Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое право: схемы с комментариями: учебное пособие 10 страница




│за использованием средств│ │ за соблюдением │ │ │ за соблюдением │ │за соблюдением органами│

│ федерального бюджета, │ │ резидентами и │ │ │требований бюджетного │ │ финансового контроля │

│ средств государственных │ │нерезидентами валютного│ │ │ законодательства │ │ законодательства о │

│ внебюджетных фондов, а │ │ законодательства │ │ │получателями финансовой│ │ финансово-бюджетном │

│ также материальных │ │ │ │ │ помощи из федерального│ │ контроле и надзоре │

│ценностей, находящихся в │ │ │ │ │ бюджета, гарантий │ │ │

│ федеральной │ │ │ │ │ правительства, │ │ │

│ собственности │ │ │ │ │ бюджетных кредитов │ │ │

└─────────────────────────┘ └───────────────────────┘ │ └───────────────────────┘ └───────────────────────┘

┌──────┴────┐

│Имеет право│

└──────┬────┘

┌───────────────────────────┬────────────────┴──────┬─────────────────────┬─────────────────┐

┌─────────┴────────────┐ ┌────────┴──────────┐ ┌─────┴───────┐ ┌───────┴──────┐ ┌─────┴─────┐

│ проверять отчеты, │ │проводить сличение │ │ направлять │ │контролировать│ │запрашивать│

│сметы, иные документы,│ │записей, документов│ │представления│ │ устранение │ │и получать │

│ фактическое наличие, │ └───────────────────┘ │и предписания│ │ нарушений │ │ сведения │

│ сохранность средств │ └─────────────┘ └──────────────┘ └───────────┘

└──────────────────────┘

 

 

Схема 42. Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора


Раздел 5. Правовое регулирование государственных доходов

 

Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления его задач и функций.

Доходы государственного бюджета имеют решающее значение в составе государственных доходов и сами представляют определенную систему, под которой понимается совокупность включаемых в него доходов, их единство и дифференциация на отдельные группы и виды (главы 6-9 БK РФ) (см. схему 43).


 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Виды доходов │

└───────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────┬───────────────┴──────────────┬───────────┬────────────────┐

┌──────────────┴────────────┐ ┌─────────────────┴────────────┐ ┌──────────────┴────────┐ │ ┌─────────────┴───────────┐

│ субъектам │ │ По социально- │ │ По методам изъятия │ │ │По условиям мобилизации │

│ │ │ экономическим признакам │ └┬──────────────────────┘ │ │и использования средства │

├───────────────────────────┘ └┬─────────────────────────────┘ │ │ └──────────┬──────────────┘

│ ┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │ │

│ │ Доходы, поступающие │ │ │ Доходы от использования │ ├─┤ Налоговые доходы │ │ ┌──────────┐│┌─────────────┐

│ │ от государственных │ ├─┤ имущества, находящегося │ │ └────────────────────┘ │ │Возвратные├┼┤Безвозвратные│

├─┤предприятий и организаций│ │ │ в государственной или │ │ ┌────────────────────┐ │ └──────────┘│└─────────────┘

│ │ │ │ │муниципальной собственности│ │ │ Неналоговые │ │ ┌──────────┐│┌─────────────┐

│ │ │ │ └───────────────────────────┘ └─┤ виды доходов │ │ │Возмездные├┼┤Безвозмездные│

│ └─────────────────────────┘ │ └────────────────────┘ │ └──────────┘│└─────────────┘

│ ┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐ ┌─────────────┘ ┌──────────┐│┌─────────────┐

│ │ Доходы, поступающие │ │ │Доходы от продажи или иного│ │ │ Общие ├┴┤ Целевые │

├─┤ от населения │ │ │ возмездного отчуждения │ ┌─────────┴──────────┐ └──────────┘ └─────────────┘

│ └─────────────────────────┘ ├─┤имущества, находящегося в │ │ По источникам │

│ ┌─────────────────────────┐ │ │ государственной и │ └──────┬──────────┬──┘

│ │ Доходы, поступающие от │ │ │муниципальной собственности│ ┌──────┴────┐┌────┴──┐

└─┤ негосударственных │ │ └───────────────────────────┘ │ внутренние││внешние│

│предприятий и организаций│ │ ┌───────────────────────────┐ └───────────┘└───────┘

└─────────────────────────┘ │ │ Доходы от платных услуг, │

┌─────────────────────────┐ │ │ оказываемых органами │

│Доходы в виде финансовой ├──┼─┤ государственной власти, │

│помощи и бюджетных ссуд │ │ │ местного самоуправления, │

└─────────────────────────┘ │ │ бюджетными учреждениями │

┌─────────────────────────┐ │ └───────────────────────────┘

│ Иные доходы ├──┘

└─────────────────────────┘

 

 

Схема 43. Система доходов федерального бюджета


Раздел 6. Налоговое право

 

Важным источником доходов бюджетов всех уровней являются налоги и сборы. В ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги выполняют в обществе две основные функции - фискальную и регулирующую, в которых проявляется сущность налога. Фискальная функция (fiscus - казна, лат.) обеспечивает собираемость и поступление денежных средств в бюджет. С помощью регулирующей функции государство, путем установления льгот и освобождений, воздействует на развитие различных сфер экономики, регионов, уровень потребления и др.

Возникающие в процессе налогообложения общественные отношения регулируются нормами финансового права, совокупность которых образует налоговое право - подотрасль финансового права, имеющее особенный предмет правового регулирования - властные отношения (ст. 2 НК РФ) (см. схему 44).

К источникам налогового права относятся: соответствующие статьи Конституции РФ; законодательство о налогах и сборах; подзаконные нормативно-правовые акты и международные договоры - статьи 1, 4, 7 НК РФ (см. схему 45).

Законодательство о налогах и сборах имеет сложную структуру - ст. 1 НК РФ (см. схему 46).

Основные начала (принципы) законодательства о налогах и сборах закреплены в НК РФ (см. схему 47).

Под системой налогов РФ понимается вся совокупность налогов и сборов, установленных и взимаемых на территории Российской Федерации. В ст. 12 Налогового кодекса РФ названы следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные) и местные налоги и сборы (см. схему 48).


 

┌───────────────────────────────────────┐

│ Властные отношения │

└────────────────────┬──────────────────┘

┌───────────┬──────────┬────────┴───────────┬──────────┬─────────────┐

│ │ │ │ │ │

┌───────┴────────┐ │ ┌───────┴────────┐ ┌────────┴───────┐ │ ┌──────────┴────────┐

│I. Установление │ │ │II. Введение │ │III. Взимание │ │ │IV. Осуществление │

│налогов и сборов│ │ │налогов и сборов│ │налогов и сборов│ │ │налогового контроля│

└────────────────┘ │ └────────────────┘ └────────────────┘ │ └───────────────────┘

│ │

┌─────────┴─────────┐ ┌────────┴────────┐

│V. Привлечение к │ │VI. Обжалование │

│ответственности за │ │актов налоговых │

│совершение налого- │ │органов, действий│

│вого правонарушения│ │(бездействия) их │

└───────────────────┘ │должностных лиц │

└─────────────────┘

 

Схема 44. Предмет налогового права (властные отношения)

 

┌─────────────────────────────────┐

│ Источники │

└───────────────┬─────────────────┘

┌─────────────────┬────┴───────────┬────────────────┐

│ │ │ │

┌─────────┴───────┐ ┌───────┴────────┐ ┌─────┴─────┐ ┌────────┴────┐

│Конституция РФ │ │Законодательство│ │Подзаконные│ │Международные│

│(ст. 57, 71, 72, │ │ о налогах и │ │нормативные│ │договоры по │

│74-76, 80, 83-85,│ │ сборах │ │ акты │ │вопросам на- │

│90, 103-107, 114,│ │ │ │ │ │логообложения│

│125, 132, 23, 35,│ │ │ │ │ │(ст. 7 НК РФ)│

│40, 41, 43, 46, │ │ │ │ │ │ │

│52, 53) │ │ │ │ │ │ │

└─────────────────┘ └────────────────┘ └───────────┘ └─────────────┘

 

Схема 45. Источники налогового права

 

┌──────────────────────────────────────────────┐

│ Законодательство о налогах и сборах │

└───────────────────────┬──────────────────────┘

┌───────────────────────┬────────────┴─────────┬─────────────────────┐

│ │ │ │

┌────────┴──────────┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌────────┴───────┐ ┌──────────┴──────────┐

│Налоговый кодекс РФ│ │Федеральные законы о│ │Законы субъектов│ │Нормативные правовые │

│ │ │налогах и сборах │ │РФ по налогам и │ │акты представительных│

│ │ │ │ │сборам │ │органов местного са- │

│ │ │ │ │ │ │моуправления о нало- │

│ │ │ │ │ │ │гах и сборах │

└───────────────────┘ └────────────────────┘ └────────────────┘ └─────────────────────┘

 

Схема 46. Структура законодательства о налогах и сборах

 

 


┌──────────────────────────────────────────────┐

│ Принципы │

└─────────────────────┬────────────────────────┘




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.