Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан




Рим, завоеватель Греции, ревностно перенимал эллинскую культуру; и поэтический дар, и науки, и риторическое мастер­ство ценились чрезвычайно высоко. Риторические школы в Риме достигли расцвета, непревзойденными ораторами и поныне при­знаются Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Юний Брут. Огромен вклад Рима в мировую литературу: сочинения Горация оказали влияние на развитие литературных и риторических тра­диций Европы.

Однако в римский период усилились прагматические тенден­ции. Во-первых, повысился социальный статус оратора, призна­ние его роли в социальной жизни достигло необычайной высоты. Именно в это время созданы целые трактаты об ораторе. Высший пример этого — М.Т.Цицерон (106—43 гг. до н.э.) совместил в себе мастерство и оратора, и поэта, и государственного деятеля, и ученость ритора. Его труды — «Об ораторе», «Оратор», «Брут». Он и философ, и автор трактатов «О судьбе», «О дивинации», «О при­роде богов». Цицерон утверждает: свойства оратора — активность, смелость, общительность, разносторонность интересов, оратор — мыслитель, а в тревожных ситуациях — воин.

Во-вторых — это повышение роли правил, подготовки в обла­сти красноречия. Знание риторических приемов и длительные уп­ражнения необходимы: умение завоевать внимание слушателей, их доверие обеспечат успех. Эта линия в римской риторике осо­бенно тщательно разработана Марком Фабием Квинтилианом (око­ло 36—96 гг. н. э.). Ниже будет изложено содержание трудов Квин-тилиана.

В-третьих, эстетический фактор в мастерстве красноречия. Ци­церон пишет: «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают,


ясеНные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого счита- П° чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно,!f истая яркими словами и яркими образами, вводя даже в са-

ю прозу некий стихотворный размер, одним словом, краси-о» (Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. — л/г 1972. — С. 472). Хорошая, совершенная, украшенная речь в этот период ценится все выше. Особенно Цицерон ценит контра­стные фигуры, лаконичность речи, многообразие интонации, оитмику речи, иносказания, намек. Его речи возбуждали мысль ^дущателей, как бы наталкивали их на понимание глубинного смысла. Он наметил основные линии воспитания оратора: извес­тно, что у него была своя ораторская школа, он и руководил ею, и преподавал (его ученикам можно было позавидовать).

В-четвертых, Цицерон по-новому подходил к философским основам риторики, распространяя ее функции в познании; бо­лее того, — ставил ее во главе всех вещей, законов природы, обязанностей людей, ибо знание всех этих вещей входит в жизнь людей через речь. При этом красноречие понимается как уме­ние обо всем сказать ясно, точно, убедительно и красиво. В сущ­ности, он приближается к современному пониманию когни­тивной роли языка и речи. Талант философа был признан за Цицероном не только в среде современников: средневековые монахи (христиане) тщательно переписывали его труды, не видя в них вреда, и сам Августин Блаженный в V в. писал, что Тул­лий был тем, «кем философия на латинском языке была начата и закончена» (Цицерон М.Т. Философские трактаты. — М., 1965. — С. 5). Философские идеи легли в основу Ренессанса, возро­дивших понятие humanitas — «человечность, гуманность, гума­низм». Как оратор, ритор и мыслитель он отразил свое бурное время, римское самосознание. Может быть, он не достиг глубины и широты Платона, но достойно представил свою эпоху и римс­кую культуру.

Наиболее полный и глубокий курс риторики дал М. Ф. Квин-тилиан в труде «Об образовании оратора» из 12 книг:

«О воспитании будущего оратора»;

«Когда отдавать отрока ритору»;

«История риторики и ее составные части»;

«Приступ, повествование...»;

«Доказательства, опровержения»;

«О возбуждении страстей: смех, сострадание, размышление»;

«Расположение»;

«Словесное выражение»;

«Фигуры»;

«Об изобилии слов»;

«О благоприличии в слове»;

«Оратор как человек; нравственный облик».


Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой, логи­кой, усилил внимание к памяти, видам построения текста. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых дал перечни ситуаций жизни, побуждающих человека к речи, к высказываниям. Он дал рекомендации к построению фразы, диа­логов разных типов, аргументации, приведению примеров. Не обойдены вниманием проблемы воспитания — физического, нрав­ственного, общекультурного, гармонического. Много внимания уделено изучению языка и языковым упражнениям. Сущность ри­торики, по определению Квинтилиана, — союз мысли и слова. Определены также цели воспитания и образования — это подго­товка к общественной деятельности: на государственной службе, в культуре, в суде, в обучении. Квинтилиан создал модель высше­го уровня образования юноши.

Методическая сторона его системы состоит в последовательно­сти, ступенчатости курса, в определении того, что следует знать и уметь, в установлении видов деятельности учащего и учащегося, в отработке реакции самостоятельной деятельности последнего.

Таким образом, к началу новой эры в теоретической риторике были осознаны, а во многом и определены и разработаны ее про­блемы:

1) предмет риторики — красноречие и — шире — речь;

2) функция риторики — убеждение средствами мастерства речи,
языковой культуры;

3) типы речи и сферы применения красноречия;

4) личностные качества говорящего: его позиция, учет адреса­
та, а отчасти и позиция самого адресата;

5) ступени ораторского действия: предмет и мысленная осно­
ва высказывания, его построение, языковое выражение, память
и, наконец, исполнение;

6) доведение перечисленного до уровня мастерства и даже ис­
кусства, особенно в части средств языкового оформления;

7) основы оценки и самооценки речи и ее результативности.

Глава 2. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ: НОВАЯ ЭРА

4. Раннее христианство. Гомилетика

Первая реакция идеологов христианства на риторику была резко отрицательная, как на языческую науку и культуру. Но уже к Ш" IV вв. наступило осознание того факта, что само христианское учение, Евангелие, Послания Апостола Павла, Откровение Иоанна


сЛОва, проповеди Иисуса Христа — суть лучшие, высокота-нтливые образцы красноречия, создававшиеся, по-видимому, ла воНачально в устной форме, передававшиеся из уст в уста и Последствии записанные.

В канонизированы четыре варианта Евангелия, принадлежащие Его ученикам, — Матфею, Иоанну, Луке и Марку (многие вари­анты Евангелия были признаны апокрифическими, ибо не во всем совпадали с общепринятыми текстами).

Сам Иисус Христос был превосходным оратором: все его по­учения и даже, казалось бы, обычные высказывания лаконичны, аллегоричны, исключительно точно передают мысль, подчинены единому замыслу. Его Нагорная проповедь (10-я глава Евангелия от Матфея) построена на афоризмах: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано»; «У вас же и волосы на голове все сочтены»; на параллелизмах, аллегори­ях, обращениях и призывах. В Его речах — мастерские антитезы, например: «Еще слышали вы, что сказано древними "не престу­пи клятвы"... А я говорю вам: "Не клянись вовсе: ни небом, пото­му что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его"».

Учение, заложенное в Евангелии, стало основой гомиле­тики — теории и искусства проповеди: в 10-й главе Евангелия от Матфея рассказывается, как Христос, собрав своих учеников — апостолов, дает им задание, развивает перед ними программу их проповеднической деятельности. Он посылает их к заблудшим ов­цам дома Израилева; проповедники должны быть скромны и не пытаться быть выше своего учителя; они сами выбирают своих слушателей — это должны быть достойные люди. «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби, — напутствует их Христос. — Не вы будете говорить, но дух Отца вашего будет говорить в вас». Проповедник несет людям новый идеал — «приближение Цар­ства небесного».

Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника — бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближ­нему, абсолютно убежденного в своей правоте, чувствующего себя защищенным силой самого Бога. Он должен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, но верить в высшую награду.

Содержание проповеди уже дано апостолу во многих прошед­ших беседах с Учителем. Проповедник должен знать, что граница BePbi в это новое учение, может быть, пройдет через семью, раз-Делит сына и отца. И к этому он должен быть готов... Известно, То такой тип ораторов, проповедников учения Христа, действи-ельно был, и не только в I—II вв. н.э., в годы преследования РИстиан римлянами, когда выдвинулись тысячи проповедников,

Терзанных, замученных; были они и в наше время. Много из


этого учения взяли на свое вооружение и другие борцы за истину, за справедливость, как они ее понимали...

Нельзя забывать, что до III—IV вв. христианство развивалось как религия угнетенных. Но с соединением христианства с госу­дарственной властью ситуация меняется, Церковь уточняет дог­матику проповедей, и острота борьбы направляется против ере­сей, против других конфессий. Суть же гомилетики остается. В бо­гословских учебных заведениях и теперь действуют кафедры гоми­летики, она преподается будущим пастырям, миссионерам, пре­подавателям православных гимназий.

И в прошлом, и в наши дни в среде духовенства высказыва­лись возражения против использования риторических приемов, фигур и тропов, ибо учение Христа сильно своей истиной, в украшениях не нуждается. Но ведь сама практика духовной про­поведи и богослужения не чуждается этих средств. И само Еван­гелие, и тексты молитв не лишены этих риторических приемов, более того, они могут служить примером риторического мастер­ства, например псалмы Давида, «Екклесиаст», «Песня песней Соломона».

Многие тексты и формы общения, речи, введенные в церков­ную традицию и хранимые ею, способствуют обогащению духов­ного мира людей, пробуждению их нравственного чувства, сове­сти, традиционной человечности. Это молитва, идущая от души, обращенная верующим к высшей справедливости, это исповедь как высшее очищение душевного мира, как покаяние, как пре­одоление в себе зла.

Следует отметить, что в богословских учебных заведениях в наше время нередко преподается не только гомилетика, но и светская риторика, особенно на тех факультетах, где обучаются будущие миссионеры, преподаватели: ведь им придется работать в среде неподготовленных людей.

5. Европейские страны (на примере Франции)

Античное риторическое учение, как и вся культура, было уна­следовано странами, входившими в состав Римской империи: Ис­панией, Францией, Италией, Византией, отчасти — Англией и Германией. Но первое тысячелетие не принесло значительных но­вовведений в теорию и практику красноречия, если не считать гомилетику, описанную выше.

Заслуживает внимания зарождение в Аравии в начале VII в. новой религии — ислама (от арабского «покорность»), распрост­ранившейся в связи с завоеваниями главным образом в северной Африке. Это активизировало проповедническую деятельность и дискуссии. В Европу проникают из Индии, Аравии также и на­уки — математика, астрономия, медицина.


Замечательны успехи поэзии, драматургии на санскрите, от-вук восточной культуры достигают Европы, где в средние века, особенно в начале второго тысячелетия, формируется строгая, логическая научная речь в первых университетах: это лекции про­фессоров, диспуты. Развивается система доказательств, многооб­разной аргументации. Эта изощренная дискуссионная речь (под­час на одиозные темы — с нашей современной точки зрения) получила название схоластики (от греческого и латинского «школьная»); в наши дни так обозначают бесплодное умствова­ние, оторванное от жизни. Но эта презрительная формула дале­ко не всегда справедлива: так формировалось академическое крас­норечие, достигшее к XVIII—XIX вв. высочайшего уровня: Сор­бонна в Париже — XIII в., Оксфорд в Великобритании — XII в. К XX в. академическое красноречие насчитывает десятки тщательно отработанных форм: лекции и целые лекционные курсы, семина­ры, обсуждения заблаговременно поставленных проблем, защита V курсовых и дипломных проектов, магистерских и докторских дис-^ сертаций, доклады на научных конференциях и пр. Тщательно < отрабатывается система общения студентов и начинающих уче­тных с профессорами, академиками в беседах, на консультациях, зачетах и экзаменах, в устной и письменной формах, выступле- ния студентов на различных собраниях в университете и вне его, на практике — например, у будущих журналистов, учителей, юри- г-> стов, референтов, переводчиков, дипломатов и пр. ^ Эпоха абсолютизма во Франции способствовала расцвету та-^ кой отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как при­дворный этикет, получивший распространение преимуществен­но в аристократическом обществе. В XVIII в. он был позаимство­ван российским императорским двором, распространился не толь­ко в придворных кругах и довольно строго соблюдался вплоть до падения монархии.

Придворный этикет и церемониал оказали сильное влияние на дипломатическую речь, а также на соблюдение стандартных форм общения в среде военных и даже чиновников.

Этикетные формы речи отражали сословное строение обще­ства, субординацию чинов и в XVIII—XIX вв., давали пищу для сатиры и юмора в демократических слоях общества (что встреча­ется и поныне в России).

Особенностью той области общения, которая связана с этике­том, служило, а отчасти служит и поныне, применение особой символики (знаковой системы), обязательной для высших клас-Сов5 причем знаками могли считаться не только предметы, но и Поступки, принятые в обществе ценностные ориентации. Так, при-аДлежность к дворянскому сословию во Франции (и в России) Сражалась правом носить ш п аг у; дворянин мог принять вызов на Уэль только от дворянина. ^роде^уррДсДэе^приветствий, вы-

 

 

зовов на дуэль имели свои речевые формулы. Отказ от поединкц считался несмываемым позором и пр.

Системы речевого этикета существовали всегда на разных уров­нях социальной лестницы: обращение, приветствие, прощание извинение, благодарность, приглашение (например, на бракосо­четание дочери), извещение о кончине кого-либо, начало и окон­чание дружеского или родственного письма и другие стандарты вежливого обращения. Это всеобщая закономерность общения. Причем речевой этикет в живом общении очень чуток к истори­ческому процессу, к социальным сдвигам.

Франция может считаться наиболее ярким продолжателем ма­стерства политического красноречия, причем в трех его вариан­тах:

а) красноречие, рожденное на баррикадах так называемой Ве­
ликой французской революции;

б) парламентское красноречие, сложившееся в Национальном
собрании XIX в.;

в) дипломатическое общение.

В двух последних областях с Францией небезуспешно соперни­чает Великобритания.

Обличительные и воинственные речи деятелей Великой фран­цузской революции, несомненно, талантливых (Робеспьер, Ма­рат, Дантон и др.), отличались огромной энергией, целеустрем­ленностью, эмоциональным накалом, самоотверженностью, что сближало их с проповедниками раннего христианства. На более поздних этапах преобладала полемика...

Что касается парламентских традиций конца XIX — начала XX вв., то они характеризовались выдвижением ярких полемис­тов (типа Жана Жореса), но в итоге в общем породили ирониче­ское отношение к парламентаризму как к «говорильне» (от фр. parle — «говорить»). Современному русскому парламенту — Госу­дарственной Думе еще предстоит преодолеть издержки такого скеп­тического отношения.

Исследователь истории французской риторики выделяет сле­дующие этапы — периоды доминирующего красноречия:

а) до XV в. доминирует духовное красноречие на латыни;

б) в XV в. вышла первая риторика на французском языке П. Фаб­
ри; происходит борьба за развитие французского языка; издается
манифест в защиту французского языка;

в) происходит официальный отказ от следования античным
канонам (1671);

г) отмечены выступления против жесткого регламентирования
в языке;

д) XVIII в. характеризуется закатом церковного красноречия,
расцветом политического, академического и судебного красноре"
чия.


для этого времени характерен расцвет поэтики, теории лите-

туры, стилистики, теории фигур, элокуции, происходит раз­витие собственных риторических доктрин (А. Фоклен, П. Лами, гг фонтанье, известные в России).

До XV в. риторика в основном схоластическая, с XVI в. — гуманистическая, в XVII в. — реформистская. Кризис французской риторики произошел на рубеже веков и явился пред­вестником кризиса риторики в России.

Признаки схоластического периода: стиль становится за­коном, это и манера одеваться, и речевой этикет; в основе обуче­ния высокий, средний и низкий стили; влияние этого этапа ри­торических правил отчетливо отразилось в русской практике об­щения XVIII в.

Гуманистическая риторика связана с эпохой Возрожде­ния, ее центром становится Дворцовая академия, составляется французская риторика для короля Генриха III, вводится королев­ское красноречие (на французском). Риторика стимулирует разра­ботку грамматики и литературной нормы языка, всего того, что мы в XX в. называем культурой речи. Вводится «инсценирование речи», растет внимание к дикции, произношению, интонации. Образцы берутся из литературы, развивается мастерство перево­да.

Реформистская риторика становится наиболее влиятель­ной сферой гуманитарного знания, под ее влиянием издаются книги, которые широко используются: например, «Источники французского красноречия» Шабанеля, «Красноречие для обуче­ния дамы высшего света». Идут дискуссии по риторике, создают­ся салоны и частные академии, развиваются частные виды крас­норечия: риторика беседы, эпистолярная риторика, риторика метаморфозы. Идет борьба с плебейским стилем, отвергаются ди­алекты и жаргоны, иноязычные заимствования, даже научая речь. Риторики Аристотеля и Цицерона приспосабливаются к вкусам королевского двора.

Риторика энциклопедическая и натуристская — время эмансипации ума, союза между мыслью и языком, быстро­го развития интеллектуального потенциала нации. Укрепляется фак­тор логики, растет авторитет Аристотеля, господствует античная Формула «искусство мыслить — искусство говорить — искусство писать».

Далее, на рубеже XVIII—XIX вв., наступает период кризиса, У^аты авторитета риторики, ее критики с позиций как научных, так и нравственных. Причины этого надо искать как в социальной сфере, так и в самой риторической практике. Но эти причины бУДут рассмотрены на примере России, а не Франции, поскольку в России кризис происходит и в более острых формах и продол­жительнее.


Франция неслучайно выбрана для исторического очерка в обла­сти красноречия, она была и в значительной мере остается веду­щей в вопросах филологической культуры, и для понимания этого процесса необходимо обратиться к ее связям в этой области.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.