КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Речевая культура цивилизаций Востока 2 страница
Не менее важно и то, что в научной среде даже в самые труд- 1е годы мысль не угасала: назовем имена А. Ф. Лосева — фи- ософа, знатока античной эстетики, лингвиста; В.В.Виногра- corff ~~ крУпне^шего лингвиста в XX в., М. М. Бахтина — фило- ског' ЛИТератУР°веДа' эстетика, С. С. Аверинцева, В:П. Вомпер- Ск ° ~~ историка риторики, С. Ф. Ивановой, Ю. В. Рождествен- ^•flioff Перевелены на русский язык «Общая риторика» под ред. Пера/ ^а (с Французского), «Основы искусства речи» П.Л.Со-турь1 английского), книги Д. Карнеги. Традиции высокой куль- и ес°Мненно, стали одной из важнейших причин пробужде-ТеРеса к риторике среди аспирантов, преподавателей; воз- никала тревожность молодых от утраченных ценностей, росло ] чение к ретро, к античной культуре, к «гонимым» областям -ния. Возможно, что это — первый важнейший фактор воз ния риторики. Второй фактор — успехи наук о речи, возникших на языкознания и психологии. К сожалению, некоторые лингвист^ XX в. отстранились от проблем речевой деятельности, исслед ' вали структуру языка (что, разумеется, тоже необходимо). "ре не менее во второй половине века появились крупные исслед0 вания в области функциональной грамматики, стилистики, Тео- рии речевых актов, грамматики слушающего, теории механиз" мов речи и пр. В качестве важной причины возрождения риторики нередк0 называют возрождение демократии в России в конце 80-х годов и в 90-е годы XX в. С этим тоже нельзя не согласиться. Парламентские дебаты, возросшая свобода прессы, первые попытки созда-ния юридического пространства, плюрализм в образовании — все это вызвало у многих недоумение: почему мы, имея среднее и даже высшее образование, не умеем ясно и толково, образно выразить свою мысль? Почему сама мысль туманна? Откуда пришло наше косноязычие, некоммуникабельность? Почему наши юридические документы так усложнены, что в них невозможно разобраться? Впрочем, нельзя игнорировать и тот факт, что речи политиков, транслируемые по телеканалам, за последнее десятилетие улучшились и по их логике, и по культуре по сравнению с тем, что мы слушали на рубеже 80—90-х годов XX в. Есть еще одна причина: это падение у молодежи интереса к изучению сухих, в чем-то формальных, курсов языка, сложных. изобилующих исключениями правил орфографии. Усилилась тяга к широким, многогранным курсам словесности, филологическим программам, к общественно значимым умениям. Риторика, и теоретическая и практическая, восполняет указанный недостаток. Однако порыв к изучению риторики натолкнулся вначале на И все же литературы остро не хватает, а в педвузах пока И специальности «преподаватель риторики и культуры речи»- Глава 5. ВИДЫ КРАСНОРЕЧИЯ 15. Типология ссификация видов красноречия, типов речи и сответству-им ответвлений риторики складывалась постепенно, на 1°шИХ енИИ многих веков, поэтому в ней есть разночтения. Чтобы П^Тжать их по возможности, здесь в качестве критерия берется Иа а социальной деятельности говорящих (и воспринимающих) лиц. К концу XX в. мы располагаем 8—10 видами речи, придаваемыми большинством специалистов, соответственно, — от-ЗН влениями риторики со своими ситуациями и «жанрами». Речи политические 2. Дипломатическое общение 3. Деловая речь (бизнес, хозяйственная деятельность) 4- Военное красноречие I' Академическое красноречие пропаганда, агитация, политические дискуссии, лозунги и призывы, речи лидеров на совещаниях, партийных съездах, жанры СМИ (средств массовой информации) и пр. дипломатический речевой этикет с его обязательными нормами, переговоры и переписка, составление юридически строгих документов, синхронный перевод, умение находить выход в сложных ситуациях и пр. деловые переговоры, постоянный контакт (телефон и пр.), деловые бумаги — акты, контракты, протоколы, другие юридические и финансовые документы, планы работ и программы, доклады, отчеты и пр. боевой призыв, боевой приказ, вон-ские уставы, военные мемуары, письма командира части родителям солдата (павшего в бою), радиосвязь в экстремальных условиях и пр. университетская лекция и циклы лекций, семинары, доклады и рефераты студентов, конференции, встречи с учеными, специалистами-профессионалами, защита дипломных проектов, конспектирование, тезисы, резюме, академические дискуссии, диспуты, творческие работы, исследования студентов и пр.
рассказ и объяснение учителя (Da нообразных видов), эгоцентрическ3, речь ребенка, устные рассказы 1 их письменные сочинения, литературное творчество, урок к% сложный акт педагогического обще ния, отдельные части урока — вступц тельная и заключительная беседы обобщение и подведение итога урока и пр.
тексты законов, кодексы законов допрос, свидетельские показания юридические консультации, дискуссия как судебный процесс, речи обвиения и защиты, дискуссия на суде
церковная проповедь, миссионерская деятельность, беседы с верующими и ищущими веры, пастыря с прихожанами, исповедь, молитвы, курсы богословия в духовных академиях и пр дружеская беседа в непринужденньп условиях, дружеские беседы на научные, политические темы, семейный полилог с участием детей, неофициальные деловые беседы, телефонные разговоры, дружеская переписка и пр.
мысленная подготовка к устному и особенно к письменному высказыванию, чтение "про себя" с критической (или восторженной) оценочно» деятельностью, воспоминания!1 размышления, внутренние споры со вторым "я", мечты, соображения, подходы к творчеству, внутреннее план'1 рование и репетирование — регул тивная функция внутренней РеЧ"' репетиция к ораторскому или ином-выступлению и пр. ■и*1 Вряд ли нужно доказывать, что все эти (возможно, и виды высказываний, устных и письменных, нуждаются в упорядочивании, самоконтроле. Это и есть культура общении, У чИ Научное осмысление некоторых видов уже имеет нця, Т н'оговековую историю, иные новы: например последняя — своюм вНухренней речи, которая, кстати, в жизни человека кУльТ^ наибольший, труднейший и самый долгий по времени ура мь1сленной речи — залог успеха внешней, звуча-!йили написанной, речи. Ш с явнительно недавно предметом риторики стала и бытовая кроме дружеской беседы, которой уделил внимание Ари- °Т°козможно, что в дальнейшем будут выделены еще какие-то ы речи, их сферы, например, врачебное красноречие, речь в сфере обслуживания — гостеприимства, туризма... В части 6 «Литература и риторика» показана роль последней в литературном мастерстве: здесь риторика обеспечивала формы выражения, что и привело к появлению второго, пренебрежительного, значения термина. Риторику обвинили в формализме: она обеспечивает красиво построенную, хорошо звучащую, но ни к чему не обязывающую речь, например уже приводившаяся выше цитата из книги А. И. Солженицына «Россия в обвале»: речи властей риторны и приторны. Далее будут подробнее прокомментированы некоторые из видов красноречия. 16. Политическое красноречие Политика (от греческого «искусство управлять государством») — весьма широкое понятие, но если говорить о политических речах, то они бывают информационные, осведомительные — это пропаганда, политпросвещение, наука, убеждающие и призывные, побуждающие к действию, — это агитация, например предвыборная, дискуссионные, полемические, даже разоблачительные — это обсуждения спорных вопросов, споры внутри- и межпартийные. В политике широко используются средства массовой информа-ии ~~ массмедиа, радио, телепередачи, но в моменты обостре- Политической борьбы возрастает роль живого слова, импро- н ~- это выступления на митингах, демонстрациях, нако- ц> в Революционных актах. ДейсРИНЯТ° считать> что политические речи — орудие демократии; сИя ^Ительно, история это подтверждает: речи Демосфена, Ли-пОл' еРИкла были невозможны без демократии древнегреческих и пр°В ^Хотя ^ы и рабовладельческой). Но история предупреждает пп ^УХ крайностей: против того, чтобы вся демократия ПолЫВаЛась в бесконечных словопрениях, и против того, что-тИческие речи служили оружием тоталитаризма. * Диапазон тематики политических речей широк: борьба за международные и межнациональные вопросы, экономическ нравственно-воспитательные, правовые (юридические), и ца!,; но-образовательные, религиозно-конфессиональные проблему сложнейшие вопросы жизни, быта, обеспечения людей — От прихода в наш мир до прощания с ним. Попробуем к политической ситуации применить нутую схему. Пример первый: Кто говорит? — Лидер партии. Кому говорит? — Он обращается к тысячам людей, среди ко торых преобладают, по его мнению, сторонники. При каких обстоятельствах? — За два месяца до выборов в Го. сударственную Думу. Что говорит? — Излагает тезисы платформы своей партии. Зачем? — Чтобы будущие избиратели знали, осмыслили, обсу. дили и выразили свою позицию на выборах. Как выражает свою мысль? — Четко, логично, без иносказаний и украшений. Каков результат? — Первоначальный — слушатели серьезно отнеслись и в большинстве положительно. Окончательный результат покажут выборы. Второй пример: Кто говорит? — Один из восставших парижан. Кому? — Обращается к массе восставших. Обстоятельства? — Высочайший накал страстей, Великая Французская революция, 14 июля 1789 г. Зачем? — Чтобы взять Бастилию, освободить заключенных, разрушить ее. Что говорит? — Призывы, лозунги о свободе. Как выражает мысль? — Страстно, афористично, образно, зажигательно. Результат? — Бастилия взята, монархия низвергнута, 14 июля стало национальным праздником Франции (с 1880 г.). Эти примеры демонстрируют полный цикл риторического действия. В начале 90-х годов XX в. в России явственно прозвучала тема «языка власти», уже упомянутая в предыдущей главе данной книг* Эта разновидность политических речей имеет место не только пр тоталитарных режимах. Речи государственных деятелей, круинь руководителей в экономике, образовании и культуре, в так назь ваемых «силовых структурах» всегда привлекают внимание ких кругов граждан, ибо в этих речах, передаваемых через С _ содержится жизненно важная информация. Эта информация» первый взгляд, односторонняя, но она дает отзвук, обобщение торого составляет «обратную связь» в модели «власть—народ*- оическая характеристика этой разновидности политиче-^ИТ ступлений такова: о них судят по степени полноты, «про- 0- БЬ в отборе фактов, связей между ними и перспективами. зраЧН°°сПрИнимаются слушателями, читателями неоднозначно, Б имание и оценка всегда дают существенный разброс (это „х поН е^ся Hj в идеале, учитывается в дальнейших решениях). Б°е И и дни формируется совокупность средств языка, подчас на-В *?аШ 0 повторяемых: консенсус (конец 80-х годов), легитимный, зоИЛ wiy (B смысле «обладающий властью»), глобальный и даже вМ^бализация, информация, информированный, правовое государство 2/10п Наблюдается интенсивная тенденция усложнения этой разновидности речи. Сегодня всеобщее внимание привлекают парламентские деба-ы как школа демократии. Не следует забывать, что они были известны еще в Новгородском вече, Земских соборах в Москве, в парламентах Франции и Великобритании. Несмотря на накал страстей, это наиболее регламентированная форма политической риторики, где, в основном, соблюдаются не только нормы этики, но и принятые среди образованных людей правила культуры языка (см.: Культура парламентской речи. — М., 1994). Известны имена парламентариев-ораторов А. Линкольна, У. Черчилля, Ф. Ро-дичева, Ж.Жореса. Однако на первых этапах русского парламентаризма 90-х годов, когда дебаты транслировались по радио, телеканалам, миллионы слушателей были шокированы низкой культурой речи их избранников. Это, несомненно, следствие параментаризма в России, когда подлинных дискуссий на заседаниях Верховного Совета СССР не было: бесконечные панегирики властям, отчеты о «достижениях» и т. п. К тому же и риторика была изгнана из образовательных систем. Именно тогда родился афоризм: «Почему Клинтон говорит так складно?» Так была озаглавлена статья в «Известиях». Ответ на вопрос очень прост: независимо от личного обаяния, в США учат и хорошей речи, и умению держаться в о Ществе, и логике, развивают произносительный аппарат че- То Ще °Дна разновидность политического красноречия — р и -XX И^а РеВ0Л1°Ции (которых было так много в XIX— xje г? и выдвинули немало подлинно одаренных ораторов: Нос евара> Дж. Гарибальди. Причины этого: глубокая убежден- ЛИДеР°в движения в правоте своего дела, необходимость ^Чени^ людей, их убеждения, высокий эмоциональный к Во°ДУшевление, готовность к жертве, провозглашение J За св°боду и счастье людей, всего народа. К сожале-Револю ° Не Исключало жестокостей, а в некоторых случаях — НаМ. ЦИи пРиводили и к массовым казням, гражданским вой- Как же это могло произойти? Революционная ораторика ] лена страстями до предела, она приводит в возбуждение ные массы людей. Приходит момент, когда исчезает щий дискуссионный фактор, нарастают элементы стремление к единовластию, непримиримость к свободной ли, к свободному слову. Слово — это оружие, подчас самое сильное и страшное. Ц 0 Реальный опыт показывает, что в политических ситуациях вс средства хороши, их оправдывают обещаниями будущего блага Можно назвать некоторые приемы, используемые, например такой демократической процедуре, как выборы, предвыборная кампания. Необоснованные обещания успехов, которых, якобы, сумеет добиться будущий депутат, приукрашивание личности кандида-та, его прошлых заслуг, опорочивание конкурентов, вплоть д0 доносов и компромата, создание помех для конкурирующей стороны, например помех в получении эфирного времени, сокрытие недостатков своего кандидата, ошибок своей партии. Эти и подобные приемы находятся за рамками закона, но нарушители как правило, остаются безнаказанными. В политическом красноречии обычно отмечается соблюдение языковой нормы, а нередко — и использование средств изобразительности, афоризмов. Факты нарушения культуры речи подвергаются осмеянию, критике. Используются также средства «наглядной агитации», лозунги, плакаты, транспаранты, портреты, различная символика, а также музыка, кинофильмы. Все это требует немалых денег. Речи политических ораторов нередко издаются и переиздаются в виде брошюр, книг и даже многотомных собраний, сохраняются для потомков. 17. Речь дипломата В сущности, дипломатия — это тоже политика, но внешняя Это деятельность государственных служащих, дипломатов, послов аппаратов посольств, консульств, а также торговых, культурна туристических представительств. Дипломатические функции выполняют и члены правительств, руководители крупных ведомст партий, фирм, образовательных учреждений — всех тех, кому ПР! ходится иметь сношения с иностранными государствами. Естественно, что в дипломатии соблюдаются многочисленна Во-первых, речи дипломата отличаются высоким чувством Д стоинства, ведь он представляет свою страну, имеющую и тр^ ции, и авторитет, а часто и экономическую или военную МО омат умеет также оказать высокое почтение и своим сабель11 __, также представляющим свою страну с ее традициями соблюдения сказанного речи дипломатов вряд ли дадут же-й результат, взаимные интересы не будут соблюдены, дого-^енности не достигнуты. v пешному контакту содействует также соблюдение установ- ого обычно — традиционного, этикета и церемониала. ЛеНВо-вторых, речь дипломата должна отражать его высокую об-ванность — не только общую, но и отличное владение не- языками, глубокие познания в истории, культуре, гео- фИИ> экономике, литературе — мировой и особенно той стра-щ,1 с которой ведутся переговоры. В-третьих, дипломат должен обладать быстрыми реакциями, понимать намек, ценить чужое остроумие и быть гибким, остроумным самому. Владея культурой речи не только на уровне норм литературного языка, он добьется успеха остроумием, изяществом, выразительностью своих речей. Даже малый промах, неточность, противоречие в речи дипломата — это закат его карьеры. Нужна дипломату и тонкая проницательность в роли не только говорящего, но и слушающего: уловить реакции своего собеседника, разгадать намеки и скрытую мысль, как бы второй план говорящих. Наконец, дипломату нужна твердость (не только логика — она может и не сработать в сложных ситуациях) своей позиции в защите интересов своей страны. Кстати, все эти требования могут оказаться полезными не только профессиональному дипломату, но и путешественнику, коммерсанту, туристу, артисту и другим представителям культуры, работникам транспорта — воздушного, морского, железнодорожного. Известно, что многие русские писатели были профессиональными дипломатами (или дипломаты — писателями): А. С. Грибоедов, д. М. Горчаков, А. Д. Кантемир, Ф. И. Тютчев, И. М. Май-ский ачества дипломата как говорящего и пишущего лица, несом-"снно, нужны каждому.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |