КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мидраш и неокантианство на фоне Русской поэзии и Филологии. Великая книга Хайнемана призвана была ответить на вопрос: почему мидраш отклоняется от буквального смысла Библии
QO
Раздел 3. век XX и после Великая книга Хайнемана призвана была ответить на вопрос: почему мидраш отклоняется от буквального смысла Библии, которую он толкует? Почему мудрецы Талмуда, знавшие заповедь «не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того» (Втор. 4:2), не только «убавляли и прибавляли», но и подвешивали сады Семирамиды к единому слову Торы, не стесняясь вводить свои толкования фразой: «Сказал Святой, благословен Он»? По мнению Саадии Гаона (882-942), мудрецы просто использовали притчу, философскую аллегорию, которая не может быть буквальной. Приблизительно то же говорил и Маймонид. Но одно из его объяснений Хайнеман понял иначе — как отождествление вольности мидраша с поэтической вольностью, а мидраша с поэзией. Хайнеман не принял такого тождества. Взамен он предложил свою теорию, которая почти уравняла историографию с поэзией. Мидраш в понимании Хайнемана — «творческая историография». Что такое творческая историография? «Нетворческий» историк (Ранке) хочет «устранить себя, чтобы увидеть вещи такими, какими они были на самом деле». «Творческие» же историки из глубин своего собственного духа понимают титанов духа прошлых времен. В отличие от Бахтина, немецкий ученый аккуратно ссылается на своих предшественников: Дильтея, Ницше, Канта, Германа Когена, Кассирера и многих других. Из всех ссылок Боярин практически выбрал одну — на школу Стефана Георге, видного представителя «философии жизни» в Германии конца «прекрасной эпохи». Именно ее учение составило якобы основу «Путей аггады», в особенности же труды ученика Георге — Фридриха Гундольфа. К 1949 г., когда была опубликована книга Хайнемана, эти труды давно вышли из моды на своей родине, в Германии. Что же заставило Хайнемана представлять идеи Гундольфа как новейшие образцы? Ответ Боярина таков: школа Георге «подняла ценность исторической легенды от уровня примитивной протоистории до самого Парнаса историографии». Тем самым были оправданы «вольности» мудрецов Талмуда, их легенды и сказки, их прибавления к истории и библейскому тексту. Как «Фауст» Гёте важнее, чем реальная биогра- фия колдуна Фауста, жившего в XVI в., так и толкования мудрецов Талмуда важнее реальных фактов библейского текста и библейской истории. Заметим в скобках, что Гундольф не нужен был Хайнеману, чтобы воспроизвести общее место неокантианства и философии жизни. Фрейденберг писала в 1941-43 гг.: «Не один лишь писатель имеет право брать предметом изображения только те факты, которые он лично выделяет как нужные ему для его главной идеи, которые наиболее выразительны для его художественных целей. И ученый имеет право поступать точно таким же образом; и ученый вовсе не обязан заниматься исчерпывающей регистрацией решительно всех фактов, относящихся к его проблеме. Есть различные цели в науке, как и в искусстве»1. И в «Докторе Живаго» мы читаем: «Фактов нет, пока человек не внес в них чего-то своего, какой-то доли вольничающего человеческого гения, какой-то сказки» (это в знаменитом параграфе с униженным стариком евреем и с речью Гордона по «еврейскому вопросу»). Все это типичное неокантианское просеивание фактов через ценности, соединенное с неоромантической фантазией. По словам Хайнемана, мудрецы Талмуда раскрывали в случайных событиях надысторические основания человеческой жизни2. Кант и Коген с их предложением отрешиться от частностей в истории ради вечных истин, Ницше, Дильтей и Георге с их протестом против рациональности — все они пытаются преодолеть «постоянный конфликт между требованием объективности и творчеством»3. На мой взгляд, вовсе не в таком (действительно популярном в начале двадцатого века) подходе к факту была оригинальность и суть теории Хайнемана, а в его философии истории, скрывающейся за концепцией «надысторичности» ценностей. Боярин 1 О. М. Фрейденберг. Миф и литература древности. С. 42~43- 2 И. Хайнеман. Дархей аггада (Пути аггады). g-е издание, Гиватаим, 1970. 3 И. Хайнеман. Дархей аггада. С. 8-9. Раздел 3. век XX и после
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |