КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мидраш и неокантианство на фоне Русской поэзии и Филологии. В таком толковании есть фундаментальная склонность к построению аллегорий и метафор
В таком толковании есть фундаментальная склонность к построению аллегорий и метафор. Обычно аллегорическое толкование считается порождением рационализма. Когда в правдивость или святость текстов (Библии, «Илиады») уже трудно верить, но благочестие велит не бросать их на произвол судьбы, аллегористика приходит на помощь. Поступки богов или предков, неморальные или смешные с точки зрения новой морали, она велит понимать в переносном, не буквальном смысле. Хайнеман обрушивается на эту теорию с тем же пылом, с каким Бахтин обрушивается на старую теорию гротеска. Содержание экзегезы не негативное, а цель ее не лежит вне ее самой. Подобно аллегории, метафоре и символу, экзегеза доставляет радость самой своей таинственностью. Очарование (der Reiz) метафоры и аллегории покоится на двойственности сознания. Поэтому и толкователь пытается найти в тексте двойной смысл. Чем произвольнее толкование, тем на большие трудности он наталкивается. Но тем больше радость от преодоления этих трудностей, которая сродни радости игры и радости отгадки1. Автономия еврейской экзегезы (то есть мидраша) оказывается сродни автономии искусства в версии как Канта, так и Гегеля. По Канту (в «Критике способности суждения»), «незаинтересованность» свойственна эстетическому суждению. Искусство -свободная игра. По Гегелю (в «Лекциях по эстетике»), искусство не служит исправлению человечества, не имеет моральных целей. Его существенная цель — в нем самом. Имманентная природа искусства не отрицает исторического подхода. Гегель считал искусство ранней стадией в развитии Абсолютного духа. Греки именно потому достигли здесь наивысших результатов, что искусство — плод бессознательного творчества, когда рационализм и рефлексия не превышают меры. До и после рождения эллинской цивилизации искусство либо восходило к эпохе расцвета, либо нисходило к упадку. Но точно так же Кассирер видел в истории место мифа, Бахтин — место карнавала и гротеска, а Хайнеман — место мидраша. 1 I. Hainemann. Altjudische Allegoristik. S. 7-12.
Раздел 3. век XX и после Мидраш, по Хайнеману, возник на определенной стадии развития. Мышление мудрецов Талмуда принадлежало к переходной эпохе. Эпоха эта (поздняя античность у евреев) была вполне «взрослой», основанной на литературной культуре (не как у первобытных народов). Но порог рационального, научного сознания еще не был перейден. Еще сохранялось парение между иллюзией и реальностью, между серьезностью и игрой. Парение это характерно и для искусства. Как и искусство (по версии Канта и Гегеля), мидраш неимеет прикладных, внешних целей. Даже моральные наставления — не его задача. Поэтическая экзегеза, радость от поэтической игры (серьезной игры!) часто находилась в конфликте с глубоким уважением к Библии и с педагогическими намерениями. Мудрецы Талмуда повторяли изречение о «смеющемся лице аггады». Отсюда критика аггады, вавилонскими гаонами (VII-XI вв.) с их галахической (законнической) важностью1. Отсюда непонимание аггады средневековыми еврейскими философами с их философской серьезностью. Отсюда галахическое правило: «не полагаемся на аггаду»2. Для мудрецов Талмуда не моралистические задачи, а само по себе толкование Торы — заповедь, долг еврея. Но это и не искусство ради искусства именно потому, что дано Богом как заповедь3. За много лет и верст до книги Хайнемана, в 1911 г., Борис Пастернак писал в своем наброске «Г. фон Клейст, "об аскетике в культуре"»: «Предварительная стадия философствования, стадия отчуждений, отрешений от естественного — как это должно быть родным художнику! Но идеализм художника есть идеализм предварительной стадии; и когда философ созревает до систематика или, преследуя одну из отраслей системы, становится ученым — тут художник расходится с ним — идеализм его — игра, а не система, — символика, а не действительность»4. Игра художника (его аскеза) стоит «накануне культуры», накануне развития рационального и систематического сознания. «Обо всем свиде- 1 /. Hainemann. Altjudische Allegoristik. S. 82-83. 2 И. Хайнеман. Дархей аггада. С. 187. 3 Там же. Р. 194-195/ 4 Б. Пастернак. Полное собрание сочинений. Т. 5/ Москва: Слово/Slovo, мидраш и неокантианство на фоне русской поэзии и филологии тельствует художник как о новом — первобытном. Первобытном, но не естественном — первобытном как приносимом в преддверие культуры...»1 Как и его немецкие собратья, Пастернак помещает художника в переходную эпоху (между естественностью и рефлексией) и делает его субъектом серьезной игры. Самоубийство Клейста — часть игры. «Теперь его празднично снаряженное самоубийство, на которое он позвал случайного человека, девушку только знакомую ему, как зовут на спешную прогулку, вызванную внезапным, невыполнимым пока замыслом, чтобы хотя бы лишь в поступи отойти от этого припадка, отойти от него драматически, в игре: в играющей поступи гонимого замыслом среди играющих лесов, поставленных севером на свои дали, играющие столь же скорбной осенней игрой гонимых замыслом как и он, — зовут для полноты игры, ибо без второго, без участника блуждание гонимого было бы личным, случайным событием, немым и безотносительным к слову...»2 И через много лет все то же в стихах: «Сколько надо отваги, /Чтоб играть на века, /Как играют овраги, Как играет река» («Вакханалия», 1957)- «Если бы Клейст был в кружке романтиков, — пишет Пастернак, — он написал бы опыт, который, может быть, назвал: К идее универсальной игры. Но тогда бы он не умер»3. Очевидно, что теория искусства как игры рождена Фридрихом Шиллером и развита романтиками-философами. Но философ уже не играет. Он находится за пределами «переходного периода»4. 1 Б. Пастернак. Цит. соч. С. 300. 2 Там же. С. 302. 3 Там же. 4 Необычайно интересен анализ книги А. Гурлянда «Герман Коген и его философское обоснование еврейства. Критический очерк» (igig) в статье Л.
198 Раздел 3. век XX и после Собратья Хайнемана по поколению и судьбе, пытавшиеся взрастить нежные побеги иудаики в суровых холмах Иудеи, испытали некоторое разочарование. Мне уже приходилось писать о шпенглерианской теории «органического общества» у Фрица Баера, ставшего после репатриации в 193° г- Ицхаком Бером1. Переживший Хайнемана Баер стал «последним могиканином», чьи философские взгляды были совершенно чужды и неинтересны новым поколениям израильтян. По словам И. Я. Юваля, исторические труды Баера вполне соответствовали биографии немецкого иммигранта, осевшего в Иерусалиме, но были чужды опыту фермеров-землепроходцев, быстро превратившихся в буржуа2. Пожалуй, единственным преемником некоторых идей Хайнемана в израильской историографии стал Моше Давид Херр. В пятом томе коллективного труда «История Земли Израиля» он писал: «Не только художественно-литературные основания аггады воздействовали весьма на ее содержание, но часто именно эти основания были главным в аггаде, а именно — искусство ради искусства, игра, забава и юмор»3. * * * Хайнеман писал свои труды (от «Аллегористики» до «Путей аггады») в диалоге с американским собратом. Речь идет о Максе Кадушине (1895-1980)4. Кадушин (при естественном своем восточноевропейском происхождении) прожил жизнь в США. Его книги не выдают знакомства с немецкой философской литературой. Скорее ему свойственна зависимость от французской и 1 A. Kovelman. Between Alexandria and Jerusalem. P. VIII, IX, 69, 70, 81. 2 /./. Yuval. Yitzhak Baer and the Search for Authentic Judaism // D. M. Myers 3 Хахистория шель Эрец Йисраэль. Ткуфа харомит-хабизантит. Ткуфат ха-мишна вехаталмуд вехашилтон хабизанти (70-640). Том 5- Иерусалим: Ктав, 1985. С. 172. 4 Основные идеи Кадушина изложены в его итоговой книге: M. Kadushin. The Rabbinic Mind, 3d edition. New York: Bloch Publishing Company, 1972. Первое издание книги появилось в 1952 г.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |