Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексный метод коррекции заикания




Нейропсихологический анализ распада речи при динамической афазии. Центральная задача восстановительного обучения.

Нейропсихологический анализ распада речи при акустико-мнестической афазии. Центральная задача восстановительного обучения. (Лурия)

Нйропсихологический анализ распада речи при эфферентной моторной афазии. Центральная задача восстановительного обучения.

Эфферентная моторная афазия - это системный распад экспрессивной стороны речи, других ВПФ, личности и поведения пациента, коркового генеза, который наступает после 3 лет. Локализация поражения: нижние отделы премоторной области КГМ. Основной фактор (механизм) – кинетическая апраксия: распад неречевых ритмич структур и речевых ритм структур. Нарушаются процессы плавного, последовательного, своевременного переключения и торможения в строну их инертности. Кинетическая апраксия выделяет ряд симптомов: наруш ритмичность движений организация предметных действий, распад и речевой слоговой структуры, наблюдаются в звукопр-ии искаженное произношение, страдает фонетический слух (общее движение за слоговым потоком), распад связных синтаксич-х организаций речи. Речь номинативна (рана госпиталь), трудно найти начало фразы, трудно вкл-ся в речь, наруш все ф-ии речи (ком, когн, регуоир, обощ, эиоц-выраз). Центральной задачей восстановительного обучения является изжитие кинетической апраксии.

Предварит-я стадия: растормаживание функций арт ката (снять персивирации-застревания), воостановление чувства ритма реч и нереч. – автомат речь, повторы за лог, замедл речь с большими паузами. Исп-ие сопряж, полусопряж, отражен речи.

1 стадия: преодоление персивераций. Обучать выд-ть из заданного ряда отд-е слова, исп метод оппозиций

2 стадия: восстан-е стр-ры Пр-ия (работа с глаголами, их валнтностями, карточки оапры)

3 стадия: научить структурировать пр-ия сам-но, исп картинки-схемы, сюж картинки, форм-ие схемы связного высказ-я, анализ смысл, предикат, интонац.

44. Логопедическая работа по коррекции моторной сферы у детей с дизартрией.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы. Они приводят к нарушениям звукопроизносительной, просодической стороны речи, темпу и ритму речи, а также к нарушениям общей и мелкой моторики, пространственных представлений и психического развития. Коррекционная работа при дизартрии будет строится на основе медицинского воздействия. В данном случае рекомендуется проведение электрофореза, физиотерапии, ампипульс на снятие или повышение тонуса мышц языка, губ, щек, шеи.

Приемы для общего расслабления (мячи гимнастические, мычи пупырчатые, сухой бассейн, виброподушки, расслабляющие позы тела, в т.ч. поза эмбриона. Данные приемы снижают мышечное напряжение, снимают умственное напряжение и активизируют КГМ. Расслабляющая гимнастика (общая). Массаж (поглаживающий, вибрационный). Массаж для развития мелкой моторики (рука ребенка захватывается чуть ниже запястья и потряхивается, массаж пальцев сверху вниз как натягивание перчатки, затем разминание и растирание подушечек пальцев). Рекомендуется: массаж грецкими орехами, шестигранными карандашами, камушками; сжимание и разжимание колючих и мягких камушков, складывание пирамидок; расстегивание пуговиц; шнуровка; лепка из пластилина, глины,

Логопедический массаж при гипертонусе расслабляющий массаж, при гипотонусе тонизирующий. Начинать массаж необходимо с расслабления ребенка. Последовательность в массаже: лицо, губы, язык. Массаж проводится циклами по 10-15 сеансов, либо каждый день, либо через день. Продолжительность массажа от 1-2 мин. В первые сеансы до 5-6 мин. Рекомендуется проводить массаж не ранее чем через два часа после приема пищи. Пассивная гимнастика проводится с помощью рук логопеда, сопровождается зрительным контролем и речевыми инструкциями. Гимнастика языка, губ («улыбка», «бублик», «хоботок», «уточка», «рыбка» и т.д.). При необходимости проводится гимнастика нижней челюсти (большой палец во рту ребенка, а остальные под челюстью, открываем и прикрываем рот). Артикуляционная гимнастика: сначала общая гимнастика, а затем для конкретных звуков. При выполнении детьми упражнений обращаем внимание на кинестетические и кинетические ощущения.

«Заборчик», «Окно», Чередуем: «Мостик» - «Чашечка», Чередуем: «Забор» - «Трубочка», «Лопата», Чередуем: «Лопата» - «Забор» - «Мостик» и т.д. При формировании движений губ обращаем внимание на такие движения: «Забор» + произнесение звука [и]

«Окно» + одновременное произношение [а] и определить в каком положении находятся губы. «Трубочка» + одновременно произнести [у]. Затем эти три упражнения выполняются без зеркала, а затем с закрытыми глазами. Далее ведется работа по формированию звукопроизношения.

 

 

акустико-мнестическая афазия -системный распад импрес. стороны Речи, др ВПФ, личности, поведения пациента коркового генеза, после 3 лет.

Акустико-мнестическая: Локализация - Ср/Вис КГМ - взаимод слухов и зрител анализат.

Мех+Симтомы=Синдорм Мех.(Фактор)- 1 распад объема СЛ. Воспр и памяти 2.Зрит.воспр

Симтом=Следств 1Распад поним р, повторн,экспр. (сам) речи (м\ост-ся одни эмболы). Восстан-ся быстро. 2..Зрит-предмет агнозия. Распад поним р.- слово не соотносят с предмет(слово, предл, текст)

Задачи восстанов обучен: 1.Фор.слух.восприят и памяти 2.Формир зрит восприятия

Приемы: 1.Воостанов зрит образов предм, соотнесен сл. с предметом (Дет карт, темы, пунктир, разорван, не цветн, перечерк, сказ.

2.Формир семантич полей (рисован срисов, дорисов, обвести, по памяти).

3Выделен существен признак. предм- конструирован. объедин, найти ошибки)

4.Клсассф предмет картинок- для поним смысла слов Научить повторять и называть слова, предложения

2.Восстан повторная и самостоят Р.

Приёмы: вызывание образов (пустая карточка), семантические поля, сюжетные картинки.

 

46. Звук [ж]

согл, ротовой, щлевой, передненебный, звонкий, твердый

N арт. звука: губы несколько округлены; расстояние м/у зубами несколько мм; кончик языка подним. к верхним резцам, язык широкий, средняя спинка языка опущена, корень несколько приподнят; воздушная струя проходит через 2 сужения (у верхних резцов и у корня языка); язык широкий как лопата, боковые края языка поднимаются к верхним коренным зубам и смыкаются с ними; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Сигматизм: 1.носовой [ж] как [х] с носовым оттенком 2.боковой (щечное произношение) хлюпающий звук х/л/ или л/х/ 3. губно-зубной (как вз смазанный) 4. Межзубный (выгляд. яз. м/у зубами) з/.

Парасигматизм: ж на з, оглушает до ш, заменяет на с, д, т, в, оглуш. на ф. (м.б. замены и смешения) – будут затруднятся обучению письму.

Воспитание звука: Артикул. гимн. 1.отработать широкое положение языка. (лопата+выдох; лопата+широко улыбнуться)2. Вкусное варенье 3. Чашечка 4. На ощущение подъема и опускание кончика языка (широко открыть рот, кончик языка у нижних резцов – поднимать и опускать яз при широко открытом рте) 5. Большое внимание развитию движения губ на гласные а, о, у, и, э. (для ш больше о и э) Организовывать диалог 6. Работа над выдохом.

Постановка звука: 1. По подражанию 2.от опорного «з» с присоединением тактильно-вибрационного и слухового контроля. На фоне произносимого «з» побуждаем округлить губы и поднимать кончик языка вверх и прожужжать. (можно помочь руками, нажав на щеки) показать образец. 3. Опорный «ш» присоединением тактильно-вибрационного и слухового контроля. На фоне произносимого «ш» побуждаем ребенка прослушать есть ли нет звонок, а затем дается сопоставление с образцом логопеда через руку. 4. По аналогии с гласными а-шопотом а-громко, о-шопотом, о-громко, э- э-. ш-ж-. 5. Механическим приемом на фоне «з» шпателем поднимаем язычек вверх.

Закрепление звука 1. В позиции м/у гласными а__жа, а___жу.(для закрепления признака звонкости) 2. В сочетании с сонорами м__жа, н__жа, л, р. 3 закрепление щелевого признака ж__а. ж__у, ж__у. (открытый слог) 4. Визуализируем виде звукоподражании 5. Отработка звука в разных фонетических позициях; отрабатываются сочетания слогов жа-жа (снач. 2 слога, после 3,4) 6. Отрабатывать ударения на 1, 2, 3, 4. слоге жа-жа-жа-жа. 7. Развитие фонематического слуха и восприятия. Хотя бы одно слово анализировать (на восприятие) проговорить слово – послушай сколько слогов – назови количество – найди слог с изучаемым звуком – выдели этот звук и произнеси – вспоминаем артикуляционный уклад звука

Автоматизация звука: 1. Закрепить правильный артикул. уклад в диалоге, маленьком высказывании, небольшом тексте 2. Формируем фонем. слух и восприятие на этом же материале. 3. Сформировать артикуляционно-акустический образ звука 4. Связываем звук с буквой. 5. Дифференциация звука показываем смыслоразличительную роль фонемы в зависимости какие звуки смешиваются у ребенка.

 

 

Динамическая афазия -распад экспрессивной стороны речи, кот выражается в распаде программирования высказывания, других ВПФ личности и поведения человека, коркового генеза, кот наступает после 3 лет.

Локализация поражения: лобные отделы КГМ. Отвечают за прогр-ие высказ-ия, осущ-ют контроль за сохранением и выполнением программы, осущ общую двигат и речевую активность, осущ-ют готовность к речи. Распад речи идет в синдроме динамич праксиса, наруш-ся динамика протекания нервных процессов в сторону их инертности. Следствия: наруш речев активности, распад регулирующ ф-ии речи, снижается двигат акт-ть, тенденция к беспорядочной импульсивной дейт-ти. Сохранны артикулемы, фонетич сторона речи и диалог. Сохранна автоматизир речь и повторная речь. Затруднения при оформл пр-ий, выпадают глаголы, как и при эфф-ой, понижение тонуса мышц лица, страдает ритмическо-динамическая стороны речи. Распад синтаксич, грамматич стр-ры пр-ий. ФАКТОР – динамический праксис

Задачи восст обучения: 1. Воостановление слов глаголов и их валентностей.

2. форм-ие сингтаксич стр-ры пр-й 3ю восстановление схемы целого высказ-я 4. Развитие моторной сферы (преодоление двигательной инертности)

 

В коррекции принимают участие: психологи, логопеды, педагоги, медицинские работники. Направлен на формирование навыка устойчивой плавной речи, на воздействие на личность заикающегося, т.к. в своей работе пассивны, а также необходимо предупредить рецидивы возникновения заикания. Комплексный подход включает в себя лечебно-оздоровительное и педагогическое воздействие.

Компоненты лечебно-оздоровительного воздействия: благоприятная окружающая обстановка, режим дня (чередование активного и пассивного отдыха, обязательно дневной сон), рациональное питание. Лечение медикаментозными средствами: поливитамины, гематоген, препараты железа, фосфора, фитина – называются глицерофосфаты (ослабляют речевые судороги), применяются успокаивающие средства пустырник, валериана, глюконат кальция, хлористый кальций, малые дозы брома в исключительных случаях, боярышник. Спазмолитические средства: направлены на снятие тонуса мышц, судорог. Для заторможенных детей применяется стимулирующая терапия: витамины групп: B 1, 6, 12, 15. Физиотерапевтическое воздействие: водолечение – хвойные ванны, валерьяновые для гиперстеников, углекислые ванны, подводный массаж, души различные теплые, обливания, обтирания, гальванический ток на воротниковую зону, электрофарез с йодом, солнечные ванны с продуманной дозировкой, воздушно-лучистые ванны, аэротерапия – прогулки на свежем воздухе. Психотерапия: прямая (аутогенные тренировки) и косвеная (через окружающую обстановку).

Компоненты педагогического (логопедического) воздействия: направлена на гармоничное формирование личности и речи ребёнка с учётом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Логопедическое воздействие осуществляется в 2 направлениях: прямом и косвенном. Прямое реализуется во время групповых и индивидуальных занятий. Косвенное воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребёнка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим. Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций, воспитание правильной речи. Воспитание самостоятельной речи уделяется значительно больше времени, чем другим её формам. Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:

1.отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребёнка;

2.проводятся в определённой системе, последовательно, поэтапно, с учётом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; с опорой на сознательность и активность детей; на занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведении;

3.согласовываются с требованиями программы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста;

4.организуются т.о, чтобы ребёнок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений;

5.предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях;

6.поддерживают у ребёнка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;

7.постоянное присутствие перед ребёнком образца правильной речи;

8.правильное отношение окружающих к заикающемуся ребёнку.

Организация самостоятельной работы направляется на выполнение им заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников. Комплектование групп происходит с учётом возраста. У дошкольников основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше – медицинские. У подростков и взрослых – основное значение придаётся медицинским средствам, психотерапии, меньше – педагогическим. Важным разделом логопедической работы является логоритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Значительную и решающую роль в комплексном воздействии играет семья. Это первичная и прочная основа перевоспитания личности заикающегося и закрепления его правильной речи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.