КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Античный риторический идеал
Именно этот вариант риторических позиций получил и самое широкое распространение на разных исторических этапах, и наиболее глубокое теоретическое обоснование. При небольших различиях во взглядах отдельных авторов это направление объединяет крупнейших теоретиков и ораторов, мыслителей IV—I вв. до н. э. — Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. Это теоретическое направление впитало в себя и традиции гомеровской Греции. В сущности древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеала: в поэмах Гомера представлены ораторы — Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила их воздействия на людей в решающие моменты борьбы, а также важнейшее — выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость описания событий, сложнейшее построение сюжетов и выбор языковых средств. Напомним читателю, что «Илиада» и «Одиссея» долгое время жили в народной памяти и передавались в устной форме. Истоки этого риторического направления, получившего название античного, связаны с именем Гомера (VI в. до н.э.), к°торый был слеп, но даль времен видел лучше зрячего. ВIV—Ш вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого Правления, риторического идеала, они оказали и поныне ока-ывают сильное влияние на судьбы этики, литературы, культуры Целом. Эти позиции поддержали и прагматический Рим, и сред- вековъе, и Возрождение, и даже наша противоречивая траги-ческая эпоха. Рассмотрим эти позиции. 1. Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон 2. Риторика — это не только практика общения и красноречия 3. В этой же системе с особой тщательностью разрабатывалась 4. Если в софистической системе отношение к слушателю не В классической риторике Аристотелем развивалась строгая теория речевого менталитета, речевой этики целого народа, крупных социальных групп и действующих в них ценностных ориентации. Оратор ориентируется на сильную личность. Эти нормы общения руководят не только говорящим, но и обеими сторонами языкового контакта, создают атмосферу взаимного уважения. Обе стороны заинтересованы в плодотворном контакте, у слушателя формируется определенное ожидание, предвосхищение, как, впрочем, и опасение непонимания, несогласия, дисгармонии общения. Эти нюансы очень тонки, иногда трудноуловимы, но именно они наиболее ценны в общении. Здесь следует отметить, что на этом уровне общения очень высока роль тончайших оттенков выбора слов и оборотов речи, интонаций, тембра голоса. Это высший духовный уровень общения в любых ситуациях — от ораторской речи до интимного общения близких. Высокий интерес к этой доминанте контакта, установлению незримой связи, рождению первых нитей взаимопонимания бы# заметен в разные эпохи, отражен в литературе, игре гениальны* актеров. г дУ1°Шая черта античного идеала — отношение к истине, п°зИЦ Известно, что великий Сократ мог спасти свою жизнь, И°ТИ едпочел смерть бегству, выпив чашу с цикутой. Подобное Н° ошил и Демосфен, известный своими филиппиками — реча-Ѱ против македонского царя Филиппа II, когда тот все же до-«И ся власти над Афинами. Поиск истины и верность ей есть при- к духовной силы человека, его нравственной стойкости. В рус-3 пй риторике защиту научной истины М. В. Ломоносов ставил превыше всего. Но даже в классической риторике признавалась необходимость гибких решений дилеммы «правда — ложь», например: сохранение военной тайны, сокрытие какой-то страшной тайны из сострадания, «ложь во спасение». Печальный опыт истории свидетельствует о том, что для целых народов складывается добровольная или принудительная необходимость лжи, официально выдаваемой за правду (тоталитарные режимы). Психологическая природа такой всеобщей, массовой лжи еще пока не получила строгой научной оценки, а нравственная ее оценка резко отрицательна. Но определенно можно сказать, что ни к риторике вообще, ни тем более к античному риторическому идеалу это явление, такое частое в истории власти, не имеет никакого отношения. Классическая риторика в лице своих создателей и идеологов всегда противостояла лжи. Рассмотренные выше характеристики могут быть отнесены к категориям этоса и пафоса. Теперь обратимся к пониманию логоса. В этой области традиция не противостояла софистическим нормам — ни в признании и использовании логических законов и правил, ни в огромном внимании к диалогу, к дискуссионной Речи, ни в мастерстве выбора разнообразных средств языка. Тем не менее отметим наиболее важное. При большом внимании к логике текста все же преимущество Уделялось структуре языковых форм, меткости выбора слов, ис-°льзованию выразительных средств языка, культуре речи. Культура диалога, мастерство спора (без каких-либо уловок)
тиг л рат^ ^ось с литературой как искусством, с поэтикой как лите-нИя тедческ°й дисциплиной; наилучший пример этого сближе- Цицерон. л Широко привлекались лингвистические дисциплины, уже п0 Культура речи, выражения мысли доводились до высочац шего совершенства. Европейские ценители языкового мастер ства (Буало, Шиллер, Пушкин и многие другие) восторгали^ звучанием древнегреческого и латыни. До сих пор образцом язы ковой культуры считается латынь времен Цицерона и Сенеку (Луций Анней Сенека, 4 г. до н. э. — 65 г. н. э., автор «Нравствен. ных писем к Луцилию»). Известны оценки, в которых далась невозможность дальнейшего совершенствования латыни после I в. 10. Древнерусские традиции Современная наука располагает небольшим, но достаточным количеством источников для изучения древнерусского риторического идеала, в основном памятники XI—XII вв. и начала XIII в. В понимании его своеобразия исследователи опираются и на фольклорные материалы, и на произведения художественной литературы, в первую очередь — на «Слово о полку Игореве», наконец, на летописи. Эти образцы позволяют говорить об устойчивости традиций, отблески которых ощущаются и в настоящее время, несмотря на трехвековую утрату независимости Руси и невосполнимую задержку культурного развития. Русь X—XII вв. имела прямые связи с Византией — наследницей греческой античной культуры — до ее завоевания Османской империей в середине XV в. Она поддерживала прочные связи и с европейскими странами, принявшими культуру Римской империи. Связи упрочивались семейными союзами: так, одна из дочерей Ярослава Мудрого (он знал восемь языков, был прозван Ос- момыслом, что означает «восемь мыслей») была замужем за королем Норвегии, другая, Анна, была королевой Франции (оказалась первой образованной королевой). Изучением древнерусского красноречия, его традиций в XIX в занимались А.С.Шишков, А. В. Мещерский, С. Н. Глинка. Н. Ф. Кошанский, К. П. Зеленецкий, Ф. И. Буслаев и др. В XX в. " главным образом Л. К. Граудина, Г. Л. Миськевич, В. И. Анну*11' кин, А. К. Михальская. Следует признать, однако, что история риторики изучена малО' это отмечал крупнейший мыслитель в России XX в., знаток рит° рики Алексей Федорович Лосев. Конкретные произведения древнерусского красноречия рассматриваться в главе 4 — «Риторика в России». Пока чимся характеристикой его особенностей. Оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием ' а- церковный деятель, князь, воевода. Нередко он как бы т Б тень, остается безымянным. Эмоции оратора управляют-°Д пой убеждениями. Компетенция, знание ценятся превыше сЯ как и язык — яркий, цветистый, «украшенный», не ли-Б.рнн'ый оригинальности. 2 Оратор всегда выражает твердую позицию — это преимуще- сТБ и всегда содержится поучение или призыв, нравственные П°тановки, преобладает положительный пример; критика вводится в виде сожаления или даже плача. 3 Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости; 4. Огромное внимание уделяется этике общения: прослежива Оратор добивается взаимного понимания, мыслит в духе соборности как полного единства всех слушателей и народа в целом. 5. Оратор тщательно готовится к выступлению: сам факт сохра 6. Композиция речей, посланий, поучений отличается четко- ••• Посмотри на город, иконами святых освящаемый! <...> 3Радуйся и возвеселись и восхвали Бога!» Пафос речи митропо- та — в призыве к единству Руси, укреплению княжеской вла- > Утверждению самостоятельности и государства, и Церкви. За ечь Щедро украшена обращениями, восклицаниями, антите- щ ' ПаРаллелизмами и другими фигурами. Она богата иносказа- сТвМи> аллегорична. Мысль ясна, ничего лишнего, высоко чув- че Меры. По мысли оратора, единение произойдет не только рОВо3 СИлУ государства, но и через язык, через христианское ми- 3Рение. Так прославлялась прекрасная земля русская.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |