КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Добро или Бог? Добро определяет божественную волю или воля — добро?
Вместе с тем проблема этического выбора связана с вопросом о направленности индивидуальной воли. Важно знать, на основании доброй или злой воли, осуществляет человек свой выбор. Добро или зло принесет он Миру? Поскольку выбор является абсолютным, постольку мы выявляем предельные основания мира, вопросы о которых ставит, хотя и не всегда убедительно решает, религия. Высшая ценность религии — Бог, который связан с добром нерасторжимыми узами. Но что из них первично? Выбор себя означает также и «открытие» новой истины, до этого никому не известной. Но появилась личность, значит появилась новая истина. Именно в этом и состоит субъективность экзистенциальной истины. Многие понимают это так, будто у каждого индивида — «своя» истина. На самом деле каждый индивид имеет свою собственное неповторимое бытие, являющееся истинным, так как другого такого же бытия нет и быть не может. Однако истинно оно не только потому, что осуществлено на основе индивидуального выбора, а потому, что бытие личности духовно. Духовность является тем всеобщим качеством, которое отличает каждую индивидуальную волю, совершившую выбор. В отличие от Канта, Киркегор считает, что именно выбор рождает личность, акт воли в процессе выбора и есть создание личности. Поэтому личность не получает от какой-то выс-|шей инстанции в готовом виде свою судьбу, поскольку она сама для себя есть эта высшая инстанция, абсолют. В тот момент, когда личность рождает свой собственный духовный мир, она достраивает духовное здание, первый камень в фундамент которого тоже когда-то заложила другая личность, до конца, входя в него навечно. Таким образом, как сотворец вечного, личность ответственна за все здание, за весь духовный мир, созданный без е участия. В духовном мире, не подвластном количественным оценкам, совершенно не важно, какая доля каждого участника духовного строительства. В нем просто надо быть. О О О О О О О О Поступок Киркегора вызвал возмущение обывателей в маленьком городке, каким тогда была столица Дании, хотя понятьего никто даже не пытался. Как это ни парадоксально, но случившееся лучше всех поняли сами заинтересованные стороны. S7 что будет ощущать боль, причиняемую ему только неудачею достигнуть, посредством исполнения частного этого требования, общего, а не самого частного. Он будет и вообще ревниво следить за собою, не допускать в этом отношении никакой путаницы или недоразумения, не позволять себе никогда огорчаться ничем частным: удары, наносимые частным, слишком легки, чтобы воистину любящий и уважающий себя человек, мог предпочесть их; такой человек должен слишком серьезно любить общее, чтобы предпочесть ему частное из желания выйти из борьбы с жизнью целым и невредимым. Но в тоже время он остережется и насмехаться над бессильным, воздействовать на него частным, постарается не смотреть на дело легкомысленно, хотя частное, если смотреть на него только как на частное, отчасти и побуждает к этому. Поступая же так, как сказано, он может смело идти навстречу ударам и толчкам жизни,— если сознание его и будет потрясено ими, оно все-таки никогда не поколеблется. Случись теперь, что то требование общего, которое ему не удалось осуществить, было именно тем, к чему он чувствовал наибольшее влечение, он— если только он обладает мужественным и великодушным сердцем — в известном смысле даже порадуется этому и скажет: «я боролся при самых неблагоприятных условиях, я боролся против власти частного, я потерял в этой борьбе то, что было для меня дороже всего и, наконец, в довершение всего превратил частное в общее. Правда, все это только усиливает тяжесть моего положения, но в то же время и подкрепляет мое сознание, придавая ему энергию и ясность». После такого опыта, человек считает себя уже свободным от выполнения упомянутого требования общечеловеческого, но ни на минуту не усомнится в значении сделанного им шага,—он ведь сам способствовал грандиозности и бесповоротности своего поражения, так как знал свою слабую сторону и сам нанес себе удар, которого не в силах было нанести ему частное, если бы он смотрел на него только как на частное. Итак, он убедился, что не может выполнить всех требований, которые предъявляет ему общечеловеческое, что есть одно, которое ему не под силу, но не считает, что может теперь махнуть на ir:o дело рукой,—сознание своего несовершенства порождает в его душе глубокую печаль. Он будет радоваться счастью тех, кому выпало на долю осуществить недоступное ему требование общего, он, может быть, лучше их самих будет понимать, как прекрасна их жизнь, но за себя самого он все-таки будет печалиться, не трусливо и малодушно, но глубоко и искренно, говоря: «я все-таки люблю общее, и, если на долю других выпало счастье свидетельствовать о ней полным его осуществлением, я свидетельствую о ней своей печалью, и чем она глубже, тем более значения в моем свидетельстве». Печаль его, следовательно, прекрасна: она — выражение, проявление общечеловеческого в его душе, она приобщает его к общечеловеческому. Но и тут еще не конец душевным испытаниям такого человека, чувствующего, что он взял на себя тяжелую ответственность. Он постоянно будет повторять себе, что, отказавшись в силу невозможности осуществить данное требование от общечеловеческого, он «поставил себя вне общего, лишил себя всякого руководства, опоры, успокоения — всего, что дает человеку придналежность к общему, очутился одиноким, исключением, лишенным чьего-либо сочувствия». Но подобное сознание не сделает его трусливым или унылым, он твердо и бодро пойдет своей одинокой дорогой,— он ведь доказал свою правоту своей печалью. У него не будет никаких сомнений относительно своего поступка, он всегда может выяснить свою правоту, во всякое время дня и ночи, его не смутит, не собьет с толку никакой шум, никакое временное затмение ума. Он постоянно будет ощущать тяжесть выпавшего на его долю испытания,— Общее — строгий наставник для того, кто уклоняется от выполнения его требований, оно постоянно стоит над ним с мечем Дамокла и грозно спрашивает: почему ты хочешь быть вне меня? И хотя человек отвечает, что он не виноват в этом, общее все-таки считает его,виновным и продолжает неумолимо настаивать на своем требовании. Да, не раз и не два придется человеку вновь и вновь проверить себя, вновь и вновь убедиться в своей правоте и затем уже только продолжать свой путь не оглядываясь, черпая успоко- ение в завоеванном столь дорогою ценой убеждении, которое он выразит приблизительно следующими словами: «В конце концов, я верю в существование Высшего Непогрешимого Разума и надеюсь на Его милосердие и справедливость ко мне. Ничего вообще нет ужасного в том, что человек должен понести кару "за содеянную им неправду; было бы, напротив, куда ужаснее, если бы он мог совершить неправду безнаказанно; ничего нет ужасного и в том, что человек может в страхе и трепете очнуться от своего заблуждения, было бы, напротив, ужасно, если бы он мог Так очерстветь в своем заблуждении, что совсем не ног бы очнуться». Так вот через какое чистилище должен пройти необыкновенный человек, и вот почему людям не следовало бы так завидовать ему и стремиться быть необыкновенными людьми, им бы следовало знать, что положение необыкновенного человека заключает нечто совершенно иное, нежели одно капризное удовлетворение своего произвольного тщеславия. Тому, кто с болью убедился в том, что он человек необыкновенный и, благодаря своей печали, вновь приобщился к общему, тому, может быть, приходится испытать лишь ту радость, что именно то самое обстоятельство, которое причинило ему боль и умалило его в собственных глазах, поможет ему вновь воспрянуть духом и стать необыкновенным человеком в лучшем смысле этого слова,. Потеряв в отношении обширности общего кругозора, он зато, может быть, выиграет в отношении искренности и сосредоточенности своего воззрения на жизнь. Нельзя ведь назвать необыкновенным человеком каждого, кто с грехом пополам выражает своей жизнью общечеловеческое,— это равнялось бы возвеличению всего тривиального; прежде всего нужно спросить: какое- участие принимает в том его личность, как велика интенсивность внутренних сил его души. Вот такою-то интенсивностью и будет обладать упомянутый выше человек по отношению к выполнению доступных ему требований общечеловеческого. Поэтому печаль его мало-помалу исчезнет, и в душе восстановится гармония: он поймет, что совершил все, что было в пределах его индивидуальной возможности. Ему хорошо известно, что каждый человек развивается свободно, но знает также, что человек не создает себя самого из ничего, а берет свое конкретное «я> как готовую личную задачу. Он понимает затем, что в известном смысле каждый человек является исключением, сознает, что о каждом можно сказать с одинаковой справедливостью, что он ■ одно и то же время изображает собой и общечеловеческое и исключение, и это-то сознание окончательно примиряет его с жизнью и своей ролью в ней. Вот тебе мой взгляд на необыкновенного человека. Я слишком искренне и глубоко люблю жизнь, люблю в самом себе человека, чтобы считать путь к достижению положения необыковенного человека легким или свободным от искушений. Повторяю поэтому, что истинно необыкновенный человек, необыкновенный в лучшем смысле этого слова, все-таки должен всегда согласиться, что наивысшее совершенство в полном олицетворении собой общечеловеческого, в воспринятии в себя всего общего. Так прими же мой привет и уверение в моей дружбе. Хотя наши отношения, собственно говоря, еще и нельзя назвать дружбой в истинном смысле этого слова, я употребляю его в надежде, что мой юный друг когда-нибудь возмужает и даст мне возможность стать его другом на деле. Будь же уверен в моем неизменном участии к тебе. Прими привет и от той, которую я так люблю, и чьи мысли скрываются в моих мыслях; прими, как наш общий привет, так и отдельный привет от нее, ее обычный ласковый, сердечный привет! Ты был у нас всего несколько дней тому назад, но, вероятно, и не подозревал, что я опять готовлю тебе такое обширное послание. Я знаю, что ты не любишь затрагивать свою внутреннюю жизнь в разговорах, потому и предпочел написать тебе и потому же никогда не заговорю с тобой об этом письме,— пусть оно останется между нами. Но я желал бы, чтобы оно не заставило тебя изменить своих отношений ко мне или к моему семейству. Я знаю, что ты прекрасно умеешь скрывать все, что пожелаешь, и прошу тебя в этом случае за нас обоих. Я никогда не хотел вторгаться в твою внутреннюю жизнь и прекрасно могу любить тебя по-прежнему на расстоянии, хотя мы и часто видимся. Ты слишком замкнутая на- тура, чтобы я мог надеяться подействовать на тебя разговорами, на письма же возлагаю серьезные надежды,—они не пропадут бесследно, заставят тебя, может быть, приняться за внутреннюю скрытую от глаз посторонних работу, за разработку своей личности, я же буду довольствоваться сознанием, что и участвую в этом деле своей тайною лептою. Итак, наши письменные сношения остаются тайной, почему я и соблюдаю все формальности — желаю тебе всего хорошего, как-будто мы живем за тридевять земель друг от друга, хотя и надеюсь видеть тебя своим гостем так же часто, как и до сих пор. ПОСЛЕСЛОВИЕ Что есть истина? Понтий Пилат, задавший этот вопрос, так и не получил на»его ответа. Гегель в «Жизни Иисуса» писал, что Пилат счел Христа всего лишь мечтателем, жертвующим собой ради слова, 1ради пустой абстракции. Прокурор Иудеи не получил на свой риторический вопрос ответа потому, что не захотел его призвать, тогда как ответ был перед ним: сам Иисус. В самой деле, истину человеческого существования невозможно передать в вербальной форме, поскольку это всегда будет не то я не так (<Мысль изреченная есть ложь!»). Ведь истина, касающаяся человеческой жизни,— это не что, а кто. Она есть истина его бытия, а не самосознания. В истине можно просто быть, ее нельзя передать другому, как хлеб. Истина все-гдгГ экзистенциальна, и первым человеком, воплотившим ее в своем индивидуальном существовании, был Христос. Стало быть, если родоначальником экзистенциализма как особого способа философствования можно считать Серена Киркегора, то его предтечами являются не только Августин Блаженный и Паскаль, но также Иисус. Христос и есть первый экзистенциалист. Не написавший в своей жизни ни строчки, он в своем индивидуальном существовании реализовал главную истину человеческого бытия. Человек, живущий в истине, не говорит о ней. Как сказано в «Дао дэ цзин»: «Знающий не доказывает, доказывающий не знает». (Древнекитайская философия. Мч «Мысль», 1972, С. 138). Но как быть тем, кто пока еще не живет в истине? Им необходимо помочь, но не путем передачи собственной истины, а делясь индивидуальным опытом, как положительным, так~й" отрицательным. Более удачного примера, чем жизнь и литературная деятельность выдающегося датского мыслителя Серена Киркегора трудно для этого подобрать. \ Киркегор родился в Копенгагене 5 мая 1813 года. В момент рождения отцу его было 57 лет, а матери •— 45. Ом был последним, седьмым ребенком в семье. Возможно, столь по» жилой возраст родителей был одной из причин того, что мальчик рос хилым, болезненным ребенком с искревленным позво- ночником и тонкими ножками. Но не возраст родителей, а их тяжкие грехи довлели над ним. Незадолго до смерти в «Дневнн-ке» Серен писал: «Я родился в результате преступления, я появился на свет вопреки воле божьей...» Первым грехом его отца было проклятье, которое он послал богу в возрасте 10 лет, работая пастушонком и страдая от чрезмерных нагрузок. Вторым — было совращение отцом служанки, ставшей впоследствии его женой, которая подозрительно быстро для окружающих 'родила ему сына. Желая замолить грехи, отец Серена превратил в ад не только свою жизнь, но и жизнь домочадцев. 6 доме царила тяжелая, невыносимая атмосфера, безусловно наложившая отпечаток на всю последующую жизнь будущего мыслителя. Однако замолить свои грехи Киркегору-старшему так и не удалось, хотя он и посвятил этому сорок лет своей жизни: из семи детей в живых остались двое — Серен и Педер-Христиан, ставший впоследствии пастором. Судьба обоих сыновей, и в особенности млад л его, подтвердили древнюю мудрость: за грехи, родителей расплачиваются их дети. В благочестивой и суровой атмосфере Киркегор рано созрел. Начав постигать азы учения в возрасте шести лет, в 17 лет он поступил на теологочиский факультет Копенгагенского универси* тета. Однако вопреки желанию отца теология не заинтересовала будущего мыслителя. Его больше привлекали философия и эстетика, что не могло не сказаться на продолжительности его обучения: в университете он провел около 10 лет. Несмотря на довольно суровое воспитание (а может быть, именно благодаря ему), в годы обучения Серен вел довольно легкомысленный образ жизни, в основном посещая театры и устраивая попойки с приятелями. В конце концов такая двойственность положения.— легкомысленная студенческая жизнь противоречила будущей благочестивой профессии — привела его к депрессии. Из нее он вышел исключительно благодаря новому знакомству. Это была юная девушка, даже девочка (в момент знакомства ей было 14 лет, Серену — 24), Регина Ольсен, сыгравшая в его жизни выдающуюся роль. Через три года после знакомства они,были помолвлены, а еще через год Регина получила обратно обручальное кольцо с прощальным письмом. Перед смертью Регина писала: «Он пожертвовал мною богу», а Киркегор однажды признался: «Если бы я женился на Регине, я никогда не стал бы самим собой». По всей видимости, он боялся превратиться в обывателя, а пример Сократа, магистерскую дис. сертацию о котором он защитил накануне разрыва, выбравшего себе сварливую жену для выработки необходимых боевых качеств, столь важных для жизни, его, очевидно, не вдохновлял. Сразу после разрыва молодой магистр уехал в Берлин; где Как же была возможна такая плодовитость? Что вдохновляло мыслителя на ежедневное изнурительное сражение за письменным столом? Определенную роль в этом сыграло, конечно, и то, что перед завершением учебы в университете, Серен потучил в наследство от отца 30 тысяч ригсдалеров, обеспечивших ему довольно комфортабельное существование, а также возможность) самому оплачивать издание собственных сочинений. Он мог также содержать слугу и личного секретаря. Таким образом, ему никогда в жизни не приходилось думать о хлебе насущном. ' При этом Киркегор практически устранился от мира, он никогда не «служил», не участвовал в общественных баталиях, не выполнял ни одной социальной функции. Полностью отдавшись творчеству, он вел исключительно «приватное» существование. Сняв свойственный Гегелю дуализм филистерского образа жизни и интеллектуальной деятельности, он превратил свою индивидуальную жизнь в произведение философского искусства, а литературную деятельность сделал своей жизнью. По мнению Л. Шес- това, «он мыслил, чтобы жить, а не жил, чтобы мыслить». Поэтому ему была ненавистна гегелевская примиренческая формула «и-и», взамен которой он изобрел другую; «или-или», сделав ее названием своего первого произведения... Умер Киркегор
11 ноября 1855 года в возрасте 42 лет в госпитале, в который он был доставлен после того, как упал на улице от истощения сил. Три произведения, включенные нами в книгу С. Киркегора «ИЛИ-ИЛИ», являются репринтным изданием 1894 года. Это, собственно говоря, фрагменты работы «ИЛИ-ИЛИ», 2 из 8 произведений первой части («Афоризмы» и «Дневник обольстителя»), а «Гармоническое развитие эстетических и этических начал в человеческой личности» — произведение второй части, в которую входят еще две статьи: «О браке» и о «Греховности человеческой». Как ни отнесется читатель к мировоззренческой стороне этих произведений датского мыслителя, думается, он признает его огромную интеллектуальную одаренность и выдающийся литературно-художественный талант. В мировой литературе найдется немного мыслителей, так мастерски владеющих словом. Так что же такое экзистенциальная истина, стоящая в центре религиозно-философской концепции Киркегора? Публикуемые в данной книге произведения хотя и не дают абсолютно полного представления о мировоззрении автора (тем более при такой литературной форме), все же приближают к нему читателя. Нам же для анализа взглядов датского мыслителя придется привлекать другие его произведения, так что выводы будут опираться на гораздо более обширный материал, чем тот, который представлен в этой книге. Издатель «ИЛИ-ИЛИ» Виктор' Эремита — это первый псевдоним Киркегора (практически все его произведения изданы под псевдонимами) начинает книгу «Афоризмами эстетика», по праву считающихся жемчужиной датской литературы. Они сразу вводят читателя в духовную атмосферу первой части произведения. Вот некоторые из них: «Какие люди странные! Никогда не пользуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы то ни стало требуют ее в другой: им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова!» «Главное несовершенство человеческой природы состоит в том, что цель наших пожеланий всегда в противоположном... Так — ипохондрик особенно чуток к юмору, сластолюбец охот- но говорит об идиллии, развратник о морали, скептик о религии. Да и святость постигается не наче, как в грехе». ^ «Старость, как известно, осуществляет мечты юности; пример- Свифт: ■ молодости он построил дом для умалишенных, ■ на старости и сам поселился в нем». «Лучшим доказательством ничтожества жизни являются примеры, приводимые в доказательство ее величия». «Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь — тогда ях можно было бы отворить бурным напором — а изнутри, и потому ничего не поделаешь!» «На что я гожусь? Ни на что, или на все, что угодно. Редкая способность! — сумеют ли оценить ее? Кто знает, находят ли себе место служанки, которые публикуются в качестве «одной прислуги» или, в случае надобности, в качестве «чего угодно»? «Быть вполне человеком — все-таки выше всего... У меня на ногах появились мозоли — значит шаг вперед». Как видим, афоризмы эстетика ироничны. Эстетическая функция иронии состоит в том, чтобы из расколотости и страданий одного человека (художника) создавать целостность и наслаждение другого. Поэтому очень часто боль одного — это радость другого, но в творчестве происходит «переплавка» мучений в наслаждения, противоречивости в гармоничность, несовершенства в совершенство. К тому же трудно не заметить парадоксальность афоризмов.
В афоризмах уже заложено будущее понимание сущности экзистенциальной истины, которая несет ■ себе парадоксальность и ироничность. Ведь экзистенциальная истияа — это истина о себе самом. Уже это~само по себе парадоксально, так как мы знаем, что истина — это то, в чем отражается объективно о. Экзистенциальная же истина субъективна. Но может лч субъект относиться к себе самому абсолютно серьезно? Конечно, нет. Ирония, позволяющая относиться к себе, как к другому, помогает.познавать самого себя. Этому посвящено следующее произведение — философский роман «Дневник обольстителя». В этом произведении, построенном в форме дневников и инеем молодого человека, достаточно полно раскрывается основная жизненная задача эстета, главная цель его жязна — ШЛШМЛ» Ж|дение. Красота — это его бог, его истина, его способ бытия. Наиболее яркими примерами такого понимания жизни могут служить Нерон и Дон Жуан. Жизнь эстета характеризует бытие со стороны его непосредственности, спонтанности л незавершенности. Но поскольку он не выбирает наслаждение, а, фактически, наслаждение выбирает его, поскольку эстет является рабом наслаждения:.ведь он зависит от внешней деятельности, которая может принести, а может и не принести ему наслаждена*. Постоянное стремление к наслаждению приводит эстета к состоянию меланхолии, в основе которой лежит отчаяние. Отчаяние есть утрата человеком самого себя как непосредственного природного существа, и, следовательно, выходом из этого состояния может быть только обретение самого себя, осуществленного путем выбора. Выбор означает начало экзистенциального бытия в истин», и выбрать можно только одно единственное единичное бытие, Возможен выбор только на этическом уровне. На эстетическом уровне живет и действует слепая индивидуальность, сям не осознавшая свою единичность н представляющая нэ себя совокупность случайных желаний. Таких людей, не ставших личностями, не выбравших себя, по мнению Киркегора, абсолютное большинство. Только не надо думать, что совершить выбор крайне легко. На самом деле этический выбор представляет собой ТВУШМЕ-Н ".учительный шаг> поскольку осуществлятся благодаря воле. Однако волевым актом человек создает себя таким образом, что все прежние индивидуальные способности, личные качества и склонности остаются в нем теми же самыми. Вместе с тем; именно воля создает в индивиде новое качество—личность. Личность от индивидуальности отличается тем, что первая ж» BJ? духомой жизнью, тогда какТггорая — чувственной, С вне- юней стороны отличить личность от индивидуальности бывает очень трудно, порой невозможно, но сам индивид, совершивший акт выбора и ставший личностью, уверенно скажет о себе, что стал другим человеком. Главное в этом акте то, что при сохранении внешней структуры индивидуальности изменилось самое главное — ее бытие. Если раньше поведение индивида детерминировалось влечениями, а целью его было наслаждение, то на этической стадия *■' _он делает то, что ему велит долг. Правда, в отличие от кан-товского долга, экзистенциальный долг — это долг перед самим собой. Долг личности состоет~в"^м7'ч^5гУы"Т5ы'т1> свободным, что **8итгчит*'— обрести истину, т. е. абсолют. При этом обретение истины происходит через отчаяние, аналогично тому, как для познания истины в свое время было необходимо сомнение. Мастерски владея диалектикой, Киркегор справедливо ечи тает, что стремление к наслаждению в неизбежностью приводят к отчаянию, которое не является наказанием за эстетический образ жизни, ибо эстет не ведает, что творит. Чтобы выбрать се. бя, нужно захотеть отчаяния также, как раньше эстет хотел наслаждения. Только отчаяние способно разбудить волю, могущую преодолеть его и все то, что ему предшествует. Поэтому связано с абсолютом, абсолютными ценностями. Этический выбор полагает абсолютное различение абсолютных щеиноетеа: добра я ала. Сюбода —это не ананяс я м выбор либо добра, либо зла, а способность различать доб-В£ и зло. В начале XX века русский поэт Велемир Хлебников скажет примерно то же самое: «Ум начинается с момента раз-<2нЛе.ния,Л0^Раи зла»- Но это различение не является результа. том деятельности разума или философской деятельности. Философское познание, для которого добро и зло относительны, не признает нх абсолютного различения. Не признает абсолютного различения добра и зла также и красота. Такое различение появляется лишь в процессе рождения личности, в момент совершения этического выбора. Другими словами, только личность способна различать добро и зло, или, иначе, только тот,, кто способен различать добро и зло, является личностью. *>9?кдени? личиости есть рождение особого духовного мира. Но тогда возникаег вопрос: как появляется в мире духовность? Откуда человек, не являющийся личностью, черпает содержание, делающее его личностью? Если из особого духовного мира, существующего до и независимо от него, тогда его заслуги в обретении личной духовности просто нет. Он всего лишь выявляет в себе то, что уже существует. Так думал Кант,
8» / и тогда получалось, что не человек выбирал духовность, а духовность выбирала человека. При этом важно понять, что, по Киркегору, выбор имеет не только индивидуальное, но также космическое значение. Если индивида, не совершившего выбор, отчаяние может раздавить (вспомним трагическую судьбу всех «великих» эстетов),то мир, космос не получит ничего такого, что могло бы сделать его более совершенным и гармоничным. Поэтому каждый индивид, не выбравший себя, нанес урон не только себе, но и миру.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |