КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Риторика» Аристотеля
Истоки Риторика, которая уже два с половиной тысячелетия служит развитию европейской культуры, вызывая то преклонение, то неприятие, возникла приблизительно в V в. до н. э. как ответ на практическую потребность общества. Политические вопросы в нем решались в Народном собрании. Публично, при огромном стечении народа, совершался суд, многолюдны бывали празднества, поминки, дружеские встречи. Риторическое учение Древней Греции дошло до нас в виде сформировавшейся и используемой системы, представленной в двух вариантах: в виде высоких образцов речей прославленных ораторов — Демосфена, Лисия, Сократа, Перикла; все они были общественными деятелями, людьми высокой образованности. Одновременно создавались теоретические труды, книги для обучения риторическому мастерству: Горгия, Аристотеля, Платона. Ораторское мастерство развивалось на фоне и в благотворном окружении древнегреческой литературы VI—III вв. до н. э., назовем «Труды и дни» Гесиода, басни Эзопа, лирическую поэзию, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, историографию Геродота, Фукидида, Ксенофонта. На это же время приходится расцвет театра, создание несравненных шедевров архитектуры, скульптуры (Фидий, Пракситель, Мирон). Это было время расцвета философии: Сократ (469—399), Платон (430/427— 347), Аристотель (384—322). А.Ф.Лосев, мыслитель XX в., крупнейший исследователь античной культуры, отметил «небывалый культ слова» в Греции этого периода, его обожествление. С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Создание книг по риторике было необходимо в образовательных целях: лидерами здесь были риторические школы (Сиракузы, Аттика, Афины), в них принимали мальчиков 7 лет и обучали до 21 года. Преподавались философия, логика, литература, язык, математика, причем риторика была ведущим предметом, и не удивительно, что первые риторические трактаты были написаны ораторами, возглавлявшими такие школы. Первым среди них обычно называют Горгия — философа-со-, ста. Его труды полностью не дошли до нашего времени, он звестен по диалогу Платона «Горгий», где изложены основные аучные позиции этого ритора, Горгий много странствовал, предавая риторику и сочиняя речи для олимпийских и дельфийских празднеств. Ему принадлежат изречения: «Слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить... Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет». Эллинская традиция расценивала риторику как науку убеждать словом, мастерством речи. По мнению эллинов-риторов, у риторики триединая основа: нравственность, мудрость (истина) и артистизм; ценились также образованность, культура и талант оратора. Правда, позднее Цицерон скажет: «Поэтами рождаются, ораторами становятся», — но и сам он был, несомненно, щедро одарен Юпитером. Старую, или каноническую, риторику делили на пять частей: а) инвенция — в русском переводе «изобретение мыслей», б) диспозиция, или композиция, в русских ритори- в) элокуция и орнамента — выражение и украшение; г) мемориа — запоминание подготовленного текста, трени д) акция, или исполнение, — безупречное владение Традиции древности прослеживали такие связи: с логикой — рассуждение, доказательство, аргументация, законы тождества, достаточного обоснования; с философией — мораль, нравственные проблемы: добро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы; с политикой — проблемы власти и свободы, собственности, общественных отношений, войны и мира; с юриспруденцией — права человека, судебная практика; с филологией — язык, его средства, стили, выразительность Речи, просодия, литература, поэтика, жанры, театр. Остро ставился вопрос убеждений истины — эллины были твер-ДЫ в своей позиции: как известно, Сократ, Демосфен предпочли сМерть отказу от своих убеждений. Немного подробнее стоит остановиться на уровне филологи-есКих решений в риторике тех лет: разграничивались стили высо- кий и низкий, художественный и деловой; тонко разграничивались просодические категории — ритма речи, высоты тона, силы звучания, темпа речи, ударений, пауз, подробно изучались фигу, ры и тропы, число последних достигало 200. Несмотря на то что импровизация ценилась достаточно высоготовке, записи текста предстоящего выступления, шлифовке каждой фразы. Кстати, если бы этого не было, до нас просто не дошли бы речи великих ораторов древней Греции и Рима — Демосфена, Цицерона и др. Ученик великого Платона, многогранный ученый, автор «Метафизики», «Логики», «Политики», «Поэтики», «Аналитики» написал и наиболее значительный для своего и нашего времени труд в трех книгах — «Риторику», охватив, таким образом, мир разума и духовного богатства человека. Цель науки красноречия Аристотель видит в служении добру и людскому счастью, последнему он отводит особенно много места, расценивает его как «благополучие, окрыленное добродетелью». Критерии счастья — уважение среди людей, успех любимого дела, дружная семья, наконец, главное — «иметь хорошего, близкого друга». Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору; это — высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи, безупречная честность. На многих страницах он рассуждает о нравственном праве оратора заранее готовиться к выступлению перед людьми, которые не вооружены ораторским умением, риторическими знаниями, т. е. в этом отношении не равны выступающему перед ними. Правда, он всегда отдает преимущество оратору. Само государство он рассматривает как систему речевого взаимодействия, в этом смысле семья и государство идентичны. Способность речи, по Аристотелю, отличает человека «от прочих животных», речь создает и семью и государство, следовательно, риторика — учение об обществе и управлении им. «...Ибо человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» (цит. по кн.: Рождественский Ю. В. Теория риторики. — М., 1997. — С. 21). Во многом риторика, по Аристотелю, -~ больше социальная наука, чем филологическая: в риторике он соединял все отрасли наук о человеке. Собственно красноречие у Аристотеля подразделялось на с о -вещательные речи (их цель — одобрять или отклонять что- либо), судебные (их цель — обвинять или оправдывать), и эпидейктические (их задача — хвалить или порицать). Внутри этого членения выделялись и другие области применения риторики. Так, афинская рабовладельческая демократия способствовала развитию политического красноречия: примером могут служить знаменитые «филиппики» Демосфена, направленные против аг-рессивной политики македонского царя Филиппа II. Высоко было развито и академическое красноречие, особенно в философских школах. Непревзойденным мастером учебного диалога был Сократ, его метод получил название сократического: если его уче-|ниК терял логическую цепь в рассуждении, Сократ не поправлял |его, а давал возможность самому убедиться в абсурдности своих | выводов. В «Риторике» Аристотеля немалое внимание уделено дружеской |беседе, обогащающей соучастников, приносящей радость. Вни-I мание к интимному общению намечает отход от традиций офи-|циальной атмосферы риторического действия. Не обойдена вниманием и деловая речь, связанная с составлением документов, |текстов законов, договоров, с торговыми отношениями и пр. Аристотель создал учение об этосе, логосе и пафосе — основных категориях научной риторики. Этос — это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиями слушателей, которые могут принять эту речь или отвергнуть. В этом тезисе подразумевается уважение к слушателям, обращение к адресату, сказали бы мы сегодня. Пафос — это замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждения. Логос — словесные, языковые средства, а также логика, их оратор использует для достижения цели, для убеждения. Всякий вид речи (судебная, совещательная, эпидейктическая) есть неизбежное единство этоса, пафоса и логоса. Все три вида речи выступают в единстве, во взаимодействии. Так, в речи судебной этос — это народный суд, действительно имевший место в Афинах, это диалог, в котором должна восторжествовать спра- ведливость. Пафос — стремление выяснить правду, добиться I ясной картины отношений сторон. Логос имеет свою цель: все передать точно и ясно, выразить обстоятельства спора с предельной безупречностью мысли и словесного оформления. тo же применительно к народному собранию, к совещательной речи: этос несут в себе все участники — те, кто выражают лВое мнение, кто, в конечном счете, принимает решение или Твергает его, их совесть; пафос — цель отстоять свою позицию, Ое понимание истины; логос — словесное совершенство, мас-еРство выражения, выразительность, которая особенно ценится в ситуациях торжества. Именно на этой ступени зачастую срабатывает сила убеждения. Риторика обращена не к очевидному, а к вероятному или возможному. Вероятное важнее уже известного. Риторика соединяет прошлое с будущим. Плоха риторика, которая оказывает давление на слушающего. Она обогащает, а не ограничивает. Риторика наряду с философией должна быть основным предметом образования; сам трактат «Риторика» — это и курс этой науки, и философское обобщение достигнутого, и произведение искусства, образец научного творчества. Заметим, что Аристотель и сам был блестящим мастером слова: он в «Логике» и «Метафизике» достиг таких, едва различимых, нюансов мысли и речевых конструкций, какие сделали бы честь любому современному мыслителю. Неслучаен его афоризм: «Риторика — искусство, соответствующее диалектике».
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |