Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение или преамбула




Пример

Пример

Пример

Пример

Пример

Пример

Как регулярно Вы следите за изменениями в законодательстве РФ о рекламе?

1. Постоянно получаю информацию.

2. Слежу только тогда, когда это касается интересующих меня вопросов.

3. Получаю информацию от случая к случаю.

4. Законодательная деятельность меня не интересует (неправильно).

В данном вопросе первый и третий варианты ответов отражают скорее регулярность получения информации, второй вариант – причинность, четвертый же говорит об интересе к обсуждаемой теме.

В результате получены три неполных шкалы ответов на вопросы, обработка которых не даст исследователям ничего, кроме большого количества ложных утверждений.

Так как на практике все варианты предусмотреть очень проблематично, РЕСПОНДЕНТАМ НЕОБХОДИМО ОСТАВЛЯТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОВЫРАЖЕНИЯ.

Существуют три варианта такого подхода: дополнение варианта ответаДРУГОЕ”, отрицание “ Нет ответа ” и уход от ответа “ Затрудняюсь ответить”.

Чем меньше слов в вопросе и чем меньше возможных вариантов ответа, тем больше шансов, что вас правильно поймут.

! = Использовать язык среды, в которой проводят исследование, и избегать профессиональных терминов.

Так как уровень погруженности исследователя в изучаемую проблему значительно глубже, а уровень образования в среднем выше, чем у среднестатистического опрашиваемого респондента, язык определений исследователя может сильно отличаться от языка общения и языка выражения своих мыслей респондентом.

Поэтому очень важно найти такие слова, которые будут понятны и доступны опрашиваемым. Также следует избегать профессионального жаргона.

Адекватно ли организовано распространение безалкогольных напитков с Вашей точки зрения?” (неправильно).

Считаете ли вы, что безалкогольные напитки доступны в тех местах, где Вы хотели бы их купить? (правильно).

! = Не допускать пересечений вариантов ответа

Сколько денег Вы тратите на продукты питания в месяц?

1. До 10 000 руб.

2. 10 001–20 000 руб.

3. 20 0010–30 000 руб.

4. Свыше 30 001 руб. (правильно)

Если бы предлагаемые варианты ответов частично пересекались (до 10 000 руб., 10 000–20 000 руб., 20 000–30 000 руб., свыше 30 000 руб.), это привело бы к возникновению погрешностей.

Те, кто попадает на граничные значения, например, тратит 30 000 руб. в месяц, не знали бы, какой интервал помечать.

!= Не использовать двойных вопросов.

Двойной вопрос – один вопрос, охватывающий две темы.

Такие вопросы могут приводить в замешательство респондентов и вызывать появление неоднозначных ответов: “Удовлетворены ли Вы качеством еды и скоростью обслуживания в нашем ресторане?” (неправильно).

Положительный ответ достаточно ясен, а если он отрицательный? Значит ли это, что респондент не удовлетворен качеством еды, или быстротой обслуживания, или и тем и другим?

Для получения необходимой информации вопрос необходимо разделить на два самостоятельных вопроса: “Удовлетворены ли Вы качеством еды в нашем ресторане?” и “Удовлетворены ли Вы скоростью обслуживания в нашем ресторане?”.

!= Не употреблять многозначных слов.

Некоторые слова, например, слова “обычно”, “нормально”, “часто”, “регулярно”, “случайно” и “иногда”, на первый взгляд недвусмысленные, имеют различные значения для разных людей.

Сколько раз в месяц Вы обычно посещаете универмаг?

1. Никогда.

2. Случайно.

3. Иногда.

4. Часто.

5. Регулярно (неправильно).

Результаты опроса могут исказиться ошибочными ответами, поскольку понимание предлагаемых вариантов ответа разными респондентами бывает разным. Три респондента, совершающие покупки раз в месяц, могут выбрать для ответа категории: “случайно”, “иногда”, “часто”.

Сколько раз в месяц Вы обычно посещаете универмаг?

1. Меньше одного раза.

2. Один или два раза.

3. Три или четыре раза.

4. Больше четырех раз (правильно).

Такую формулировку все респонденты воспримут одинаково.

Категории ответов объективно сформулированы, и у респондентов больше возможности интерпретировать их по-своему.

Так как любое слово в некоторых контекстах может восприниматься двусмысленно, необходимо подбирать такие определения и слова, которые явно однозначно трактуют изучаемую тему.

К какой категории бизнеса Вы относите свою фирму/организацию?

1. Крупный.

2. Средний.

3. Мелкий.

Если ожидать реальных ответов на этот вопрос, то в лучшем случае необходимо определить принадлежность компании к определенной отрасли, так как само понятие “крупная или мелкая компания” для различных отраслей неоднозначно.

Например, крупной по российским меркам на обувном рынке может считаться компания с оборотами около 50 млн долл., в то время как на нефтяном рынке у крупной компании обороты достигают нескольких десятков миллиардов.

При выборе слов необходимо понимать:

• значит ли данное слово то, что мы на самом деле имеем в виду;

• имеет ли оно какие-либо другие значения? Если да, то ясно ли из контекста значение, которое на самом деле имелось в виду;

• имеет ли данное слово другие варианты произношения;

• есть ли слова со схожим произношением, которые можно перепутать с данным словом;

• можно ли подобрать более простое слово или фразу.

! = Избегать вопросов, требующих расчетов со стороны респондентов.

Вопросы следует формулировать таким образом, чтобы респонденту самому не приходилось рассчитывать какие-либо показатели. Допустим, необходимо получить информацию о годовых расходах членов домохозяйств на молочные продукты.

Тогда вопрос: “Какова сумма расходов в год на молочные продукты на одного члена Вашей семьи?” будет сформулирован неправильно.

Респондентам придется определить годовые расходы семьи на молочные продукты, умножив месячные затраты на 12 или недельные затраты на 52. Полученное значение годовых расходов им придется поделить на количество членов семьи.

Большинство респондентов не захотят и не смогут провести все эти расчеты.

Для получения необходимой информации задайте два простых вопроса: “Чему равны недельные затраты Вашей семьи на молочные продукты?” и “Из скольких человек состоит Ваша семья?”

 

Получив необходимую информацию, исследователь сам сможет провести необходимые расчеты.

! = Устранять наводящие вопросы.

Наводящие вопросы должны быть, по возможности, исключены, иначе каждый ответ будет результатом формы вопроса и если изменить вопрос, изменится и ответ.

Например, вопрос “Что Вам не понравилось в колбасе, которую Вы попробовали?” сформулирован неправильно.

Лучше сформулировать вопрос так, чтобы он состоял из двух частей: “Понравилась ли Вам та колбаса, которую Вы попробовали?” и “Если колбаса не понравилась, то, что именно в ней Вас не удовлетворило?”

Вопрос должен быть нейтральным, чтобы не показывать отношения исследователя к изучаемой проблеме: “Вы тоже считаете, что градостроительная политика правительства г. Москвы портит облик города?” (неправильно).Большинство людей считает, что компания делает качественный товар, Вы согласны с этим мнением?” (неправильно).

! = Устранять скрытые допущения.

Вопросы следует формулировать таким образом, чтобы ответы не зависели от скрытых допущений относительно последствий.

К скрытым допущениям относятся допущения, не представленные в вопросе. “Положительно ли Вы отнесётесь к принятию бездефицитного государственного бюджета?” (неправильно).

“Положительно ли Вы отнесетесь к принятию бездефицитного государственного бюджета за счет увеличения подоходного налога с физических лиц?” (правильно).

Принятия бездефицитного бюджета можно достичь за счет уменьшения затрат на оборону, увеличения подоходного налога, урезания расходов на социальные программы и т. д.

Наличие скрытых допущений в первом вопросе затруднит ответ на него.

! = Определение последовательности вопросов.

Структура типовой анкеты:

Как правило, анкета состоит из трёх блоков:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.