КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дислалия, определение, формы и их характеристикаДИСЛАЛИЯ – это задержка в становлении звуков речи и произносительной стороны речи в целом. При этом, запас слов, грамматический строй речи в норме. Это нарушение избирательное. Органических нарушений ЦНС нет, следовательно, интеллект в норме. Причины: биологические- частые простудные заболевания, функциональная задержка созревания определенных зон КГМ, нарушение взаимодействия между анализаторными системами. Социальные -ограничение контактов общения, ребенок постоянно слышит неправильную речь, родители культивируют неправильную детскую речь. Механическая/ Органическая дислалия связана с дефектами периферического речевого аппарата: - короткая подъязычная уздечка (когда уздечка присоединяется почти к кончику языка). Язычок не поднимается вверх, следовательно, не произносятся звуки верхнего подъема (Ч, Ш, Щ, Р, Л). Исправляет хирург-стоматолог, уже после подрезания артикуляционные упражнения; - дефекты развития челюстей: прогения (нижняя челюсть выступает вперед), прогнатия (верхняя челюсть выступает вперед), передний открытый прикус (щель между верхними и нижними зубами), боковой открытый прикус (щель между верхними и нижними боковым зубами). Исправляет хирург-стоматолог и ортодонт. Ведущие недостатки механической дислалии – это отсутствие звука, искажение и замена. Функциональная дислалия, связана с задержкой созревания некоторых отделов КГМ. Классификация – Б.М. Гриншпуна основана на выделении первичного нарушения в структуре речевого дефекта. Артикуляционно-фонематическая дислалия. Связана с задержкой в созревании нижнетеменных отделов КГМ. Страдает основной механизм становления звуков речи. Задержка в формировании речевых кинестезий, которые составляют чувственную основу звука. В рез-те не формируется контроль за движением языка, губ, голоса. Логопед должен сформировать реч. Кинестезии, довести каждое движение до автоматизма. В работе используется опосредованная артик. Гимнастика. По структуре речевого дефекта – ФФНР. Артикуляционно-фонетическая дислалия. Связана с недоразвитием нижних отделов премоторной зоны КГМ, которые отвечают за механизм переключения с одной артик. позы на другую. Дефект речи выражается в искажении звуков. Необходимо использование в работе артикул. Гимнастику на переключение. По структуре речевого дефекта - ФонетическоеНР. Акустико-фонематическая дислалия – связана с задержкой созревания верхних височных отделов КГМ, первичным является недоразвитие фонематического слуха. Артикуляцию звуков воспроизводит верно, но слабо различает звуки сходные по акустическим признакам: Звонкость – глухость, Твердость – мягкость, Свистящие – шипящие, Соноры [р] [л]. Т.е. дети не воспринимают акустич образ звука. Задача логопеда: развитие фонематического восприятия и слуха.По структуре речевого дефекта – Фонематическое НР. При дислалии не бывает общего недоразвития речи.
37. Методика исследования фонематического слуха (по методичке Трубниковой Н.М.) Содержание задания 1.Опознание фонем: а) подними руку, если услышишь гласный звук [О] среди других гласных ( а, у, ы, о, у, а, о, ы, и) б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук [К] среди других согласных (п, н, м, к, т, р) 2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонких и глухих (п-б, д-т, к-г, ж-ш, з-с, в-ф) б) шипящих и свистящих (с, з, щ, ш, ж, ч, ц) в) соноров (р, л, м, н) 3. Повторение за логопедом слогового ряда: а) со звонкими и глухими звуками (ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА) б) с шипящими и свистящими (СА-ША-СА, ШО-СУ-СА; СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА; ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА; ЖА-ЗА-ЖА) в) с сонорами (РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА) 4. Выделение исследуемого звука среди слогов. Подними руку, если услышишь слог со звуком [С] (ЛА, КА, ЩА, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ) 5. Выделение исследуемого звука среди слов. Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [Ж] (лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы) 6. Придумывание слов со звуком [З] 7. Определение наличия звука [Ш] в названии картинок (колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда) 8. Называние картинок и определение отличий в названиях (бочка - почка, коза - коса, дом - дым) 9. Определение места звука [Ч] в словах (начало, середина, конец) (чайник, ручка,мяч) 10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком [C], во второй со звуком [Ш] (сом, шапка, машина, коса, автобус; кошка, пылесос, карандаш) Данные задания используются для определения того, как ребенок воспринимает и различает каждый звук речи. Необходимо соблюдать условия: 1. Картинки называет взрослый, ребенок молча на них показывает. 2. Картинки называются только одним словом, в именительном падеже. 3. Картинки называются в разной последовательности. 4. Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном. 5. Логопед не должен смотреть на называемую картинку. 6. Названия букв и картинок при проверке должны закрываться. 7. Ребенок может начинать повторять звуковой ряд только после того, как логопед произнесет весь ряд до конца. 8. Ребенок должен повторять в заданной последовательности. Выводы: функции фонематического слуха сформированы; сформированы недостаточно (указать, в чем конкретно это проявляется).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |