КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заказ 3210 14 страница
Я занимаю должность судьи и исполняю все, входящие в круг моей должности обязанности, я доволен своим призванием, верю, что оно соответствует моим способностям и всему складу моей личности; знаю, что оно требует от меня приложения всех моих сил. Работая над собою, стараясь совершенствоваться в исполнении своего дела, я чувствую, что совершенствуюсь в то же время и сам по себе лично. Я люблю свою жену и счастлив в семейной жизни; колыбельная песня, которую напевает моя жена, звучит в моих ушах мелодичнее всякой арии, хотя я и не думаю считать свою жену певицей; я не зажимаю ушей от криков моего малютки, радостно слежу за развитием старшего сына и весело и бодро смотрю в его будущее, не волнуясь от напрасного нетерпения, сознавая, что вперед-и еще много времени, что долго еще мне ждать, и находя известные радости в самом ожидании. Дело мое имеет значение для меня самого, и, смею думать, что оно не лишено его и в глазах других людей, хотя и не в состоянии измерить этого значения. Меня радует то, что личная жизнь других людей имеет для меня значение, и желаю, и надеюсь,
то моя в свою очередь имеет значение для тех, с кем схожусь в воззрениях на жизнь. Я люблю свою ро-,ину и не могу представить себе, чтобы я мог чувствовать себя вполне хорошо и жить полной жизнью в чужой стране. Я люблю родной язык—он выпускает Ца волю мою мысль; я нахожу, что он дает мне возможность высказать все, что только я вообще имею сказать. Жизнь получает таким образом в моих гла->ах столько значения, что я чувствую себя вполне удовлетворенным ею. При всем том я живу еще иною высшею жизнью, и когда я ощущаю ее влияние среди моей земной и семейной жизни, тогда я чувствую себя на вершине счастья, тогда творческие силы человеческого духа сливаются для меня с высшей благодатью. Итак, я люблю жизнь, нахожу ее прекрасной и надеюсь, что меня ожидает в будущем еще более прекрасная.
Вот тебе мое свидетельское показание. Если бы я вообще мог призадуматься над тем, давать ли мне его, то единственно из сожаления к тебе, из боязни не слишком ли больно будет тебе слышать о том, что жизнь может быть такою прекрасною, при такой внутренней простоте? Выслушай, однако, мое показание, нужды нет, если тебе и в самом деле будет больно слушать его, В нем ты можешь также обрести утешение: оно обладает одним ценным качеством, которого, к сожалению, не достает твоей жизни— | правдивостью, и ты вполне можешь положиться на |него. { В последнее время мне часто случалось говорить о тебе с моей женой. Она очень благоволит к тебе, что, в прочем, и неудивительно, и о чем мне, пожалуй» |не было нужды и говорить тебе: ты не только мастер травиться, если захочешь, но и мастерски подме-Ьчаешь, удалось ли тебе это. Что до меня, то я впол-Ье сочувствую этому благоволению,— мою ревность 1ае так-то легко возбудить, да и, говоря праву, рев-мюсть была бы с моей стороны совсем не простительным чувством, не потому, что я,.как, может быть, "думаешь ты, слишком горд для этого и предпочитаю немедленно «отплатить тою же монетойэ, т. е. заставить ревновать себя, но потому, что моя жена слишком мила для этого. Я и не боюсь за нее. Да, уж в этом-то отношении я осмелюсь сказать, что самому Скрибу пришлось бы отчаяться в возможности «опоэтизировать» наш прозаический брак. Я, конечно, не отрицаю, что Скриб — сильный талант, но не стану также отрицать и того, что он злоупотребляет своими дарованиями. Разве он не старается внушить молодым женам, что верная, положительная супружеская любовь не в силах внести в их жизнь никакой поэзии, что брачная жизнь была бы прямо нестерпимой, если не позволять себе расчитывать на маленькие интрижки на стороне? Разве он не доказывает, что грешки прелюбодеяния ничуть не мешают женщине оставаться по-прежнему милой и очаровательной? Разве он не дает понять, что только случайность может вообще открыть эти тайные грешки женщины, и что поэтому каждая женщина вполне может расчитывать скрыть все следы,— стоит ей только запастись лукавством героинь самого Скриба? — Разве не старается он всевозможными способами напугать женатых людей, указывая им на самых добродетельных с виду женщин, на которых не могло, по-видимому, лежать ни единого пятнышка подозрения и которые, тем не менее, грешили втихомолку? Разве он не доказывает всю тщетность и бесполезность «самых верных» средств и способов охраны семейного счастья, не доказывает мужьям неразумности безграничного доверия к женам? И несмотря на все это, Скрибу угодно еще изображать всех мужей какими-то тяжелыми сонными жвачными животными, несовершенными существами, которые сами виноваты в грехах своих жен. Или, может быть, Скриб так скромен, что не дерзает и предположить, будто кто-нибудь может извлечь из его пьес какое-нибудь поучение? В противном случае он должен ведь предвидеть, что каждый женатый человек скоро придет к тому заключению, что его положение отнюдь не из приятных и легких, что его жизнь беспокойнее и тревожнее жизни любого полицейского сыщика, и что ему, следовательно, остается только принять к сведению средства утешения, предлагаемые Скрибом, поискать, в свою
очередь, развлечений на стороне и признать, что брак существует, собственно, для того лишь, чтобы отнять у интимнейших отношений обеих сторон оттенок скучной добродетели и сделать их пикантными. Оставим, однако, Скриба в покое,— воевать с ним не мое дело; не могу, впрочем, не думать с некоторой гордостью, что я, маленький, незначительный человек, превращаю своим браком знаменитого писателя Скриба в лжеца. Может быть, конечно, моя гордость только «гордость нищего», может быть, она лишь доказательство того, что я человек обыкновенный, натура самая непоэтическая. Итак, моя жена очень любит тебя, и я тем более склонен разделять ее чувство, что оно, как я знаю, основывается отчасти на ее знании и понимании твоих слабостей. Она отлично видит, что одним из главных твоих недостатков является до известной степени недостаток в твоей натуре женственности: ты слишком горд, чтобы уметь отдаваться кому или чему бы то ни было. Эта гордость отнюдь не вводит мою жену в искушение, потому что, по ее мнению, истинное величие и состоит именно в умении отдаваться. Потому то, несмотря на все благоволение моей жены к тебе, мне часто приходится защищать тебя против нее. Ты, пожалуй, не веришь? Повторяю, это так. Она утверждает, что ты в своей гордости пренебрегаешь людьми, а я пытаюсь объяснить ей, что если ты и пренебрегаешь людьми, то не в обыкновенном, конечном смысле, а в ином, высшем, что только беспокойное стремление души твоей к бесконечному заставляет тебя быть несправедливым к людям. В моем супружестве тоже не обходится, следовательно, без споров, и главной причиной их являешься именно ты. С таким положением дела можно еще, впрочем, помириться, и я от души желаю, чтобы тебе никогда не пришлось стать причиной более серьезных столкновений какой-либо супружеской четы. Ты, однако, можешь сам разрешить наш спор с женой. Не думай, что я собираюсь вторгнуться в сокровенные уголки твоей души, я хочу только предложить тебе один вопрос, на который ты, по-моему, свободно можешь ответить: скажи мне раз навсегда откровенно: действительно ли ты смеешься, когда остаешься один на один с самим собой? Ты понимаешь, что я хочу сказать, понимаешь, что вопрос не в том, смеешься ты иногда или даже часто, когда ты остаешься один, но в том, находишь ли ты удоволь-
12», 355 ствие'в этом горьком одиноком смехе? Если нет, то я выиграл и сумею убедить в этом и мою жену. Я не знаю наверное, действительно ли ты посвящаешь время уединения одному смеху, но скажу, что это казалось бы мне более чем странным: хотя развитие твоей жизни и совершается в таком направлении, что ты можешь чувствовать влечение к уединению, но, как я смею предполагать, не с намерением смеяться. И все же даже самое поверхностное' наблюдение над твоей жизнью показывает, что она рассчитана не по обыкновенному масштабу. Ты, по-видимому, отнюдь не удовлетворяешься избитой колеей жизни, но скорее стремишься проложить свои собственные тропинки. Известное влечение ко всему необыкновенному, чудесному, еще легко можно простить молодому человеку, но совсем иначе следует отнестись к делу, если влечение это принимает преобладающий характер, если молодой человек относится к необыкновенному, как к чему-то нормальному и действительному. Такому заблуждению надо непременно крикнуть: restice finem, и объяснить, что слово finis означает не смерть (труднейшая задача, поставленная человеку, не смерть ведь, а жизнь), что для всякого настает минута, когда он должен начать жить серьезно, что поэтому в высшей стелем опасно дла человека разбрасываться так в мечтах,— жизнь не даст ему даже времени опомниться и сосредоточиться в себе как следует, так что, подгоняемый ею, он впопыхах упустит из виду многое и в конце концов, вместо того, чтобы сделаться необыкновенным человеком, сделается просто дефектным экземпляром человека.
Ради порядка я выскажу здесь, кстати, свое воззрение на необыкновенного человека. Истинно необыкновенным человеком является истинно обыкновенный человек. Чем более живым воплощением общечеловеческого является в своей жизни человек; тем более он заслуживает имени необыкновенного человека; чем же больше уклоняется он от общечеловеческого, тем более можно считать его несоверт шенным,—он хоть, пожалуй, и будет необыкновенным человеком, но в дурном смысле. А если и в самом деле человек, приступая к осуществлению поставленной ему, как и всякому дру, гому, задачи — выразить своей' индивидуальной жизнью общечеловеческое, встречает затруднения, если ему покажется, что это общее заключает в себе какое-нибудь такое требование, которого он не в силах исполнить своей жизнью, что же ему остается делать? Если в его мозгу мелькает блудящим огоньком высокомерное эстетическое воззрение на жизнь, отводящее первое место в ней исключениям, то он обрадуется этому обстоятельству, сразу почувствует свое превосходство в качестве такого исключения или человека необыкновенного, и ребячески возгордится этим, как соловей, у которого в крылышке выросло красное перышко, какого нет у других соловьев. Но если душа его облагорожена любовью к общечеловеческому, если он любит жизнь и бытие, как он поступит тогда? Прежде всего он постарается хорошенько вдуматься в данное обстоятельство, проверить насколько в нем истины и таким путем узнать, что человек сам бывает иногда виноват в этом своем несовершенстве (в смысле невозможности осуществить общечеловеческое), что несовершенство это является плодом его собственной трусости и лени, которые помогают ему примириться с ним, превращая общее в нечто частное или относясь к нему лишь как к абстрактной возможности. Между тем общее ведь и не существует само по себе, а лежит в самом человеке, в энергии его сознания, и от человека самого зависит, видеть в частном общее или только частное. Ввиду всего этого, такой человек, может быть, пожелает проверить свое несовершенство на опыте. Он ведь понимает, что, если и опыт его окончится неудачей, то истина выразится тем ярче. Если, однако, он имеет при этом ввиду щадить себя, стараясь выбирать попытки полегче, ему лучше и не начинать никаких попыток, за которые приходится иногда платить слишком дорого. Не желая обманывать самого себя, он начнет поэтому свои опыты с того, что превратит частное в общее, будет видеть в нем нечто большее, нежели простое проявление случая, будет видеть в нем проявление общего, т. е. придаст частному значение общего. Так, замечая, что попытка его осуществить упомянутое требование обещечеловеческого все-таки не удается, он постарается заставить себя смотреть на дело так,
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |