КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заказ 3210 2 страница
В результате моей жизни получится «ничто»,— она представляет собой одно настроение, один колорит; выйдет, таким образом, нечто вроде картины художника, которому поручили изобразить переход евреев через Красное море: он покрыл все полотно красной краской, пояснив, что евреи перешли, а егип-няте, утонули. Что не говорите, а человеческое достоинство признается еще в природе. Желая отогнать птиц от плодовых деревьев, ставят чучело, и даже отдаленного сходства! этого пугала с человекам достаточно для того, чтобы внушить уважение. Для того, чтобы любовь имела какое-нибудь значение, первое проявление ее должно быть озарено луной, как и Апис, чтобы быть настоящим Аписом, должен был при рождении своем быть озаренным луной. Корова, разрешившаясь Аписом, тоже должна была в момент зачатия быть озаренной луной? Лучшим доказательством ничтожества жизни являются примеры, приводимые в доказательство ее величия. Большинство людей так усердно гонятся за наслаждениями, что обгоняет их. Люди в этом случае напоминают карлика, сторожившего похищенную принцессу: в один прекрасный день он прилег взрем-нуть после обеда, а когда проснулся —принцессы и след простыл. Он спешит надеть свои семимильные сапоги и одним шагом — далеко обгоняет ее. Душа моя угнетена, подавлена каким-то мрачным, тяжелым предчувствием.— мысль не в состоянии окрылить и унести от земной юдоли в чистый свободный эфир. И даже выйдя из оцепенения, она продолжает тяготеть к земле и низко стелится над ее поверхностью, как птицы перед грозою...' Как жизнь пуста, ничтожна! Хоронят человека: провоожают гроб до могилы, бросают в нее горсть земли; туда едут в карете и возвращаются в карете-утешают себя там, что еще долгая жизнь впереди. А что такое в сущности 7x10 лет? Отчего бы не покончить сразу, не остатьш на кладбище всем, бросив жребий — на чью долю выпадет несчастье быть последним и бросить последнюю горсть земли на* могилу последнего усопшего? Женщины!... Что в них? Красота их исчезает, как сон, как вчерашний день. Верность их... Да в том-то» и дело! Они или легкомысленны (что меня перестало интересовать), или верны. Одна из таких еще могла бы пожалуй увлечь, заинтересовать меня... как редкость, но не больше,— ведь окажись она верной в истинном смысле слова, я стал бы жертвой своего эксперимента: мне пришлось бы тоже посвятить ей всю свою жизнь, а не выдержи она — опять старая история! Пошлая судьба! Напрасно ты, как старая развратница, замазываешь свои морщины белилами, напрасно звенишь своими шутовскими бубенчиками. Надоела ты мне! Все то же, да то же все idem per idem, никакого разнообразия — все одно и то же разогретое вчерашнее блюдо. Придите хоть вы, сон и смерть, одни вы, ничего не обещая, все исполняете! Я слышу два знакомых удара смычка! И это здесь на улице! Да уж не лишился ли я рассудка? Или слух мой, влюбленный в музыку Моцарта, сам обманывает себя? Или милосердные боги, из сострадания ко мне, как к нищему, сидящему у врат храма, даровали мне ухо, способное слышать им же самим вос- созданные звуки? Я слышу эти два звука... и ничего больше. Как в бессмертной увертюре они выплывают из-под низких аккордов хорала, так и теперь они ясно выделяются из уличного шума и гама со своей неожиданностью откровения. Однако это должно быть где-нибудь близко... Вот раздались веселые, манящие к танцам звуки.— А! так это вам обязан я наслаждением, бедные бродячие артисты! Один из них, лет семнадцати, одет в зеленый сюртук с большими костяными пуговицами. Сюртук ему не по росту. Скрипка прижата к подбородку; фуражка сдвинута на брови; на руке перчатка без пальцев, пальцы посинели от холода. Другой, постарше, в шинели. Оба слепые. Маленькая девочка, должно быть вожатая их, стоит возле, спрятав руки под платок. Мало-помалу вокруг музыкантов образовался целый кружок поклонников их музыки: почтальон с сумкой, мальчик, кухарка, двое мастеровых, да я... Щегольские барские экипажи с шумом катились мимо, грохот ломовых телег почти заглушал звуки музыки... Знаете ли вы, бедные музыканты, что в этих звуках — все прелести жизни? — Не похож ли этот случай на свидание? За кулисами загорелось. Клоун выскочил предупредить публику. Вообразили, что он шутит и давай аплодировать ему. Он повторяет — еще более неистовый восторг... Сдается мне, что пробьет час, и мир рушится при общем восторге, воображающих, что это — буффонада. В чем вообще смысл жизни? Людей ведь, собственно говоря, можно подразделить на два класса: один должен работать, чтобы поддержать жизнь, другой не нуждается в такой работе. Но не в работе же людей первого класса смысл жизни! Если допустить это, выйдет колоссальное противоречие: постоянное добывание условий станет ответом на вопрос о значении того, что этим обуславливается! Жизнь другого класса тоже не имеет никакого дру-, того смысла, кроме уничтожения (проедания) гото-. вых условий. Сказать, что смысл жизни в смерти —<■ опять как будто противоречие. Сущность наслаждения вовсе не в самом пред: мете наслаждения, а в представлении о наслаждении. Если бы я имел у себя в услужении сказочно-га духа и приказал доставить мне стакан воды, а он принес бы мне бокал чудеснейшего вина в мире, я бы прогнал его и не позволил являться себе на глаза, пока он не поймет, что сущность наслаждения не в самом наслаждении чем-либо, а в исполнении моего желания. Да, я не господин своей судьбы, а лишь нить вплетенная в общую ткань жизни! Но если я и не могу ткать сам, то могу обрезать нить. с-надписью «Стирка белья». Вздумай кто-нибудь явиться сюда с бельем, ему придется сильно разочаровался, вывеска выставлена лишь для продажи. По-моему нет ничего пагубнее воспоминаний. Если какие-нибудь житейские обстоятельства или от-«ошения переходят у меня в воспоминания, значит самые отношения уже закончены.— Говорят, разлука Обновляет любовь. Это правда, но лишь в поэтическом смысле. Жить воспоминаниями;,, нельзя и представить себе ничего выше этой жизни: никакая действительность не может так удовлетворить, наполнить человека, как воспоминание: в воспоминании есть такая «действительность», какой никогда не имеет сама действительность. Когда я вспоминаю.. ка&'ие-'Н'йбудь житейские отношения', они — уже достояние вечности и временного значения не имеют.
Я по-видимому осужден пережить всевозможные душевные настроения, чтобы набраться опыта. И вот я, ежеминутно попадая в положение ребенка, которого учат искусству плавания, посреди океана. Я кричу (этому меня научили греки, у которых вообще. можно научиться всему чисто человеческому), хотя на меня и наложен пояс,— я не вижу палки, за которую меня поддерживают над водой. Приобрести опыт таким образом — страшно. Философские учения о жизни зачастую так же обманывают, как встречаемые на толкучке вывески: Если кому следовало вести дневник, то это мне, особенно для памяти. Я очень часто забываю, что побудило меня несколько времени тому назад к тому или другому поступку, и не только тогда, когда дело >шло о пустяках, но даже о самых серьезных случаях жизни. Если же мне иногда и удается впоследствии припомнить причину, то она обыкновенно кажется мне такой странной, что просто отказываюсь признать ее. А имей я привычку записывать все, подобное сомнение было бы устранено. Да, причина вообще странная штука: если душа моя взволнована страстью, причина вырастает в колоссальную необходимость, могущую поколебать вселенную; в спокойном же состоянии духд я отношусь к ней свыс<ь ка.— Я уже давно задумываюсь над причиной, по которой я отказался от адъюнктуры. Теперь мне думается, что я был бы как раз на своем месте в этой должности. Сегодня же меня озарила мысль, что. это то именно и было.причиной моего отказа: если бы я знал должность, мне бы уже не на что было рассчитывать вперед, я мог лишь все проиграть и ничего не выиграть в будущем. Оттого я и предпочел искать счастья в труппе странствующих актеров: у меня нет таланта, следовательно, я могу надеяться на счастье и у меня все впереди. Надо быть очень наивным, чтобы решиться прибегать на свете к шуму и крику. Как-будто судьба человека изменится от этого! Нет, лучше уж примириться с ней, взять ее, какова она есть, не мудрствуя лукаво. В дни молодости, заказывая себе бифштекс в ресторане, я всегда напоминал слуге: «смотрите же, хороший кусок и не слишком жирный». Но слуга ведь мог и не расслышать моих слов, не говоря уже о том, что мог просто не обратить на них внимание. Да и кроме того, слова мои должны были бы еще проникнуть на кухню, дойти до ушей повара. Положим, однако, что все это удалось бы,. ведь и тогда могло бы оказаться, что нет ни одного хорошего куска на кухне! — Теперь уж я не кричу. Чувства гуманности, и филантропические стремления распространяются все более и более. В Лейпциге образовалось общество, поставившее задачей себе— из сострадания к печальной кончине старых лошадей... есть их. Лучший мой друг — эхо, а почему? Потому, что я люблю свою грусть, а оно не отнимает ее у меня. У меня лишь один поверенный — ночная тишина; почему? Потому что она нема.
Гармоническое развитие эстетических и этических начал вчеловеческой личности 7. Зак.3210 , Мой друг!....... Не раз говорил я тебе и вновь повторяю, вернее ■восклицаю: выбор необходимо, решайся: или — или», -«aut — aut»! Бывают, без сомнения, случаи, когда подобный выбор является нелепостью, своего рода безумием, но бывают и люди, душа которых так расслаблена, что они не в состоянии уяснить себе настоящего смысла этой дилеммы: их личному «я» недостает энергии, чтобы они могли решиться на выбор «одного из двух», «или того или другого». На меня же слова «или—или» всегда производили и производят самое сильное впечатление, особенно если я произношу их отдельно, как они есть, без всяких прибавлений: в этом случае является возможность разделить их самыми ужасными противоположностями. «Или—или» звучит для меня поэтому, подобно заклинанию, настраивает душу чрезвычайно серьезно, иногда даже потрясает ее. Мне вспоминаются годы ранней юности, когда, сам еще не сознавая хорошенько, какое значение имеет для жизни человека «выбор», я с детской доверчивостью внимал речам •старших и проникался торжественной важностью минуты выбора, хотя в самом то выборе я руководился лишь чужим указанием. Вспоминаются мне моменты И; из более позднего времени, когда я стоял на распутье, и в душе моей созревало решение: вспоминается и много, много других, хотя и менее важных, но безраличных случаев в жизни, когда мне также предстоял выбор. Хотя это слово и является в своем истинном, абсолютном значении лишь в том случае, ■если на одной стороне — истина, справедливость и непорочность, а на другой — извращенные и порочные наклонности и страсти, правильный выбор ва- '7*- / 195 жен и в тех случаях, когда дело идет, по-видимому, Ну,1 а ты? Ты, ведь довольно часто употребляешь эти слова; они даже превратились у тебя чуть ли не в поговорку. Какое же значение придаешь им ты? Никакого! Для тебя они, выражаясь твоим же языком, какой-то мимолетный проблеск, coup de mains, abracadabra. Ты умеешь пользоваться ими — й при случае даже не без эффекта — и все-таки они действуют на тебя только, как крепкий напиток на слабонервного: ты пьянеешь от этой — как сам выража-ещьчя,— высшей галиматьи. <Ты говоришь: «В этих словах заключена вся житейская мудрость, и потому ни один смертный не выразился'так сильно и многозначительно, как-один великий!-мыслитель, житейский философ, устами которого; казалось, вещало в этом случае всему стра-ждующему человечеству какое-то злое божество; мудрец этот изрек человеку, уронившему На пол шляпу: «Поднимешь—побью и не поднимешь ^—побью, выбирай!»-И вот, тебе доставляет особенное удовольствие-утешать людей, обращающихся к тебе за советом и помощью в критические минуты жизни, таким ответом: «Да, -теперь я вижу ясно, что вам представляется только два выхода, вы должны решиться-или на то; или на другое, но, откровенно говоря; сделаете ли вы то или другое, вы одинаково раскаетесь». Издевающийся над ближним издевается, однако, и над сами собою, и подобное отношение к жизни, характеризуемое фразой: «или-или,^—безралично» служит Лишь печальным доказательством твоей душевной развинченности. Выражай эта фраза твое истинное мнение, тогда, конечно, делать нечего, пришлось бы махнуть на тебя рукой, пожалев только, что меланхолия и легкомыслие так истощили твой ум. Убежденный в ином, я принужден, однако, не жалеть тебя, а напротив пожелать, чтобы- жизнь стиснула тебя покрепче ■ и вызвала наружу то, что таится у тебя внутри, подвергла тебя^ строгому допросу, от которого ты уже не отвертелся бы пустословием и шутками. «Жизнь — маскарад», говоришь ты, и эта мысль служит j для тебя неисчерпаемым источником забавы. Никому еще, >по твоим словам, не'уда-лось познать тебя;'; твоя откровенность с людьми равносильна каждый -раз новому обману, и то только таким образом, не дозволяя людям теснить тебя, можешь ты жить и дышать: свободно. У тебя же все направлено к поддержанию твоей таинственности, и надо сказать вправду, твоя маска загадочное и непроницаемое всех. Сам;По себе ты — ничто, ты существуешь лишь по отношению к другим, являешься тем, чем тебе нужно быть в этих отношениях. Нежную пастушку ты томно: берешь за руку, разом входя в роль сентиментального пастушка, почтенного духовного пастыря морочишь братским поцелуем и т. д. Сам по себе ты — ничто, загадочная величина, на челе; твоем По истине тебе не следовало бы шутить с тем, что влечет за собой не только серьезные, но и ужасные последствия. В каждом человеке есть нечто, мешающее ему видеть свою душу насквозь, и, иногда это нечто разрастается до такой степени и в еовокуп-ностн с различными лежащими вне воли человека житейскими условиями, так запутывает его, что он1 почти не в состоянии открыть своей души другим; тот же, кто не: может открыться перед другими; не может любить и, следовательно, несчастнейший !че-' ловек в мире. А ты что делаешь? Шутки ради^птьт упражняешься в искусстве быть загадкой для * всех. Мой юный друг, а что если никому.., нет дела дагтво-ей загадки, что за радость быть тогда загадочным? Заклинаю тебя, ради тебя самого, ради твоего собст-i венного1 спасения (таЪ'как^нё Шаю ничего гибельнее ! Таким путем мы с1 тобой, однако, вряд ли уйдем* далеко: моя голова слишком —слаба, чтобы устоять, скажешь ты; слишком^сильна, чтобы найти удовлетворение, в таком кружении в пространств'е, скажу я.'Поэтому возьмусь за дело с другой сторонк.' Представь себе юношу, как раз встуйаю'щегб в тбт возраст, когда жизнь начинает приобретать Действительный смысл; представь себе, что этот :жизнерад6-стныйу здоровый, чистый,1! богато" одаренный,1 полный1 надежд и сам подающий надежды всем, кто только!; его знает, юноша ошибся (говорю это с болью'сер-' дечной), обманулся в тебе, предположил, что'^ты* серьезный, богатый- опытом человек, способней'про-1 светить его относительно загадбк жизниу^''обратил-'' ей к тебе со всей трогательною доверчйвоётью юное-' •ей. Что ты ответишь ему? Неужели ты Ответиш'ь ему:' «ияи-или,—безразлично». Едва ли. Едва111 ли!' Или'' поступишь, как и -вообще 'имеешь обыкновение Vidct^-1" патв в тех случаях,5'когда люди Йриходят*' 'док^Чатй1 тебе'со своими' сердечными делами-^ высунешь Уоло-' ву> в.окошко «и 'ответишь! ч<дойа 5Het»?':rffiH'';' ЯвшЩ уклонишься.от Ответа, как уклоняешься' Ът^'УДовлет-ворения различных просителей' й; сборщиков 'церйов^ ных податей, отвечая им всем,1 что тьг лШ'у'йрем^'Й-1 ныйыжйлецна^ белом свете, а не коренной Шь¥ват'ё'ль?1 и;не :отеж семейства? Наверное %eV;—^й^'сл-МикбУ' высоко ценишь в людях Молодость' и 'да^бвйтбеть^'да1' и вообще самый случай был бы из йё Фбйкновенных-Г-заурядных, твоя встреча ечоношей5 была ~!б$''нё;'tipti?; стой, случайной^и мимолётной, чтак что11,гвЩ}'ир'6*гйя' № ничем бы не была возбуждена. Хоть из вас двух ты* был бы и старший, а он младший, серьезность минуты обуславливалась бы им именно, его благородной молодостью. Неправда ли, ты и сам невольно ^помо^ лодел бы, почувствовал бы, как хороша молодость и как в то же время серьезна ее- жизненная задача, почувствовал бы, что человеку действительно;"предстоит выбор: «или-или», что отнюдь не безразлично, как. употребить человеку свою молодость.: Ты-понял; бы также, что главная задача, человека «не в-обога--щении своего ума различными познаниями, «о- всвос-питании и совершенствовании своей.-личности,*- свое-го.^ся».. Итак, все твои добрые чувства были..бы,'-за-. тронуты и ты постарался бы в своей речи укрепить, душу юноши, поддержать в нем веру в жизнь;-..йг в собственные силы, научить его ценить врем» и даль-. зоваться им. Все это ты можешь-сделать и пр-йг-же-ланйи сделаешь прекрасно. Слущай же теперь, внимательно, молодой человек (тебя все еще приходится называть так, хоть ты и не молод),—'-. что же.сделаешь ты в таком случае? Ты ведь засвидетельствуешь то,.что вообще отрицаешь — значение ^.«выбора», и почему? Потому лишь, что твою душу.охвати-ло/участие к юноше. И все-таки, строго говоря*- /гы обманешь его доверие: представь. себе,.что случай столкнет вас вновь в такую минуту, когда тебе вовсе неудобно будет подтвердить свое прежнее свидетельство? Видишь, к каким печальным последствиям, яри-, водит, человека разлад с самим собой? Ты-думал сделать лучше, а между тем, может быть, совсем сгубил юношу; может быть, ему легче было бы устоять перед твоим недоверием к жизни, чем успокоиться в субъективно ложном доверии к ней, которое ты хотел внушить ему? Представь себе, что ты рнова встретишься с ним несколько лет спустя1,-* он будет по-прежнему жизнерадостен, остер, умен, смел в суждениях, но твой чуткий слух легко уловит-вних нету душевного разлада, ты сразу заподозришь,- что и он вкусил плода двусмысленной жизненной-мудростью, гордишься до такой степени, что не позволяешь никому разделить ее с тобою, желаешь владеть ею один и в тоже время искренне жалеешь молодого человека, приобщившегося той же мудрости. Какое чудовищное противоречие!: Освободиться от этого-ты можешь лишь посредством выбора: «или-йлн»',дй-я; исполненный -в тебе большего участия,1 чём ты-к -упомянутому юноше, я, уже испытавший значение;«выбора», радуюсь за тебя, радуюсь тому, что ты ещ-е сравнительно довольно молод и способен, следовательно, если хоть и не воротить прожитое, то, НО) крайней мере, достигнуть, при желании и энергии, самого главного в жизни —вновь обрести своё единое, дельное «я».::. S. .•.Если бы человек мог постоянно держаться на крайней точке душевного напряжения, мог быть постоянно одинаково готовым к выбору, если бы он мог перестать быть тем, что он есть т. е. человеком, если бы-внутренняя сущность его личности была пустой мечтой, призраком и, принимая участие в различных движениях души, сама оставалась единой и неизменной,, ее ли бы все это было так, то было бы нелепо утверждать, что для человека может настать пора, когда •• -выбирать будет уже поздно, потому что тогда не может больше и речи быть о выборе, в строгом смысле этого слова. Bji6i&u^L.Jio___ce6e имеет решающее значение_для „йдутреннего содержания личности: делая„,выбор, она вся наполняется выбранным, еслЙ1.ж.е она не выбирает, то „пахнет и гибнет. Одну минуту может еще казаться, что выбираемое остается как вне самого выбирающего, что душа последнего сама по себе не имеет никакого отношения, к предмету выбора и может остаться индиферентной к нему. Минута эта, однако, может существовать лишь в отвлеченном смысле, как момент мышления, а не реальной действительности; поэтому чем дольше останавливаешься над ней, тем меньше она в строгом смысле существует. Выбираемое находится в самой тесной связи с выбирающим, и в то время, когда перед человеком стоит жизненная диллема: «или-или», самая жизнь продолжает ведь увлекать его по своему течению, так что чем более он будет медлить с решением вопроса о выборе, тем труднее и сложнее становится этот последний, посредством которого человек надеется яснее и определеннее разграничить понятия, разделенные «или-или». Смотря на эти слова с такой точки зрения, не легко впасть в искушение шнтить ими: в этом именно случае видно, что внутреннее движение личности не оставляет вре- ц&ш... на эксперименты, мысли,, что личность -непрерывно, и неудержимо стремится вперед, закладывая полпути основания то тому, то,другому, и что,;вследствие этого, выбор становится есе труднее, и труднее,—-придется ведь разрушить ранее заложенные ОСНОВаНИЯ......-: ;(..■■-;:.:■;;- Представь себе корабль в ту минуту, когда он должен сделать тот или другой решительный поворот; может быть кормчий корабля и скажет себе: «я, могу, сделать то-то или то-то», но лишь плохой кормчий забудет, что корабль продолжает в это время нестись своим, обычным ходом и что поэтому лишь на одно мгновение может быть безразлично, будет ли сделано то или другое, Тоже самое и с человеком. Если он забудет принять в расчет обычный ход жизни, то наступит наконец минута, когда более и речи быть не может,о выборе, не потому, что последний сделан, а потому,; что пропущен момент для него, иначе говоря —за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое «я». ,;Из сказанного ты видишь, чем мой взгляд на выбор существенно отличается от твоего, если вообще можно'-говорить о твоем, который тем и отличается от моего, что вовсе не допускает выбора. Минута выбора имеет для меня чрезвычайно серьезное н не столько в силу строгого размышления о предметах выбора, или в силу обилия мыслей, вызванных каждым из них, но в силу опасения, что* в следующую ■ мицуту я буду уже не так свободен выбирать, так К-акиуспек». уже пережить кое-что, и это-то пережитое затормозит мне обратный путь к точке выбора. Если, кто думает, что можно хоть на мгновение отрешиться от своей: личности или возможно действительно приостановить жизнедеятельность личности, тот жестоко ошибается. Личность склоняется в ту или другую сторону еще раньше, чем выбор совершился фактически, и, если человек откладывает его, выбор этот делается сам собою, помимо воли и сознания человека, под влиянием темных сил человеческой природы. Следствием же этого является то, что когда человек решится наконец сделать запоздалый выбор (если только не успеть до этого времени обезличиться окончательно), оказывается, что самому выбору должна предшествовать масса переделок и £02 поправок во внутреннем й внешнем"'Образе человека,1 а это часто сопряжёно с большими : затруднениями. В сказках говорится; что сирены Очаровали людей своей демонической музыкой, и, для избавления' от этих чар, очарованный должен был сыграть без* ошибки ту же самую мелодию, но "в обратном порядке, т.1. е. с конца. Способ мудреный; трудно выполнимый, но психологически верный, и ошибочно усво-' енное можно удалить лишь подобным же образом,—< при малейшей ошибке,.волей-неволей, приходится на-'' чинать сызнова. Вот отчего так важно сделать выбор, и сделать его вовремя. Ты, напротив, придерживаешься иного' образа мыслей, и я знаю, что воюя с человечеством, ты выставляешь против него неистинную сущность своей личности. Да, если бы задачей человеческой' жйзнн' было размышление, ты был бы близок к совершенству. Поясню иримербм. Имея ввиду тебя, придется, конечно, взять смелые противоположности ':' или священник, или актер. Такова дилемма, и вот вся страстная энергия твоей натуры пробуждается, и сторукое размышление схватывается за мысль стать священником. Ты не знаешь покоя, думаешь об этом день и ночь, читаешь по этому предмету' всевозможные сочинения, какие только можешь достать, ходишь по воскресеньем в церковь по три раза, заводишь знакомства со священниками, сам пи-1 шешь проповеди, произносишь их перед самим со-' бой, умираешь на Полгода для всего остального ми-1 ра. Но вот ты готов; теперь ты можешь говорить о* том, что значит быть священником с большим зна-1' нием и по-видимому даже с большей опытностью, нежели человеку.Фам пробывший в сане священника' 20 лет. Сталкиваясь со служителями алтаря, ты досадуешь, что они не обладают истинным красноречием. «Разве это истинное вдохновение?» — говоришь ты: «Я ведь не священник, а в сравнении с ни-1 ми вещаю, как ангел с небеси. «Может быть, оно так и есть на самомделе, а ты все-таки не решился стать священником. Теперь ты точно также носишься с другой задачей, и твое увлечение искусством почти превосходит прежний твой проповеднический восторг. Но вот ты вполне подготовился к выбору. Можно, однако, быть уверенным, что у тебя таки накопилось кое-что за время этой, гигантской, умст^
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |