Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое право: схемы с комментариями: учебное пособие 8 страница




 

Схема 33. Бюджетная классификация РФ


Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан:

- на социальное обеспечение по возрасту;

- социальное обеспечение по болезни, инвалидности, рождению и воспитанию детей и в других случаях, предусмотренных законодательством о социальном обеспечении;

- социальное обеспечение в случае безработицы;

- охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов всex уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются (см. схему 34):

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (глава 17 БК РФ).

 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Фонды │

└──────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────┼─────────────────────────┐

┌─────────┴───────────┐ ┌──────────┴────────┐ ┌──────────────┴───────────┐

│ Пенсионный фонд РФ │ │ Фонд социального │ │Федеральный и региональные│

│ │ │ страхования РФ │ │ фонды обязательного │

│ │ │ │ │ медицинского страхования │

└─────────────────────┘ └───────────────────┘ └──────────────────────────┘

 

 

Схема 34. Виды государственных внебюджетных фондов

 

 

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Финансовый (бюджетный) год устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Все стадии бюджетного процесса охарактеризованы в третьей части БК РФ (см. схему 35).

 

 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Стадии бюджетного процесса │

└────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┘

┌────────────────┬────────────┴─────────┬────────────────────┐

┌──────┴────────┐┌──────┴────────────┐ ┌──────┴────┐ ┌────────────┴────────┐

│ Разработка ││ Рассмотрение и │ │Исполнение │ │ Рассмотрение и │

│проекта бюджета││утверждение проекта│ │ бюджета │ │утверждение отчета об│

│ ││ бюджета │ │ │ │ исполнении бюджета │

└───────────────┘└───────────────────┘ └───────────┘ └─────────────────────┘

▲ ▲

│бюджетный год│

└─────────────┘

 

 

▲ бюджетный период ▲

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Схема 35. Бюджетный процесс

 

 

В бюджетном процессе принимают участие различные государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями, перечисленными в главе 19 БК РФ (см. схему 36).


 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Участники бюджетного процесса │

└────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┘

┌───────┬────────┬────────┬────────┼───────┬────────┬────────┬────────────┐

┌─────┴──────┐│┌───────┴───────┐│┌───────┴──────┐│┌───────┴───────┐│┌───────────┴───────────┐

│Президент РФ│││ Органы │││ Органы │││Органы денежно-│││Органы государственного│

│ │││законодательной│││исполнительной│││ кредитного │││ и муниципального │

│ │││ власти │││ власти │││ регулирования │││ финансового контроля │

└────────────┘│└───────────────┘│└──────────────┘│└───────────────┘│└───────────────────────┘

│ │ │ │

┌───────┴───────┐ ┌───────┴─────────┐ ┌────┴────┐ ┌─────────┴────────────────────────┐

│Государственные│ │ Главные │ │ Иные │ │ Получатели бюджетных средств │

│ внебюджетные │ │ распорядители и │ │ органы │ └──────────────────────────────────┤

│ фонды │ │ распорядители │ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │

│ │ │бюджетных средств│ │ │ │ Бюджетные учреждения ├──┤

└───────────────┘ └─────────────────┘ └─────────┘ └───────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────┐ │

│Государственные и муниципальные│ │

│ унитарные предприятия ├──┤

└───────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────┐ │

│ Кредитные организации, │ │

│ осуществляющие операции с ├──┤

│ бюджетными средствами │ │

└───────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────┐ │

│ Другие ├──┘

└───────────────────────────────┘

 

Схема 36. Участники бюджетного процесса


В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются межбюджетные трансферты - глава 16 БК РФ (см. схему 37):

неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю следующих мер принуждения (см. схему 38):

- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

- блокировка расходов;

- изъятие бюджетных средств;

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

- наложение штрафа;

- начисление пени;

- иные меры, предусмотренные БК РФ (статья 282 БК РФ). Применять меры принуждения могут руководители органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе (см. схему 39):

- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных Кодексом;

- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

- списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

- взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе за просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трети той действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

- выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

- составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

- взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетныx средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

- приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца (ст. 284 БК РФ).


 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета │

└───────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────┼────────────────────────────────┐

┌────────────┴────────────────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌───────────────────┴──────┐

│Субвенции бюджетам субъектов РФ │ │Финансовая помощь:│ │Бюджетные кредиты бюджетам│

│из федерального фонда компенсаций│ │ │ │ субъектов РФ │

└─────────────────────────────────┘ └─────────┬────────┘ └──────────────────────────┘

┌────────────────────────┬──────────┴──────────┬─────────────────────┐

┌───────────┴───────────┐┌───────────┴──────────┐┌─────────┴────────┐┌───────────┴──────┐

│дотации из Федерального││дотации и субвенции из││финансовая помощь ││иные безвозмездные│

│ фонда финансовой ││ федерального фонда ││бюджетам отдельных││ и безвозвратные │

│поддержки субъектов РФ ││регионального развития││ муниципальных ││ перечисления │

│ ││ и Федерального фонда ││ образований ││ │

│ ││ софинансирования ││ ││ │

│ ││ социальных расходов ││ ││ │

└───────────────────────┘└──────────────────────┘└──────────────────┘└──────────────────┘

 

 

Схема 37. Межбюджетные трансферты

 


 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Меры │

└──────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┘

┌───────────┬───────────┬─────────┼─────────┬─────────┬────────────┐

┌────────────┴──────────┐│┌──────────┴────────┐│┌────────┴────────┐│┌───────────┴────────────┐

│ Предупреждение о │││Блокировка расходов│││Изъятие бюджетных│││Приостановление операций│

│ненадлежащем исполнении│││ │││ средств │││ по счетам в кредитных │

│ бюджетного процесса │││ │││ │││ организациях │

└───────────────────────┘│└───────────────────┘│└─────────────────┘│└────────────────────────┘

│ │ │

┌────────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌─────┴─────┐

│ │ │ │ │ │

│Наложение штрафа│ │начисление пени│ │ Иные меры │

│ │ │ │ │ │

└────────────────┘ └───────────────┘ └───────────┘

 

 

Схема 38. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства

 

 


 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.