КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мидраш и неокантианство на фоне Русской поэзии и Филологии 13 страница
1 Д. Быков. Цит. соч. 2 Там же. С. 106. 3 О. М. Фрейденберг. Миф и литература древности. Составление, подготовка текста, комментарий и послесловие Н. В. Брагинской. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1978- С. 23- * Борис Пастернак. Переписка с Ольгой Фрейденберг. Под редакцией и с комментариями Э. Моссмана. N. Y. and L.: Harcourt Brace Javanovich, Inc., 1081. С. 250. Поразительным образом Ольга Хьюес говорит об олицетворениях у Пастернака теми же словами, какими Фрейденберг говорит о мифологическом мышлении: в нем элиминировано сравнение и развито соотнесение! См.: О. R. Hughes. The Poetic World of Boris Pasternak. Princeton: Princeton University Press, 1974. P. 31. мидраш и неокантианство на фоне русской поэзии и Филологии нятие «миф» сливается у Фрейденберг с широко понятым «тотемизмом». «Основная черта так называемых тотемистических представлений — слитность в них внешней природы и человече-(кого общества, с одной стороны, и с другой — слитность в них единичности с множественностью. Эти две черты являются результатом особенностей сознания, в котором субъект и объект еще не расчленены»1. Растворение лирического «я» Пастернака и природных силах (почти тотемах) и доисторическая, дочеловеческая природность Пастернака (о которой писали бесконечно) вполне укладываются в до-метафору, до-религию и до-литературу2. Еще более укладываются они в исследование категорий мышления, которым усиленно занимались марбургские неокантианцы. Сам по себе факт, что «глаза людей видят не зрачками, которыми смотрят, а сознанием, управляющим зрачками»3, что человек воспринимает ощущения в категориях, сконструированных его сознанием, что «представления организуют восприятие, а не наоборот»4, этот факт был обнаружен и описан Кантом. Оставалось только понять, что сами категории не вечны, что они меняются, и меняется их содержание. Этот шаг почти одновременно был сделан несколькими людьми. Но первенство обычно оставляют за Эрнстом Кассирером, хотя очевидна его зависимость (как и зависимость Фрейденберг и многих других) от Германа Узенера и Люсьена Леви-Брюля5. Вслед за историками религии и этнографами Кассирер попытался 1 О. М. Фрейденберг. Миф и литература древности. С. 24- 2 Справедливости ради следует сказать, что в своих «Записках» Ольга 3 Там же. С. 27. 4 Там же. С. 26. 5 Аннет Кабанов отмечает, что Жебелев, учитель Ольги Фрейденберг, называл ее «мадемуазель Узенер», настолько увлечена была Фрейденберг
Раздел 3. век XX и после описать «примитивный ум», мифологическое сознание. Миф или язык интересовали его не сами по себе, но как примеры систем категорий («символических форм»), в которых люди воспринимали или воспринимают свои ощущения. Смена этих систем, а также эволюция внутри них (описанная как «отрицание отрицания») определяют историю духа. Кассирер, ученик главы марбургской школы Германа Когена, познакомившийся с Пастернаком в Марбурге («они так понравились друг другу, что у Пастернака мелькнула даже мысль на следующее лето отправиться к нему в Берлин»1), прошел путь от неокантианства к неогегельянству. Революция, совершенная Кассирером в «науках о духе», оказалась настолько фундаментальной, что на долгие годы потеряла авторство (возможно, этого авторства и не было, а был единодушный порыв самых разных мыслителей по разные стороны Средиземного моря и Атлантического океана). Об авторстве Кассирера заговорили вновь, равно как и о достижениях Марбурга, только в последние годы. Как ни удивительно, разговор этот начался почти что с «дела о плагиате», а в действительности — с понимания корней творчества Бахтина. В 1998 г. вышла статья Брайана Пула «Бахтин и Кассирер: философские корни бахтинского карнавального мессианизма». Она стала подарком к столетию со дня рождения Бахтина и пятидесятилетию со дня смерти Кассирера (оба юбилея случились в 1995 г-)2- Д° появления этой статьи было принято считать, что увлечение Бахтина неокантианством марбургской школы, возникшее в невельском кружке под влиянием Матвея Кагана, было вскоре изжито. Простое сравнение текстов показало иное. Бахтин в своих поздних работах дословно цитировал (без ссылки) параграфы из работ Кассирера «Индивид и космос в ренессансной философии» (1927), «Гёте и исторический мир», «Философия просвещения» и «Платоновский ренессанс в Англии» (1932), не забывая также «Философию символических 1 Д. Быков. Цит. соч. С. 82. 2 В. Pool Bakhtin and Cassirer: The Philosophical Origins of Rakhtin's Carnival мидраш и неокантианство на фоне русской поэзии и Филологии форм» (1923-1929). Конспекты второго тома этого труда, как и конспекты «Индивида и космоса», найдены в архиве Бахтина. Развитие Бахтина и Кассирера от Марбурга к иной философской системе стало очевидным. Эта система — гегельянство: таков был вывод, сделанный Крейгом Брандистом в серии блестящих исследований1. По мнению Брандиста, гегельянство представлено у Кассирера «диалектикой мифических и критических символических форм»2. Специфика мифа — в интенсивности, с которой он переживается и принимается на веру. Мифическая мысль трепещет перед реальностью, не обладая волей к пониманию, к анализу причин и следствий. Искусство, также находясь в зависимости от интенсивности восприятия, не подавлено им, сохраняет критическую дистанцию. Научная (критическая) мысль пытается освободить человека от власти мифа, но терпит серьезные неудачи. Победа нацизма — одна из них. Победа сталинизма — другая. В обоих случаях ритуал вернул человека к первобытной пассивности, лишил его спонтанности, питающей самосознание3. Бахтин (укорененный в русском народничестве) противопоставил мифологизирующей официальной культуре (сталинской и всякой другой) смеховую народную стихию. В то же время он замкнул народную стихию в пространство карнавала как в гетто. В демократию Бахтин не верил, ибо демос, подвигнутый демагогами, рождает «диктатуру пролетариата»4. От Бахтина Брандист сделал следующий шаг и увидел гигантское влияние Кассирера на «интеллектуальную историю», сложившуюся в предвоенной и послевоенной Европе. Фраза Мишеля Фуко «все мы — неокантианцы» оказалась не пустым зву- 1 С. Brandut. Bakhtin, Cassirer and Symbolic Forms // Radical Philosophy 85 2 Idem. The Bakhtin Circle. P. '108. 3 Idem. Bakhtin, Cassirer and Symbolic Forms. P. 22. 4 Он же. Необходимость интеллектуальной истории. С. 63-64.
i86 Раздел 3. век XX и после ком. Косвенно Кассирер повлиял на Мишеля Фуко и Жака Деррида. В свою очередь, Бахтин испытал воздействие О. М. Фрейденберг и И. Г. Франк-Каменецкого, стремившихся соединить семантическую палеонтологию Н. Я. Марра с философией символических форм Кассирера1. Бахтиноведческие штудии Брандиста привели, таким образом, к обнаружению целого материка неокантианства, казалось давно погребенного в разделах учебников, повествующих о немецкой философии конца «прекрасной эпохи». Что заставило материк погрузиться в пучину? Где «неудача» неокантианцев? На этот вопрос Брандист отвечает сокрушительной критикой идеализма. Неокантианцы игнорировали состояние экономики и общества ради независимой логики культуры. Постструктуралисты пошли по тому же неверному пути. «Последствия для анализа были оглупляющими, а политические последствия — почти катастрофическими». «Как экономика и политика тесно переплетены и не могут быть адекватно объяснены и подвергнуты критике отдельно друг от друга, так и "царства" обоснованности и существования, факта и ценности должны быть соотнесены между собой в любой адекватной социальной и культурной теории. Отсюда необходимость теории соотнесения, принципиально исключенной из неокантианства. Отсюда также необходимость политики, которая на практике стремится преодолеть разделение общественной жизни. Теории, основанные на неокантианстве, могут отразить такое разделение, но не в состоянии ни объяснить его, ни быть руководством к его изменению»2. Я привел эту длинную цитату, чтобы показать, что спор не кончен, что сам историк спора находится внутри его. Тирада Брандиста напоминает финал романа Томаса Манна «Доктор Фаустус». Композитор Адриан Леверкюн продает душу Диаволу, творит сокровища культуры, но утрачивает реальный мир, от помощи которому он отказался. И речь идет у Томаса Манна не об Адриане Леверкюне, а об интеллигенции Веймарской Германии, которая столь легкомысленно 1 С. Brandist. Цит. соч. С. 65. - Idem. Neo-Kantianism in Cultural Theory. P. 14. мидраш и неокантианство на фоне русской поэзии и Филологии «игнорировала состояние экономики и общества ради независимой логики культуры». Более того, ссылка Брандиста на неспособность теорий, основанных на неокантианстве, ни объяснить разделение общественной жизни, ни быть руководством к его изменению, содержит прозрачную аллюзию к знаменитой концовке «Тезисов о Фейербахе» К. Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». * * * «Русский след» марбургской школы всплыл не случайно. В России, изолированной с конца двадцатых годов, развились течения, почти заглохшие или сильно мутировавшие на Западе, ругой «заповедник» неокантианства сложился в нацистской Германии (до 1939 г.) и в подмандатной Палестине (затем Израиле), в науке, изучавшей иудаизм эпохи поздней античности. «Еврейский акцент» марбургской школы хорошо известен. В особенности известны попытки ее главы Германа Когена обосновать единство немецкого и еврейского начал, кантианства и иудаизма (и то и другое — «в пределах только разума»). Отношение к еврейству его учеников и тех, кто воспринял его идеи, не отличалось единообразием. Кассирер, первый еврей, ставший ректором немецкого университета (в Гамбурге), почти не занимался историей еврейской культуры. Отношение Бориса Пастернака к еврейству хорошо известно. В последнее время Леонид Кацис взял на себя труд доказать, что ассимиляторские идеи поэта исходили из (вовсе не ассимиляторских) идей и понятий Германа Когена. Восприняв эти идеи, Борис Пастернак «перевернул» их в ходе своего духовного развития1. Его кузина в своей ранней работе «Въезд в Иерусалим на осле (Из евангель- 1 См.: Л. Ф. Кацис. Диалог: Юрий Живаго — Михаил Гордон и русско-еврейское неокантианство 1914-1915 гг. (О возможных источниках еврейских эпизодов «Доктора Живаго» //Judaica Rossica. Вып. 3. Москва: Издательство РГГУ, 2003. С. 174-207.
Раздел 3. век XX и после ской мифологии)» (1923, 1930) сделала характерное примечание: «Показательна одна из последних работ И. Биккермана, напечатанная в еврейском органе в Германии»1. Далее следует упрек Биккерману в защите евреев от обвинений в поклонении ослу. Илья Биккерман, выпускник Санкт-Петербургского императорского университета, ученик великого М. И. Ростовцева, бежавший из России в Германию, из Германии — во Францию, а из Франции — в США, был антисионистом и любил издеваться над национальной сентиментальностью. Но для Фрейденберг Биккерман — чересчур еврей. Я решительно не собираюсь в этой статье выявлять и обосновывать еврейский характер Марбурга. Речь здесь пойдет об академической иудаике, «науке о еврействе», как она называлась в Германии. Именно на почве марбургского неокантианства (хотя и не в Марбурге) эта наука достигла высот «интеллектуальной истории». С грандиозной фигурой Михаила Бахтина можно сопоставить вполне соразмерную ей фигуру Исаака Хайнемана, которого обычно никак не связывают с этой философской школой. Исаак Хайнеман (Ицхак в иврит-ском произношении) был немецким евреем, путешествовавшим между Афинами (на Шпрее) и Иерусалимом. Его, защищенная в Берлине, докторская диссертация (i8g8) была посвящена афинянину Солону, его написанная на иврите последняя книга («Пути аггады», 1949) никогда не переводилась на европейские языки. Хайнеман писал о Филоне Александрийском (и переводил Филона на немецкий язык), о средневековой еврейской философии, о немецком антисемитизме и о поэтике мидраша. Бахтин ныне всемирно известен и читаем. Хайнеман известен только специалистам по иудаизму, да и те редко читают его книги, написанные на ученом немецком языке и на германизированном иврите. Репутация классика нисколько не помогает, скорее мешает, отсылая к многократно повторенным характеристикам ученого, а не к его работам. Единственный серьезный отклик на феномен Хайнемана я нашел в книге Даниеля Боярина «Интер-
1 О. М. Фрейденберг. Миф и литература древности. С. 526, прим. 58.
текстуальность и чтение мидраша»1 (первое издание ее появилось в 1990 г.). Книга эта является «философским приключением» сама по себе. Даниель Боярин — виднейший представитель американского «постмодерна», филолог, совершивший эволюцию в сторону истории. Он предваряет свои книги утверждениями своей позиции в мире, своего религиозного и политического «я». Как и в случае с Брандистом, он сам находится внутри спора, историю которого пытается описать. Спор начинается с Маймонида (1135-1204). Этот философ, по словам Боярина, «занимает в еврейской литературной теории и истории место, аналогичное тому, которое занимает Аристотель в дискурсе о европейской литературе»2. «Поэтике» Аристотеля соответствует учение Маймонида о литературном характере мидраша. Хайнеману, как считает Боярин, принадлежит ревизия этого учения, то есть единственная попытка описать мидраш теоретически. В ходе этой попытки Хайнеман «полностью упустил социальные и исторические факторы»3 (как сказал бы Брандист — «игнорировал состояние экономики и общества ради независимой логики культуры»). В другом месте совпадение Боярина с Брандистом еще разительнее, он пишет о «полном безразличии» Хайнемана «к социальным и историческим силам и значениям в производстве текстов»4. Поэтому, дабы восполнить недостатки предшественника, Боярин предлагает «новую теорию мидраша». Как и Хайнеман до него, бросивший вызов Маймониду, Боярин бросает вызов и Маймониду, и Хайнеману. При всей силе такой позиции, она сужает сектор видения. Не случайно весь анализ «Путей аггады» у Боярина построен на вводной главе этой книги, а заключительная глава (ничуть не менее важная) практически не упомянута. Других книг Хайнемана Боярин вообще не касается. Но для меня подход Боярина чрезвычайно интересен, позволяет понять «постмодернистскую» революцию в науке. 1 D. Boyarin. Intertextuality and the Reading of Midrash. Bloomington and 2 Ibid. P.1.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |