Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторика» Аристотеля




Истоки

Риторика, которая уже два с половиной тысячелетия служит развитию европейской культуры, вызывая то преклонение, то не­приятие, возникла приблизительно в V в. до н. э. как ответ на прак­тическую потребность общества. Политические вопросы в нем ре­шались в Народном собрании. Публично, при огромном стечении народа, совершался суд, многолюдны бывали празднества, по­минки, дружеские встречи.

Риторическое учение Древней Греции дошло до нас в виде сформировавшейся и используемой системы, представленной в двух вариантах: в виде высоких образцов речей прославлен­ных ораторов — Демосфена, Лисия, Сократа, Перикла; все они были общественными деятелями, людьми высокой образован­ности. Одновременно создавались теоретические труды, книги для обучения риторическому мастерству: Горгия, Аристотеля, Платона.

Ораторское мастерство развивалось на фоне и в благотворном окружении древнегреческой литературы VI—III вв. до н. э., назо­вем «Труды и дни» Гесиода, басни Эзопа, лирическую поэзию, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, ис­ториографию Геродота, Фукидида, Ксенофонта. На это же время приходится расцвет театра, создание несравненных шедевров ар­хитектуры, скульптуры (Фидий, Пракситель, Мирон). Это было время расцвета философии: Сократ (469—399), Платон (430/427— 347), Аристотель (384—322).

А.Ф.Лосев, мыслитель XX в., крупнейший исследователь ан­тичной культуры, отметил «небывалый культ слова» в Греции этого периода, его обожествление.

С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Создание книг по риторике было необходимо в образова­тельных целях: лидерами здесь были риторические школы (Сира­кузы, Аттика, Афины), в них принимали мальчиков 7 лет и обу­чали до 21 года. Преподавались философия, логика, литература, язык, математика, причем риторика была ведущим предметом, и не удивительно, что первые риторические трактаты были написа­ны ораторами, возглавлявшими такие школы.


Первым среди них обычно называют Горгия — философа-со-, ста. Его труды полностью не дошли до нашего времени, он звестен по диалогу Платона «Горгий», где изложены основные аучные позиции этого ритора, Горгий много странствовал, пре­давая риторику и сочиняя речи для олимпийских и дельфий­ских празднеств. Ему принадлежат изречения: «Слово есть вели­кий властелин, который, обладая малым и совершенно незамет­ным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить... Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет».

Эллинская традиция расценивала риторику как науку убеждать словом, мастерством речи. По мнению эллинов-риторов, у рито­рики триединая основа: нравственность, мудрость (истина) и ар­тистизм; ценились также образованность, культура и талант ора­тора. Правда, позднее Цицерон скажет: «Поэтами рождаются, ора­торами становятся», — но и сам он был, несомненно, щедро ода­рен Юпитером.

Старую, или каноническую, риторику делили на пять частей:

а) инвенция — в русском переводе «изобретение мыслей»,
или подготовка содержания речи;

б) диспозиция, или композиция, в русских ритори-
ках — расположение (обычно связывалось с речевым жанром);

в) элокуция и орнамента — выражение и украшение;
последняя — самая объемная часть — впоследствии приобрела ве­
дущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика);

г) мемориа — запоминание подготовленного текста, трени­
ровка памяти, ее высокой готовности;

д) акция, или исполнение, — безупречное владение
речью, мастерство устной выразительности, умение держаться,
жесты и пр.

Традиции древности прослеживали такие связи:

с логикой — рассуждение, доказательство, аргументация, за­коны тождества, достаточного обоснования;

с философией — мораль, нравственные проблемы: добро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы;

с политикой — проблемы власти и свободы, собственности, общественных отношений, войны и мира;

с юриспруденцией — права человека, судебная практика;

с филологией — язык, его средства, стили, выразительность Речи, просодия, литература, поэтика, жанры, театр.

Остро ставился вопрос убеждений истины — эллины были твер-ДЫ в своей позиции: как известно, Сократ, Демосфен предпочли сМерть отказу от своих убеждений.

Немного подробнее стоит остановиться на уровне филологи-есКих решений в риторике тех лет: разграничивались стили высо-


кий и низкий, художественный и деловой; тонко разграничива­лись просодические категории — ритма речи, высоты тона, силы звучания, темпа речи, ударений, пауз, подробно изучались фигу, ры и тропы, число последних достигало 200.

Несмотря на то что импровизация ценилась достаточно высо­готовке, записи текста предстоящего выступления, шлифовке каждой фразы. Кстати, если бы этого не было, до нас просто не дошли бы речи великих ораторов древней Греции и Рима — Де­мосфена, Цицерона и др.

Ученик великого Платона, многогранный ученый, автор «Ме­тафизики», «Логики», «Политики», «Поэтики», «Аналитики» на­писал и наиболее значительный для своего и нашего времени труд в трех книгах — «Риторику», охватив, таким образом, мир разума и духовного богатства человека.

Цель науки красноречия Аристотель видит в служении добру и людскому счастью, последнему он отводит особенно много ме­ста, расценивает его как «благополучие, окрыленное доброде­телью». Критерии счастья — уважение среди людей, успех люби­мого дела, дружная семья, наконец, главное — «иметь хорошего, близкого друга».

Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору; это — высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи, безупречная честность. На многих страницах он рассуждает о нрав­ственном праве оратора заранее готовиться к выступлению пе­ред людьми, которые не вооружены ораторским умением, рито­рическими знаниями, т. е. в этом отношении не равны выступа­ющему перед ними. Правда, он всегда отдает преимущество ора­тору.

Само государство он рассматривает как систему речевого взаи­модействия, в этом смысле семья и государство идентичны. Спо­собность речи, по Аристотелю, отличает человека «от прочих жи­вотных», речь создает и семью и государство, следовательно, риторика — учение об обществе и управлении им. «...Ибо чело­век без нравственных устоев оказывается существом самым не­честивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых ин­стинктах» (цит. по кн.: Рождественский Ю. В. Теория рито­рики. — М., 1997. — С. 21). Во многом риторика, по Аристотелю, -~ больше социальная наука, чем филологическая: в риторике он соединял все отрасли наук о человеке.

Собственно красноречие у Аристотеля подразделялось на с о -вещательные речи (их цель — одобрять или отклонять что-


либо), судебные (их цель — обвинять или оправдывать), и эпидейктические (их задача — хвалить или порицать). Внутри этого членения выделялись и другие области применения риторики.

Так, афинская рабовладельческая демократия способствовала развитию политического красноречия: примером могут служить знаменитые «филиппики» Демосфена, направленные против аг-рессивной политики македонского царя Филиппа II. Высоко было развито и академическое красноречие, особенно в философских школах. Непревзойденным мастером учебного диалога был Со­крат, его метод получил название сократического: если его уче-|ниК терял логическую цепь в рассуждении, Сократ не поправлял |его, а давал возможность самому убедиться в абсурдности своих | выводов.

В «Риторике» Аристотеля немалое внимание уделено дружеской |беседе, обогащающей соучастников, приносящей радость. Вни-I мание к интимному общению намечает отход от традиций офи-|циальной атмосферы риторического действия. Не обойдена вни­манием и деловая речь, связанная с составлением документов, |текстов законов, договоров, с торговыми отношениями и пр.

Аристотель создал учение об этосе, логосе и пафосе — основ­ных категориях научной риторики.

Этос — это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиями слушателей, которые могут принять эту речь или отвергнуть. В этом тезисе подразумевается уважение к слушате­лям, обращение к адресату, сказали бы мы сегодня.

Пафос — это замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждения.

Логос — словесные, языковые средства, а также логика, их оратор использует для достижения цели, для убеждения.

Всякий вид речи (судебная, совещательная, эпидейктическая) есть неизбежное единство этоса, пафоса и логоса. Все три вида речи выступают в единстве, во взаимодействии. Так, в речи судеб­ной этос — это народный суд, действительно имевший место в Афинах, это диалог, в котором должна восторжествовать спра- ведливость. Пафос — стремление выяснить правду, добиться I ясной картины отношений сторон. Логос имеет свою цель: все передать точно и ясно, выразить обстоятельства спора с предель­ной безупречностью мысли и словесного оформления.

тo же применительно к народному собранию, к совещатель­ной речи: этос несут в себе все участники — те, кто выражают лВое мнение, кто, в конечном счете, принимает решение или Твергает его, их совесть; пафос — цель отстоять свою позицию, Ое понимание истины; логос — словесное совершенство, мас-еРство выражения, выразительность, которая особенно ценится


в ситуациях торжества. Именно на этой ступени зачастую сраба­тывает сила убеждения.

Риторика обращена не к очевидному, а к вероятному или воз­можному. Вероятное важнее уже известного. Риторика соединяет прошлое с будущим. Плоха риторика, которая оказывает давле­ние на слушающего. Она обогащает, а не ограничивает.

Риторика наряду с философией должна быть основным пред­метом образования; сам трактат «Риторика» — это и курс этой науки, и философское обобщение достигнутого, и произведение искусства, образец научного творчества. Заметим, что Аристотель и сам был блестящим мастером слова: он в «Логике» и «Метафи­зике» достиг таких, едва различимых, нюансов мысли и речевых конструкций, какие сделали бы честь любому современному мыс­лителю. Неслучаен его афоризм: «Риторика — искусство, соответ­ствующее диалектике».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.