КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причальные сооружения морского порта
Это транспортные гидротехнические сооружения, возводимые в портах при создании Причалов. Основноеназначение П. с. обеспечение удобного подхода и швартовки судов. П. с., расположенные вдоль берега,называются набережными, выступающие в портовую акваторию под углом или нормально к берегу,пирсами. По конструктивным признакам П. с. подразделяют на массивные (гравитационные), свайные исооружения на специальных основаниях. Массивные П. с. выполняют в виде сплошных стенок из массивов(искусственных камней правильной формы), оболочек (Оболочка) большого диаметра и т. п. или в видеотдельных опор, соединённых между собой (а иногда и с берегом) пролётными строениями. Свайное П. с.представляет собой либо ряд свай (Сваи), образующих сплошную стенку (больверк), либо эстакаду Эстакада). К П. с. на специальных основаниях относятся сооружения на опускных колодцах (Опускнойколодец), Кессонах и т. п. По поперечному профилю различают П. с. с вертикальной стенкой, откосные исмешанные (полуоткосные, полувертикальные). Последние 2 типа применяют почти исключительно в речныхпортах, где требуется меньшая глубина у причалов. Основными материалами для возведения П. с. служат бетон, железобетон, камень и сталь. Тип иконструкция П. с. определяются эксплуатационными требованиями, т. н. гарантированными глубинами упричала (до 25 м в морских портах), гидрологическими условиями, характером грунтов основания испособами производства работ. П. с. снабжаются причальными приспособлениями и устройствами для крепления швартовых канатов:причальными (швартовыми) тумбами, Кнехтами и Рымами. Для смягчения удара при швартовке и навалесудов на П. с. под действием ветра предусматриваются отбойные приспособления, чаще всеговыполняемые из упругих материалов различного профиля и навешиваемые в надводной части лицевых стенП. с. В ряде случаев для этой цели применяются палыКЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ Основными классификационными признаками портов являются;а) назначение;б) народнохозяйственное значение;в) географическое положение;г) годовая продолжительность эксплуатации;д) отношение к уровню воды;е) отношение к международной торговле. По назначению порты можно подразделить на транспортные, военные,промысловые и порты-убежища. Транспортные порты, предназначенные для передачи грузов и пассажиров содного вида транспорта на другой, могут быть разделены на порты общегоназначения, в которых перерабатываются самые различные грузы и пересаживаютсяпассажиры, и порты специальные, предназначенные для переработки какого-либоодного груза (уголь, руда, нефть, лес и т. д.). Как правило, специальные портыимеют мощные высокопроизводительные перегрузочные устройства, которые служатдля переработки одного лишь вида груза.Устройства для перегрузки других видов грузов и пассажирские причалы вспециальных портах если и существуют, то имеют второстепенное значение.Нередко встречаются и специальные пассажирские порты, в которых грузовыеоперации ограничиваются перегрузкой багажа.В портах общего назначения перегружаются различные грузы, аперегрузочные устройства более универсальны. Наиболее крупные отечественные изарубежные порты являются портами общего назначения. Военные порты или базы флота предназначены для обслуживаниявоенно-морского флота. Они характеризуются наличием больших рейдов, бассейновдля ремонта судов, специальных складов военного снаряжения и продовольствия. Натерритории военного порта нередко размещаются обширные казармы. Для обороныпорта имеются фортификационные и другие инженерные сооружения. Промысловые порты, из которых наибольшее развитие получили рыбныепорты, оборудуются складами-холодильниками и имеют в своем составеперерабатывающие предприятия. Такие порты, являясь базами промысловогофлота, располагают, как правило, и собственными судоремонтными устройствами. Порты-убежища, как это видно из названия, предназначены для укрытия вовремя шторма судов, которые не рассчитаны на действие крупных волн. Какправило, для портов-убежищ используют естественные бухты и лагуны, производя вних минимальный объем дноуглубительных работ для создания рейдов. В некоторыхслучаях для создания защищенных рейдов возводят оградительные сооружения (портАдамовка на Днепре). Максимальное расстояние между портами-убежищамиопределяется из условия, чтобы суда и плоты могли достичь их, находясь в любойточке судоходной трассы, с момента получения сигнала о подходящем шторме. Наводохранилищах иногда организуют сопряженные порты-убежища, используемыесудами и плотами в зависимости от направления ветра (рис. 6). Кпортам-убежищам следует отнести и специальные огражденные акватории усудопропускных сооружений в верхних бьефах водохранилищ (так называемыеаванпорты), где суда отстаиваются в ожидании шлюзования в нижний бьеф иливыхода в водохранилище. По народнохозяйственному значению основным классификационным признакомпорта является объем выполняемой портом работы.В зависимости от грузооборота и пассажирооборота все порты подразделяются нанесколько категорий. По категории порта определяются: административнаяструктура порта и его эксплуатационные штаты, размеры ассигнований на егоэксплуатацию и ремонтные работы, объемы работ по его развитию, классосновных сооружений, отметки территории и расчетные уровни воды. Ввидунеодинаковой трудоемкости переработки различных грузов категория портаопределяется по грузообороту в условных тоннах. Нормы технологическогопроектирования рекомендуют следующие коэффициенты для приведения грузооборотав условные тонны: По географическому положению различают порты: речные, водохранилищные, устьевые, береговые, лагунные и островные. Речные порты на свободных реках, в зависимости от расположения на реке,подразделяют на русловые, вся акватория которых и причальный фронт находятсянепосредственно в русле реки и внерусловые или затонные, в которых акватория ипричальный фронт находятся в естественном затоне или в искусственном ковше; в последнем случае порт называют ковшовым. Внерусловые порты обычно используютсяи для зимнего отстоя судов, а поэтому имеют в своем составе судоремонтныезаводы. Нередко в крупных портах имеются и участки, расположенные в русле рекии участки ковшовые. В этом случае порт относится к категории смешанных портов. Водохранилищные порты располагаются в верхних бьефах водохранилищ. Волныво время шторма могут достигать на этих участках значительной высоты. Поэтомуводохранилищные порты, так же как и морские, имеют оградительные сооружения,защищающие рейды и причалы от волнения. Такие порты являются одновременнопортами-убежищами. Устьевые порты характерны тем, что в них сходятся морские и речные водныепути. Почти все крупнейшие порты мира (Ленинградский, Лондонский,Нью-йоркский, Гамбургский, Роттердамский, Антверпенский и др.) расположены вустьях рек. Портовые устройства размещаются, как правило, по берегам реки илив вырытых в берегу бассейнах. При этом порты стремятся разместить на некоторомрасстоянии от моря, чтобы избежать строительства оградительных сооружений. Внекоторых случаях на крупных реках морские порты располагаются на значительномрасстоянии от устья, и их следует отнести к особому разряду внутренних морскихпортов. Береговые морские порты создаются на открытом морском берегу, и длязащиты их акваторий и причалов от волнения приходится строить оградительныесооружения. Длина этих сооружений в портах на песчаных побережьях измеряетсякилометрами. Если порт размещается в естественной, частично защищенной бухте,то длина оградительных сооружений бывает небольшой. Лагунные порты размещаются в глубине лагун, образовавшихся на песчаныхберегах вследствие отложения естественных кос, отделяющих лагуны от моря. Такиепорты не нуждаются в защите от волнения, но имеют подходные каналы, на которыхнеобходимо поддерживать глубины, удаляя наносы землечерпанием. Островные порты, как видно из названия, располагаются на островах и неимеют сухопутной связи с берегом. Они создаются для перевалки грузов с судоводного типа на другие или для приема судов, которые ввиду большой осадки немогут подойти к причалам главного порта. По годовой продолжительности эксплуатации порты на внутренних водныхпутях подразделяют на постоянные и временные. Постоянные порты эксплуатируются в течение всей навигации. Временные сезонные порты функционируют только часть навигации, что обусловливается гидрологическимиусловиями (продолжительностью периода высокой воды, когда возможен подходсудов к причалам) или сезонностью груза (например, продукции сельскогохозяйства). Обычно временные порты не имеют больших размеров — это, скорее,пристани. Временные порты, строящиеся для обслуживания крупных строек ифункционирующие всего несколько лет, за время своей эксплуатации принимаютиногда миллионы тонн грузов. По отношению к уровню воды морские порты бывают открытые и закрытые. Закрытые морские порты располагаются в бассейнах, отделенных от моряшлюзами или полушлюзами. Благодаря этому, на закрытой акватории путемподдержания повышенного уровня воды снижается амплитуда приливных колебаний,что значительно удешевляет причальные сооружения и облегчает обработку судов. По отношению к международной торговле морские порты разделяются на портымирового, международного и внутреннего значения.Порты мирового значения являются центрами мировой торговли и принимают суда,плавающие по всем морям и океанам. Порты международного значения принимаютсуда, плавающие в пределах того бассейна, на котором расположен сам порт.Порты внутреннего значения, или каботажные порты, обслуживают внутренниеперевозки между портами одной лишь страны. ПРИЧАЛЬНАЯ ЛИНИЯ МОРСКОГО ПОРТА Причальная линия порта состоит из отдельных прямолинейных участков берега.Если прежде основные причалы выполняли сплошными по длине, то за последнеевремя, в связи с появлением стационарных высокопроизводительныхперегрузочных машин, нередко причалы делают в виде отдельных опор (бычки,кусты свай) при откосном креплении берега.Общая длина причального фронта — это отчетная характеристика и представляетсобой сумму длин причальных линий отдельных районов или причалов,предназначенных для переработки самых различных грузов. При проектированиирассматриваются отдельно не только грузы различной категории, но и различныепо характеру перевозок, направлению движения, по типам судов, на которых ониперевозятся, и т.д. Расчет ведется отдельно для каждой выделенной, всоответствии с приведенной ранее классификацией, доли грузооборота и лишьпосле определения количества причалов рассматривается целесообразностьсовмещения однородных грузов на причалах. Так, например, могут совмещатьсяразличные категории штучных грузов, перевозимых на разных судах в разныхнаправлениях, или различные категории навалочных грузов (минерально-строительные материалы и руда, уголь и руда) и т.д.Необходимая для перегрузки груза данной категории длина причального фронтаопределяется в зависимости от длины расчетного судна и полученного порасчету числа причалов.В зависимости от длины и типа судна, от профиля или типа причальногосооружения Нормы технологического проектирования предусматривают целую сеткувеличин разрывов между судами — от 10 до 25 м.В целях уменьшения общей длины причальной линии, если это возможно, концевыепричалы делаются неполной длины. Отдельно стоящие причалы также могут иметьуменьшенную длину.Наконец, нефтяные отдельно стоящие причалы могут иметь основную часть,обеспечивающую размещение технологического оборудования, минимальной длины.В этом случае для швартовки судов устраиваются специальные палы, не связанныес основной конструкцией причала. В некоторых случаях приходится, наоборот,увеличивать длину причала. Так, например, если предусматривается передвижкасудна в процессе перегрузочных работ, то при расчете длины причала к длинесудна следует добавить и величину передвижки. Иногда удлинение причальнойлинии может быть продиктовано и компоновочными соображениями (размещениескладов требуемой длины, подход железнодорожных прикордонных путей наконцевом причале).Если на причалах совмещается перегрузка различных грузов, то число причаловувеличивается: на 10% — при двух видах грузов, на 20% — при трех и на 30% —при четырех видах груза.Пропускная способность причала зависит от технических и эксплуатационныхфакторов, а также метеорологических условий.Таким образом, в расчетах учитываются все факторы кроме экономических.Поэтому расчеты дают лишь минимально необходимое значение пропускнойспособности причала, но не ориентируют на оптимальное экономическое решение.Стоимость суточной эксплуатации современных судов весьма высока и приопределении приведенных затрат по береговым устройствам (причалы плюс ихоборудование) и флоту нередко оказывается, что экономически целесообразноиметь резерв пропускной способности причала.Потребность в причалах определяют раздельно для каждой линии (туристской,пассажирской дальнего следования, скоростной” местной, пригороднойвнутригородской). При достаточно большом пассажиропотоке, желательно длякаждой линии предусматривать самостоятельный причал. В особенности этоотносится к туристским линиям и к скоростным, обслуживаемым судами наподводных крыльях. В морских портах также предусматривают, как правило,устройство отдельных причалов для линий заграничного плавания, экспрессных искорых, туристских и грузопассажирских. Пропускная способность пассажирскихпричалов в морских портах ограничивается обработкой одного-двух судов всутки.За последнее время стали интенсивно развиваться паромные переправы. Времязанятости паромного причала невелико: от 0.5 ч— для паромов на внутреннихводных путях, до 2 ч — для морских портов. Паромные переправы работаютстрого по расписанию. Поэтому пропускная способность паромного причала обычнопревышает число заходов паромов и для паромной линии предусматривают, какправило, один специализированный причал. При необходимости число паромныхпричалов может быть определено в соответствии с принципами, изложенными вышедля грузовых причалов.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |