Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дислалия, определение, формы и их характеристика




ДИСЛАЛИЯ – это задержка в становлении звуков речи и произносительной стороны речи в целом. При этом, запас слов, грамматический строй речи в норме. Это нарушение избирательное. Органических нарушений ЦНС нет, следовательно, интеллект в норме. Причины: биологические- частые простудные заболевания, функциональная задержка созревания определенных зон КГМ, нарушение взаимодействия между анализаторными системами. Социальные -ограничение контактов общения, ребенок постоянно слышит неправильную речь, родители культивируют неправильную детскую речь.

Механическая/ Органическая дислалия связана с дефектами периферического речевого аппарата:

- короткая подъязычная уздечка (когда уздечка присоединяется почти к кончику языка). Язычок не поднимается вверх, следовательно, не произносятся звуки верхнего подъема (Ч, Ш, Щ, Р, Л). Исправляет хирург-стоматолог, уже после подрезания артикуляционные упражнения;

- дефекты развития челюстей: прогения (нижняя челюсть выступает вперед), прогнатия (верхняя челюсть выступает вперед), передний открытый прикус (щель между верхними и нижними зубами), боковой открытый прикус (щель между верхними и нижними боковым зубами). Исправляет хирург-стоматолог и ортодонт. Ведущие недостатки механической дислалии – это отсутствие звука, искажение и замена.

Функциональная дислалия, связана с задержкой созревания некоторых отделов КГМ. Классификация – Б.М. Гриншпуна основана на выделении первичного нарушения в структуре речевого дефекта.

Артикуляционно-фонематическая дислалия. Связана с задержкой в созревании нижнетеменных отделов КГМ. Страдает основной механизм становления звуков речи. Задержка в формировании речевых кинестезий, которые составляют чувственную основу звука. В рез-те не формируется контроль за движением языка, губ, голоса. Логопед должен сформировать реч. Кинестезии, довести каждое движение до автоматизма. В работе используется опосредованная артик. Гимнастика. По структуре речевого дефекта – ФФНР.

Артикуляционно-фонетическая дислалия. Связана с недоразвитием нижних отделов премоторной зоны КГМ, которые отвечают за механизм переключения с одной артик. позы на другую. Дефект речи выражается в искажении звуков. Необходимо использование в работе артикул. Гимнастику на переключение. По структуре речевого дефекта - ФонетическоеНР.

Акустико-фонематическая дислалия – связана с задержкой созревания верхних височных отделов КГМ, первичным является недоразвитие фонематического слуха. Артикуляцию звуков воспроизводит верно, но слабо различает звуки сходные по акустическим признакам: Звонкость – глухость, Твердость – мягкость, Свистящие – шипящие, Соноры [р] [л]. Т.е. дети не воспринимают акустич образ звука. Задача логопеда: развитие фонематического восприятия и слуха.По структуре речевого дефекта – Фонематическое НР.

При дислалии не бывает общего недоразвития речи.

 

37. Методика исследования фонематического слуха (по методичке Трубниковой Н.М.)

Содержание за­дания

1.Опознание фонем:

а) подними ру­ку, если услы­шишь гласный звук [О] среди других гласных

( а, у, ы, о, у, а, о, ы, и)

б) хлопни в ла­доши, если услышишь согласный звук [К] среди дру­гих согласных

(п, н, м, к, т, р)

2. Различение фонем, близких по способу и ме­сту образования и акустическим признакам:

а) звонких и глухих

(п-б, д-т, к-г, ж-ш, з-с, в-ф)

б) шипящих и свистящих

(с, з, щ, ш, ж, ч, ц)

в) соноров

(р, л, м, н)

3. Повторение за логопедом слогового ряда:

а) со звонкими и глухими зву­ками

(ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА)

б) с шипящими и свистящими

(СА-ША-СА, ШО-СУ-СА; СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА; ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА; ЖА-ЗА-ЖА)

в) с сонорами

(РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА)

4. Выделение исследуемого звука среди сло­гов. Подними руку, если услышишь слог со звуком [С]

(ЛА, КА, ЩА, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ)

5. Выделение исследуемого звука среди слов. Хлопни в ладо­ши, если услышишь слово со звуком [Ж] (лужа, рука, до­рога, живот, мо­лоток, жук, кровать, ножницы)

6. Придумыва­ние слов со зву­ком [З]

7. Определение наличия звука [Ш] в названии картинок

(колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чай­ник, лыжи, цап­ля, звезда)

8. Называние картинок и определение отличий в названиях

(бочка - почка, коза - коса, дом - дым)

9. Определение места звука [Ч] в словах (нача­ло, середина, конец)

(чайник, ручка,мяч)

10. Раскладыва­ние картинок в 2 ряда: в первый со звуком [C], во второй со звуком [Ш] (сом, шапка, машина, коса, автобус; кошка, пылесос, каран­даш)

Данные задания используются для определения того, как ребенок воспринимает и различает каждый звук речи.

Необходимо соблюдать условия:

1. Картинки называет взрослый, ребенок молча на них показывает.

2. Картинки называются только одним словом, в именительном падеже.

3. Картинки называются в разной последовательности.

4. Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном.

5. Логопед не должен смотреть на называемую картинку.

6. Названия букв и картинок при проверке должны закрываться.

7. Ребенок может начинать повторять звуковой ряд только после того, как логопед произнесет весь ряд до конца.

8. Ребенок должен повторять в заданной последовательности.

Выводы: функции фонематического слуха сформированы; сформированы недостаточно (указать, в чем конкретно это проявляется).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.