Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сформулируйте закон противоречия и укажите, какие особенности нашего мышления в нем выражены




 

3. Могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными следующие пары суждений (поясните ссылкой на используемые законы логики):

а) В споре побеждает самый умный

В споре побеждает самый сильный

б) Истина у всех одна

У некоторых людей свои истины

в) Некоторые российские спортсмены –чемпионы

Ни один российский спортсмен не является чемпионом

г) Небольшая утка проковыляла по двору

По двору проковыляла большая утка

д) Никакая душевная боль не может сравниться с той, которую могут причинить родителям их дети

Некоторые поступки детей отзываются душевной болью родителей

4. Какие законы логики нарушаются в следующих случаях: поиграем в игру; квадратный шар; подытожить итоги?

5. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий: лес; небожитель; создатель паровой машины; Перун; яркость

6. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий: пистолет Макарова; спортивная игра; учебник

7. Определите характер отношений следующих понятий и изобразите кругами Эйлера:

а) река, горная река, река на Кавказе, устье реки,Волга;

б) возраст, молодость, старость, юность, старик, ребенок;

в) разделительное понятие – соединительное понятие – единичное понятие – абстрактное понятие

г) Болото – осока – тина – трава – почка – растение

д) Справедливый – несправедливый – суд – приговор – договор

8. Укажите на ошибки, допущенные в следующих определениях:

а) Античность – это добрая сказка о злых временах

б) Верхняя одежда – это пальто, плащи, шуба

в) Атеизм – это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну (Фрэнсис Бэкон)

г) Человек – аристократ среди животных (Гейне)

д) Водитель – человек, который водит машину

 

9. Проверьте правильность деления понятий:

а) компьютеры делятся на монитор, клавиатуру, память

б) растения делятся на съедобные, несъедобные и садовые

в) войны делятся на справедливые, наступательные и оборонительные

10. Приведите предложения к строгой логической форме суждения, установите вид, состав, качество, количество, распределенность терминов, изобразите кругами Эйлера отношения субъекта и предиката:

а) Многознающий человек не обязательно обладает истинным знанием (Мо-цзы)

б) Взаимоотношения примитивных групп почти всегда враждебны (Георг Зиммель)

в) В прошлом ничто не теряется безвозвратно (Виктор Франкл)

г) Быть человеком – значит обладать чувством неполноценности (Альфред Адлер)

 

11. Определите истинность сложных суждений:

а) Когда защищаешь свое последнее достояние – средств не разбираешь (Лев Шестов)

б) Начальник не всегда прав, но он всегда начальник

в) только при условии истинности общеутвердительного суждения частноутвердительное будет также истинно

 

12. Дайте полную характеристику вопросам:

а) Где находится ключ?

б) Правда ли, что снежный человек живет в Гималаях?

в) С какой скоростью летит ступа Бабы Яги?

 

13.Сделайте непосредственное умозаключение из следующих суждений (четырьмя способами);

а) Не думать – это легко (Владимир Эрн)

б) Некоторые суждения истинны

в) Не все дети наивны

г)Без свободы нет добра (Н.Лосский)

 

14.Сделайте вывод и дайте полную характеристику полученного умозаключения:

а) Все предлоги части речи

Некоторые предлоги – сознательный обман

Следовательно…

б) Все пословицы – краткие изречения

Некоторые крылатые фразы - пословицы

Следовательно…

в) Все могут короли

Все короли богаты

Следовательно…

г) Ни одна истина не является исчерпывающей

Не один человек не владеет исчерпывающим знанием

Следовательно…

 

15. Проверьте правильность рассуждения:

Если черная кошка перебежит дорогу – поворачивай назад, если приснится ребенок – к чуду

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 9

 

1. Чем отличается истинность формы от истинности содержания нашего мышления?

 

2. Какому закону логики соответствует ошибка в умозаключениях «незаконное расширение термина»?

 

3. Могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными следующие пары суждений (поясните ссылкой на используемые законы логики):

а) Ни один человек не должен страдать за правду

Сколько людей, пострадавших за правду!

Б) Прямоугольный треугольник

Равносторонний треугольник

в) Некоторые русалки молодые девушки

Все русалки живут веками

г) Волга – большая река

Волга – небольшая река

д) Никто не виноват

Все виноваты

 

4. В чем причина непонимания: на уроке географии учитель спрашивает «что вы знаете о Панамском канале?». Ответ ученика: «на нашем телевидении такого нет».

5. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий: беззаботный; экипаж; вальс; Геракл; мой брат

6. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий: опера Чайковского; знак; средство связи

7. Определите характер отношений следующих понятий и изобразите кругами Эйлера:

а) Логика – наука – наука о правильном мышлении – наука о мышлении

б) писатель – русский писатель – русский писатель 19 века – Толстой – Теккерей – английский писатель

в) сухой, воздух, не-сухой, ветер, асфальт;

г) день, сутки, месяц, год, столетие, вторник;

д) справочник, учебник, электронные средства обучения, компьютер;

8. Укажите на ошибки, допущенные в следующих определениях:

а) Дурная власть – не власть (Софокл)

б) Белье – это простыни, наволочки, полотенца

в) Газеты – это секундные стрелки истории (Шопенгауэр)

г) Ложка – предмет, которым едят твердую и жидкую пищу

д) Акула – плавающая мясорубка

9. Проверьте правильность деления понятий:

а) Улики делятся на прямые, косвенные и неопровержимые

б) месяц делится на недели и дни

в) дороги делятся на плохие, хорошие и непроходимые

 

10. Приведите предложения к строгой логической форме суждения, установите вид, состав, качество, количество, распределенность терминов, изобразите кругами Эйлера отношения субъекта и предиката:

а) Слишком большое моральное негодование почти всегда признак лицемерия и фарисейства (Карл Поппер)

б) Господство мужчин не является чем-то естественным (Альфред Адлер)

в) Искусный в споре не обязательно обладает настоящим умом (Мо-цзы)

г) Победить насилие – значит победить смерть (Д. Мережковский)

 

11. Определите истинность сложных суждений:

а) С больным ребенком нужно обращаться как со взрослым, с больным взрослым – как с дитем

б) Доказать правоту можно либо силой ума, либо применением силы

в) Если ты не в состоянии распутать клубок, то самое разумное – понять, что ты не в силах; самое достойное – признать это (Людвиг Витгенштейн)

г) Не всякий риск – безрассудство

 

12. Дайте полную характеристику вопросам:

а) Что Вы наделали?

б) Когда и где произошла отмена крепостного права и какие это имело последствия?

в) Верно ли, что понятие пустое, когда его нет?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.