КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заказ 3210 13 страница
перь все реже и реже, потому что я стараюсь противодействовать такому настроению, из желания выполнить долг семьянина — быть по возможности, человеком одного возраста со своей женой), что на меня находят минуты какого-то меланхолического самосозерцания. В такие минуты я смотрю на свой труд с вялым равнодушием; мне не хочется ни продолжать работу, ни отдохнуть, ни развлечься; меланхолия угнетает мою душу, я становлюсь точно двумя десятками лет старше, становлюсь точно чужим самому себе и своей семье; я по-прежнему сознаю, что моя семейная жизнь прекрасна, но смотрю на нее как будто иными глазами, чем обыкновенно,— мне-чудится, что я какой-то старик, что моя жена —моя младшая сестра, ведущая счастливую семейную жизнь, и что я сижу у нее в гостях... В такие минуты я близок к тому, чтобы начать тяготиться временем. Будь моя жена мужчиной, с ней легко могло бы случиться то же, что и со мной, и мы оба замерли бы в этом настроении; но она — женщина и умеет ладить со временем. Чем объяснить это умение, особым ли-совершенством женского существа или несовершенством; тем ли, что женщина вообще более земное существо, чем мужчина, или тем, что она, напротив, находится в большей гармонии с вечностью? — Отвечай, ты, ведь философ! Так вот, стоит мне в такую-минуту взглянуть на свою жену, и мои глаза уже не отрываются от нее: легкой юношеской походкой ходит она по всему дому, всегда занятая, всегда находящая себе новую работу; я мысленно следую?:а ней всюду, участвую в ее работе и в конце концов вновь обретаю самого себя, время опять приобретает для меня прежнее значение, минуты опять летят стрелою. Что собственно такое делает моя жена, я при всем желании сказать не могу, хоть убей меня — не могу; это останется для меня вечной загадкой. Я знаю, что такое значит работать до поздней ночи у письменного стола, устать так, что еле можешь разогнуть спину, знаю, что значит думать, что значит находиться в состоянии полного умственного изнеможения, что значит лениться — все это я знаю, но что значит и в чем состоит искусство быть занятым так, как моя жена, остается для меня загадкой. Она никогда не смотрит усталой, хотя и никогда не остает- ся без дела; посмотреть со стороны — ее занятия как-будто игра, удовольствие для нее, или как-будто игра — все ее занятие. Не думай, однако, чтобы ее занятия имели что-либо общее с времяпрепровождением праздного холостяка, упражняющегося от нечего делать в различных кунстштюках. Кстати о холостяках: я предвижу конец твоей юности и скажу, что не. мешало бы и тебе подумать о занятиях, которыми бы можно было наполнить праздные дни и часы; поучиться, например, играть на флейте или заняться изобретением какого-нибудь остроумного прибора для чистки трубок?.. Не хочется, впрочем, и говорить •о таких вещах; все подобное наводит на меня скуку, зато мне никогда не наскучит говорить о моей жене. Я не могу объяснить, что собственно она делает в доме, но она делает все с такой же грациозной и милой непринужденностью и легкостью, с какой птичка яоет свою песенку,— с последней-то лучше всего, я думаю, и сравнить все ее дело — и все-таки ее умение быть постоянно занятой кажется мне каким-то волшебством. К этой-то волщебниде я и прибегаю зачастую, как к единственному якорю спасения. Устав работать и соскучившись в своем кабинете, я прокрадываюсь в детскую, сажусь в уголок и начинаю втихомолку наблюдать за моей женой; я не говорю ни слова из боязни помешать ей: хотя ее занятия и смотрятся игрой, она отдается им с таким доато-инством и тактом, которые невольно внушают уважение. Вообще жена моя далеко не похожа на «волчок, который вечно вертится и жжужит на весь дом, исполняя семейную симфонию»,— как ты характеризуешь некую госпожу Янсен. Да, мой милый мудрец, женщина — природный виртуоз и разрешает проблемы, над которыми посходило с ума добрая сотня философов, самым простым •и в то же время донельзя грациозным образом. Одна из таких проблем относится к зависимости человека от времени, и что же? Женщина справляется с временем, не задумываясь. Я далеко еще не старый семьянин, но мог бы написать об упомянутом искусстве женщины разрешать все возможные проблемы хоть целую книгу. Ограничусь, впрочем, тем, что расскажу тебе небольшую историйку, которая кажется мне особенно характерной.— Где-то в Голландии жял ученый-ориенталист, человек женатый. Раз как-то' он не явился к столу, хотя уже было время обедать, и его звали несколько раз. Жена ждала, ждала и все напрасно; она знала, что он дома и что у него никого нет, и потому ничем не могла объяснить себе его отсутствия. Наконец, она не вытерпела и пошла в кабинет сама. Что же она видит? Муж сидит у письменного стола один-одинешенек, углубленный в свои вокабулы. Я живо рисую себе эту сцену. Она подходит к нему, наклоняется, кладет свою руку на ■его плечо, заглядывает в книгу, затем переводит свой взор на него и говорит: «Что же ты не идешь обедать, дружок?» Ученый, может быть, и не раслышал хорошенько, что она сказала, но увидев ее лицо перед собой, торопливо говорит: «Ах, душа моя, мне не до обеда! Никогда еще не встречал я такого странного слова! А ме-жду тем, это моя собственная книга, прекрасное голландское издание! Эта проклятая точка над этой гласной изменяет весь смысл и способна свести меня с ума!» Жена смотрит на него с полу- -йасковой, полуукоризненной улыбкой, недоумевая, как может какая-нибудь ничтожная точка нарушить домашний порядок, и говорит: «Есть из-за чего волноваться! Дунь на эту точку и дело с концом!» и придание говорит, что дело у этой женщины не расходилось со словом: она как сказала, так и сделала, дунула на точку и... точка исчезла! Необъяснимая точка Оказалась соринкой табаку. Ученый поспешил к столу, радуясь исчезновению точки, а еще более радуясь догадливости своей жены. Нужно ли выводить тебе мораль этой истории? ЁСли бы упомянутый ученый не был женат, он бы, пожалуй, не только сошел с ума сам, но свел бы за собой и многих других ориенталистов,—я не сомневаюсь, что он поднял бы страшный гвалт в литературе. Да, стоит только представить себе, что вышло бы, не будь он женат и будь он тем эстетиком, который, обладая всеми условиями для наслаждения Жизнью, явился бы вдобавок счастливым обладателем любви лесной нимфы, чуда создания. Он не женился бы потому, что считал бы и свои и ее чувства слишком аристократичными для такого плебейского установления, как брак. Он построил бы для своей возлюбленной целый дворец, обставил бы его со всей
утонченностью роскоши, обусловливающей наслаждение, и посещал бы ее лишь в известные дни и часы, по ее желанию. Отправляясь на свидание, он из эротического кокетства шел бы по знакомой дорожке пешком, а его камердинер ехал бы за ним в коляске, нагруженной драгоценными дарами для красавицы, И вот, однажды, он натолкнулся бы в своих ученых изысканиях на такую точку, он смотрел бы на, нее, смотрел, смотрел, но объяснить себе ее появление не мог. Между тем настала б минута свидания с возлюбленной, и он бросил бы свою работу в сторону,. стараясь отогнать и самую мысль о ней,— как же явиться перед возлюбленной с наморщенным челом, с мыслью о чем-либо ином, кроме ее красоты и их любви? Он облекся бы своей обычной любезностью, был бы даже любезнее и увлекательнее, чем когда-либо, так как в голосе его звучала бы сила скрытой страсти, так как он должен бы был бороться с неприятным воспоминанием и силой вызывать на свое чело сияние радости. Но вот блестит луч рассвета, он целует ее в последний раз, садится в карету и — чело его мгновенно омрачается. Опять эта точка! Вот он является домой. Ставни в кабинете закрыты, свечи зажжены, и он как.был, даже не раздеваясь, садится к письменному столу и опять смотрит на необъяснимую точку с тем же результатом. Да, у него была бы возлюбленная, которую он любил бы, быть может, даже боготворил бы, которую он мог бы посещать в те минуты, когда его душа полна силы и страсти, но у него не было жены, которая бы пришла к нему в кабинет и позвала его обедать, у него не было супруги, которая бы уничтожила досадную точку одним "дуновением своих уст. Вообще женщина обладает природным талантом и удивительным даром объяснять все земные, конечные явления и загадки с неподражаемой виртуозностью. Когда был создан мужчина, он очутился господином и* царем природы, все неисчислимые богатства и сокровища которой ждали одного мановения его руки, но он не знал, что делать с ними и на что ему все это. Он видел все земное телесным взором, но его духовный взор как бы подымал его над всем этим, и оно исчезало для него; ему стоило, казалось, сделать один шаг, и он оставил бы все земное дале- ко позади себя. И вот, он стоял посреди ликующей природы, такой растерянный, задумчивый и, несмотря на всю внушительность своей фигуры, комичный: как не улыбнуться при виде богача, не знающего, что делать со своим богатством? С другой стороны, его положение можно было назвать даже трагическим, так как он не видел из него никакого исхода. Но вот •была создана женщина. Она ничуть не затруднилась вопросом, что ей нужно и можно было делать, она сразу знала, за что ей взяться, и без всяких проволочек, подготовок и приготовлений, немедленно приступила к делу. Это было первое утешение, ниспосланное человеку. Она приблизилась к мужчине детски-радостная, детски-невинная, прелестная и трогательная; она приблизилась с единственной целью утешить его, облегчить его душевное томление и тоску, причины которых она не понимала и: уничтожить которые и не считала себя в силах; она хотела только помочь ему скоротать тяжелый срок земного испытания. И что же? Ее непритязательное утешение стало для мужчины величайшей радостью в жизни, ее невинное умение коротать время скрасило ему жизнь, ее детская игра придала его жизни глубочайший смысл. Женщина понимает все земное, начиная с глубочайших причин и кончая мелочами, поэтому она так и прелестна, поэтому-то каждая женщина прелестна, поэтому-то она так очаровательна, как ни один мужчина, так счастлива, как не может и не должен быть ни один мужчина, поэтому-то она находится в такой гармонии со всем бытием, в какой никогда не находиться мужчине. Можно сказать, таким образом, что ее жизнь счастливее жизни мужчины: умение удовлетворяться земным, конечным бытием, может сделать человека счастливым, стремление к бесконечному — никогда. Можно сказать также, что она является существом более совершенным, нежели мужчина: уметь объяснить хоть что-нибудь — все-таки больше, нежели уметь только гоняться за объяснениями. Женщина объясняет и отвечает на все вопросы, касающиеся земного, конечного существования, мужчина только гоняется за ответами на вопросы о бесконечном. Так оно и должно быть, и у каждого из них есть свои печали и горести: женщина рождает в болезнях детей, мужчина страдает, ро-
ждая идею. Но женщина не знает страха сомнений и мук отчаяния, выпадающих на долю мужчины, не потому, что совсем чужда идей, а потому, что получает их, так сказать из вторых рук. И вот именна потому, что женщина объясняет таким образом значение всего земного, конечного, она играет в жизни' мужчины важнейшую роль, исполненную глубочайшего значения, но не внешнего, а внутреннего, как роль корня, который прячется в тиши и глубине земли. Вот почему я так и ненавижу все эти безобразные речи об эмансипации женщины. Боже избави нас or осуществления этой нелепости! Не могу сказать тебе,. с какой болью я останавливаюсь на мысли о возможности ее, не могу высказать с каким страстным озлоблением, с какой ненавистью отношусь к дерзким проповедникам ее. К величайшему моему утешению эти умники не «мудры, как змии», но в большинстве случаев круглые дураки, пустая болтовня которых не может принести серьезного вреда. Да, если бы змий мог ввести дочь Евы в новое искушение, мог возбудить в ней желание вкусить вкусного на вид, но отравленного внутри плода эмансипации, если бы зараза эта распространилась дальше и коснулась, наконец, моей жены — моей любви, моей радости, моего утешения и прибежища, корня моей жизни, тогда мое мужество было бы сломлено в конец, свободная сила и страсть души уничтожены, смяты, и мне осталось бы только воссесть посреди площади и плакать, плакать без конца, как плакал тот художник, любимое творение которого обезобразили так, что он не мог вспомнить, что оно изображало. Но нет, этого не должно, не может быть, сколько бы не старались дурно направленные умы и глупые люди, не имеющие никакого представления о том, что значит быть мужчиной, о его преимуществах и недостатках и никакого понятия о совершенстве, кажущейся такой несовершенной женщины! Найдется ли хоть одна женщина, которая бы настолько была ограничена, тщеславна и пуста, чтобы поверить в возможность стать более совершенным существом, если она постарается возможно ближе подойти к типу мужчины, исказив свой собственный; возможно ли, чтобы нашлась такая, которая бы не поняла, насколько она, напротив, проиграет, если поддастся искуше- нию? Ни один обольститель не подготовляет более глубокого падения женщины, чем эти проповедники эмансипации,—стоит женщине хоть чуть поддаться их убеждениям и она — вполне в их власти, она не может уже быть для мужчины ничем, кроме добычи его страстей, тогда как прежде могла быть для него всем. Эти проповедники и сами не знают, что творят; не умея быть истинными мужчинами и вместо того, чтобы научиться этому, они стараются испортить и женщин; оставаясь какими-то полулюдьми сами, они хотят обратить в таких же уродов и женщин. ■ Но пора нам вернуться к моему герою. Как сказано, он вполне заслужил свой титул, тем не менее я предпочту на будущее время называть его.другим, более дорогим для меня именем — моим другом. Я назову его своим другом вполне искренно и в то же время еще с большим удовольствием назову себя его другом. Видишь, жизнь снабдила его даже таким «предметом роскоши», как друг!.. Ты, может быть, думал, что я обойду дружбу молчанием, не стану выяснять ее этического значения, ты полагаешь, пожалуй, что дружба и не имеет никакого этического значения, сиречь не входит в область моего рассуждения, посвященного вопросам этики. Тебя может также удивить то обстоятельство, что я только теперь завожу речь о дружбе, тогда как дружба — первая мечта юности, и никогда душа так не жаждет дружбы, как именно в первую лучшую пору юности; по-твоему, мне, конечно, следовало бы начать речь о дружбе пораньше, прежде, чем «мой друг» успел связать себя священными узами брака. Я мог бы в свою очередь ответить тебе, что обстоятельства жизни сложились для моего друга вообще несколько необычно, и что ему до сих пор еще не приходилось испытывать такого влечения к другому человеку, которое бы можно было назвать дружбой. Затем, я мог бы прибавить, что это обстоятельство как нельзя больше мне на руку, так как я намерен был заговорить о дружбе лишь под конец, далеко не признавая за ней такого этического значения, как за браком. Подобный ответ мог бы, однако, показаться тебе неудовлетворительным: можно ведь возразить, что подобное стечение обстоятельств в жизни моего друга — простая случайность и вовсе не может считаться обя- зательным или вообще нормальным. Поэтому я считаю своим долгом дать по этому поводу более подробное объяснение. Ты сам — «наблюдатель» и поэтому согласишься, конечно, со справедливостью, моего вывода; мой же вывод такой, что индивидуальное различие людей особенно резко сказывается в том, когда именно они начинают чувствовать потребность в дружбе — в период ранней юности или & более зрелый возраст. Более поверхностные натуры не особенно затрудняются «познанием самих себя», скоро находят или обретают свое «я» и сразу же пускают его в обращение, как ходячую монету; обращение это и есть дружба. Натурам, более глубоким, не так-то легко обрести свое «я»; пока же они не обретут его, они не могут и желать, чтобы кто-нибудь предложил им дружбу, на которую им еще нечем ответить. Подобные натуры с одной стороны слишком углублены в себя, с другой стороны являются слишком внимательными наблюдателями, чтобы быть еще способными на дружбу. Поэтому и мой друг не проявил ничего ненормального и предосудительного,, если до сих пор не чувствовал потребности в друге. Теперь он, однако, женат, и вопрос усложняется; могут ведь спросить: нормально ли, что влечение к дружбе не предшествует, а только сопровождает брак? Прибегнем опять к нашим наблюдениям. С тем, кто ищет дружбы в слишком раннем возрасте, нередко случается, что он, познав радости любви, находит дружбу слишком бледной и несовершенной связью, порывает ее и отдается исключительно любви. С тем, кто слишком рано вкусил опьяняющей молодость сладости любви, бывает наоборот: купив, благодаря своему легкомыслию, опыт слишком дорогою ценой, изверившись и в прочность собственных и в прочность женских чувств, он становится прямо несправедливым к прекрасному полу, отказывается от любви и выбирает одну дружбу. Оба эти примера следует считать отступлениями от общечеловеческой нормы, и мой друг не принадлежит ни к первой, ни ко второй из упомянутых категорий: он не испытывал юношеского влечения к дружбе прежде, чем узнал любовь, но и не вкусил слишком рано незрелых, а потому вредных, плодов последней. В настоящей своей любви Он нашел самое полное и самое глубокое удо- влетворение, но именно потому, что он теперь, так ■сказать, абсолютно успокоился в любви, для него и явилась возможность испытать и иные отношения, которые также могут иметь для него в своем роде прекрасное и глубокое значение. И вот, научившись, именно благодаря браку, сознавать, как прекрасно иметь друга или друзей, он ни на минуту и не колеблется признать за дружбой ее истинное этическое значение. Опыт жизни и без того значительно ослабил его веру в справедливость воззрений эстетиков, брак же стер и последние следы этой веры. Он не чувствует более поползновения идти с завязанными глазами за эстетиками, но прямо обращается к этику, который и учит его, что и на дружбу следует смотреть исключительно с этической точки зрения,— иначе она теряет всякое значение. Не будь мой друг так верно настроен, я бы в наказание отправил его к тебе, и, слушая твою запутанную речь, он, наверное, сбился бы с толку, Ты ■относишься к дружбе, как и ко многому другому; твоей душе до такой степени не достает этической ■сосредоточенности, что от тебя вполне возможно услышать два совершенно протиположных отзыва об одной и той же вещи. Твои отзывы, таким образом, как нельзя больше подтверждают справедливость того положения, что сентиментальность и бессердечие одно и тоже. Если послушать твои речи, когда ты, под влиянием известного настроения, с увлечением называешь дружбу божественно прекрасным духовным союзом юных, родственных между собой душ, можно, пожалуй, испугаться за тебя: как бы такая сентиментальность не погубила твоей молодой жизни! В другое время, тебя по твоим речам можно принять за старого практика, изведавшего всю пустоту и бессодержательность жизни по опыту. «Друг» — говоришь ты — «вещь довольно загадочная; он, как туман, виден лишь на расстоянии: только после того, как тебя постигнет несчастье, ты узнаешь, что у тебя был друг». Легко видеть, что в основе последнего суждения о дружбе лежит совершенно иное воззрение, нежели в основе первого. В первом случае ты имел ввиду интеллектуальную дружбу, духовное влечение друг к другу, сродство взглядов, убеждений, идей; теперь ты имеешь ввиду
дружбу практическую, взаимопомощь в минуту житейских невзгод. Как то, так и другое воззрение основано на истине, но если нельзя найти для них общей точки соглашения, то (остается только прийти к твоему же заключительному выводу, извлекаемому тобою отчасти из каждого упомянутого воззрения в отдельности, отчасти из них обоих вместе, т. е. из их истинного внутреннего разлада; вывод этот: дружба — вздор. Абсолютное условие дружбы — единство или цельность мировоззрения. Обладая таким мировоззрением, человеку не нужно основывать дружбу на смутных влечениях и необъяснимых чувствах или симпатиях, а вследствие этого ему и не грозит опасность таких нелепых перемен, благодаря которым, сегодня у него есть друг, а завтра нет. Нельзя, конечно, вполне отрицать значение необъяснимых симпатий,— одно сродство идей или солидарность мировоззрений не обусловливает еще дружбы, но и основывать ее исключительно на каких-то загадочных симпатиях тоже нельзя. Истинная дружба всегда сознательна, чем и отличается от пустой мечтательности. Итак, непременным условием истинной дружбы, является единство, цельность мировоззрения, притом, мировоззрения положительного, а не отрицательного характера. Такого рода положительное воззрение и, соединяет меня с моим новым другом, почему мы и можем смотреть друг на друга совершенно серьезно, а не со сдержанным смехом, как древние - авгуры» которых роднило между собой отрицательное отношение к религии и жизни. Ты, наверное, хорошо понимаешь, что именно хочу я сказать этим, так как твоя любимая мечта — «найти родственную душу, с которой можно было бы смеяться надо всеми». По-твоему «жизнь тем и страшна, что мало кто постигает все ее ничтожество; если же и находятся такие, из них опять-таки редкий настолько сумеет поддержать в себе хорошее расположение духа, чтобы смеяться| надо всем». Ты, впрочем, не особенно горюешь и о том, что мечта твоя не сбывается: «смеяться,над.ни-, чтожеством жизни должен, собственно говоря, один,, который и является истинным пессимистом; найдись же таких много, это послужило бы явным доказа- тельством того, что мир еще не окончательно опустел или стал негодным». С этого пункта мысль твоя летит уже без удержа. Ты утверждаешь,, что «и на см-ллка — лишь неполное и несовершенное выражение настоящего издевательства над жизнью, которое должно в сущности выразиться в полной серьезности. Самым совершенным издевательством над миром была бы проповедь глубочайшей нравственной истины не мечтателем, а скептиком, в чем и нет ничего невозможного: никто лучше скептика не сумеет изложить положительных основ такой истины, беда только, что он сам-то не верит в нравственность и истину. Будь такой скептик лицемером, его издевательство обратилось бы против него самого; будь он скептиком-мучеником, который сам, может быть, больше всех желал бы верить в свою проповедь, издевательство его было бы объективным или самоиздевательством самого мира: скептик этот проповедывал бы ведь учение, которое могло бы дать объяснение всему, послужить к успокоению и умиротворению умов всего человечества, но было бы бессильно просветить ум своего собственного создателя. Ну, а вот если б нашелся человек, у которого хватило бы ума как раз настолько, чтобы скрыть свое сумасшествие, он свел бы с ума и весь мир!» Разумеется, человеку с подобным мировоззрением мудрено найти себе родственную дружескую душу! Или, может быть, ты — член мистического общества? Может быть, ты и тебе подобные составляете особый союз друзей, взаимно считающих друг друга как раз настолько умными, чтобы уметь скрыть свое сумасшествие?! В Греции жил мудрец, которому была присвоена особая честь считаться одним из 7 мудрецов, если бы их было 14. Если не ошибаюсь, его звали Мисон. У одного из древних писателей мы находим следующее краткое сообщение о нем: «О Мисоне рассказывают, что он был мизантропом и смеялся наедине с самим собою. Если кто спрашивал, что именно причиною его смеха, он отвечал: «Именно то, что я один». Как видишь,.,у тебя есть-предшественник, и ты напрасно будешь добиваться чести попасть в число семи мудрецов, хотя бы их было даже двадцать один,—Мисон вечно будет стоять у тебя на дороге. Это, впрочем, не так еще важно, но ты и сам, вероятно, поймешь теперь, что тому, кто смеется наедине, невозможно иметь друга, ибо последний будет думать, что первый постоянно желает избавиться от его присутствия, чтобы иметь возможность смеяться над ним за глаза. Вот почему разве черт один может быть твоим другом. Я почти готов просить тебя принять мои слова в буквальном смысле,—о черте ведь тоже говорят, что он смеется наедине с самим собою. Подобное отчуждение от мира кажется мне просто отчаянием, и я без ужаса подумать не могу, что человек, проживший такую жизнь на земле, очутится таким же одиноким и в ином мире. Повторяю, дружба требует от друзей положительного мировоззрения, но последнее немыслимо без этической основы. Правда, довольно часто встречаешь в наше время •«людей с системой», которые, однако, лишены всякого этического чувства; но зато у них нет и никакого мировоззрения, создавай они себе хоть целую сотню систем. Появление таких людей в наше время, когда все понятия вообще так спутаны, легко объяснить тем, что человека посвящают в великие тайны жизни прежде, чем в малые. Этическая основа мировоззрения является, таким образом, исходной точкой для дружбы, и только с этой точки зрения дружба имеет значение и носит в себе красоту. Если же рассматривать дружбу, как связь, вызываемую необъяснимой, бессознательной, взаимной, ^симпатией, то самым полным выражением ее явится привязанность двух попугаев-неразлучников, которые даже не переживают друг друга. Подобные отношения прекрасны лишь в природе, но не в духовном мире. Дружба людей должна основываться на солидарности мировоззрений и не может поэтому уничтожиться даже со смертью: умерший друг будет, по-лрежнему, жить в сердце другого, как светлый и идеальный образ. Стоит же нарушиться этой солидарности еще при жизни, и дружба уничтожается, несмотря ни на что. Тот, кто смотрит на дружбу с этической точки зре-•ния смотрит на нее поэтому, как на долг. На этом •основании я мог бы сказать, что долг каждого человека иметь друга. Тем не менее я предпочту другое выражение, которое яснее указывает на этическое значение, как дружбы, так и всех других отношений,, о которых была речь в предыдущем, а также ярче оттеняет разницу между этическим и эстетическим отношением к жизни — «долг каждого человека иметь открытую душу». Писание учит нас, что каждый должен умереть и предстать на суде, где откроются не только все его дела, но и все помыслы. Этика же учит, что все значение действительной жизни сводится к тому, чтобы человек всегда был готов раскрыть свою душу перед всем миром; если же он будет жить иначе, грядущее разоблачение сокровенного будет для него истинной карой. Эстетик не хочет признать этого требования, относится к действительной жизни с каким-то презрением и вечно играет-с людьми в прятки или загадки. Но такое отношение к жизни влечет за собою возмездие,— человек становится, наконец, загадкой и для самого себя, в погоне за объяснением которой и погибает. Вот почему также все мистики, отвергающие упомянутое требование этика, встречаются в жизни с соблазнами и затруднениями, совершенно неизвестными другим людям: мистики ведь отвергают требования и смысл действительной жизни, им открывается какой-то другой мир, и они живут как бы раздвоенной жизнью; но тому, кто уклоняется от борьбы с явлениями действительной жизни, предстоит бороться ' с призраками. На этом собственно я и должен кончить. Я отнюдь не имел ввиду выступить в роли учителя нравственности, я хотел только выяснить, каким образом этическое начало не только не лишает жизнь какого-либо оттенка красоты, но, напротив, придает ей истинную и совершенную красоту. Этическое начало сообщает жизни человека внутренний мир, устойчивость и уверенность, так как человек постоянно слышит внутри себя его голос: quos petis.hic ets60; этическое начало спасает душу от расслабляющей ее бесплодной мечтательности и делает ее здоровой и сильной, учит человека не придавать много значения случайным явлениям жизни или чересчур верить в счастье, учит человека радоваться и в счастье (эстетик: * Вот оно, чего ты ищешь (лат.). ие может даже этого: счастье для него лишь нечто бесконечно относительное) и в несчастье. Смотри на все написанное мною, как на безделицу, как на примечание к детскому учебнику Балле,-— это ничуть не изменит самого дела, не отнимет у этого письма его значения, которого, надеюсь, ты не станешь отрицать; Или, может быть, тебе покажется, что я присвоил себе в этом случае не принадлежащие мне права и неуместно примешал к делу свое общественное положение, выступив, по обыкновению, как судья, а не в качестве заинтересованной в споре стороны? Я охотно отказываюсь от всяких притязаний, я даже не считаю себя по отношению к тебе противной стороной: соглашаясь, что ты вполне можешь явиться уполномоченным представителем эстетики, я далек от мысли считать себя таковым же со стороны этики. Я вообще не более, как свидетель, и, говоря о значении моего письма, имею в виду лишь то значение, какое придается всякому свидетельскому показанию, а тем более показанию человека, говорящего на основании личного опыта. Итак, я свидетель, и вот тебе мое показание.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |