КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заказ 3210 3 страница
..Теперь ты пропал! В то же мгновение ты настрдьг Иногда я не могу смотреть на тебя без улыбки, и в:.то же время мне грустно> что твой поистине.замечательные дарования расточаются так на ветер. Причиной — то же самое противоречие, составляющее основу.твоего существа: ты отлично сознаешь смешную сторону подобного: положения, и горе,.тому,, кто, разделяя твою участь, попадется тебе на зубок,-а-, между тем вся разница между вами лишь в том, что тот человек, быть может, надломлен жизнью и упал духом, ты же, напротив, бодрее и, веселее прежнего и утешаешь себя и других изречением: vanitas vanitatum vanitas, ура! Из этого не-следует,, однако, что ты «выбрал»; ты просто, как говорится, тряхнул рукавом — все де на свете трын-трава!,. И вот, ты чувствуешь себя вольной птицей и говоришь всему свету: прости! So zieh ich hin in alle Feme — Veber meiner Miitze nur die Sterne! Вот таков твой выбор; впрочем ты и сам готов сознаться, что выбрал не благую часть; собственно товор%:Ты; срвсем не выбирал, или,, выбирал. не в истинном смысле слова., Твой выбор — выбор эсте-. тика,-не имеющий в сущности права называться вы-боррм* так как слово «выбор» выражает само по себе лонятие этическое. Ст^го говоря,,„всюду, где только, идет речь о выборе, там выдвигаются и этические вопросы, в единственный абсолютный выбор, это вы- f бор "между добром и зл^л_благолар^ которому че-| лове.к разом "вступает "в" область этики. Выбор же эстет.ика или совершается негюсрЪдствённо и потому не выбор,, или теряется во множестве предметов выбора. ■ Так, если молодая девушка следует выбору, сердца,; то как бы не был прекрасен, этот выбор, его" нельзя назвать истинным выбором: он совершается непосредственно. Когда человек, подобно тебе, обсуждает жизненные задачи исключительно с эстетической точки зрения, ему нелегко остановить свой вы- '. бор на каком-либо одном предмете: перед ним их целая масса, личная же свобода выбора не имеет под! собой твердой этической почвы, поэтому и самый! выбор.является не абсолютным, а лишь относитель-) ным, х- е- действительным лишь для данной минуты, > и в.следующую минуту может смениться другим. Итм^со^£шить этичес^^ гораздо легче: и; ЩВДе, а с друго й стороны бесконечна труднее. Желающий сделать этический "выбор в жизни вообще не имеет перед,собой такого обилия. предметов выбора, как. эстетик, за то самый акт выбора приобретает тем большее значение. Я скажу даже (под условием, что ты поймешь меня, как следует):,, что не так важно сделать правильный выбор, как; сделать его с надлежащей энергией, решимостью, страстью. В таком выборе личность проявляет всю,! свою силу и укрепляет свою индивидуальность,' и,.:В случае неправильного выбора, эта же самая энергия поможет ей придти к сознанию свой ошибки. Искренность выбора просветляет все существо человека, он сам как бы вступает в непосредственную связь с вечной силой, проникающей все и вся. Такого просветления, или духовного крещения не знавать никогда тому, кто выбирает лишь в эстетическом смысле., Ритм его души, несмотря на всю его страсть— лишь spritus jeadis. Я взываю к тебе со своим «или-или», подобно Ка-1 тону,— нет, впрочем, не совсем так: моей душе еще1 не достает того самоотверженного спокойствия, которым обладал Катон. Знаю, однако, что лишь подобный сильный и энергичный призыв в состоянии про-' будить тебя, не к деятельности мысли — в этом ты не нуждаешься — но к серьезной душевной работе. Может быть, тебе и без того удастся достигнуть многого, может быть, тебе удастся даже удивить весь мир; (я ведь не скуп), но ты все-таки лишишься самого» главного, единственного, что придает человеческой жизни смысл, одним словом: ты, может быть, и об-решь весь мир, но потеряешь себя самого, повредишь душе своей. Чего я добиваюсь своим «или-или»? Хочу заставить тебя сделать выбор между добром и злом? Ни-Л чуть, я хочу только довести тебя до того, чтобы ты воистину понял значение выбора, или чтобы выборе получил для тебя должное значение. Вот в чем вся суть. Лишь бы удалось довести человека до перекрестка и поставить его так, что он принужден избрать какую-нибудь из лежащих перед ним дорог, а там» уж он, наверно, выберет надлежащую. Поэтому, если ■ ты, читая мое немного пространное рассуждение, ко--торое я опять посылаю тебе в форме письма, почувствуешь, что минута выбора наступила, не читай дальше, брось — ты ничего не потеряешь, выбирай» только, и ты увидишь, что ни эдна молодая девушка, последовавшая выбору сердца, не может быть счастливее человека, сумевшего сделать надлежащий выбор в жизни. Итак, должно выбрать или эстетический или этический путь жизни. В первом случае еще нет, однако, (как уже сказано выше), и, речи о выборе, в истинном смысле этого слова. Тот, кто живет эстетической жизнью, следуя непосредственному влечению своей природы, совсем не выбирает, тот же, кто отвергает этический путь жизни сознательно и выбирает эстетический, уже не живет эстетической т. е. непосредственной жизнью, а прямо грешит и подлежит поэтому суду этики, хотя к его жиизнии нельзя предъявлять этических требований. Этика, как character indelebilis, тем и замечательна, что, скромно становясь, по-видимому, на одну доску с эстетикой, она тем не менее обуславливает выбор в.- -свою пользу, т. е. обуславливает действительность самого выбора. Грустно поэтому видеть, что многие люди не живут, а просто медленно гибнут душевно, проживают, так сказать, самих себя, не в том смысле, что живут полною, постепенно поглошающей их силы жизнью, нет, они как бы заживо тают, превращаются в тени, бессмертная душа их как бы испаряется из них, их не пугает даже мысль о ее бессмертии,—они как бы разлагаются заживо. Они не живут эстетической жизнью, но и не знают объединяющей сущности этики; нельзя сказать поэтому, чтобы они Отвергали этику и таким образом грешили бы, если не считать грехом их жизненную неопределенность, то, что они в сущности ни то, ни се, ни эстетики и не этики. Они не принадлежат также к числу сомневающихся в бессмертии души, потому что всякий сомневающийся в этом глубоко и искренно, и при том ради себя самого, непременно уразумевает в конце концов истину. Я сказал: «ради себя самого» и сказал это недаром,—давным давно пора остерегаться той великодушно-героической объективности, с которой многие мыслители строят свои системы, имея ввиду лишь чужое благо, а не свое собственное. Тому же, кто по поводу высказанного мною суждения, упрекнет меня в эгоизме, я отвечу: ваш упрек означает, что вы не имеете никакого представления о личном «я», не понимаете, что мало пользы человеку, если он обретет весь мир, но повредит душе своей и, что плохо то доказательство, которое не убедительно прежде всего для самого доказывающего. Мое «или-или» обозначает главным образом не выбор между добром и злом, но акт выбора, благодаря которому выбираются или отвергаются доброй зло вместе. Суть дела ведь не в самом выборе, между доброми злом, а в доброй воле, в желании выбрать, чем само собой закладывается основание и добру и злу. Тот, кто склоняется в сторону этики, хотя и выбирает добро, но это является здесь лишь понятием отвлеченным, так как ему этим выбором полагается лишь одно основание, и ничто не мешает выбравшему теперь добро, остановиться впоследствии на зле. Из этого ты опять видишь, насколько *ажно вообще решиться на выбор; видишь, что суть
206, тут не. в:обсуждении -предметов выбора,, а. в^дуосев.- Ты знаешь, я никогда не выдавал себя за фило>-софа, меньше же всего в беседах. с тобой. Частью из желания подразнить тебя, частью потому, что я действительно смотрю на свое положение, какова счастливейшее и исполненное наиглубочайшего значения в свете, я взял за правило говорить всегда кзт лица семьянина. В самом деле, я не пожертвовал своей жизни на служение науке, или искусству,;:то, чему я отдался, собственно говоря, мелочь в сравне.-нии с упомянутыми высокими предметами,—я -весь отдаюсь своей службе, своей жене, своим детям,, но это с моей стороны не жертва, в этом мое наслаждение и радость.Да, все это мелочи в сравнении с тем, чему отдаешься ты, ивсе же, мой юный друг, остерегайся, не обманись в том великом, чему ты жертвуешь собой. Хотя я, как сказано, и не философ, мне тем не менее придется выступить здесь с некоторыми философскими рассуждениями, которые прошу тебя не столько критиковать, сколько просто принять к сведению. Конечный результат твоей полемической борьбы с жизнью выразился в молодецком восклицании: «или-или,— безралично», имеющем странное сходство с излюбленной теорией новейшей философии, утверждающей, что принцип противоположностей утратил своего значения. Я хорошо знаю, что основная точка зрения, с которой ты смотришь на жизнь, противна философии, и все-таки мне кажется, что последняя сама повинна в ошибочном воззрении на жизнь. Если же эта ошибка и не бросается всем в глаза сразу, то потому лишь, что философия занимает еще менее верное положение, чем ты. Ты действуешь — философия созерцает. Вступая же в область практической действительности, философия приходит к. тому же'/выводу,-что и ты, хотя и выражает это несколько иначе. Ты примиряешь противоположности в своего рода высшую галиматью, философия — в высшее единство. Ты обращаешься к будущему,— каждое действие г принадлежит, собственно, будущему — и говоришь: я могу сделать то-то или то-то.,но чтобы я ни.сделал, путного ничего не выйдет, ergo — ничего не будуделать. Философия имеет дело с прошедшим, с прошлым всемирной истории; она показывает,, как расходящиеся моменты соединяются в высшем единстве, она примиряет и примиряет без конца. По-моему,-однако, она не дает ровно никакого ответа на мой вопрос,— я спрашиваю о будущем — ты же все-таки отвечаешь на него хотя бы и быссмыслицей. Допустим теперь, что философия права, что принцип противоположности утратил свое значение, или что-философы могут примирить в высшее единство противоположности каждого данного момента. К будущему это, однако, относиться не может, так как порти-воположности должны существовать прежде, чем можно приступить к их примирению. Раз же противоположности существуют, существует и «или-или»^ т. е. выбор между ними. Философы говорят: так было до сих пор,а я спрашиваю: что мне делать впредь, если я не хочу быть философом? Я ведь отлично вижу, чтораз захотев стать в положение философа, я кончу тем же, чем другие философы, стану примирять противоположности прошедшего. Итак, частью потому, что философия до сих пор не дала никакого ответа на мой вопрос (ведь будь я даже гениальнейшим философом в мире, у меня все-таки должна же быть какая-нибудь цель в жизни, кроме созерцания прошедшего), частью потому, что я скромный семьянин, не имеющий ничего общего с философией, я вновь почтительнейше обращаюсь с моим вопросом к уважаемым представителям науки: что мне делать? Ответа нет по-прежнему: философия занимается прошедшим и каждый представитель ее так ушел в созерцание этого прошедшего, что «в настоящем остались одни фалды его сюртука», как говорит остроумный поэт об одном страстном любителе древностей. Вот тут-то ты и сходишься с философами: вы как бы допускаете, что ход жизни может остановиться. Для философов всемирная история закончена и подлежит
примирению. Оттого-то и стало в наше время заурядным грустное явление встречи молодых людей, способных примирять христианство с язычеством, шутить с титаническими силами истории, и в то же время не только не способных ответить простому человеку на вопрос, что ему делать, но и не знающих, что им делать самим. Ты большой мастер выражаться •остроумно и красиво, особенно если дело идет о том, чтобы высказать свой взгляд на жизнь, свое «proffes-sion de foi», и я хочу здесь привести одно из твоих выражений, показывающее, как много у тебя в сущности сходства с новейшими философами, хотя их настоящее или напускное достоинство и не позволяет им принять участие в восторженном полете твоей ■фантазии. Если тебя спрашивают, согласен ли ты подписаться под адресом королю, вотировать конституции, подоходный налог, принять участие в том или другом •филантропическом предприятии —■ ты неизменно отвечаешь: «Почтенные современники, вы плохо понимаете меня! При чем тут я? Я знать вас не знаю! Я ■совсем в стороне, как маленькое испанское «о. Так и философ, его нет тут, он знать никого не знает, сидит себе и слушает песни о былом, внимает гармонии примирения. Я уважаю науку и ее представителей, но и жизнь ведь имеет свои требования; я еще мог бы затрудниться составить свое мнение о единичном гениальном представителе^ науки, с головой ушедшего в прошлое, при виде же сотен молодых людей, подражающих ему, раздумывать долго не приходится: ясно, что не все они обладают философскими головами, а между тем все погружены в ;йзлюб: ленную философию времени или, как я охотнее назвал бы ее, излюбленную философию юношей нашего времени. Я предъявляю к философии лишь вполне законные требования, которые имеет право предъявить всякий, кого она смеет лишить этого права по причине полного отсутствия в нем умственных способностей; я семьянин, у меня есть дети и от имени моих детей я спрашиваю, что делать человеку? Как жить? Ты, может быть, улыбнешься, философы же из.подростков уж наверно ограничатся одной улыбкой в ответ на этот вопрос отца семейства, а я,скажу все-таки, что молчание философии является в данном случае уничтожающим доводом противнее самой. Разве ход жизни приостановился? Разве современное-поколение может жить одним созерцанием прошлого? Что же в таком случае будет делать следующее поколение? Тоже созерцать прошедшее? Да ведь предшествующее (т. е. наше) поколение, занимаясь также одним созерцанием прошлого, не произвело ничего, не оставило по себе ничего, подлежащего созерцанию и примирению! Вот еще новое доказательство того, что ты стоишь на одной доске с философами, а я'еще могу заявить вам, что вы утратили самое-главное, высшее в жизни. Воспользуюсь своим положением семьянина, чтобы яснее выразить тебе свою мысль: если бы женатый стал утверждать, что самый совершенный брак есть бездетный, он впал бы в туже ошибку, что и философы. Такой человек возводит себя в абсолют, тогда как, напротив, каждый семьянин должен считать себя не более, как моментом,, продолжающимся в детях, и такой взгляд будет гораздо справедливее. Но я, пожалуй, зашел уж чересчур далеко, углубился в чужую область: во-первых, я ведь не философ, во-вторых, вовсе не задавался целью трактовать, о выдающихся явлениях времени; я хотел только-побеседовать с тобой лично, и притом так, чтобы ты все время чувствовал, что я говорю именно с тобой. Раз затронув, однако, вопрос о философском примирений противоположностей, я постараюсь несколько-пообстоятельнее развить свой взгляд на это примирение. Может быть, изложение мое и не будет особенно блестящим, зато оно будет серьезным, а это в-, данном случае главное,— я не претендую на конкуренцию с философами, но раз взявшись за перо,, постараюсь при его помощи отстоять то, за что а жизни борюсь иными лучшими средствами. Как нет сомнений в том, что каждого человека ожидает свое будущее, так нет сомнений и в том, что> каждому человеку предстоит выбор: «или-или». Вре-, мя, в котором живет какой-нибудь философ, не есть абсолютное время, оно само не более, как момент-вечности, и. бесплодность философии является поэтому дурным признаком, даже больше — таким же по- 211 зором для нее, как считается на i востоке бесплодность для женщины. Итак, самое время есть момент, а жизнь философа не более, как момент.^времени. Наше время явится также отдельным моментом -для будущего, и философы этого будущего, занимаясь примирением нашего ^времени с их временем и т. д., будут стоять на вполне законной почве. Если же философия нашего времени стала бы смотреть на наше время, как,на время-абсолютное, это было бы не более, как случайной ошибкой с ее стороны. Нетрудно; следовательно, видеть, что идее абсолютного примирения нанесен чувствительный удар и, -что^абсолютное примирение возможно не ранее, чем история закончит свой ход, иначе говоря,- что вся система находится еще в непрестанном развитии. Единственное, на что может претендовать философия, это на признание нами возможности абсолютного примирения, и это для нее, без сомнения, вопрос крайней важности: отвергая возможность примирения, мы отвергаем и смысл самой философии. Признать, возможность абсолютного примирения является, однако, довольно рискованым: раз признав ее, нельзя уже настаивать на существовании абсолютного выбора, т. е. абсолютного «или-или». Вот в чем вся трудность решения этого вопроса, которая, впрочем, -обусловливается, по-моему, в значительной степени, тему, что смешивают две совершенно.^различные сферы: мышление и свободу воли. Для мысли^не существует: непримиримых противоположностей'-*- одно: ■■■■ переходит в другое и затем сливается в высшее единство. Свобода же воли именно выражается в исключении одной из противоположностей. Я отнюдь не смешиваю liberum arbitrum с истинной положительной свободой, так как даже последняя постоянно ■■• имеет вне себя зло — хотя бы и в виде неосуществимой возможности — и совершенствуется не воспринятием зла, но исключением его, исключение же и есть противоположность примирения. Из всего вышесказанного не •следует, впрочем, что я признаю существование абсо-люного зла, доказательства чему приведу позже. Сферами деятельности философии, т. е. сферами, •с которыми приходится иметь дело человеческой мыс- лй,. являются собственно: логика, природа -и история. В- них властвует закон> необходимости, и примирение получает поэтому известный смысл и цель,— с таким положением согласны почти все, когда дело.;д2Т: о первых двух сферах, т. е. о логике и природе, относительно же третьей принято вообще утверждать,:что в ней царствует свобода. Мне кажется* однако, что такой взгляд на историю.неправилен и порождает, различные недоумения и затруднения.: История не создается исключительно свободными действиями свободных индивидуумов. Индивидуум действует, но это. действие подчинено общему порядку вещей во вселенной; последствия данного действия не может с точностью предвидеть* и'сам действующий индивидуум. Этот же общий порядок вещей, который, так сказать, перерабатывает, в-себе свободные деяния людей и подводит их под вечные законы вселенной, есть необходимость и составляющая ^импульс всемирной истории. Вот почему, философия, если и имеет'вообще право применить к области истории принцип примирения, то лишь относительно, а не абсолютно. Разбирая жизнь какого-нибудь исторического лица, приходится считаться с деяниеми двух различ-ны*гродов: с принадлежащим лично ему самому и принадлежащими истории. До первых, внутренних деяййй человека, философии, собственно, нет дела, а между тем ими то в сущности и ограничивается область свободы в истории. Философия занимается лишь внешними, да и то не отдельными, а уже воспринятыми и переработанными общим историческим процессом человеческими деяниями; этот то процесс собственно и является предметом философских рассуждений, рассматриваемых философами с точки зрения необходимости. Исходя из нее философы, и отвергают умозрения, допускающие возможность иного порядка вещей, нежели существующий, т. е. отвергают, следовательно, и возможность существования какого-либо «или-или». Во всех этих рассуждениях много, конечно, пустой, и. ненужной болтовни— так по крайне ймере кажется мне — сами же юные заклинатели духов всемирной истории просто комичны: это не мешает мне, однако, отдавать справедливость некоторым великим философским творениям- нашего времени. Как уже сказано выше, фило- софия рассматривает историю с точки зрения необходимости, а не свободы, поэтому, если и принято» называть общеисторический процесс свободным, то лишь в том же смысле, как и органические процес-: сы природы. Для исторического процесса действ,и-1 телъно не существует вопроса о каком-либо «илн-или», и тем не менее никому иЗ философов не при+; дет, я думаю, в голову отрицать, что вопрос этот всегда существовал и существует, как личный во-прос, для каждого отдельного индивидуума. Беспечное и миролюбивое отношение философии к истории: и ее героям тем и объясняется, что философы рассматривают жизнь н деяния.последних именно с точки зрения необходимости. Тем же самым объясняв ется и неспособность философии пробудить жизненные силы человека, заставить его действовать,, т склонность ее замедлять, тормозить ход жизни отвлеченными рассуждениями. Одним словом, филосо-' фия требует в сущности, чтобы мы действовали толь-: ко в силу необходимости, что само по себе уже. есть; противоречие. Итак, жизнь каждого даже самого ничтожного-индивидуума как бы раздваивается, делится на внутреннюю душевную и на внешнюю, и общая история* его жизни — которую опять таки имеет каждый индивидуум— является1 результатом не одних только сво^-вобдных его деяний. Внутренняя, душевная жизнь. индивидуума принадлежит ему.одному, и никакая, история в частности, никакая всемирная история вообще, не должна касаться этой области, составляющей на радость или на горе его вечную и неотъемлемую собственность. В__этой_то именно области и царствует абсолютное «или-или», но ею то как раз философия и не занимается. Если человек на склоне лет начинает размышлять о своей полной внешних бурь и треволнений, прошлой жизни, он может мысленно примирить все ее' противоречия: история его собственной внешней жизни находилась в связи с общей историей его времени. Что же касается до его внутренней жизни, то все ее противоположности и противоречия остаются по-прежнему разделенными «или-или», как и в тот-момент, когда ему действительно предстоял выбор. Если здесь, таким образом, и может быть речь, а; ка- ^ком-либо примирении, то лишь об известном примирении совести с совершенными деяниями, под условием раскаяния. Но раскаяние не есть примирение, •разумеемое философией,— оно не желает мирного «согласования рассматриваемых противоположностей и противоречий, но, напротив, жаждет коренного уничтожения каких-либо из них, иными словами, раскаяние — прямая противоположность примирению. "Из того, что я стою за реальность раскаяния, и видно, что я не допускаю существования абсолютного зла. Ты, пожалуй, согласишься со всем вышесказанным, хотя во многих отношениях и сходишься с философами— исключая,,; конечно, тех случаев, когда позволяешь себе насмехаться над ними — и тем не менее подумаешь, может быть, что лишь я, как женатый человек, могу удовлетвориться вышесказанным для своего домашнего обихода. Откровенно говоря, я и удовлетворяюсь этим; желал бы я, однако, знать, чья жизнь выше: философа или свободного человека? Если философ —только философ, всецело погружен в свою философию, связан ею по рукам и ногам и совершенно не знает блаженство душевной свободы, то он лишен самого высшего в жизни, он, может быть, обретет весь мир, но потеряет себя самого, повредит душе своей, чего никогда не случится с человеком, живущим во имя свободы, сколько бы этот последний не терял в других отношениях. Борясь за свободу (отчасти в этом письме, главным же образом внутренно, в душе своей), я борюсь за будущее, за выбор: «шш-или». Вот сокровище, которое я намерен оставить в наследство дорогим мне существам на свете. Да, если бы мой маленький сын был теперь в таком возрасте, что мог бы понимать меня, а я был бы при смерти, я сказал бы ему: \ «Я не завещаю тебе ни денег, ни титула, ни высокого положения в свете, но я укажу тебе, где зарыт I клад, который может сделать тебя первейшим бога- I чем в мире; сокровище это принадлежит тебе самому, так что тебе не придется быть за него обязанным | другому человеку и этим повредить своей душе: это I сокровилш^скрыто в тебе самом, это — свобода воли,'1 выбор: «и ли-и ли»; обладание им может возвеличить человека превыше ангелов.
■Здесь я прерву свое рассуждение. По всей вероятности 'оно не'удовлетворяет'тебя; твой жадный взор" только пожирает его, но ненасыщается,— впрочем', глаза ведь редко бывают сыты, в особенности, ■■ если человек, подобно тебе, страдает не от действительности голода, а от суетного и ненасытного желания; Итак, мое «или-или» увлекает человека в область этики: Здесь, тем не менее, еще нет речи о самом; вы--боре или о действительности выбранного, но лишь о действительности акта.выбора. В этом то последнем, однако, вся суть, на это-то именно я и хочу обратить твое внимание: это пункт, с которого должна начаться; самостоятельная работа человека;, здесь кончается роль помощника-проводника. В предыдущем письме1 было замечено, чтслю-бовь; придает существу человека известную гармонию, которая уже никогда не покидает его всецело; в этом письме я прибавлю, что выбор высоко поднимает душу человека, сообщает ей тихое внутреннее довольство, сознание собственного достоинства, которые также никогда не покинут ее всецело. Есть люди,: считающие для себя величайшим счастьем встречу лицом к лицу с какой-нибудь исторической личностью и навсегда сохраняющих впечатление этойвсте-чи; историческая личность остается жить в их душе, как высокий, идеальный, облагораживающий душу, \ образ. Как, однако, ни знаменательна минута подоб-1 ной встречи, она — ничто в сравнении с минутой \ истинного выбора. В эту минуту кругом воцаряется тишина, подобная величавому безмолвию звездной ночи, душа остается наедине сама с собою, уединя- ( ется от всего мира и созерцает в отверзтых небесах — не великий человеческий образ, но нечто высшее, недоступное обыкновенному взору смертного, | созерцает самое Вечную Силу, животворящую все и ' вся, личность же в эту минуту выбирает, или вернее, / определяет себя. Эту минуту можно сравнить с тор-I жественной минутой посвящения оруженосца в ры~ *-» цари,— душа человека как бы получает удар свыше, облагораживается и делается достойной вечности. И удар этот не изменяет человека, не превращает его в другое существо, но лишь пробуждает и конденсирует Статья «О браке» того же автора. 216 *ег-Ог.-еознание и этим заставляет человека стать са мира, не может,вступить.во владение ими ранее своего, совершеннолетия, так даже наиболее богато одаренная природой личность— ничто, пока она. не вы-б£р рт, т е. не определит самое себя; с другой стороны,'-даже самая ничтожная, по-видимому, личность— всеу-еели она сделала этот выбор: суть не в том, чтобы.обладать тем или иным значением в свете, но в том, чтрбы быть самим собой. Последнее же.—-в воле каждого человека» Итак, ты должен теперь ясно видеть, что суть дела не в том, чтобы выбирать что-либо,— одним из двух предметов выбора является ведь эстетический взгляд на жизнь, т. е. индефферентизм—- но в самом акте выбора и притом выбора абсолютного, так как лишь таковым обуславливается выбор человеком этического направления в жизни. Из этого, однако, не: следует, чтобы из жизни человека исключалось все эстетическое: если, благодаря выбору этического направления, личность и сосредотачивается в самом себе и этим как бы отвергает эстетическое Начало, то это лишь в смысле абсолютного содержания жизни; ^относительное же значение эстетическое начало должно и будет иметь всегда: Яснее, решаясь на абсолютный выбор, личность выбирает этическое ;направление и этим исключает из своей жизни эстетическое начало, как абсолютное ее содержание; но так как выбирая, ът. е. определяя самое себя), личность1 не превращается в другое существо, а лишь определяет самое себя, то ничто и не мешает эстетическому началу сохранить свое относительное значение в жизни. Мое «или-или» может, следовательно, назваться понятием абсолютным лишь в известном смысле, по стольку — по скольку оно решает вопрос: выбирать или не выбирать. Если же выбор является выбором абсолютным, т. е. выбором между добром и злом, то и «или-или» является абсолютным в истинном смысле, обуславливаемом самым актом выбора. Этого последнего выбора (т. е. выбора между добром и злом) я здесь касаться не буду,,а постараюсь только, во-первых, довести тебя волей или неволей до решения (притом в утвердительном смысле) вопроса: выбирать или не выбирать, т. е. до со-
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |