КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заказ 3210 4 страницазнания необходимости выбора, во-вторых же — рассмотреть жизнь с этической точки зрения. Я не принадлежу к числу этиковригористов, требующих формальной абстрактной свободы,—раз выбор сделан,, значение (относительное) эстетического начала вновь-восстанавливается само собою, так что решись на/ выбор, и ты сам увидишь, что это единственное сред-ственное средство спасти самого себя и свою душу,, обрести весь мир и пользоваться его благами без-злоупотребления. Что же, однако, значит: жить эстетической жизнью-' и жить этической жизнью? Что может назваться в человеке эстетическим и что этическим началом? Отвечу: Эстетически^ началом может назваться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть, этическим же то, благодаря чему он становится тем, чем становится. Человек, живущий1 исключительно тем, благодаря тому и ради того, что* является в нем эстетическим началом, живет эстетическим началом, живет эстетической жизнью. В мои намерения вовсе не входит подробное разбирательство многосложной и многосторонней жизни эстетика,—ты сам такой виртуаз-эстетик, что это» совершенно лишнее,—я постараюсь только отметить-некоторые наиболее выдающиеся категории эстетиков, чтобы таким образом добраться с тобой до основной точки, на которой вертится все твое мировоззрение, и помешать тебе ускользнуть от меня раньше времени, неожиданным прыжком в сторону, до чего■ ты такой охотник. Я, впрочем, не сомневаюсь, что в состоянии дать тебе не мало ценных указаний относительно того, что значит жить эстетической жизньюд мало того, считая тебя опытнейшим руководителем, способным посвятить новичка во все тонкости искусства жить эстетической жизнью, я не посоветовал бы никому обратиться к тебе за истолкованием самой! сущности эстетической жизни: ты слишком втянулся < в эту жизнь, истолковать же ее сущность может лишь тот, кто сам стоит на высшей ступени, т. е. живет этической жизнью. У тебя может явиться искушение поймать меня на слове, заявив, что я в таком случае не могу дать удовлетворительного разъяснения сущности этической жизни. Это даст мне, однако; лишь* повод к следующим разъяснениям.:: 218- (Причина, по которой эстетик не в состоянии дать ^надлежащего разъяснения эстетической жизни, та^ 'что он живет минутой, а потому и компетентность • его ограничена узкими пределами данной минуты. При всем этом я вовсе не отрицаю, что эстетик, стоя ищи на высшей степени эстетического развития, может обладать богатыми и многосторонними душевными способностями; напротив, эти способности должны даже отличаться у него особенной интенсивностью, тем не менее, им недостает надлежащей самостоятельности и ясности. (Здесь кстати будет упомянуть о некоторых животных, чувства которых раз -виты гораздо выше, чем у человека, но зато связаны.животным инстинктом). Теперь возьмем в пример тебя самого. Я никогда не ^отказывал тебе в выдающихся душевных и умст-: венных дарованиях,— это видно, например, из моих постоянных упреков тебе за злоупотребление ими. Ты богдто одарен природой, ты остроумен, тонкий ироник и диалектик, до тонкости изучил искусство наслаждения жизнью, умеешь пользоваться минутой, ты чувствителен, бессердечен — все, смотря по обстоятельствам, но при всем этом ты живешь только минутой, твоей жизни недостает основной связи, и ты не в состоянии дать относительно ее надлежащего разъяснения. Итак, всякий желающий постигнуть искусства наслаждения, ни мало не ошибется, обратившись к тебе, тогда как желающий уяснить себе смысл и значение этической жизни — напротив. Обратившись ко мне, такой человек будет, пожалуй, скорее удовлетворен, несмотря на то, что я далеко не так даровит, как ты. Дело в том, что ты связан самой жизнью своей по рукам и ногам, я же свободен, как в определении эстетической, так и этической жизни: живя этическою жизнью, я стою выше минуты. Даже самому малоспособному и незначительному •человеку в свете присуще естественное стремление составить собственный взгляд на жизнь, уяснить себе ее смысл и цель. Эстетик в этом случае не исключение, взгляд же его на жизнь лучше всего резюмируется общим девизом эстетиков всех времен и родов: «нхжно наслаждаться жизнью». У каждого, разумеется, могут быть различные понятия и представления о наслаждении, с основным же положением. и ^необходимостью наслаждения в жизни согласны - Условия для такого наслаждения, однако, находятся обыкновенно не в самом желающем.наела-ждаться жизнью, а вне его или, если и- находятся.;» нём, то все-таки не зависят от него самого. Прощу тебя особенно заметить последнюю фразу,—я "недаром обдумал и взвесил в ней каждое слово, i;:.: Займемся же теперь; как сказано, кратким обозрением различных категорий эстетиков. Ты, впрочем, вероятно, недоволен тем общим определением эстетической жизни, которое я только что дал, отрицать его справедливость, ты тем не менее, конечно, не вздумаешь. Вполне понятно, что ты негодуешь на. такое приобщение тебя к презираемым тобою профанам; я сам слышал не раз твои язвительные.насмешки над людьми, не умеющими наслаждаться: жизнью, самого себя ты напротив всегда причислял к первейшим мастерам этого искусствами в качестве такогого расчитывал, пожалуй, на особенную любезность с моей стороны. Возможно, конечно, что ты прав, и что те профаны, с которыми ты не желаешь иметь ничего общего, действительно не умеют наслаждаться жизнью, тем не менее, я принужден причис-v лить тебя с ним к одной категории: у вас есть нечто* общее — взгляд на жизнь, и это настолько существенно, что небольшое различие в ■ остальном не мажет иметь почти никакого значения. Право, нельзя не рассмеяться над твоим положением, мой юный друг,:—тебя Преследует какое-то проклятье: на каждом шагу ты встречаешь таких сотоварищей по ^искусству, с которыми не желал бы и знаться: ты,-тал кой аристократ в искусстве наслаждения, поминутно попадаешь в такую дурную компанию! Да, в высшей степени неприятно, если жизненные воззрения человека ставят его на одну доску с первым встречным кутилой-или спортсменом. Если и не приходится.сказать того же о Тебе, то потому лишь, что ты в известном ^смысле стоишь на высшей ступени эстетического-развития. Что это такое докажу позже. Как'ни разнообразны различньге категории эстетиков, все они имеют между собой то существенное-сходство, что непременным условием принадлежности к каждой : из них-является не сознательное-уетст1-"1 венное или душевное развитие человеческой личности, а непосредственность. Разница в умственном отношении-между эстетиками различных категорий может таким образом быть очень велика,— между ними могут встретиться и.образцы полнейшего скудоумия и гениальнейшие умы, но даже и, в этих последних случаях:ум имеет значение не сам по себе, а как непосредственный дар. Как уже сказано, я ограничусь, лишь кратким обозрением всех упомянутых категорий, и займусь, более подробнее тем, что так или.иначе можно применить, к,тебе, или что я пожелал бы заставить тебя применить к себе. Непосредственность человеческой личности лежит не в: ее.духовной природе, но в физической. Отсюда взгляд на здоровье, как на величайшее благо в жизни. Более поэтический, но однородный с первым взгляд: «выше всего на свете красота»; красота, однако, вещь очень непрочная, и потому этот взгляд не так популярен. Тем не менее довольно часто можно встретить молодую девушку или юношу, ставящих выше всего на свете свою красоту; жаль только, что она скоро изменяет им! Я, впрочем, могу отыскать в своей памяти живой пример необыкновенно удачного применения этого взгляда к жизни. Студентом мне приходилось проводить каникулы в имении, в семействе одного графа. Граф, бывший дипломат, был уже не молод и мил в имении на покое. Графиня отлича-калась в молодости замечательной красотой, да- и в то время, когда я знал ее, была еще очень хороша собой. Граф в свои молодые годы также имел успех у женщин, благодаря своей мужественней красоте; при дворе надолго сохранилась память о блестящем камер-юнкере, каким он был в те времена. Прожитые годы не сгорбили его стройного стана, и благородная величественная осанка еще более увеличивала его красоту. Знавшие их обоих в молодые годы уверялщ, что они были; красивейшей парочкой в мире, и я, узнавший их уже в довольно почтенном возрасте, находил это вполне естественным,— они и до сих пор представляли красивейшую чету, какую я только когда-либо видел. И граф и графиня были очень образованы, и тем не менее основой жизненного воззрения графини было убеждение, что они с мужем — .красивейшая чета во всей стране. Я живо помню 'случай, когда она высказала это убеждение мне лично. В одно воскресное утро в деревенской церкви происходило какое-то торжество. Графиня чувство-.вала себя не совсем хорошо и осталась дома, а граф в своем камергерском мундире, увешанный орденами, отправился на празднество. Окна большой залы «как раз выходили в аллею ведущую к церкви, и графиня, одетая в изящное утреннее платье, оегано-шилась у одного из них. Я осведомился о ее здоровые; а затем мы разговорились о предстоящем йа другой.день катанье на лодке. Вдруг в конце аллеи пока-зался граф; графиня умолкла и лицо ее все преобр!а--зилось; никогда еще не казалась она мне такой красавицей, как в эту минуту. Когда граф приблизился, юна грациозно послала из окна воздушный поцелуй*.затем повернулась ко мне и сказала: «Неправда ли, мой Дитлев все еще первый красавец в королевстве?:Я то вижу, что у него одно плечо немного ниже другого, но это совсем незаметно, когда я иду с ним под фуку, и мы с ним все-таки самая красивая парочка в стране!» Шестнадцатилетняя невеста не могла гордиться и любоваться своим юным красавчиком-возлюбленным более, чем ее сиятельство своим пожилым камергером. Представители обоих упомянутых взглядов (т. е-люди, признающие высшим благом свое здоровье, и.придающие то же значение своей красоте) сходятся в том что жизнью нужно наслаждаться, условия же, ♦благодаря которым они могут наслаждаться жизнью.:хотя и находятся в их физической природе, но не зависят от них самих. 1 Далее. Встречаются люди, желающие наслаждаться жизнью, но могущие достигнуть желаемого, лишь благодаря таким условиям, которые находятся совершенно вне их самих. Таковы, например, люди; •смысл и цель в жизни для которых — в богатстве, власти, почести и т. п. К этой же категории можно •отнести, в известном смысле, и влюбленных. Пред-•ставим себе молодую девушку, влюбленную до безумия: ее взор ищет только милого сердцу, ее мысль занята им одним; ее сердце бьется лишь для неги; юна не знает другого желания, как только принад-.лежать ему; ничто, кроме него, ни земное, ни небес- ное не имеет для нее значения; она также стремится: к наслаждению, но условия для этого не в ней самой. Ты, без сомнения, находишь такую любовь глупою и думаешь, что она встречается лишь в романах; возможно, однако, что в глазах других людей такая любовь — нечто удивительно прекрасное. Ниже я объясню тебе почему я не могу одобрить такой любви. v. Далее. Есть люди, наслаждающиеся жизнью, благодаря условиям, находящимся в их духовной природе, но по существу своему не зависящих от них: самих. Смысл и цель жизни для таких личностей в их таланте. Один обладает талантом математическим, другой коммерческим, третий поэтическим, четвертый художественным, пятый философским и т. д. Некоторые при этом удовлетворяются тем непосредственным талантом, который вложен в них самой природой, другие стараются развить, усовершенствовать его, наслаждение жизнью, однако, для тех и, для других обуславливается тем, что по самому существу своему не зависит от них — природным талантом. Люди этой категории часто служат мишенью для твоих насмешек за свою лихорадочную деятельность,— ты не признаешь в них собратьев — эстетиков. Не подлежит никакому сомнению, что у тебя совершенно иной взгляд на наслаждение жизнью, но суть не в этом, а в том, что и ты и они требуете от жизни наслаждений. Твоя жизнь, как-будтб гораздо выше, ближе к идеалу эстетической жизни, чем их„ но их жизнь зато гораздо невиннее твоей. Все перечисленные категории сходны между собой "тем, что жизнь всех людей, принадлежащих к тйСнлв иной "из них, имеет известную основную объединяющую идею, которая и мешает этим людям разбрасываться. Последним же как раз страдает жизнь эстетиков-аристократов, гордящихся богатством и разносторонностью своей натуры; этой то именно категорий эстетиков я и займусь теперь подробнее. Эстетики последней категории понимают под наслаждением жизнью удовлетворение всех своих же ланий; желаний, однако, у них так много, и притом самых различных, что благодаря этому, жизнь их просто поражает своей безграничной разбросанностью. Встречаются впрочем, и между ними люди
ъ жизни которых с детства преобладает одно определенное желание, обратившееся, так сказать; в страсть» например, в страсть я ужению, к охоте, к*спорту и т. п., но речь теперь не о них, а о первых. Таю: как, воззрение на жизнь эти хлюдей лишено необходимой цельности и определенности и потому не может быть названо сознательным воззрением-личности,: то е^о и приходится назвать воззрением рефлективным, что; же касается, до содержания или значения самой; личности этих людей, то оно заключается опять таки, в их непосредственности. Такие люди всегда непосред-: ственны во всех своих желаниях, как бы утончены И; прихотливы эти■последние ни были: живая;-лишь.данной минутой; эти люди несмотря на все богатства и Многосторонность своей натуры живут именно непосредственной жизнью. Жить исключительно'; ради-удовлётровения своих желаний, конечно, очень: ^за--манчиво в глазах большинства, но, к счастью очень: трудно осуществимо на практике вследствии разли,ч- = ных жизненных условий, принуждающих д. человека заботиться совершенно об ином. Я говорю, к счастью, потому что иначе нам, пожалуй, часто пришлось, бы присутствовать при самых ужасных зрелищах: ведь жалобы большинства людей, сетующих на то; что они-подавлены прозой жизни, в сущности ничто; иное, как замаскированное желание сбросить с себя: регулирующее их страсти ярмо жизни. Итак, жить исключительно ради удовлетворения своих желаний могут, лишь те избранники,на долю которых вь»падает; счастье или вернее неохоты жиЛ независимыми- ■■> от более уместно, потому что такое счастье ниояысы-всех забот житейских. Выражение «несчастье» здесь лают людям скорее злые, чем добрые боги.— >.-.:, Редко, разумеется, можно встретить людей, ко Считая полезным рассмотреть внимательнее, к чему может привести человека стремление жить исключительно ради удовлетворения своих желаний в том случае, когда окружающие его условия жизни благо-приятствуют осуществлению этого стремления, я возь-му крупную историческую фигуру могущественного повелителя Рима Нерона, перед которым падал ниц, ожидая его повелений, весь мир. Ты раз как-то со своей обычной смелостью заметил, что Нерону вовсе нельзя ставить в вину сожжения Рима, ради удовлетворения желания иметь понятие о пожаре Трои, что можно только спросить, был ли он действительно настолько художником в душе, чтобы как следует насладиться этим зрелищем. В данном случае мы имеем дело с одним из твоих цезарских удовольствий—никогда не отступать ни перед какой мыслью, не бояться довести до конца никогда и никакую; для этого не нужно ни преторианцев, ни золота, ни серебра, ни других сокровищ мира, удовольствию этому можно придаваться и втихомолку, наедине с самим бобою, что хотя ц благоразумнее, но не менее ужасно. Я знаю, что ты не имел в сущности намерения оправдывать Нерона: раз, однако, ты сосредоточиваешь свое внимание не на том, что он творил, а на том, как он творил, это уже смахивает на оправдание. Мне известно также, что подобная смелость мысли, часто вообще встречаемая у молодых людей, нечто иное, как примерная проба сил, при которой они иногда и впадают в излишнюю экзальтацию, особенно в присутствии посторонних слушателей. Знаю я и то, что ты — как и я, как и сам Нерон даже — ужасаешься его чудовищности, и тем не менее я не посоветовал бы никому полагаться на свои силы настолько, чтобы не страшиться одной мысли сделаться Нерону самому. После того, как я определю свой взгляд на сущность души Нерона, ты, может быть, удивишься снисходительности моего определения, я, однако, вовсе не так снисходителен, хоть и не' склонен также излишне осуждать человека. Мое определение, несмотря на свою кажущуюся снисходительность, будет лишь справедливо, и к т°му же покажет насколько вообще близок к искушению каждый из нас, если не живет невинною жизнью дитяти. $ Зак, 3210 :':• Сущность души Нерона — меланхолия. В наше время меланхолия считается каким-то высоким чувством и потому нечего удивляться, если мое определение покажется тебе слишком снисходительным; л не держусь учения древней церкви, причислявшей уныние, меланхолию тоже, к числу смертных грехов-Если я окажусь правым, это, конечно, будет для тебя весьма неприятным открытием, опрокидывающим все твое мировоззрение. Ради предосторожности прибавлю, что если человек вообще и не властен избегнуть печали и горя, обусловливаемых различными, преследующими его иногда без конца, житейскими испытаниями, то в меланхолию он все-таки впадает исключительно по собственной вине. Вернемся же теперь £„.„ дезарю — сластолюбцу^ Ликторы предшествуют не только тогда, когда он поднимается по ступеням трона и направляется в сенат, но даже тогда, когда он идет удовлетворять свои страсти,— они идут вперед и прокладывают дорогу его преступлениям. Но вот он становится старше: беспечность юности отлетела от него, душа изведала все наслаждения и пресытилась ими. Прожитая жизнь, как бы она порочна не была, умудрила его жизненным опытом и знаниями, и тем не менее в. душе он остался ребенком, или вернее юношей, благодаря непосредственности своей натуры. Сознание его не может пробиться сквозь броню непосредственности, и он тщетно старается уяснить себе иную более высшую форму земного бытия. Уясни себе это-Нерон, и блеск трона, власти, могущества — все померкло бы в его глазах. Для этого, однако, у него-недостает нравственных сил, и он в отчаянии хватается за наслаждение. Весь мир должен изощрять свою-изобретательность, чтобы постоянно предлагать ему новые и новые наслаждения: он отдыхает душой лишь в минуты наслаждения, стоит наслаждению прекратиться, и он опять задыхается от истомы. Сознание между тем по-прежнему стремится освободиться от лежащего на нем гнета, но без успеха, — его постоянно обманывают наслаждния. Тогда сознание омрачается, гнев переполняет душу и переходит в трепет,, не стихающий даже в минуты наслаждения. Вот почему взор Нерона так мрачен, что никто не может его выдержать, так зловещ, что все перед ним трепе- адут. За этим взором таится душа, окутанная таким же зловещим мраком. Этот взор — взор цезаря, и потому перед ним трепещут все, внутри его самого, однако, тот же трепет- Посмотрит ли на него ребе-,нок, как-нибудь особенно пристально, бросит ли на него случайный взгляд кто-нибудь другой, и Нерон уже трепещет, точно чувствуя, что каждый человек в сущности сильнее его. Сознание рвется на свободу, требует от Нерона работы мысли и душевного просветления, но душа цезаря уже бессильна, и новый приступ гнева овладевает ею. Нерон не уверен в самом себе и успокаивается лишь тогда, когда весь свет лежит перед ним во прахе, и он не видит, не читает ни в одном взоре желания посягнуть на его свободу. Вот чем объясняется человекобоязнь Нерона и всех подобных ему. Он, как одержимый бесом, лишен внутренней душевной свободы и в каждом человеческом взоре видит стремление поработить его. Повелитель Рима страшится поэтому взора последнего раба. Встретив такой взор, глаза цезаря пожирают дерзновенного. Рядом с цезарем стоит услужливый негодяй, он понимает дикий взор повелителя, и участь несчастного решена. Убийство не отягащает совести Нерона, зато душевный трепет его еще увеличивается. Одни лишь наслаждения доставляют ему минутный отдых и забвение. В погоне за ними он сжигает полРима, но душа его по-прежнему терзается муками страсти. Скоро для него остается лишь один род высшего наслаждения—вселять страх в других. Сам себе загадка, полный непреодолимого внутреннего трепета, он хочет быть загадкой и для всех, хочет наслаждаться всеобщим трепетом перед собой. Вот откуда это непостижимая улыбка цезаря. К его трону подходят приближенные, он ласково улыбается им, но их охватывает ужас: может быть в этой улыбке — их смертный приговор, может быть, пол уйдет из-под их ног, и они рухнут в пропасть! К его трону подходит женщина: он милостиво улыбается ей, а она между тем полумертва от страха: своей улыбкой он, может быть, отмечает в ней новую жертву своего сластолюбия. И этот страх радует его: он не хочет, чтобы его уважали, он хочет, чтобы его боялись! Он не выступает гордым, могущественным цезарем, он едва тащится медленной неровной поступью, но эта не- я*
мощность только увеличивает всеобщую панику. Он смотрит умирающим, еле дышит, и все же он — повелитель Рима, властелин жизни и смерти своих под-. данных! Его душа расслаблена, только соль остроумия и игра слов могут еще на минуту оживить его. Но вот все, что в состоянии дать ему мир, исчерпано: чем же ему жить теперь? Он способен заставить убить ребенка на глазах матери, если бы надеялся, что зрелище ее отчаяния будет для него невиданной новинкой. Не будь он повелителем Рима, он бы, пожалуй, давно готов был сам покончить с собой,— самоубийство есть в сущности осуществление — в иной только форме — желания Каллигуллы отрубить голову всему человечеству. Не знаю, была ли у Нерона еще одна черта, которую часто можно встретить у подобных ему людей, известного рода добродушие. Если — да, то окружающие, без сомнения, называли ее привет-, ливостью. Личность Нерона дает нам, таким образом, понятие о странной причинной связи между непосредственностью и меланхолией: в то время как все сокровища вселенной не в состоянии доставить его пресыщенной душе ни малейшего наслаждения, какое-нибудь самое ничтожное обстоятельство, слово, наружность человека, и т. п. может привести его в неописанный восторг, он радуется, как дитя. И всех подобных Нерону людей можно сравнить с детьми: они именно дети по нетронутой, непроясненной мыслью,! непосредственности своей натуры. "Сознательно развившаяся личность н может уже радоваться, таким образом: она перестала быть ребенком, хотя, может быть, и сохранила некоторые душевные черты ребенка., Вообщем, Нерон — отживший старик, в отдельных, дае случаях — дитя- Здесь я прерву свой очерк, заставивший меня —-надеюсь, и тебя также — серьезно призадуматься. Да, Нерон страшен даже теперь, по смерти своей: при всей своей порочности, он — плоть от плоти, кость от костей наших, даже в нем, в этом изверге найдется много человеческого. Во всяком случае, я набросал этот очерк не для того только,,чтобы занять твое воображение,—я не принадлежу к числу писателей заискивающих подобным образом у читателя (меньше же всего желаю я заискивать у тебя), я даже совсем не писатель, как ты знаешь, и взялся за перо лишь ради тебя. Я набросал этот очерк также не для того, чтобы дать нам обойм повод фарисейки благодарить Бога за то, что Он создал нас не таковыми. Во мне этот набросок пробудил, как сказано, совсем иные мысли, и если я благодарю Бога, то за то, что' моя жизнь была до сих пор чужда особых тревог, за то, что я видел все подобные ужасы лишь издали и теперь — счастливый семьянин. Что касается тебя, то я радуюсь, чго ты еще достаточно молод для того, чтобы извлечь из этого наброска кое-какую пользу для себя, научиться чему-нибудь. Пусть каждый учится, чему может, мы же с тобой постараемся научиться тому, что несчастье человека совсем не в том, что <эн не обладает всеми внешними условиями жизни, и что обладание этими условиями сделало бы его, напротив, вконец несчастным. Что же такое меланхолия? Истерия духа. В жизни каждого человека настает момент рано или поздно, когда непосредственность, так сказать, теряет свое главное жизненное значение, и дух стремится проявить себя в высшей форме сознательного бытия. Непосредственность, как цепь, привязывала человека ко всему земному, теперь же дух стремится уяснить себя самого и извлечь человечскую личность из этой зависимости, чтобы она могла сознать себя в своем вечном значении. Если этот переход от бессознательной непосредственности к сознательному просветлению чересчур замедляется — человеком овладевает "';',меланхолия. Что ни делай после того, как ни старайся забыться, работай, развлекайся — хотя и более невинными способами, чем Нерон — меланхолия остается. В ней есть что-то необъяснимое. Человек, подавленный горем или тяжелыми заботами, знает, чем он огорчен или озабочен, но спросите меланхолика, что гнетет его, и он ответит: «и сам не знаю, не могу объяснить»- В этой то необъяснимости и лежит бесконечность меланхолии. Меланхолик ответил совершенно правильно, так как сознай человек причину своей Меланхолии — она была бы уже уничтожена. Этим меланхолия и отличается от обыкновенной грусти или скорби человеческой, которая отнюдь не уничтожается и не уменьшается от того, что человек сознает ее причину. Меланхолия — грех, именно грех между таким утонченным эпикурейцем и обыкновенным эстетиком в том, что первый наслаждается : до известной степени сознательно, а; последний непосредственно, зависимость же обоих — по отношению к возможности наслаждаться — от внешних условий одинакова. Как же избавиться от этой зависимости? На помощь является новое воззрение, которое учит людей искать наслаждение в возможно большем уничтожении внешних условий, от которых зависит самое на: слаждение. Из этого, однако, опять следует, что наслаждение наслаждающегося самим собою, благодаря уничтожению внешних условий, зависит от того, насколько ему удастся уничтожить эти условия. И это еще не все: благодаря тому, что мышление такого человека вертится исключительно на нем самом, и, следовательно, не в состоянии содействовать развитию личности, а наслаждение обуславливается возможно малым содержанием того же самого наслаждения — этот человек, как бы выдалбливает самого себя. Полагаю теперь, что вышеприведенные рассуждения довольно ясно — по крайней мере для тебя — очертили область эстетических воззрений на жизнь-Общее сходство их в том, что все они требуют для человека такой именно жизни, которая обуславливается непосредственной сущности его природы и вполне соответствует ей, так как мышление никогда не поднимается выше уровня этой непосредственности и единственным объектом его остается физическая жизль данного человека. Я дал тут, разумеется лишь беглый обзор этих эстетических воззрений, не входя в подробное разбирательство их сущности и различий,— я имею главным образом ввилу переход от эстетической непосредственности к. этическому сознанию, на этот то предмет я и прошу тебя обратить свое особенное внимание. Положим, что человек, живший исключительно ради своего здоровья, даже и «умирая (говоря твоим языком) был здоровее, чем я когда-либо; положим, что прекрасная графская чета танцевала на своей золотой свадьбе, вызывая такой же восторг восхищения, каким сопровождалось их появление в бальном зале в самый день их бракосочетания: положим, что любитель золота собрал неисчислимые сокровища, что честолюбец добился самых высоких почестей, что может молодая девушка соединилась со страстно любимым человеком, что коммерческий гений опутал торговой сетью все части света и забрал в руки биржи всего мира, что изобретатель перекинул мост с земли на небо; положим, что Нерон никогда не задыхался от истомы, но каждую минуту находил все новые и новые наслаждения, что утонченный эпику: реец постоянно находил случай наслаждаться самим собой, что циник довел число внешних условий, от которых зависит его наслаждение жизнью, до минимума, предположим все это — какой же вывод должны мы сделать? — Все эти люди наслаждаются жизнью? Вряд ли ты согласишься с таким выводом: почему — объясню позже; ты охотно согласишься только, что многие люди сделали бы этот вывод, и что нашлись бы даже и такие, которые, воображая, что изрекают не весть какую мудрость, прибавили бы, что единственное, чего всем этим счастливцам не достает, это умение ценить свое счастье. Сделаем теперь как раз обратное предположение, т. е. положим, что ни один из упомянутых людей не достиг желаемого. Вывод: всеми ими овладело отчаяние. С этим ты тоже навряд ли согласишься, и, пожалуй, даже скажешь, что им вовсе не из-за чего было и приходить в'отчаяние: Почему ты держишься такого мнения я тоже объясню позже, а теперь лишь установлю наше согласие относительно того, что большая часть людей нашла бы в данном случае достаточные основания для отчаяния. Разберем же эти основания. Не заставит ли этих придти в отчаяние то, что они убедились в суетности своих желаний, в суетности того, на чем они основывали свою жизнь? Какое же, однако, основание приходить в отчаяние от того, что суетное оказалось суетным? Разве в самой сущности суетного произошло в данном случае какое-нибудь серьезное изменение? Напротив, оно произошло бы, если бы это суетное не оказалось суетным в действительности. Отчаиваться, таким образом, этим людям не: чего,— ничего нового в их положении не произошло; если же они тем не менее отчаиваются, то причину их отчаяния надо искать в отчаянии же, в том отчаяний, в котором они находились прежде, и всегда. Разница
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |