Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический подход к проблеме заикания




Заикание (на теории Выготского о порождении речевого высказ-ия - по Левиной, последователи Миронова, Чивилева, Виноградова) – это расстройство речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной. Выражается в виде трудности отбора языковых средств, структурирования высказывания, наступившее в результате скачкообразного перехода от ситуативной речи к контекстной и раннего усложнения ситуации общения. Причины: в возрасте от 2 до 4х лет осуществляется плавный постепенный переход от ситуативной к контекстной речи. У детей под влиянием неправильного педагогического воздействия происходит скачкообразный переход от ситуативной к контекстной речи. В этом случае у ребенка затрудняется отбор языковых средств и программирование фразы. При благоприятных условиях заикание быстро проходит, при неблагоприятных –становится патологическим.

Ошибки педагогического воздействия: избыточная информация, которая еще не нужна ребенку по возрасту; раннее усложнение ситуации общения (тесты, экзамены и т.д.); чтение текстов не по возрасту; общение с ребенком не адаптированной к его возрасту речью; слишком раннее изучение иностранных языков; двуязычие в семье.

Течение заикания: во время речи ребенок делает многократные паузы, повторы, это связано не с судорогами, а с трудностями в построении фразы. Проявляется у маленьких детей, а родители не обращают внимания.

Коррекционная работа. Главная задача: систематизировать словарь, сформировать навыки программирования высказывания и навыки правильного речевого поведения, т.к. чаще всего подобные трудности возникают у детей расторможенных, чрезмерно активных, импульсивных.

Коррекционное обучение: основная задача - формирование коммуникативной функции речи.

1.Учат программировать высказ-ие (быстро производить отбор слов, варьировать, составлять пр-ия и сл-соч.) Ребенка переводят на простые способы общения (не ситуативная речь). Постепенно переводят на более сложные способы общения.

2. Формирование внеречевых процессов: общей организованности через режимные моменты. Осн. Задача – сформировать внутреннюю речь. Рекомендуется вынести во вне замысел высказ-я. Замысел материализ-ся в конкретном предмете. Затем моделируется ситуация общения о предмете. В процессе общения формируется внутренняя речь, умение программировать высказывание. В отличие от патофизиологич. Подхода, самост речь включается в самом начале обучения.

 

39. Звук «Ц»

Характеристика:

· Согласный

· Ротовой

· Смычно-щелевой

· Переднеязычный

· Глухо твердый

· Аффрикат (Т+С)

Нормальная артикуляция: в первый момент произнесения спинка языка образует смычку у верхних зубов как при звуке Т, а затем смычка разрывается кончик языка отходит в положение звука С. По средине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемая струя воздуха. Зубы сближаются на расстояния 1-2мм. Боковые края языка поднимаются и смыкаются с верхними коренными зубами. Мягкое небо поднимается и образует плотное небно-глоточное смыкание. Голосовые складки разомкнуты не вибрируют. Струя воздуха толчкообразная.

Нарушения звука: сигматизм (произносят как Т’Ч, Т’С’, Т’С, Т’Ш) и парасигматизм (заменяет на С,Т,Ш,Ч)

Воспитание звука: используется артикуляционная гимнастика на звук Ш(«лопатка», «лопатка»+выдох, «лопатка»+широко улыбнуться, вкусное варенье, «окошко», «чашечка»), дополнительно упражнения на звук С («мостик», «горка»). Особое внимание уделяется выработке выдыхаемой струи воздуха, гимнастика губ на все гласные, произносятся шепотом, тихим голосом, средней громкости.

Приемы постановки:

1.По подражанию.

2.От звуков Т и С на выдохе произносится звук Т а затем звук С отдельно с движением рук, на выдохе произносится два звука слитно, но с большой паузой, на выдохе произносятся звуки слитно, темп убыстряется.

3.От артикуляционной гимнастики: побуждаем воспроизвести «горку», т.е. кончик упираем в нижние зубы, а спинку выгарбливай. «Катаемся с горки на санях». Затем побуждаем рпоизносить звук по образцу.

Закрепление: начинаем с закрытых слогов (ац, уц, оц) и одновременно отрабатываем выдох. Затем берутся открытые слоги слова.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.