КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан
Рим, завоеватель Греции, ревностно перенимал эллинскую культуру; и поэтический дар, и науки, и риторическое мастерство ценились чрезвычайно высоко. Риторические школы в Риме достигли расцвета, непревзойденными ораторами и поныне признаются Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Юний Брут. Огромен вклад Рима в мировую литературу: сочинения Горация оказали влияние на развитие литературных и риторических традиций Европы. Однако в римский период усилились прагматические тенденции. Во-первых, повысился социальный статус оратора, признание его роли в социальной жизни достигло необычайной высоты. Именно в это время созданы целые трактаты об ораторе. Высший пример этого — М.Т.Цицерон (106—43 гг. до н.э.) совместил в себе мастерство и оратора, и поэта, и государственного деятеля, и ученость ритора. Его труды — «Об ораторе», «Оратор», «Брут». Он и философ, и автор трактатов «О судьбе», «О дивинации», «О природе богов». Цицерон утверждает: свойства оратора — активность, смелость, общительность, разносторонность интересов, оратор — мыслитель, а в тревожных ситуациях — воин. Во-вторых — это повышение роли правил, подготовки в области красноречия. Знание риторических приемов и длительные упражнения необходимы: умение завоевать внимание слушателей, их доверие обеспечат успех. Эта линия в римской риторике особенно тщательно разработана Марком Фабием Квинтилианом (около 36—96 гг. н. э.). Ниже будет изложено содержание трудов Квин-тилиана. В-третьих, эстетический фактор в мастерстве красноречия. Цицерон пишет: «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают, ясеНные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого счита- П° чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно,!f истая яркими словами и яркими образами, вводя даже в са- ю прозу некий стихотворный размер, одним словом, краси-о» (Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. — л/г 1972. — С. 472). Хорошая, совершенная, украшенная речь в этот период ценится все выше. Особенно Цицерон ценит контрастные фигуры, лаконичность речи, многообразие интонации, оитмику речи, иносказания, намек. Его речи возбуждали мысль ^дущателей, как бы наталкивали их на понимание глубинного смысла. Он наметил основные линии воспитания оратора: известно, что у него была своя ораторская школа, он и руководил ею, и преподавал (его ученикам можно было позавидовать). В-четвертых, Цицерон по-новому подходил к философским основам риторики, распространяя ее функции в познании; более того, — ставил ее во главе всех вещей, законов природы, обязанностей людей, ибо знание всех этих вещей входит в жизнь людей через речь. При этом красноречие понимается как умение обо всем сказать ясно, точно, убедительно и красиво. В сущности, он приближается к современному пониманию когнитивной роли языка и речи. Талант философа был признан за Цицероном не только в среде современников: средневековые монахи (христиане) тщательно переписывали его труды, не видя в них вреда, и сам Августин Блаженный в V в. писал, что Туллий был тем, «кем философия на латинском языке была начата и закончена» (Цицерон М.Т. Философские трактаты. — М., 1965. — С. 5). Философские идеи легли в основу Ренессанса, возродивших понятие humanitas — «человечность, гуманность, гуманизм». Как оратор, ритор и мыслитель он отразил свое бурное время, римское самосознание. Может быть, он не достиг глубины и широты Платона, но достойно представил свою эпоху и римскую культуру. Наиболее полный и глубокий курс риторики дал М. Ф. Квин-тилиан в труде «Об образовании оратора» из 12 книг: «О воспитании будущего оратора»; «Когда отдавать отрока ритору»; «История риторики и ее составные части»; «Приступ, повествование...»; «Доказательства, опровержения»; «О возбуждении страстей: смех, сострадание, размышление»; «Расположение»; «Словесное выражение»; «Фигуры»; «Об изобилии слов»; «О благоприличии в слове»; «Оратор как человек; нравственный облик». Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой, логикой, усилил внимание к памяти, видам построения текста. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых дал перечни ситуаций жизни, побуждающих человека к речи, к высказываниям. Он дал рекомендации к построению фразы, диалогов разных типов, аргументации, приведению примеров. Не обойдены вниманием проблемы воспитания — физического, нравственного, общекультурного, гармонического. Много внимания уделено изучению языка и языковым упражнениям. Сущность риторики, по определению Квинтилиана, — союз мысли и слова. Определены также цели воспитания и образования — это подготовка к общественной деятельности: на государственной службе, в культуре, в суде, в обучении. Квинтилиан создал модель высшего уровня образования юноши. Методическая сторона его системы состоит в последовательности, ступенчатости курса, в определении того, что следует знать и уметь, в установлении видов деятельности учащего и учащегося, в отработке реакции самостоятельной деятельности последнего. Таким образом, к началу новой эры в теоретической риторике были осознаны, а во многом и определены и разработаны ее проблемы: 1) предмет риторики — красноречие и — шире — речь; 2) функция риторики — убеждение средствами мастерства речи, 3) типы речи и сферы применения красноречия; 4) личностные качества говорящего: его позиция, учет адреса 5) ступени ораторского действия: предмет и мысленная осно 6) доведение перечисленного до уровня мастерства и даже ис 7) основы оценки и самооценки речи и ее результативности. Глава 2. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ: НОВАЯ ЭРА 4. Раннее христианство. Гомилетика Первая реакция идеологов христианства на риторику была резко отрицательная, как на языческую науку и культуру. Но уже к Ш" IV вв. наступило осознание того факта, что само христианское учение, Евангелие, Послания Апостола Павла, Откровение Иоанна сЛОва, проповеди Иисуса Христа — суть лучшие, высокота-нтливые образцы красноречия, создававшиеся, по-видимому, ла воНачально в устной форме, передававшиеся из уст в уста и Последствии записанные. В канонизированы четыре варианта Евангелия, принадлежащие Его ученикам, — Матфею, Иоанну, Луке и Марку (многие варианты Евангелия были признаны апокрифическими, ибо не во всем совпадали с общепринятыми текстами). Сам Иисус Христос был превосходным оратором: все его поучения и даже, казалось бы, обычные высказывания лаконичны, аллегоричны, исключительно точно передают мысль, подчинены единому замыслу. Его Нагорная проповедь (10-я глава Евангелия от Матфея) построена на афоризмах: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано»; «У вас же и волосы на голове все сочтены»; на параллелизмах, аллегориях, обращениях и призывах. В Его речах — мастерские антитезы, например: «Еще слышали вы, что сказано древними "не преступи клятвы"... А я говорю вам: "Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его"». Учение, заложенное в Евангелии, стало основой гомилетики — теории и искусства проповеди: в 10-й главе Евангелия от Матфея рассказывается, как Христос, собрав своих учеников — апостолов, дает им задание, развивает перед ними программу их проповеднической деятельности. Он посылает их к заблудшим овцам дома Израилева; проповедники должны быть скромны и не пытаться быть выше своего учителя; они сами выбирают своих слушателей — это должны быть достойные люди. «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби, — напутствует их Христос. — Не вы будете говорить, но дух Отца вашего будет говорить в вас». Проповедник несет людям новый идеал — «приближение Царства небесного». Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника — бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближнему, абсолютно убежденного в своей правоте, чувствующего себя защищенным силой самого Бога. Он должен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, но верить в высшую награду. Содержание проповеди уже дано апостолу во многих прошедших беседах с Учителем. Проповедник должен знать, что граница BePbi в это новое учение, может быть, пройдет через семью, раз-Делит сына и отца. И к этому он должен быть готов... Известно, То такой тип ораторов, проповедников учения Христа, действи-ельно был, и не только в I—II вв. н.э., в годы преследования РИстиан римлянами, когда выдвинулись тысячи проповедников, Терзанных, замученных; были они и в наше время. Много из этого учения взяли на свое вооружение и другие борцы за истину, за справедливость, как они ее понимали... Нельзя забывать, что до III—IV вв. христианство развивалось как религия угнетенных. Но с соединением христианства с государственной властью ситуация меняется, Церковь уточняет догматику проповедей, и острота борьбы направляется против ересей, против других конфессий. Суть же гомилетики остается. В богословских учебных заведениях и теперь действуют кафедры гомилетики, она преподается будущим пастырям, миссионерам, преподавателям православных гимназий. И в прошлом, и в наши дни в среде духовенства высказывались возражения против использования риторических приемов, фигур и тропов, ибо учение Христа сильно своей истиной, в украшениях не нуждается. Но ведь сама практика духовной проповеди и богослужения не чуждается этих средств. И само Евангелие, и тексты молитв не лишены этих риторических приемов, более того, они могут служить примером риторического мастерства, например псалмы Давида, «Екклесиаст», «Песня песней Соломона». Многие тексты и формы общения, речи, введенные в церковную традицию и хранимые ею, способствуют обогащению духовного мира людей, пробуждению их нравственного чувства, совести, традиционной человечности. Это молитва, идущая от души, обращенная верующим к высшей справедливости, это исповедь как высшее очищение душевного мира, как покаяние, как преодоление в себе зла. Следует отметить, что в богословских учебных заведениях в наше время нередко преподается не только гомилетика, но и светская риторика, особенно на тех факультетах, где обучаются будущие миссионеры, преподаватели: ведь им придется работать в среде неподготовленных людей. 5. Европейские страны (на примере Франции) Античное риторическое учение, как и вся культура, было унаследовано странами, входившими в состав Римской империи: Испанией, Францией, Италией, Византией, отчасти — Англией и Германией. Но первое тысячелетие не принесло значительных нововведений в теорию и практику красноречия, если не считать гомилетику, описанную выше. Заслуживает внимания зарождение в Аравии в начале VII в. новой религии — ислама (от арабского «покорность»), распространившейся в связи с завоеваниями главным образом в северной Африке. Это активизировало проповедническую деятельность и дискуссии. В Европу проникают из Индии, Аравии также и науки — математика, астрономия, медицина. Замечательны успехи поэзии, драматургии на санскрите, от-вук восточной культуры достигают Европы, где в средние века, особенно в начале второго тысячелетия, формируется строгая, логическая научная речь в первых университетах: это лекции профессоров, диспуты. Развивается система доказательств, многообразной аргументации. Эта изощренная дискуссионная речь (подчас на одиозные темы — с нашей современной точки зрения) получила название схоластики (от греческого и латинского «школьная»); в наши дни так обозначают бесплодное умствование, оторванное от жизни. Но эта презрительная формула далеко не всегда справедлива: так формировалось академическое красноречие, достигшее к XVIII—XIX вв. высочайшего уровня: Сорбонна в Париже — XIII в., Оксфорд в Великобритании — XII в. К XX в. академическое красноречие насчитывает десятки тщательно отработанных форм: лекции и целые лекционные курсы, семинары, обсуждения заблаговременно поставленных проблем, защита V курсовых и дипломных проектов, магистерских и докторских дис-^ сертаций, доклады на научных конференциях и пр. Тщательно < отрабатывается система общения студентов и начинающих учетных с профессорами, академиками в беседах, на консультациях, зачетах и экзаменах, в устной и письменной формах, выступле- ния студентов на различных собраниях в университете и вне его, на практике — например, у будущих журналистов, учителей, юри- г-> стов, референтов, переводчиков, дипломатов и пр. ^ Эпоха абсолютизма во Франции способствовала расцвету та-^ кой отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как придворный этикет, получивший распространение преимущественно в аристократическом обществе. В XVIII в. он был позаимствован российским императорским двором, распространился не только в придворных кругах и довольно строго соблюдался вплоть до падения монархии. Придворный этикет и церемониал оказали сильное влияние на дипломатическую речь, а также на соблюдение стандартных форм общения в среде военных и даже чиновников. Этикетные формы речи отражали сословное строение общества, субординацию чинов и в XVIII—XIX вв., давали пищу для сатиры и юмора в демократических слоях общества (что встречается и поныне в России). Особенностью той области общения, которая связана с этикетом, служило, а отчасти служит и поныне, применение особой символики (знаковой системы), обязательной для высших клас-Сов5 причем знаками могли считаться не только предметы, но и Поступки, принятые в обществе ценностные ориентации. Так, при-аДлежность к дворянскому сословию во Франции (и в России) Сражалась правом носить ш п аг у; дворянин мог принять вызов на Уэль только от дворянина. ^роде^уррДсДэе^приветствий, вы-
зовов на дуэль имели свои речевые формулы. Отказ от поединкц считался несмываемым позором и пр. Системы речевого этикета существовали всегда на разных уровнях социальной лестницы: обращение, приветствие, прощание извинение, благодарность, приглашение (например, на бракосочетание дочери), извещение о кончине кого-либо, начало и окончание дружеского или родственного письма и другие стандарты вежливого обращения. Это всеобщая закономерность общения. Причем речевой этикет в живом общении очень чуток к историческому процессу, к социальным сдвигам. Франция может считаться наиболее ярким продолжателем мастерства политического красноречия, причем в трех его вариантах: а) красноречие, рожденное на баррикадах так называемой Ве б) парламентское красноречие, сложившееся в Национальном в) дипломатическое общение. В двух последних областях с Францией небезуспешно соперничает Великобритания. Обличительные и воинственные речи деятелей Великой французской революции, несомненно, талантливых (Робеспьер, Марат, Дантон и др.), отличались огромной энергией, целеустремленностью, эмоциональным накалом, самоотверженностью, что сближало их с проповедниками раннего христианства. На более поздних этапах преобладала полемика... Что касается парламентских традиций конца XIX — начала XX вв., то они характеризовались выдвижением ярких полемистов (типа Жана Жореса), но в итоге в общем породили ироническое отношение к парламентаризму как к «говорильне» (от фр. parle — «говорить»). Современному русскому парламенту — Государственной Думе еще предстоит преодолеть издержки такого скептического отношения. Исследователь истории французской риторики выделяет следующие этапы — периоды доминирующего красноречия: а) до XV в. доминирует духовное красноречие на латыни; б) в XV в. вышла первая риторика на французском языке П. Фаб в) происходит официальный отказ от следования античным г) отмечены выступления против жесткого регламентирования д) XVIII в. характеризуется закатом церковного красноречия, для этого времени характерен расцвет поэтики, теории лите- туры, стилистики, теории фигур, элокуции, происходит развитие собственных риторических доктрин (А. Фоклен, П. Лами, гг фонтанье, известные в России). До XV в. риторика в основном схоластическая, с XVI в. — гуманистическая, в XVII в. — реформистская. Кризис французской риторики произошел на рубеже веков и явился предвестником кризиса риторики в России. Признаки схоластического периода: стиль становится законом, это и манера одеваться, и речевой этикет; в основе обучения высокий, средний и низкий стили; влияние этого этапа риторических правил отчетливо отразилось в русской практике общения XVIII в. Гуманистическая риторика связана с эпохой Возрождения, ее центром становится Дворцовая академия, составляется французская риторика для короля Генриха III, вводится королевское красноречие (на французском). Риторика стимулирует разработку грамматики и литературной нормы языка, всего того, что мы в XX в. называем культурой речи. Вводится «инсценирование речи», растет внимание к дикции, произношению, интонации. Образцы берутся из литературы, развивается мастерство перевода. Реформистская риторика становится наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания, под ее влиянием издаются книги, которые широко используются: например, «Источники французского красноречия» Шабанеля, «Красноречие для обучения дамы высшего света». Идут дискуссии по риторике, создаются салоны и частные академии, развиваются частные виды красноречия: риторика беседы, эпистолярная риторика, риторика метаморфозы. Идет борьба с плебейским стилем, отвергаются диалекты и жаргоны, иноязычные заимствования, даже научая речь. Риторики Аристотеля и Цицерона приспосабливаются к вкусам королевского двора. Риторика энциклопедическая и натуристская — время эмансипации ума, союза между мыслью и языком, быстрого развития интеллектуального потенциала нации. Укрепляется фактор логики, растет авторитет Аристотеля, господствует античная Формула «искусство мыслить — искусство говорить — искусство писать». Далее, на рубеже XVIII—XIX вв., наступает период кризиса, У^аты авторитета риторики, ее критики с позиций как научных, так и нравственных. Причины этого надо искать как в социальной сфере, так и в самой риторической практике. Но эти причины бУДут рассмотрены на примере России, а не Франции, поскольку в России кризис происходит и в более острых формах и продолжительнее. Франция неслучайно выбрана для исторического очерка в области красноречия, она была и в значительной мере остается ведущей в вопросах филологической культуры, и для понимания этого процесса необходимо обратиться к ее связям в этой области.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |