Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Немного о вопросах




1. Вопрос должен быть осмысленным, для этого он должен включать два элемента:

1) то, что известно (предпосылка вопроса);

2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса.

Вопрос "Какова территория России?" содержит в форме предпосылки информацию о существовании государства России и требование точного определения территории этого государства. Таким образом, данный вопрос имеет смысл.

2. Вопрос может выражать требование найти все ответы, один или несколько. В зависимости от этого вопросы по форме бывают:

Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу: "Сколько всего поэм написал А.С. Пушкин?"

Вопрос, который имеет один единственный ответ называется всегда сильным вопросом: "Вы умеете плавать?", "Был ли женат И. Кант?"

Слабый вопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу: "Назовите несколько поэм, написанных А.С. Пушкиным".

2. В зависимости от истинности или ложности предпосылок, вопросы делятся на:

а) правильные – предпосылка выражает истинное знание: " Какие картины написал художник В. Кандинский?" Правильно поставленный вопрос называется корректным;

б) неправильные – предпосылка выражает ложное знание. "Какие картины на исторические темы написал художник В. Кандинский?", "Сколько весил Адам?", "Кто был первым преступником?" Неправильные вопросы называются также некорректными.

Если вопрос намеренно формулируется на основе ложных предпосылок, то он называется провокационным или улавливающим.

3. По познавательной функции вопросы подразделяются на:

а) уточняющие ("ли - вопросы"), направленные на выявление истинности выраженных в них суждений - предпосылок.

"Верно ли, что Наполеон был императором?", "Действительно ли Андрей Рублёв является учеником Феофана Грека?", "Является ли Россия членом ООН?";

б) восполняющие ("что - вопросы"), направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений: "Кто изобрёл паровую машину?", "Что означает слово экзистенциализм?", "Под какую статью подходит это преступление?"

3. В зависимости от состава, вопросы делятся на:

а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы: "Где находится гора Килиманджаро?", "Какие свойства у металлов?";

б) сложные – включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные и смешанные: "Где и когда был подписан Версальский договор?", "Верно ли, что древние греки имели колонии в Африке и в Италии, или они имели колонии и в других местах?"

4. Вопросы по отношению к обсуждаемой теме:

а) вопросы по существу темы – имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой, так называемые релевантные вопросы;

б) вопросы не по существу темы – имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.

В вопросах часто допускаются ошибки. Наиболее распространённые:

- подмена вопроса (в вопросе используются слова, имеющие несколько значений): "Куда подевался ключ?" - слово "ключ" имеет несколько значений;

- сокрытие необоснованности утверждения (имеется ложная посылка): "Перестал ли ты бить свою жену?" - неизвестно, бил ли он свою жену вообще, это так называемый провокационный вопрос;

- несоответствие правилам языка: "Правда ли, что ты съел три тарелки?", "Когда является Минск?", "Боитесь ли вы приближения экзаменов?";

- риторический вопрос (не является вопросом в собственном смысле, является суждением): "Вы читаете книгу?" – вопрос читающему книгу; "И как ему не надоест болтать?", "Сколько лет длилась семилетняя война?"




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.