Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевая культура цивилизаций Востока 2 страница




Не менее важно и то, что в научной среде даже в самые труд-

годы мысль не угасала: назовем имена А. Ф. Лосева — фи-

ософа, знатока античной эстетики, лингвиста; В.В.Виногра-

corff ~~ крУпне^шего лингвиста в XX в., М. М. Бахтина — фило-

ског' ЛИТератУР°веДа' эстетика, С. С. Аверинцева, В:П. Вомпер-

Ск ° ~~ историка риторики, С. Ф. Ивановой, Ю. В. Рождествен-

^•flioff Перевелены на русский язык «Общая риторика» под ред. Пера/ ^а (с Французского), «Основы искусства речи» П.Л.Со-турь1 английского), книги Д. Карнеги. Традиции высокой куль- и ес°Мненно, стали одной из важнейших причин пробужде-ТеРеса к риторике среди аспирантов, преподавателей; воз-


никала тревожность молодых от утраченных ценностей, росло ] чение к ретро, к античной культуре, к «гонимым» областям -ния. Возможно, что это — первый важнейший фактор воз ния риторики.

Второй фактор — успехи наук о речи, возникших на языкознания и психологии. К сожалению, некоторые лингвист^ XX в. отстранились от проблем речевой деятельности, исслед ' вали структуру языка (что, разумеется, тоже необходимо). "ре не менее во второй половине века появились крупные исслед0 вания в области функциональной грамматики, стилистики, Тео- рии речевых актов, грамматики слушающего, теории механиз" мов речи и пр.

В качестве важной причины возрождения риторики нередк0 называют возрождение демократии в России в конце 80-х годов и в 90-е годы XX в. С этим тоже нельзя не согласиться. Парламент­ские дебаты, возросшая свобода прессы, первые попытки созда-ния юридического пространства, плюрализм в образовании — все это вызвало у многих недоумение: почему мы, имея среднее и даже высшее образование, не умеем ясно и толково, образно вы­разить свою мысль? Почему сама мысль туманна? Откуда пришло наше косноязычие, некоммуникабельность? Почему наши юри­дические документы так усложнены, что в них невозможно ра­зобраться?

Впрочем, нельзя игнорировать и тот факт, что речи полити­ков, транслируемые по телеканалам, за последнее десятилетие улуч­шились и по их логике, и по культуре по сравнению с тем, что мы слушали на рубеже 80—90-х годов XX в.

Есть еще одна причина: это падение у молодежи интереса к изучению сухих, в чем-то формальных, курсов языка, сложных. изобилующих исключениями правил орфографии. Усилилась тяга к широким, многогранным курсам словесности, филологичес­ким программам, к общественно значимым умениям. Риторика, и теоретическая и практическая, восполняет указанный недо­статок.

Однако порыв к изучению риторики натолкнулся вначале на
отсутствие подготовленных преподавателей, а также отсутствие
учебников, программ, иной литературы, поскольку то, что все
же имелось, было ранее издано малыми тиражами. Авторами уче&'
ной литературы по риторике стали Н.Н.Кохтев, Т.А.ЛаДЫ
женская, З.С.Смелкова, В.Я.Коровина, А.К. Михальская
С. Ф. Иванова; по культуре речи — Л. И. Скворцов, Л. П. КатлиН
екая, В.Г.Костомаров, К.С. Горбачевич, Б.Н.Головин, Н.И.Ф°РМ
новская и др. т

И все же литературы остро не хватает, а в педвузах пока И специальности «преподаватель риторики и культуры речи»-


Глава 5. ВИДЫ КРАСНОРЕЧИЯ

15. Типология

ссификация видов красноречия, типов речи и сответству-им ответвлений риторики складывалась постепенно, на 1°шИХ енИИ многих веков, поэтому в ней есть разночтения. Чтобы П^Тжать их по возможности, здесь в качестве критерия берется Иа а социальной деятельности говорящих (и воспринимающих) лиц. К концу XX в. мы располагаем 8—10 видами речи, при­даваемыми большинством специалистов, соответственно, — от-ЗН влениями риторики со своими ситуациями и «жанрами».


Речи политические

2. Дипломатическое общение

3. Деловая речь (бизнес, хозяйственная деятель­ность)

4- Военное красноречие

I' Академическое красноречие


пропаганда, агитация, политические дискуссии, лозунги и призывы, речи лидеров на совещаниях, партийных съездах, жанры СМИ (средств массо­вой информации) и пр.

дипломатический речевой этикет с его обязательными нормами, переговоры и переписка, составление юридически строгих документов, синхронный пе­ревод, умение находить выход в слож­ных ситуациях и пр.

деловые переговоры, постоянный кон­такт (телефон и пр.), деловые бумаги — акты, контракты, протоколы, другие юридические и финансовые докумен­ты, планы работ и программы, докла­ды, отчеты и пр.

боевой призыв, боевой приказ, вон-ские уставы, военные мемуары, письма командира части родителям солдата (павшего в бою), радиосвязь в экстре­мальных условиях и пр.

университетская лекция и циклы лек­ций, семинары, доклады и рефераты студентов, конференции, встречи с уче­ными, специалистами-профессиона­лами, защита дипломных проектов, конспектирование, тезисы, резюме, академические дискуссии, диспуты, творческие работы, исследования сту­дентов и пр.



       
 
 
   


6. Педагогическое общение

рассказ и объяснение учителя (Da нообразных видов), эгоцентрическ3, речь ребенка, устные рассказы 1 их письменные сочинения, литературное творчество, урок к% сложный акт педагогического обще ния, отдельные части урока — вступц тельная и заключительная беседы обобщение и подведение итога урока и пр.

7. Правовая сфера, судебное красноречие

тексты законов, кодексы законов допрос, свидетельские показания юридические консультации, дис­куссия как судебный процесс, речи обвиения и защиты, дискуссия на суде

8. Духовно- нравственное красноречие (на примере православия) 9. Бытовое общение близких

церковная проповедь, миссионерская деятельность, беседы с верующими и ищущими веры, пастыря с прихожа­нами, исповедь, молитвы, курсы богословия в духовных академиях и пр

дружеская беседа в непринужденньп условиях, дружеские беседы на науч­ные, политические темы, семейный полилог с участием детей, неофици­альные деловые беседы, телефонные разговоры, дружеская переписка и пр.

10. Диалоги с самим собой (внутренняя речь, мысленная)

мысленная подготовка к устному и особенно к письменному высказы­ванию, чтение "про себя" с критиче­ской (или восторженной) оценочно» деятельностью, воспоминания!1 размышления, внутренние споры со вторым "я", мечты, соображения, под­ходы к творчеству, внутреннее план'1 рование и репетирование — регул тивная функция внутренней РеЧ"' репетиция к ораторскому или ином-выступлению и пр.

■и*1

Вряд ли нужно доказывать, что все эти (возможно, и виды высказываний, устных и письменных, нуждаются в


упорядочивании, самоконтроле. Это и есть культура обще­нии, У чИ Научное осмысление некоторых видов уже имеет нця, Т н'оговековую историю, иные новы: например последняя — своюм вНухренней речи, которая, кстати, в жизни человека кУльТ^ наибольший, труднейший и самый долгий по времени ура мь1сленной речи — залог успеха внешней, звуча-!йили написанной, речи.

Ш с явнительно недавно предметом риторики стала и бытовая кроме дружеской беседы, которой уделил внимание Ари-

°Т°козможно, что в дальнейшем будут выделены еще какие-то ы речи, их сферы, например, врачебное красноречие, речь в сфере обслуживания — гостеприимства, туризма...

В части 6 «Литература и риторика» показана роль последней в литературном мастерстве: здесь риторика обеспечивала формы выражения, что и привело к появлению второго, пренебрежи­тельного, значения термина. Риторику обвинили в формализме: она обеспечивает красиво построенную, хорошо звучащую, но ни к чему не обязывающую речь, например уже приводившаяся выше цитата из книги А. И. Солженицына «Россия в обвале»: речи властей риторны и приторны.

Далее будут подробнее прокомментированы некоторые из ви­дов красноречия.

16. Политическое красноречие

Политика (от греческого «искусство управлять государством») — весьма широкое понятие, но если говорить о политических речах, то они бывают информационные, осведомительные — это пропаганда, политпросвещение, наука, убеждающие и при­зывные, побуждающие к действию, — это агитация, например предвыборная, дискуссионные, полемические, даже разоб­лачительные — это обсуждения спорных вопросов, споры внут­ри- и межпартийные.

В политике широко используются средства массовой информа-ии ~~ массмедиа, радио, телепередачи, но в моменты обостре- Политической борьбы возрастает роль живого слова, импро-

н ~- это выступления на митингах, демонстрациях, нако-

ц> в Революционных актах.

ДейсРИНЯТ° считать> что политические речи — орудие демократии; сИя ^Ительно, история это подтверждает: речи Демосфена, Ли-пОл' еРИкла были невозможны без демократии древнегреческих и пр°В ^Хотя ^ы и рабовладельческой). Но история предупреждает

пп ^УХ крайностей: против того, чтобы вся демократия ПолЫВаЛась в бесконечных словопрениях, и против того, что-тИческие речи служили оружием тоталитаризма.


*


Диапазон тематики политических речей широк: борьба за международные и межнациональные вопросы, экономическ нравственно-воспитательные, правовые (юридические), и ца!,; но-образовательные, религиозно-конфессиональные проблему сложнейшие вопросы жизни, быта, обеспечения людей — От прихода в наш мир до прощания с ним.

Попробуем к политической ситуации применить нутую схему.

Пример первый:

Кто говорит? — Лидер партии.

Кому говорит? — Он обращается к тысячам людей, среди ко торых преобладают, по его мнению, сторонники.

При каких обстоятельствах? — За два месяца до выборов в Го. сударственную Думу.

Что говорит? — Излагает тезисы платформы своей партии.

Зачем? — Чтобы будущие избиратели знали, осмыслили, обсу. дили и выразили свою позицию на выборах.

Как выражает свою мысль? — Четко, логично, без иносказа­ний и украшений.

Каков результат? — Первоначальный — слушатели серьезно отнеслись и в большинстве положительно. Окончательный результат покажут выборы.

Второй пример:

Кто говорит? — Один из восставших парижан.

Кому? — Обращается к массе восставших.

Обстоятельства? — Высочайший накал страстей, Великая Фран­цузская революция, 14 июля 1789 г.

Зачем? — Чтобы взять Бастилию, освободить заключенных, раз­рушить ее.

Что говорит? — Призывы, лозунги о свободе.

Как выражает мысль? — Страстно, афористично, образно, за­жигательно.

Результат? — Бастилия взята, монархия низвергнута, 14 июля стало национальным праздником Франции (с 1880 г.).

Эти примеры демонстрируют полный цикл риторического дей­ствия.

В начале 90-х годов XX в. в России явственно прозвучала тема «языка власти», уже упомянутая в предыдущей главе данной книг* Эта разновидность политических речей имеет место не только пр тоталитарных режимах. Речи государственных деятелей, круинь руководителей в экономике, образовании и культуре, в так назь ваемых «силовых структурах» всегда привлекают внимание ких кругов граждан, ибо в этих речах, передаваемых через С _ содержится жизненно важная информация. Эта информация» первый взгляд, односторонняя, но она дает отзвук, обобщение торого составляет «обратную связь» в модели «власть—народ*-



оическая характеристика этой разновидности политиче-^ИТ ступлений такова: о них судят по степени полноты, «про- 0- БЬ в отборе фактов, связей между ними и перспективами. зраЧН°°сПрИнимаются слушателями, читателями неоднозначно, Б имание и оценка всегда дают существенный разброс (это „х поН е^ся Hj в идеале, учитывается в дальнейших решениях). Б°е И и дни формируется совокупность средств языка, подчас на-В *?аШ 0 повторяемых: консенсус (конец 80-х годов), легитимный, зоИЛ wiy (B смысле «обладающий властью»), глобальный и даже вМ^бализация, информация, информированный, правовое государство 2/10п Наблюдается интенсивная тенденция усложнения этой раз­новидности речи.

Сегодня всеобщее внимание привлекают парламентские деба-ы как школа демократии. Не следует забывать, что они были известны еще в Новгородском вече, Земских соборах в Москве, в парламентах Франции и Великобритании. Несмотря на накал стра­стей, это наиболее регламентированная форма политической ри­торики, где, в основном, соблюдаются не только нормы этики, но и принятые среди образованных людей правила культуры язы­ка (см.: Культура парламентской речи. — М., 1994). Известны име­на парламентариев-ораторов А. Линкольна, У. Черчилля, Ф. Ро-дичева, Ж.Жореса.

Однако на первых этапах русского парламентаризма 90-х го­дов, когда дебаты транслировались по радио, телеканалам, мил­лионы слушателей были шокированы низкой культурой речи их избранников. Это, несомненно, следствие параментаризма в Рос­сии, когда подлинных дискуссий на заседаниях Верховного Сове­та СССР не было: бесконечные панегирики властям, отчеты о «достижениях» и т. п. К тому же и риторика была изгнана из об­разовательных систем. Именно тогда родился афоризм: «Почему Клинтон говорит так складно?» Так была озаглавлена статья в «Известиях». Ответ на вопрос очень прост: независимо от лично­го обаяния, в США учат и хорошей речи, и умению держаться в о Ществе, и логике, развивают произносительный аппарат че-

То Ще °Дна разновидность политического красноречия — р и -XX И^а РеВ0Л1°Ции (которых было так много в XIX— xje г? и выдвинули немало подлинно одаренных ораторов: Нос евара> Дж. Гарибальди. Причины этого: глубокая убежден- ЛИДеР°в движения в правоте своего дела, необходимость ^Чени^ людей, их убеждения, высокий эмоциональный к Во°ДУшевление, готовность к жертве, провозглашение J За св°боду и счастье людей, всего народа. К сожале-Револю ° Не Исключало жестокостей, а в некоторых случаях — НаМ. ЦИи пРиводили и к массовым казням, гражданским вой-


                 
 
 
   
 
   
 
   
     


Как же это могло произойти? Революционная ораторика ] лена страстями до предела, она приводит в возбуждение ные массы людей. Приходит момент, когда исчезает щий дискуссионный фактор, нарастают элементы стремление к единовластию, непримиримость к свободной ли, к свободному слову.

Слово — это оружие, подчас самое сильное и страшное. Ц 0
очень часто и легко становится неподконтрольным. °

Реальный опыт показывает, что в политических ситуациях вс средства хороши, их оправдывают обещаниями будущего блага Можно назвать некоторые приемы, используемые, например такой демократической процедуре, как выборы, предвыборная кампания.

Необоснованные обещания успехов, которых, якобы, сумеет добиться будущий депутат, приукрашивание личности кандида-та, его прошлых заслуг, опорочивание конкурентов, вплоть д0 доносов и компромата, создание помех для конкурирующей сто­роны, например помех в получении эфирного времени, сокрытие недостатков своего кандидата, ошибок своей партии. Эти и по­добные приемы находятся за рамками закона, но нарушители как правило, остаются безнаказанными.

В политическом красноречии обычно отмечается соблюдение языковой нормы, а нередко — и использование средств изобрази­тельности, афоризмов. Факты нарушения культуры речи подвер­гаются осмеянию, критике. Используются также средства «нагляд­ной агитации», лозунги, плакаты, транспаранты, портреты, раз­личная символика, а также музыка, кинофильмы. Все это требует немалых денег. Речи политических ораторов нередко издаются и переиздаются в виде брошюр, книг и даже многотомных собра­ний, сохраняются для потомков.

17. Речь дипломата

В сущности, дипломатия — это тоже политика, но внешняя Это деятельность государственных служащих, дипломатов, послов аппаратов посольств, консульств, а также торговых, культурна туристических представительств. Дипломатические функции вы­полняют и члены правительств, руководители крупных ведомст партий, фирм, образовательных учреждений — всех тех, кому ПР! ходится иметь сношения с иностранными государствами.

Естественно, что в дипломатии соблюдаются многочисленна
требования, которые в меньшей степени относятся к другим
ластям речи. Q

Во-первых, речи дипломата отличаются высоким чувством Д стоинства, ведь он представляет свою страну, имеющую и тр^ ции, и авторитет, а часто и экономическую или военную МО


омат умеет также оказать высокое почтение и своим сабе­ль11 __, также представляющим свою страну с ее традициями

соблюдения сказанного речи дипломатов вряд ли дадут же-й результат, взаимные интересы не будут соблюдены, дого-^енности не достигнуты.

v пешному контакту содействует также соблюдение установ-

ого обычно — традиционного, этикета и церемониала. ЛеНВо-вторых, речь дипломата должна отражать его высокую об-ванность — не только общую, но и отличное владение не- языками, глубокие познания в истории, культуре, гео-

фИИ> экономике, литературе — мировой и особенно той стра-щ,1 с которой ведутся переговоры.

В-третьих, дипломат должен обладать быстрыми реакциями, понимать намек, ценить чужое остроумие и быть гибким, остро­умным самому. Владея культурой речи не только на уровне норм литературного языка, он добьется успеха остроумием, изяществом, выразительностью своих речей.

Даже малый промах, неточность, противоречие в речи дипло­мата — это закат его карьеры.

Нужна дипломату и тонкая проницательность в роли не только говорящего, но и слушающего: уловить реакции своего собесед­ника, разгадать намеки и скрытую мысль, как бы второй план говорящих.

Наконец, дипломату нужна твердость (не только логика — она может и не сработать в сложных ситуациях) своей позиции в за­щите интересов своей страны.

Кстати, все эти требования могут оказаться полезными не толь­ко профессиональному дипломату, но и путешественнику, ком­мерсанту, туристу, артисту и другим представителям культуры, работникам транспорта — воздушного, морского, железнодорож­ного.

Известно, что многие русские писатели были профессиональ­ными дипломатами (или дипломаты — писателями): А. С. Грибо­едов, д. М. Горчаков, А. Д. Кантемир, Ф. И. Тютчев, И. М. Май-ский

ачества дипломата как говорящего и пишущего лица, несом-"снно, нужны каждому.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.