которые то вменяют себе свое трудолюбие в заслугу, то вдруг начинают жаловаться на свою долю и говорить, что выше и лучше всего это все-таки быть независимым- Какого же уважения к жизни можно требовать от молодого человека, наслушавшегося от старших таких речей? Вопрос о том, можно ли представить себе такой порядок вещей, при котором люди были бы избавле- ны от необходимости зарабатывать себе средства к жизни трудом, есть в сущности вопрос праздный, так как он касается воображаемой, а не данной действие тельности. Тем не менее он является попыткой умалить значение этического воззрения на жизнь. Если бы совершенство жизни выражалось отсутствием необходимости труда, тогда разумеется, наиболее совершенной считалась бы жизнь, избавленного от этой необходимости праздного человека; тогда долг человека трудиться был бы лишь печальной необходимостью, а следствие этого и «долг» лишился бы своего «общечеловеческого» совершенного значения, сохраняя лишь одно обыденное, частное. Поэтому-то я с такой уверенностью и говорю, что отсутствие необходимости трудиться свидетельствует, напротив, о не совершенстве жизни: ведь чем ниже та ступень развития, на которой стоит человек, тем меньше для него необходимости трудиться, наоборот, чем выше — тем сильнее выступает и эта необходимость. Долг человека зарабатывать себе средства к жизни трудом именно служит выражением общечеловеческого: с одной стороны, выражением общечеловеческой обязанности, а с другой — свободой. Ведь именно труд освобождает человека, делает его господином природы. Или' может быть необходимость зарабатывать себе средства к жизни трудом лишает жизнь красоты? Этот вопрос опять заставляет нас вернуться к занимавшему уже нас выше вопросу о том, что следует подразумевать под красотой жизни? Прекрасное зрелище представляют полевые лилии, которые не трудятся, не прядут, а одеваются так, как не одевался и Соломон во всей славе своей. Прекрасное зрелище представляют и птицы небесные, которые не сеют, не жнут, а сыты бывают, и Адам с Евой в раю, но еще более прекрасное зрелище представляет человек, добывающий все необходимое себе своим трудом. Хорошо, если Провидение милосердно питает все живущее и заботится о нем, но еще лучше, если человек сам является как бы своим собственным Провидением. Тем то ведь человек и велик, тем то он и возвышается над всем остальным творением, что он может сам заботиться о себе. Итак, способность человека трудиться является выражением его совершенства в ряду других творений; высшим же выражением этого совершенства является то, что труд вменен человеку в долг- И вот, если герой наш усвоит себе вышеприведенное воззрение, он не станет желать себе нежданного* негаданного богатства, которое бы свалилось на него с неба, не будет заблуждаться относительно цели и значения жизни, поймет, как прекрасно зарабатывать себе средства к жизни трудом, увидит в труде свидетельство человеческого достоинства, поймет, что вечная праздность растения, которое не может трудиться, не совершенство, а недостаток. Он не будет также искать дружбы упомянутого богача эстетика,— он будет трезво смотреть на жизнь, будет ясно понимать, в чем именно заключается величие жизни и человека, и не позволит высокомерным денежным мешкам запугать себя мнимым значением богатства. Замечательно, я знавал многих людей, радостно сознававших значение труда, довольных своим трудом, счастливых своим скромным материальным положением, но не имевших мужества сознаться в этом. Если заходил разговор о их потребностях, они всегда старались преувеличить их в сравнении со своими действительными, а также никогда не хотели сознаваться в своем истинном трудолюбии, как-будто нуждаться во многом, или быть праздным коптителем неба достойнее и почетнее, нежели довольствоваться малым и трудиться! Как редко вообще можно встретить людей, которые бы спокойно и с достоинством сказали: я не делаю того то и того то потому, что мои средства не позволяют этого. Все они, напротив, поступают так, как-будто у них совесть нечиста и они боятся насмешливого напоминания о лисице и винограде. Таким то образом и уничтожается или низводится к нулю значение истинных добродетелей: если люди не ценят умеренности и скромности, если думают, что умеренными и скромными заставляет быть одна необходимость, то зачем им и стараться быть, такими? Между тем, разве нельзя быть умеренным и скромным, не имея возможности не быть таким, т. е. не имея богатства; или разве нужда искушает меньше,, чем богатство? Вернемся, однако, к нашему герою.— Он теперь охотно возьмется за труд, но все-таки постарается, вероятно, как-нибудь избавиться от заботы о хлебе насущном. Я лично никогда не знал этой заботы; я всегда обладал достатком, хотя и должен до известной степени трудиться ради того, чтобы иметь средства к жизни- Итак, я не могу в этом случае сослаться на собственный опыт и все-таки с уверенностью скажу, что положение человека вынужденного заботиться о хлебе насущном, имеет как свои темные, так и светлые стороны: оно и тяжело и трудно, но в то же время и имеет огромное, облагораживающее, воспитательное значение человека. Между тем я знавал людей, которых ни в каком случае нельзя было назвать трусами или слабохарактерными, которые, отнюдь, не воображали, что жизнь человеческая должна пройти легко и спокойно, без всякой борьбы, и которые чувствовали в себе, мужество, силу и охоту бороться даже в тех случаях, когда другие падали духом, и все-таки эти люди часто говорили: «Боже избави нас от заботы о насущном хлебе,— ничто не душит до такой степени всех высших потребностей и стремлений человека!» Подобные отзывы в связи с наблюдениями над собственной жизнью наводят меня на мысль о невероятной лживости человеческого сердца. Люди мнят себя мужественными и способными выдержать опаснейшую борьбу в жизни, а с заботой о насущном хлебе не хотят бороться и в то же время хотят, чтобы победа в первой борьбе считалась более великой нежели победа в последней! Объясняется подобное обстоятельство довольно просто: люди знают, что выбирая более легкую, но в глазах толпы более опасную борьбу, принимая кажущееся за истинное, борясь и побеждая в этой борьбе, они становятся героями, героями совсем иного рода, нежели те, которые побеждают в той ничтожной и недостойной человека борьбе из-за насущного хлеба,—так по крайней мере судит толпа. Да, если кроме борьбы с жизнью из-за хлеба насущного приходится бороться еще с такими скрыти внутри самого человека врагами, как трусость, и тщеславие, то нечего и удивляться, что людям хочется избавиться от первой. Было бы, однако, со стороны людей гораздо честнее, если бы они признались, что избегают этой борьбы' из-за ее трудностей и тяжестей. Раз же это так, то и победа в этой борьбе тем прекраснее! Поэтому люди, не испытавшие сами борьбы из-за хлеба насущного,, должны открыто признать каждого, ведущего ее, истинным героем, должны отдать ему хоть эту справедливость. И, если человек будет смотреть на заботу о хлебе насущном, как на истинный подвиг чести, уже это одно значительно подвинет его вперед. В данном случае, как всегда и везде, вся суть в том, чтобы найти надлежащую верную точку зрения и, не теряя времени на бесплодные мечтания уяснить себе свою жизненную задачу. Пусть задача эта, по-видимому, мелочна, ничтожна, нвеприглядна и в высшей степени трудна,— надо помнить, что все эти обстоятельства лишь усложняют борьбу и придают большую ценность и красоту победе. Есть ведь люди, которых украшает орден, и есть люди которые украшают собой орден,— пусть же намотает себе это на ус каждый, кто, чувствуя в себе силы и охоту испытал себя в более великой и смелой борьбе, принужден довольствоваться самой скромной и незавидной борьбой из-за насущного хлеба- Высокое воспитательное значение последней борьбы в том именно и заключается, что награда так несоразмерно мала, или вернее отсутствует вовсе и человек борется из-за одной только чести. Чем выше награда, из-за которой борется человек, тем меньше с его стороны заслуги; тем больше он может опираться на различные двусмысленные, волнующие каждого борца страсти. Честолюбие, тщеславие и гордость— все это силы, обладающие громадной упругостью' и могущие поэтому подвигнуть человека на многое. Тот же, кто борется из-за хлеба насущного не может рассчитывать на эти силы: они скоро изменят ему,— какой же интерес может возбудить такая борьба в посторонних людях? Не имей в себе такой человек запаса иных сил, он был бы поэтому скоро обезоружен и побежден; награда его уж слишком ничтожна; потребуется время и труд, измучившись и истомившись на работе, он, может быть, добился лишь самого необходимого для поддержания жизни и возможности продолжать ту же тяжелую, неприглядную трудовую жизнь. Я сказал, что борьба из-за насущного хлеба имеет огромное облагораживающее и воспитательное значение и вот почему: она не позволяет человеку обманывать, обольщать себя самого. Если человек не будет придавать этой борьбе никакого высокого значения, то она действительно будет ничтожной борьбой, и он получит полное право жаловаться на свою печальную участь; но эта борьба от того так и облагораживает человека, что невольно заставляет его — если только он сам не захочет убить в себе все хорошие чувства — видеть в ней именно подвиг чести; ведь чем меньше награда, тем больше чести для борца-победителя. Итак, хотя человек, по-видимому, и борется в данном случае из-за куска хлеба только, он борется в сущности и ради того, чтобы обрести себя самого, свое «я»; мы же все, кто не испытал подобной борьбы, но способен оценить ее истинное величие, будем, с позволения этого борца, почтительными зрителями, будем смотреть на него, как на самого почетного члена общества. Как сказано, такой человек ведет двойную борьбу и, потеряв в одной, он может в то же время выиграть победу в другой. Так, если мы представим себе почти невозможное, то есть то, что все его попытки заработать себе кусок хлеба, окажутся тщетными, это будет означать его поражение лишь в одной борьбе, тогда как в другой он в то же самое время может одержать прекраснейшую победу, и на эту то победу, а не на ничтожную награду, которой лишился, он и устремит свой взор. Напротив, тот, кто имеет ввиду одну награду, называет о другой борьбе, и если не достигает этой награды, теряет все, а если достигает, то всегда более или менее сомнительным путем. Да, какая другая борьба имеет такое высокое воспитательное значение! Сколььо детского простодушия, сколько смирения и глубокой веры нужно иметь для того, чтобы суметь смотреть почти с улыбкой на все земные невзгоды и труды, с которыми должен бороться бессмертный дух ради тела, чтобы довольствоваться малым, добываемым с таким трудом, чтобы всегда и при всяких обстоятельствах чувствовать над собой охраняющую руку Провидения! Ведь легко сказать только, что величие Бога особенно проявляется в малом, но нужно иметь великую веру, чтобы воистину видеть это! Сколько нужно иметь любви к людям, чтобы, борясь с заботой о куске хлеба, суметь еще разделять радость счастливых и протягивать ру-ру помощи несчастным! Какое нужно в этом случае питать искреннее и глубокое сознание, что ты со своей стороны делаешь все от тебя зависящее, сколько нужно иметь настойчивости и предусмотрительности! Какой другой враг насатолько лукав и неутомим, как забота о хлебе насущном? От этого врага не отделаешься несколькими смелыми жестами, его не запугаешь никаким треском и шумом- Сколько нужно иметь ловкости и достоинства, чтобы уклоняться от его нападений и в то же время не бежать от него! Как часто приходится менять в борьбе с ним оружие — то выжидать, то упорствовать, то умолять — и с какой готовностью, радостью, легкостью и изворотливостью приходится делать это, если не хочешь быть побежденным! А между тем время все идет, и борцу так и не удается увидеть осуществления своих прекрасных надежд, исполнения желаний своей юности; зато он видит, как достигают всего этого другие. Эти другие собирают вокруг себя толпу, вызывают ее рукоплескания, а он... стоит на подмостках жизни одиноким артистом, у него нет зрителей! Людям некогда смотреть на него, и не мудрено: зрелище его борьбы — не получасовой фарс, его борьба — искусство высшего рода, которое не по плечу даже образованной публике. Но он и не гонится за этим. «В двадцать лет»,— скажет он, может быть: «и я мечтал о борьбе на видной арене, под взорами молодых красавиц, сочувствие которых помогло бы мне забыть трудности борьбы; теперь я возмужал и веду иную борьбу, но горжусь ею ничуть не меньше; теперь я требую иных судей, знатоков; теперь мне нужен ввор, не знающий усталости, способный прозреть сокровенное; теперь мне нужно чуткое ухо, способное внимать работе мысли, способное улавливать все движения, посредством которых лучшая часть моего существа высвобождается из пут соблазна. Вот какого Судию мне нужно! На Него то я и устремляю свой взор. Его то одобрение я ищу заслужить, хотя и не надеюсь на это. И, если к устам моим приближается чаша страданий, я смотрю не на нее, а на Того, Кто мне подносит ее; я не устремляю взора на дно чаши, желая узнать, скоро ли я осушу ее, но на Того из Чьих рук я получаю ее. С радостью беру я эту чашу и затем осушаю ее не за здоровье друзей, но за свое собственное, я пью всю горечь этой чаши до дна, не переста- вая радостно провозглашать свое здоровье,— я верю, что этим напитком воистину куплю себе вечное здоровье!» Вот как следует, по-моему, смотреть на борьбу из-за куска насущного хлеба. Я не стану особенно приставать к тебе, требуя разъяснений относительно того, как именно и где разрешаешь ты вопрос: лишается ли, благодаря борьбе из-за хлеба насущного, жизнь человека своей красоты (исключая тех случаев, когда человек сам захочет этого) или, напротив, приобретает отпечаток высшей красоты, но представлю этот вопрос на решение и усмотрение твоей собственной совести. Прибавлю к этому, что отрицать существование и смысл заботы о хлебе насущном— безумно, забыть о ней потому только, что она минует нас — бессмысленно, если же человек ссылается вдобавок на свое мировоззрение — бессердечно или трусливо. Нет сомнения, что многие люди не смотрят на за-бету о хлебе насущном с надлежащей точки зрения или же видят в ней не то, что есть; поэтому высказать пожелание, чтобы они имели мужество прозреть или не ошибаться взором, подобно старцам, о которых говорится, что они глядели не на Небо, а на Сусанну— значит пожелать им добра. Этическое воззрение на жизнь, согласно которому труд является долгом человека, имеет двойное преимущество перед эстетическим. Во-первых, оно соответствует действительности и выясняет общую связь и смысл последней, тогда как эстетическое воззрение в себе носит отпечаток случайности и не объясняет ничего. Во-вторых, оно дает необходимый критериум, благодаря которому мы можем рассматривать самого человека с точки зрения истинного совершенства и истинной красоты. Упомянутые преимущества говорят за себя сами, и их более чем достаточно для настоящего случая; если же желаешь, я дам тебе в придачу пару другую эмпирических замечаний — не потому, чтобы этическое воззрение нуждалось в них, а потому, что, может быть, ты извлечешь из них какую-нибудь пользу или поучение. Один мой знакомый старичок имел обыкновение говорить, что очень полезно для каждого человека
научиться зарабатывать свой хлеб, и что это одинаково возможно, как для взрослых людей, так и для детей, лишь бы не было упущено время, то есть выбран надлежащий момент. Я со своей стороны не думаю, чтобы для молодого человека было полезно при первом же вступлении в жизнь взвалить себе на плечи заботы о хлебе насущном, но научиться зарабатывать свой хлеб следует заставить всякого. Столь восхваляемое независимое положение в жизни ведь часто оказывается опасной ловушкой: каждое желание может быть удовлетворено, каждая наклонность развита, каждый каприз взлелеян, да еще до такой степени, что наконец все страсти сплотятся в опасный заговор и погубят самого человека. Человек же, которому приходится работать, никогда не испытывает суетной радости от обладания всем, чего душа просит, никогда не научится опираться на свое богатство, удалять со своей дороги посредством денег всякое препятствие, покупать себе исполнение всех желаний; никогда не испытывает горечи пресыщения, не соблазнится возможностью презрительно повернуться ко всему свету спиной и сказать, как Югурта: «вот город; он продается — лишь бы нашелся покупатель»,-— словом, он никогда не вкусит плода той жалкой мудрости, которая делает человека глубоко несчастным и несправедливым к ближним. Поэтому я с большим нетерпением выслушиваю частые жалобы людей на то, что они, с их высокими душевными стремлениями и потребностями, принуждены работать, принуждены заботиться о хлебе насущном, и признаюсь даже желаю иногда появления какого-нибудь Гаруналь-Рашида, который бы велел угостить этих «нытиков» за их жалобы некстати доброй порцией ударов по пяткам. Ты не принадлежишь к людям, принужденным зарабатывать себе пропитание, и я далек от мысли посоветовать тебе избавиться от своего состояния для того, чтобы поставить себя в такую необходимость,— подобные эксперименты бессмысле и ни к чему не ведут. Но я скажу все-таки, что и ты в известном смысле должен трудиться над приобретением, если нет средств, то условий жизни; прежде всего ты должен вступить в борьбу и победить свою природную меланхолию. Ты не принадлежишь также и к числу уйомянутых нытиков,— ты меньше всего склонен жаловаться и прекрасно умеешь затаить свои страдания в самом себе; берегись, однако, впасть в противоположную крайность, в тщеславное упорство, заставляющее тратить все силы на то, чтобы скрыть боль, вместо того, чтобы перенести и победить ее. Итак, герой наш готов трудиться и не потому только, что это является для него dira necessitas, но добровольно, потому что он видит в этом высшую красоту и совершенство жизни. Но именно потому, что его готовность трудиться проистекает из его доброй воли, он и желает, чтобы его дело или занятие было трудом, а не рабством. Он требует для себя высшей формы труда, которую последний может принять, как в смысле отношения к самому трудящемуся, так и к другим людям, а именно — желает, чтобы труд этот доставлял ему личное удовлетворение ив то же время сохранял все свое серьезное значение. И в этом случае ему опять нужен совет. Обратиться за ним к мудрецу, доказывавшему необходимость обладание 3000 годового дохода, герой наш сочтет, пожалуй, несовместным со своим достоинством, но и к этику, несмотря на то, что этот вывел его из первого затруднения, он тоже навряд ли поспешит обратиться. Наш герой похож на большинство людей, он успел уже вкусить прелестей эстетической жизни и, хотя и не настолько не благодарен, чтобы не оценить помощи этика, предпочтет все-таки попробовать счастья в другом месте, надеясь в глубине души на совет этика, как на верный резерв. И вот он обращается к другому, более гуманному эстетику. Так как праздная жизнь становится в конце концов бременем для всякого, то этот эстетик, может быть, тоже сочтет нужным сказать ему несколько слов о значении труда, прибавив однако, что «труд не должен быть слишком тяжелым, а скорее приближаться к удовольствию. Можно, например, найти в себе тот или другой благородный талант, выделяющий тебя из толпы обыкновенных людей, и серьезно взяться за его обработку; тогда жизнь получает для человека новый интерес и значение,— он занят, у него есть труд, в котором он может найти себе полное удовлетворение. Независимое же положение в жизни позволяет человеку заботливо взлелеять свой талант, огра- П. Зак. 3210 дить его от грубого прикосновения жизни и затем наслаждаться его пышным расцветом. На талант этот, разумеется, не следует смотреть, как на доску,, на которой можно вынырнуть из волн житейского моря, но, как на крыло, которое может высоко поднять человека над миром; талант — не рабочая кляча, но кровный сканун». К сожалению у нашего героя не оказывается никаких таких благородных талантов, он просто человек как и все. «Да, в таком случае»,—скажет ему эстетик: «вам остается только разделить участь толпы обыкновенных людей, быть простым разнорабочим в жизни. Не падайте, впрочем,, духом: и такое существование в своем роде недурно, оно даже честно и похвально,— усердный труженик ведь полезный член общества. Я уже заранее радуюсь, представляя себе вас в этом положении: вообще ведь чем разнообразнее проявления жизни и ее представители, тем интереснее наблюдать их. Поэтому я, как и все эстетики, не люблю национальной одежды; что может быть скучнее, однообразнее зрелища целой толпы, одетой одинаково! И так, пусть каждый делает свое дело в жизни по своему, тем интереснее будет для нас наблюдателей! Подобное отношение к жизни и высокомерное подразделение людей, надо надеяться, рассердит нашего героя. К тому же эстетик придает слишком большое значение независимому положению людей в жизни, до которого нашему герою, как известно, далеко. Может быть, он и тут еще lie решится обратиться за советом к этику, а попытается искать его у кого-нибудь другого. Представим же, что он встречается с человеком, который скажет ему: «да, надо трудиться, надо зарабатывать свой хлеб; ■ так устроено в жизни раз навсегда».— «А!»—думает наш герой — «теперь-то я попал на настоящего человека, мы с ним одного мнения!» — и внимательно прислушивается к его речам. «Да, надо зарабатывать свой хлеб»,— продолжает тот:— «так раз навсегда устроено в жизни, в этом, так сказать, ее оборотная сторона, изнанка. Человек должен спать 7 часов в сутки, это время потеряно для жизни, но иначе нельзя; затем работать — 5 часов в сутки; "это время тоже потеряно для жизни, но делать нечего, приходится трудиться для того, чтобы доставать средства к жиз- ни, к настоящей жизни, которою человек начинает жить, отбыв две упомянутые повинности. Труд может быть и скучным и бессодержательным, лишь бы давал человеку средства к жизни. Напротив, талант никогда не должен служить человеку источником заработка. Талант должно беречь, лелеять для самого себя, для услаждения своей собственной жизни. Человек холит свой талант, любуется па него, как мать на Доброе дитя, воспитывает его, развивает. На это идут остальные 12 часов в сутки. Таким образом, человек 7 часов спит, на 5 часов лишается человеческого образа, остального же времени вполне достаточно, для того, чтобы он мог сделать свою жизнь не "только сносной, но и прекрасной. К тому же, если мысли человека не участвуют в упомянутой утомительной пятичасовой работе, то он может сберечь их вполне свежими и сильными для своего излюбленного дела». Что же? Наш герой оказывается опять ни при чем. Во-первых, у него нет таланта, которому бы он мог посвятить свободные 12 часов в сутки; во-вторых, у него сложилось уже иное более прекрасное и возвышенное воззрение на труд, отказаться от которого он не желает. И вот он решается опять прибегнуть к этику. Речь последнего коротка: «У каждого человека должно быть призвание». Больше ему сказать нечего: хотя этика сама по себе и есть понятие абс-тракное, абстрактного призвания для всех людей не существует, а напротив, у каждого человека есть своё собственное. Этик, следовательно, не может указать нашему герою его призвания: для этого ему пришлось бы сначала обстоятельно изучить эстетические стороны личности нашего героя; да и в этом случае он бы, пожалуй, все-таки не решился сделать выбор за другого,— решаясь на это, он отрекся бы от своего собственного жизненного воззрения. Итак, этик может сказать нашему герою только то, что у каждого человека есть свое призвание, и что когда этот последний найдет его, он должен выбрать его этически— сознательно. Все, что говорил выше эстетик о талантах есть в сущности скептическое и легкомысленное перетолкование того, что говорит теперь этик. Жизненное воззрение эстетика основывается исключительно на различиях: у некоторых людей, дескать, "• 323 есть талант, у других нет; на самом же деле вся разница между людьми в том, что у одного больше, у другого меньше талантов, т. е. разница только количественная, а не качественная. Воззрение эстетика вносит в жизнь разлад, которого нельзя устранить одним легкомысленным и бессердечным отношением к жизни. Этик, напротив, примиряет человека с жизнью, говоря, что у каждого есть свое призвание. Он не уничтожает упомянутых различий, но лишь указывает на то, что несмотря на все различия, все люди имеют нечто общее, делающее их равными друг другу — призвание. Самый колоссальный талант есть также только призвание, т. е. не отличает человека от других людей, не ставит его вне условий действие тельности, но лишь теснее приобщает его к человечеству: талант — призвание, а призвание — нечто общечеловеческое. У каждого человека есть призвание; на этом основании самый ничтожный индивидуум обладает всеми правами человека, и его нельзя выделить из числа прочих людей, нельзя предоставить ему делить участь животных: он носит в себе печать общечеловеческого —■ свое призвание. Этическое положение, согласно которому у каждого человека есть свое призвание, свидетельствует о существовании разумного порядка вещей, при котором каждый, если только захочет, займет свое место, выполнит свое общечеловеческое и вместе с тем индивидуальное назначение. Что же, становится ли жизнь при этом воззрении на нее менее прекрасной? Благодаря этому воззрению, радость перестает быть случайным уделом одних только случайных избранников (как это доказывает эстетик) и становится общим достоянием, открывает врата в блаженную олимпийскую обитель всем и каждому! Как же скоро на талант не смотрят, как на призвание, т. е. не смотрят на него, как на нечто общечеловеческое, он является понятием абсолютно эгоистичным, а тот, кто основывает свою жизнь на таком таланте, усваивает себе взгляды и наклонности хищника, грабителя. Для такого человека талант есть только талант, выше этого выражения он не знает ничего и в силу этого стремится во что бы это ни стало выдвинуть свой талант вперед. Отсюда вполне естественно, что такой человек склонен вообразить себя каким-то центром и требовать, чтобы все усло
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |