КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заказ 3210 1 страница
Щ Л S8 Т О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О I О О I° ' I О О О 17, О О I О О О О О ! О О О О О И Q О О О О О О О О О ,6 О О О Т О О Я предпочитаю разговаривать с детьми: есть по крайней мере надежда, что из них выйдут разумные существа, тогда как те, которые считают себя тако-вьйми... увы! т Фаларис, тиран Агригентский, родом с Крита или скорее из Агригента, захватил власть в 568 году до Р. X. Медный бык, его, в котором сжигали живые человеческие жертвы, был изобретен скульптором Периллом. Изобретатель и был сожжен первым в своем изобретении. (Прим. перев.). Какие люди странные! Никогда не пользуясь присвоенной им свободой в одной области, они во чтобы то ни стало требуют ее в другой: им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова! Ничего не хочется. Ехать не хочется: слишком сильное движение; пешком идти не хочется: устанешь; лечь? — придется или валяться попусту или CHQpa вставать, а ни того, ни другого опять не.хочется..Словом, ничего не хочется. ■../ ' ■- о;; ■'•!;;:":_ ' г Есть насекомые, !умирающйе вслед1 за оплодотво ■■.. ■ ■■■, 0 -:.■."■- ■■■■■■■ - •■:■•...::. Полезный совет писателям:;.-...■ -■<■■■■ Следует набрасывать свои размышления', как придется, и прямо отдавать в печать: при чтение же корректуры могут появиться и хорошие Мысли. Итак, теру кого до сих пор не хватает храбрости выступить в печати —смелее! Не следует пренебрегать и опечатками: блеснуть остроумием, хотя бы только благодаря опечаткам — по меньшей мере законное право писателя. Главное несовершенство человеческой природы состоит в том, что цель наших желаний всегда в противоположном. Можно, пожалуй, привести такую массу примеров, что и психологу будет над чем поломать себе голову. Так —ипохондрик особенно чуток к юмору, сластолюбец охотно говорит об идиллии, развратник о морали, скептик о религии. Да и святость постигается не иначе, как в грехе. Кроме окружающих меня многочисленных знакомых у меня есть один задушевный друг — грусть. Среди шумного веселья и во время усердной работы, он вдруг отзывает меня, увлекает в свое уединение, и я еду за ним, хотя в сущности и не двигаюсь с места. Никогда сердце мое не имело более верного друга,— (мудрено ли, что я принадлежу ему всем сердцем. Есть болтливое резонерство, кото>рое по своей нескончаемости и в смысле значения для истории сходно со списком необозримых египетских родословных. Старость, как известно, осуществляет мечты юности; например — Свифт: в молодости он построил дом для умалишенных, а на старости лет и сам поселился в нем. ° ','■■ Можно просто испугаться того, с каким мрачным глубокомыслием открывали встарину англичане двусмысленность в основе смеха. Вот, что говорит, например, доктор Гартлей: «Смех при первом своем появлении у детей есть начинающий плач, вызванный болью, или сразу подавленное и повторяющееся через короткие промежутки выражение чувства боли». (См. Флегеля: История комической литературы, т. 1, стр. 50). Что если бы все на свете было лишь одним недооразумением, если бы смех был в сущносг ти плачем! Какую бесконечную грусть,испытываешь при виде человека совершенно одинакого на свете! На днях я видел такую бедную девушку,—она шла на конфирмацию одна одинешенька! Корнелий Непот рассказывает, как один начальник большого кавалерийского отряда, запертый неприятелем в крепости, приказывал, ежедневно бить лошадей кнутом, чтобы они не захворали от продолжительной стоянки и бездействия... Я теперь живу тоже, как осажденный, и, чтобы не пострадать от продолжительного бездействия, плачу, плачу пока не устану. Сдается мне, что я представляю собой нечто шахматной фигуры, о которой противник говорит: заперта! «Аладин»2 производит на нас такое освежающее впечатление именно по тому, что мы видим в этой пьесе детски-гениальную.смелость самых причудливых желаний. А многие ли в наше время дерзают действительно пожелать, потребовать чего-нибудь, обращаясь к природе: или, как благовоспитанное дитя, с просьбой: пожалуйства — или с бешенством отчаяния. В наше время много толкуют о том, что человек создан по образу и подобию Божию, но много ли найдется людей, которые, сознавая это, принимают по отношению к жизни тон повелителя? Непохожи ли мы все на Нурредина, низко кланявшегося духу, опасаясь потребовать слишком много, или слишком мало? Не низводим ли мы каждое великое требование наше к болезненному созерцанию собственного я? Вместо того, чтобы предъявлять требования к жизни, мы пред,являем их самим себе, к этому нас, впрочем, и готовят и дрессируют? 2 Драма Эленшлегера. Сюжет взят из «Тысячи и одной ночи». Прим. перев. Громадная неувядаемая мощь древней народной поэзии в том и состоит, что в ней есть сила желаний. Желания же нашего времени только греховны и пошлы,— у нас все сводится к желанию поживиться за счет ближнего. Народная поэзия превосходно сознает, что у ближнего нет того, чего она жаждет, и поэтому, если иной раз и предъявляет какое-нибудь грешное желание, то оно до того величественно, до того вопиет к нёбу, что заставляет содрогнуться. Эта поэзия не торгуется в своих требованиях с холодными соображениями трезвого рассудка. До сих пор, например, Дон Жуаи, проходит перед нами на сцене со своими «1003 любовницами», и никто не осмелится улыбнуться, уже из одного уважения к преданию. А вздувай поэт создать что-либо подобное в наше время, его, наверное^ осмеют. Предание говорит, что Пармениск потерял способность смеяться в трофонистской пещере, но снова приобрел ее на острове Делос, увидав там уродливый обрубок, считавшийся изображением богини Лето. Нечто вроде этого было и со мной. В ранней юности я было разучился смеяться в трофонистской пещере; возмужав, я взглянул на жизнь открытыми глазами, засмеялся и с тех пор не перестаю. Я понял, что значение жизни сводится к «тепленькому местечку», что цель жизни — чин статского или иного советника, истинный смысл и желание любви—женитьба на богатой; блаженство дружбы — денежная поддержка; истина лишь то, что признается большинством; восторженность — способность произнести спич; храбрость — риск подвергнуться десятирублевому штрафу; сердечность — послеобеденное пожелание: «на здоровье»; набожность — ежегодное говение. Я взглянул на жизнь и засмеялся. 9 Чем я связан? Из чего была цепь, которой сковали волка Фенриса? Из шума кошачьих шагов, из бород 'женщин, из корней гор, из дыхания рыб, из слюны: цтиш И я скован цепью из мрачных фантазий, тревожных грез, беспокойных дум, жутких предчувствий и безотчетных страхов. Цепь эта «упруга, легка, как шелк, растяжима до бесконечности и ее нельзя разорвать». Удивительная вещь: во всех возрастах жизни человек занят одним и тем же, трудится над разрешением одной и той же проблемы и не только не двигается с места,..а скорее даже идет назад. Еще пятнадцатилетним мальчиком я преважно написал школьное сочинение на тему: «доказательства бытия Бога, бессмертия души, необходимости веры и действительности чуда». На выпускном экзамене мне опять довелось писать о бессмертии души, и мое сочинение удостоилось особого одобрения; несколько позже я получил даже премию за другое сочинение на ту же тему. Кто же поверит, что после такого блистательного, многообещающего начала я к двадцати пяти годам от роду дошел до того, что не мог привести ни одного доказательства в пользу бессмертия души! Особенно памятно мне, что одно из моих сочинений на упомянутую тему было прочитано' учителем вслух и.расхвалено как за мысли, так и за" слог. Уйы! Сочинение это я давно куда-то забросил!1 Какая жалость! Может быть оно рассеяло бы теперь мои сомнения: ' Вот мой совет родителям, начальникам и учителям! Следует внушить детям хранить все написанное ими в пятнадцатилетнем возрасте сочинения на родном языке. Дать такой совет — единственное что я могу сделать для блага человечества. Я может быть и постиг истину, но до познания блаженства душевного мне еще далеко? Скажут: займись делом. Каким? Чем мне заняться? Разве оповещать человечество о своей грусти, стараясь представить новые доказательства печального ничтожества человеческой жизни? Или открывать какие-нибудь: новые, еще неизвестные доселе темные.jgtq,-роныу пятна этой жизни. Этим я мог бы, пожалуй, стяжать себе редкую награду >— прославиться i на подобие астронома, открывшего новые, пятна на Юпитере.— Предпочитаю, однако, молчать. t ° Как человеческая натура всегда верна себе! С Так забавно было сегодня смотреть на Колю: Он сидел на своем высоком креслице и предовольно'посматривал вокруг. По комнате прошла его няня Маша. «Маша!» — кричит он.— Что, Коленька?—^ласково отвечает она и подходит к нему; а он слегка на-' клонивши головку на бок и глядя на нее своими большими лукавыми глазенками, прехладнокровно заявляет: «Не ту Машу, другую»! А: мы как поступаем? Взываем ко всему человечеству, а : когда люди приветливо идут нам навстречу, мьг восклицаем: «Не ту Машу!» Mo/,s жизнь — вечная ночь. Умирая, я могу вр- Du bist vollbracht, nachtwache meines Daseins! Моя жизнь совершенно бессмыслена. Когда я перебираю в памяти различные ее эпохи, ^лне невольно: хочется сравнить ее с немецким словом ««Schur», обозначающим, как известно, во-первых— шнурок, во-вторых — сноху. Недоставало только, чтобы оно обозначало еще: в-третьих —верблюда, а четвертых— швабру. Право я похож на Люнебурскую свинью. Мышление— моя страсть. Я отлично умею отыскивать тргофли для других, а сам не получаю от этого ни малейшего удовольствия. Я подымаю носом вопросы и проблемы, но все, что я могу сделать с ними это — перебросить их через голову. Сопротивляться — бесполезно. Нога моя скользит. Жизнь/моя все-таки остается жизнью поэта. Можно ли представить себе более злосчастное положение? Я отмечен, судьба смеется надо мной, показывая мне, как все мои попытки к сопротивлению превращаются в поэтические моменты. Я могу описать надежду с такой жизненной правдой, что всякий «надеющийся и верующий» в жизнь, узнает себя в моем описании, а оно все-таки — ложь: я создал его лишь по воспоминаниям. Как однако скука... ужасно, ужасно скучна! Более верного и сильного определения я не знаю: равное выражается лишь равным. Если бы нашлось выражение более сильное, оно бы хоть нарушило эту всеподавляющую косность. Я лежу пластом, ничего не делаю. Куда ни погляжу — везде пустота, живу в пустоте, дышу пустотой. И даже боли не ощущаю. Прометею хоть коршун печень клевал, на Локехоть яд беспрерывно капал,— все же тут было хоть какое-нибудь разнообразие, хотя и одноообразное. Для меня же страдание потеряло свою сладость. Посулите мне все блага или все муки земные — я не повернусь даже на другой бок ради получения одних или во избежание других. Я медленно умираю. Что может развлечь меня? Вот если бы я увидел верность, восторжествовавшую над всеми испытаниями, увлечение, все преодолевающее, веру, двигающую горы, если бы я провидел торжество мысли, примиряющее конечное с бесконечным... Но ядовитое сомнение разрушает все. Моя душа подобна Мертвому морю, через которое не перелететь ни одной птице.— дости- гнув середины, она бессильно падает в объятия гибели и смерти.
Удивительно! С каким страхом цепляется человек за жизнь, одинаково боясь и утратить ее и удержать за собою. Иногда мне приходит мысль сделать решительный шаг, перед которым все мои прежние эксперименты окажутся детской забавой: хочу пуститься в неведомый путь великих открытий. Кораблю, спускаемому с верфи в море, салютуют выстрелами, так же хотел бы я отсалютовать и себе самому. А между тем... Мужества что ли не хватает у меня? Хоть бы кирпич свалился бы мне на голову и пришиб меня до смерти,— все-таки был бы исход!. Несоразмерность в построении моего тела состоит в том, что у меня, как у новоголландского зайца, слишком короткие передние ноги и слишком длинные задние. На месте я вообще сижу спокойно, но чуть двинусь с места, движение это проявляется громадным прыжком к ужасу всех, кто связан со мной узами родства или дружбы. Зачем я не родился в бедной семье, зачем не умер ребенком? Отец положил бы меня в гробик, взял его под мышку, снес ранним воскресным утром на кладбище и сам бы закопал в могилку, пробормотав при этом несколько слов, ему одному понятных... Только счастливой древности могла прийти мысль изображать младенцев в Элизиуме, оплакивающими свою преждевременную смерть. Я никогда не был веселым в душе, а между тем веселье как-будто всегда сопутствует мне, вокруг меня словно всегда порхают невидимые для других,
№ легкие гении веселья, любуясь которыми глаза щи сияют радостью. И вот люди завидуют мне, когда,.Я прохожу мимо них счастливый и веселый, как полубог, а я хохочу,— я презираю людей и мщу им. Я никогда не унижался до того, чтобы пожелать обидеть кого-нибудь фактически, нанести кому-нибудь, действительное оскорбление, но всегда умел повернуть дело так, чтобы люди, вступавшие со мной в сношения, выносили впечатления какой-то обиды. Слыша, как хвалят других за честность и верность, я хохочу, потому что презираю людей и мщу им. Я никогда не был жестокосердным, но именно в минуты наисиль-мейшего сердечного волнения я принимал! самый холодный и бесчувственный вид. Слыша, как превозносят других за доброе сердце, любят за нежные глубокие чувства, я хохочу, потому что презираю людей, слыша их проклятия моей холодности и бессердечию, я хохочу, хохочу и моя злоба удовлетворяется. Вот если бы этим добрым людям удалось довести меня до того, чтобы я провинился фактически, поступил бы несправедливо,— тогда я был бы побежден. Вино больше не веселит моего сердца; в небольшом количестве оно вызывает у меня грустное настроение, в большом подвергает в уныние. Моя душа немощна и бессильна; напрасно я вонзаю в нее шпоры страсти, она изнемогла и не воспрянет более царственным прыжком. Я вконец утратил иллюзии. Напрасно пытаюсь я отдаться крылатой радости, она не в силах поднять мой дух,— вернее он сам не в силах подняться — а бывало при одном веянии ее крыла я чувствовал себя так легко, свежо и бодро. Бывало еду верхом по лесу тихим шагом, а мне чудится, что я лечу на крыльях ветра, теперь же •— конь весь в пене, готов рухнуться о-земь, а мне все кажется, что я не двигаюсь с места! Я одинок, я всегда был одинок; я покинут не людьми, это меня не огорчило бы, а гениями веселья. Бывало они окружали меня со всех сторон, всюду отыскивали своих товарищей, везде ловили для меня случай; сонмы веселых эльфов толпились вокруг меня, как вокруг пьяного шаловливые школьники, и я улыбался им. Душа моя утратила самое понятие о «возможности4». Если. бы мне предложили пожелать чего-нибудь, я пожелал бы не богатства, не власти, а именно страстной веры в «возможность», взора, вечно юного, вечно горящего, повсюду видящего «возможность». Самое наслаждение разочаровывает, «возможность» — никогда. Где найдется вино, такое душистое, пенистое, опьяняющее, как «возможность»? I • Звуки проникают и туда, куда не проникают солнечные лучи. Комната у меня темная и мрачная, высокая каменная стена против окна почти совсем заслоняет дневной свет. Слышатся звуки музыки... Должно быть с соседнего двора... Вероятно, бродячий музыкант... Какой же это инструмент? Камы-шевая свирель? Что я слышу! Менуэт из Дон Жуана! Умчите же меня, могучие, полные звуки, к танцам, к шумному веселью, к женщинам!.. Аптекарь что-то толчет в ступе, кухарка выскребает кастрюлю, конюх выколачивает о мостовую скребницу... Звуки музыки принадлежат мне одному, увлекают одного меня! О, благодарю тебя, благодарю, кто бы ты' ни был! Душа моя так оживлена, так полна восторга! Семга сама по себе вещь очень вкусная, но в большом количестве она вредна для желудка, как и всякая тяжелая пища. Поэтому-то однажды, во время большого улова семги около Гамбурга, домохозяевам и было запрещено полицией кормить прислугу семгой больше одного раза в неделю. Вот если бы вышел такой приказ относительно сентиментальности! I- Моя печаль — моя крепость; она расположена на вершине горного хребта среди облаков, как гнездо орла; никто не может овладеть ею. Оттуда я делаю набег вниз в действительную жизнь, схватываю себе добычу, приношу ее домой и тчу из нее картину для украшения стен моей башни. Я живу там отшельником. Все пережитое я погружаю в купель забвения для вечных воспоминаний; все конечное забыто и стерто. Я, как седой старец, сижу здесь в глубокой задумчивости и тихо, почти шепотом, объясняю себе картины. Меня слушает ребенок, хотя он и помнит все сам без моих рассказов. Солнце весело и ласково заглядывает в мое жилище; в соседней комнате открыто окно. На улице тихо,— послеобеденная воскресная пора. Я слышу, как поет жаворонок под окном красивой девушки на соседнем дворе. Из какой-то дальней улицы доносится выкрикивание разносчика рыбы. В воздухе разлита такая теплота, а город буд-то весь вымер... Мне вспоминается моя молодость, моя первая любовь, когда я так грустил. Теперь я грущу лишь по этой первой грусти. Что такое юность? Сон. Что такое любовь? Сновидение. Со мной случилось внезапное чудо: я вдруг очутился на седьмом небе, перед сонмом богов. В знак особой милости мне было представлено право пожелать чего-нибудь.— «Хочешь»,— спросил Меркурий: «Молодости, красоты, долгой жизни или любви первой красавицы в свете, или выберешь какую-нибудь другую усладу из нашего хлама,— выбирай, но что-нибудь одно». После минутного раздумья я обратился к богам со следующими словами: «Почтенные современники! Я выбираю право всегда смеяться последним».— Ни один из богов не ответил ни слова, но все засмеялись, из чего я заключил, что во-первых— просьба моя была уважена, а во-вторых — боги обладают тактом: было бы ведь не кстати серьезно ответить мне, «да будет по твоему». Какое-то неопределенно грустное настроение овладело мной при виде бедняка, медленно пробиравшегося по улице, в потертом светло-зеленом с желтым отливом сюртуке. Мне было жаль его, но особенно взволновал меня цвет его сюртука, так живо напомнивший мне мои первые ребяческие попытки в благородном искусстве живописи: этот цвет, как нарочно, представлял мое любимое сочетание красок. А не грустно ли в самом деле, что в жизни мне вообще совсем не приходится встречать этой окраски, о которой до сих пор я вспоминаю с таким удовольствием? Все- находят ее резкой, неприятной, годной разве для размалевки грошовых игрушек. Если же мне и случается натолкнуться на нее, то, как на грех, всегда при какой-нибудь грустной встречи, вроде упомянутой. Это всегда или сумасшедший пли другой несчастный, словом человек, чувствующий себя лишним на белом свете и не признаваемый людьми за собрата. А я то всех своих героев окрашивал в этот незабвенный желто-зеленый: цвет! — Не общая ли эта участь радужных красок нашего детства. Не становятся ли мало-помалу цвета этой эпохи жизни слишком яркими слишком резкими для нашего утомленного глаза? Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь — тогда их можно было бы растворить бурным напором — а изнутри, и потому ничего не поделаешь! Право у меня хватило бы мужества сомневаться во всем, бороться со всеми, но я не осмеливаюсь познать, усвоить что-либо, овладеть чем бы то ни было. Многие жалуются, что жизнь чересчур прозаич-
на, что она не похожа на роман, гд^ случай всегда вывозит. Я тоже недоволен, что жизнь — не роман, где приходится бороться с жестокосердными отцами, колдунами и привидениями и освобождать очарованных принцесс. Все эти враги вместе взятые ничто в сравнении с бледными, бескровными, но живучими
ночными призраками, с которыми сам же вызвал их к жизни. Моя душа, моягоысль бесплодны/ и все же их терзают беспрерывные, бессмысленные, полные желания родовые муки. Неужели же мне никогда не сообщится дар духа, который бы развязал мой язык, неужели я на век осужден только лепетать? Мне нужен голос пронзительный, как взор Линцея,— поражающий ужасом, как вздох гигантов,— неистощимый, как порыв внезапно хлестнувшего в лицо дождем ветра, злой, как бездушное глумление эхо, с диапазоном от basse profundo до самых нежных, чарующих грудных звуков, со всеми переходами от благо-веянного шепота до дикого вопля отчаяния. Вот что нужно мне, чтобы облегчить душу и высказать все, что томит ее, потрясти диафрагму и любви и злости. Но голос мой хрипл, как крик чайки, и беззвучен, как благословение на устах немого. Самая прекрасная пора жизни — пора первой любви: каждое свидание, каждый взгляд приносят с собой какую-нибудь новую радость. Мой взгляд на жизнь лишен всякого смысла,— мне кажется, что какой-то злой дух надел мне на нос очки, одно стекло которых увеличивает все до чудовищных размеров, а другое до такой же степени уменьшает. Скептик, кйк спущенный волчок, может бо- Смешнее всего суетиться, т. е. принадлежать к У меня вообще не хватает терпения жить. Я не вижу, как растет трава, а раз я не видел этого, и я совсем не желаю смотреть. Мои воззрения похожи на размышления странствующего схоластика, пролетевшего поле жизни сломя голову. Говорят: Творец насыщает желудок прежде глаз, я этого не замечаю. Мой взор давно пресыщен жизнью, а сам я все-таки голоден. Спрашивайте меня о чем угодно, только не о причинах. Молодой девушке извиняют, если она не может привести причин на том основании, что ока, мол, живет чувством, Со мной не то: у меня обыкновенно бывает так много одна другой противоречащих причин, что по этой причине я и не могу сослаться ни на одну причину. Что же касается отношения между причиной и следствием, то и тут, если не ошибаюсь, что-то не ладно. То громадная причина имеет самые ничтожные последствия — а то и вовсе
никаких — то какая-нибудь вздорная Ничтожная причина ведет к колосальным последствиям Следует отдать справедливость так называемым О ' Жизнь превратилась для меня в горький напиток, а мне еще приходится принимать его медленно, по счету, как капли. Говорят: время летит, жизнь идет вперед и т. п. Не замечаю. И время стоит, и я стою. Все планы, которые выбрасывает мой ум, не идут в ход, а возвращаются ко мне; хочу плюнуть —плюю себе в лицо. На что я гожусь? Ни на что, или на все, что угодно. Редкая способность!—сумеют ли оценить ее? Кто знает, находят ли себе место служанки, которые публикуются в качестве «одной прислуги», или в случае надобности в качестве «чего угодно»? О. ' Ни одной беременной женщине не придет в голову таких причудливых и нетерпеливых желаний, какие появляются у меня. Они относятся то к самым ничтожным, то к самым возвышенным предметам, но все одинаково отражают мгновенный страстный порыв души. В настоящую минуту, например, мне хотелось бы тарелки размазни! Мне вспоминаются школьные годы,— нам всегда подавали ее по средам. Помню какая она была сладкая и нежная, помню как улыбалось мне таявшее в ней масло, какой горячий пар шел от нее, как я бывал голоден и с каким нетерпением ожидал позволения приняться за нее! Вот бы теперь тарелку такой размазни! Я готов дать за нее мое первородство,— даже больше! Маг Виргилйй велел изрубить себя в куски, бросить в котел и варить в продолжении восьми дней: посредством этого процесса он должен был вновь сделаться молодым. Чтобы ничей чужой глаз не мог заглянуть в волшебный котел до срока, он приставил к котлу караульного. Этот однако сам не выдержал искушения и — Виргиллий в виде младенца с плачем исчез навсегда! Я тоже слишком рано, кажется, заглянул в котел жизни и исторического развития и вследствие этого, вероятно, не пойду дальше младенчества. Никогда не следует падать духом: «когда беды и несчастия обрушиваются на человека самым жестоким образом, в облаках появляется спасительная рука» — так сказал недавно за вечерней господин пастор. Я частенько бываю под открытым небом, однако ни разу не видел ничего такого. Несколько дней тому назад мне правда показалось нечто подобное, но и это была не рука, а что-то похожее на распростертую руку из облаков. Я задумался: жаль, что нет тут нашего пастора, а то он решил бы, не на это ли явление он тогда намекал. Размышления мои прервал какой-то прохожий: «Вы видите этот смерч?» начал он, указывая на облачную руку: «его в наших местах редко увидишь, а случается, он уносит с собой целые дома!» Ой-ой! так это — смерч!., и со всех
ног пустился домой. Как на моем месте поступил бы Пусть другие жалуются, что наше время дурно,, я недоволен им за то, что оно ничтожно, совершенно лишено страсти. Мысли современного человек» жидки и не прочны, как кружева, а сами люди жалки, как кружевницы. Людские помыслы слишком ничтожны даже для того, чтобы назваться греховными. Червяку еще, пожалуй, можно бы вменить в грех такие помыслы, но человеку, созданному по образцу Бога?!... Желания людские степенны и вялы, страсти* спят; люди только «исполняют свои обязанности» и то, как торгаши-евреи, позволяющие себе немножко поурезать червонец. Они думают, что как бы Всевидящее Око ни следило за ними, авось все-таки им удастся урвать маленькую толику. Гадко! Вот почему душа моя постоянно обращается к Ветхому завёту: и Шекспиру. Там, по крайней мере, чувствуется, что говорят люди, там ненавидят, там любят, убивают своего врага, проклинают его потомство во всех поколениях, там — грешат! Я делаю свое время таким образом; одну половину сплю, другую грежу. Во сне же я не вижу никаких сновидений, и это хорошо, потому, что ' уметь спать — высшая гениальность. Быть вполне человеком — все-таки выше, всего... У меня на ногах появились мозоли —значит шаг вперед.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |