КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Софистическая риторика
Литература и риторика Риторика относится к числу филологических предметов наряду с лингвистическими и литературоведческими. «Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей — исходная реальность филологии» (А в е р и н ц е в С. С. Филология. — Лингвистический энциклопедический словарь*. — М., 1991. —" С. 544). Филология вбирает в свой кругозор всю глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного, через призму слова, языка. В то же время это искусство не только передавать, но и принимать сказанное и написанное: понять самого себя и другого человека, другую культуру — цель филологии. Все сказанное выше может быть отнесено и к риторике: тот же ЛЭС определяет риторику как филологическую дисциплину, изучающую способы построения художественно выразительной речи (Т о п о р о в В. Н. // ЛЭС. — М., 1991. — С. 416). Однако такое определение отражает только лингвистический аспект; функции риторики шире: это и цель речи, определяемая ситуациями жизни, и выбор темы, и позиция говорящего, и фактор адресата, и логика доказательства, и адекватность понимания слушателем. Нетрудно заметить, что эти перечисленные функции присущи и литературе. Иными словами, риторика смыкается с литературой. Граница между литературой и риторикой трудноуловима. Многие ораторы и риторы были в то же время писателями или литературоведами: Аристотель, Цицерон, Буало, Ломоносов, Лосев. В учебники по античной литературе включаются не только писатели, поэты, но и ораторы (авторы учебников С. И. Радциг, Н. Ф. Де-ратани, И. М. Тройский, А. А. Тахо-Годи). Писатели В. Гюго, В. Я. Брюсов, И. Л. Андроников, А. С. Пушкин, В. Гёте были известны и как блестящие импровизаторы. Но и все образованные люди в разные эпохи должны были владеть устным словом и пером: этому учили в риторических школах античного мира, все ученики Царскосельского лицея писали стихи. С. С. Аве-ринцев пишет: «Умение написать эпиграмму для образованного грека... вопрос школьного умения, вопрос грамотности» (Аве-ринцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996. — С. 179). Европейская традиция устанавливает более 100 моделей эпистолярного жанра, до сих пор издаются Далее ЛЭС. 20 ичные «письмовники», в частности во Франции. В XVII— ^ v?II вв. учение о жанрах доходит до мелочной регламентации. составление жизнеописания требовало выделить рубрику (эисхождение» и разделить ее на части «народ», «отечество», едки», «родители»; далее — «добродетели» и «пороки», далее — 'власть»,'«богатство» и пр. В период классицизма в Европе полагалось соблюдать не толь-единство места и времени, строго следовать законам жанра, к и йспользовать теорию «общих мест» (топов). Логические топы: НоД и вид; целое и части; свойства, признаки, качества; сравнение и противопоставление; причина и следствие; обстоятельства (где? когда? как?) и пр. Топы использовались не только в рассуждениях и доказательствах, но и в повествовании, описании. Кстати, в современном употреблении понятие «общие места» имеет неодобрительный оттенок. Но это совсем не означает, что общих мест нет в современной литературе: «Сокрытие грубого каркаса школьных схем — просто-напросто высший класс риторического умения» (Ав е р и н ц е в С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996. — С. 134). Литературная практика неосознанно пользуется риторической системой, и даже романтики, объявившие войну риторике (XVIII в.), по частоте орнаментальных фигур не уступают античным авторам. Не следует забывать и того, что сама литература, фольклор и повседневное общение непрерывно пополняют запас крылатых слов, идиом, афоризмов, аллегорий, иносказаний, антитез (а ведь это все — риторический арсенал!), используемых и в письменном, и в устном тексте. Судя по «Словарю крылатых выражений А. С. Пушкина» (СПб., 1999), он дал русскому языку не менее 1200 таких единиц. Ревнители литературного новаторства всегда обвиняли риторику в формализме, схематизме, даже в ретроградстве; но проходило время, и оказывалось, что новое литературное течение создавало свои схемы, правила и запреты. Так было и с романтизмом, и даже с реализмом. Наибольшие сложности возникали в системе жанров — литературных, риторических и даже в бытовой речи. На всем протяжении истории литературы в Европе, Индии, ^итае, Японии в ходу речение «писать, а иногда — и говорить по анрам». Власть жанра то приближалась к диктатуре, то наступали еРиоды оттепелей. Литературоведческие исследования проводи- сь Тсод знаком теории жанров. Жанр всегда служил стабилизи- УющИМ; регламентирующим средством поэтики, а сама поэти- g пРинадлежала одновременно и теории литературы, и риторике. Ропейской истории известны попытки всю риторику свести к тИке, культуре и выразительности речи. // Риторика также оказывала влияние на теорию жанров, вводила жанры частных риторик: в судебной риторике — речи обвинительная и защитительная, в военной — боевой приказ, в политической — призыв к восстанию, в эпидейктической — р&чц официальные в честь юбиляра и дружеские, застольные, в деловых ситуациях — строго логические и пр. Подобные образцы нередки в художественной прозе: вспомним сцену суда в «Воскресении» Л. Н. Толстого, письма И. Е. Репина, «Фрегат "Палладд"» И. А. Гончарова и т. п. Есть и новорожденные жанры как продукты деления традиционных, заимствования из диалектов («Вологодские бухтины» у В. Белова, «Скирли» у И. С. Соколова-Микитова); жанры меняют свою функцию и назначение (например, анекдот); возникают «жанровые гибриды» — на 16-й странице «Литературной газеты» (эпохалки, микро- и макроэпохалки). Нет сомнения в том, что теоретические поэтика и риторика стабилизируют систему жанров во всем многообразии общения. Многовековой спор о первенстве формы и содержания в познании, в литературе, в различных видах творчества то возникает и разгорается на пограничных областях разных наук, то угасает. В то же время спорящие стороны согласны в том, что форма и содержание могут существовать только в единстве, одна без другого так же немыслимы и абсурдны, как понятия «правая» и «левая», одна без другого теряет всякий смысл. Глава 3. РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ 7. Его сущность и корни Наивно было бы полагать, будто вся риторическая система с одинаковым успехом может обслуживать любых общающихся людей, будто она, подобно языковой системе, существует вне идеологии, нравственности, политики. В риторике, в ее теории и практике, могут быть выделены три неравные части: первая из них действительно универсальна, может использоваться в самых разнообразных ситуациях. Универсальны каноны риторики: учение о теме, ее выборе, о построении речи, типах речи, выражении мысли в языковых формах, о культуре речи — языковых нормах, дикции, интонациях и т. п. Вторая часть обращена к национальным, языковым основам рИ" торического действия: это неоценимое богатство, которое использует говорящий, этнические традиции, культура и литература, привлекаемая в общении, исторические факты. Нетрудно заметить, что эта область уже не вполне универсальна, ибо может в отдельны"
допустить какие-либо льготы национальным предпочте- и например, процитировать строки произведения, в кото- без должного уважения говорится о том или ином субъекте. Ро11 тьЯ часть выражает позицию отдельных лиц или каких-либо .уостей людей. В этой общности нормируется устойчивая сис-0 Точек зрения и правил; это этическая система общения, речи, rf ой сфере формируется феномен, называемый риторическим идеалом. Нельзя забывать, что вся социальная жизнь людей постоянно (Ъормляется в речи — устной, письменной, а также мысленной; без речевого оформления жизнь просто невозможна, и необходимы нормы общения, человеческих отношений внутри общности ИЛи между ними. Внешняя речь всегда обращена к людям, чаще всего — конкретным личностям; обычно, говорящий знает своих собеседников. Он должен решить и постоянно решать вновь: говорит ли он правду или неправду, поверят ему или нет, будет ли он вежлив, доброжелателен или нет, должен прогнозировать, какова будет реакция собеседников на его высказывание. Возьмем для примера современную рекламу. На кого она рассчитана? Чаще всего на людей, которые прекрасно понимают, какой процент лжи скрывается в ней, какие используются уловки, чтобы опорочить конкурентов. Но эта ложь подана так красиво и оформлена музыкально. Идеал рекламы как раз в том, чтобы привлечь внимание слушателя, зрителя. Он не верит? Ну и что же? Многократное повторение — и он просто запомнит то, что нужно автору рекламы. А другого названия зритель не знает... Видимо, для рекламных роликов важно остроумие, зрелищ-ность, хорошая актерская игра — и тогда успех обеспечен, слушатель (зритель) покорен. Успех же деятельности христианских проповедников в незыблемости их идеалов, которые не могут не вызывать уважения. В научных спорах чаще всего побеждает железная логика. А как часто одерживает победу не только тонкая, но даже самая грубая лесть! Ясно был выражен «идеал» у софистов — первых создателей Древнегреческой риторики (об этом — отдельный пункт). Вероятно, можно говорить как об идеале о манере русских Родивых и тех из народа, кто их слушал, ценил и понимал: это Стов°сть, безбоязненная правда, пророчество, обличение силь-ьтх мира сего, это афористическая и аллегорическая речь, арти- ическое умение войти в аффективное состояние вплоть до са-°истязаний. И их слово обладало огромной силой воздействия. Наконец, «идеал» преступного мира в России, создавшего свою НеРУ общения, свой язык — «блатную музыку», привлекший внимание даже такого корифея лингвистической науки, какц\ был И. А. Бодуэн де Куртенэ. Четкой выраженностью и неповторимостью отличается нерусский ораторский и проповеднический идеал в «Словах» ц. рилла Туровского, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, в «Житии» протопопа Аввакума. Своеобразно было общение в семьях русского крестьянства XIX в., в среде военнослужащих. А. К. Михальская в книге «Рус, ский Сократ» (М., 1996) приводит интереснейший материал о языке власти в условиях тоталитарных режимов. Все эти наблюдения позволяют говорить о риторическом идеале как о реалии феномене, заслуживающем изучения. По каким же признакам характеризуется риторический идеал и каковы его критерии? Во-первых, современная риторика использует такую схему анализа любых высказываний: 1) кто говорит? 2) кому говорит? 3) при каких обстоятельствах? 4) что говорит? 5) зачем? 6) как выражает свою мысль? 7) каков результат? По-видимому, для анализа неплохо было бы иметь ответы на эти 7 вопросов. Во-вторых, всегда важен облик говорящего лица: что в нем главное — эмоции или логика, правильность речи или оригинальность до беспредела, высокая компетентность или шумные эффекты? Есть ли у говорящего убеждения, если да, то каковы они? В-третьих, важна позиция говорящего или целого социального или этнического коллектива по дилемме «истина — ложь». Правда и ложь — сложнейшие категории, о них много спорят, много написано; в характеристике риторического идеала это, возможно, самый важный критерий. Наконец, в понимании и оценке риторического идеала учитывается этика речи — у одной общности как врожденная, глубинная, у другой — внешняя, показная, только для достижения целя говорящего. Немало значат и такие «мелочи», как скорость речи, жестикуляция — обычно у южан, например у итальянцев; молчаливость, немногословие — у многих народов севера; артистизм или сдер' жанность в артистических приемах; строгое соблюдение нормь1 литературного произношения, нормативное построение фразы или подчеркнутое несоблюдение этих требований. Все сказанное моя* быть отнесено не только к общности людей, но и к отдельны*1 однако в последнем случае термин риторический идеал SSho не применяется. Некоторые виды данного феномена рассмотрим подробнее. Риторика непосредственно связана с языком, это наука о речи бшении людей; но родилась она в среде философов, из диа- И ктики — науки убеждения и доказательства, в известной в ан- Личном мире школе софистов. И автором первого систематизи- ованного курса риторики считается Горгий — ученик Коракса из Сицилии (V в. до н. э). Софисты не представляли собой единой идеологической или политической группы, это были странствующие философы, обучавшие за плату искусству спора, доказательства, красноречию, хорошему слогу, мудрости (в переводе с древнегреческого со-фист _ «мудрец»). Софисты обращались к проблемам этики, политики, призывали изучать человека, его сильные и слабые стороны, разум, приемы логики. Последние они доводили до совершенства. Однако софисты еще с античных времен заслужили репутацию «лжемудрецов», людей без устойчивых моральных принципов, подчас просто ловкачей в споре, хитрых спорщиков. Поскольку софисты были несомненными прагматиками в жизненных ситуациях, их учением и особенно их практикой в дальнейшем историческом развитии риторики воспользовались те социальные группы, которым не чужда была прагматика, житейские интересы, меркантильность, эгоистические побуждения. Альтруизм, справедливость себе в ущерб не привлекали софистов. Черты риторического идеала софистов следующие. 1. Софисты допускали использование э р и с т и к и, т. е. любых средств для достижения своей цели, для победы в споре. Эристиче-ские средства, приемы разрешались во всех видах ораторства, художественной литературе, пропаганде, а в наши дни ими не брез-гует массовая информация и особенно — реклама. Следовательно, каждый читатель, слушатель, собеседник нуждается в защите: ему необходимо уметь различать эристические приемы. Однако эристика подвергалась запрету даже со стороны греческих софистов в некоторых риторических ситуациях: была за-Рещена ложная молва, т. е. сплетня, запрещались слухи (но как с ми бороться?), запрещались интрига, ложная проповедь — ересь. «е ФИсты отмежевывались от клеветы, лжесвидетельства, от под- Ркивания физических недостатков противника, его прошлых не- ч, особенно в семейной жизни, и иных подлостей. лЮб ЗВеСТНО' что РаспР°стРанение ложных слухов, клевета — из-Ленное оружие холодной войны и беспринципной политики: виноваты в этом не софисты. Но, к сожалению, из их общей по. зиции может быть выведено признание всего этого коварства. Ведь сплетни, слухи, клевета (в современном понимании — «компро, мат») направлены против личности, пачкают доброе имя, лища, ют человека душевного равновесия, толкают на необдуманные шаги, что, разумеется, радует клеветника. Эристические средства в цивилизованных странах запрещены законом, но их опасность в том, что бывает очень трудно доказать, например, источник молвы, слухов. Многие приемы опорочивания противника, его унижения, разные уловки и хитрости (софизмы) юридически переданы в сферу совести каждого индивида, на суд общественности. 2. Софистическая норма допускает и такие приемы, как чрез Выше уже отмечалось, что в «Риторике» Аристотеля есть пространное рассуждение о праве квалифицированного оратора выступать «на равных» перед неподготовленной публикой: у Аристотеля возникали сомнения по поводу такого права. У софистов же сомнений не было. 3. Наиболее известные софистические приемы — это уловки «Ты имеешь то, что не потерял?» Медленно соображающий собеседник: «Да, разумеется». — «Значит ты рогат». Софизм построен на семантической несоотнесенности слов иметь и терять: ведь потерять можно только то, что у тебя есть. Ахиллес никогда не догонит черепаху: черепаха подходит к точке А, но пока быстроногий Ахиллес достигнет точки А, черепаха будет уже в точке Б, и так далее. Ахиллес будет приближаться к черепахе, но не опередит ее. Уловка здесь в том, что решающий задачу мыслит дискретно, тогда как движение и Ахиллеса, и черепахи — непрерывно, хотя и имеет разные скорости. Эффект софизмов состоит в том, чтобы в споре, в рассуждении поставить собеседника в неловкое положение, запутать его мысль, разрубить логическую линию доказательств. В наше время софистическая риторика взяла на свое вооружение некоторые весьма распространенные научные учения, сближающие психику человека и животных. Так, учение 3. Фрейда о психоанализе в качестве единственного стимула поступков человека определяет либидо — половое влечение. Согласно философ'
т- ции и не помышляли о таком падении. Если отбросить некоторые этически недопустимые методы, то еяует признать определенные заслуги софистического направ- ° няя в риторике. Оно внесло вклад в развитие теории и практики Залога, полемики, аргументации, доказательства, ориентирова-д рИТорику на житейские ситуации, внесло элемент прагматики. Софисты разрабатывали конкретные риторические приемы, много сделали для связей риторики с логикой. Они понимали необходимость остроумия, находчивости и юмора в общении, красноречии, социальной сфере. Возможно, прав был французский писатель-моралист Франсуа де Ларошфуко (XVII в.), который написал в «Максимах»: «Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли».
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |