Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для программированного контроля




 

 

1. Какова основная задача формальной логики?

а) научиться побеждать в споре

б) уметь выразить мысль в правильной форме и извлечь новые

знания с помощью законов мышления

в) овладеть правилами оформления документов

 

2. Что значит рассуждать логично?

а) значит рассуждать последовательно, непротиворечиво и

обоснованно

б) значит следить за содержанием высказываний

в) значит никогда не теряться в споре

 

3. Выберите правильное суждение:

а) логика придумана людьми для удобства передачи мыслей

б) логика отражает наиболее общие закономерности мира

в) термин логика относится только к нашему мышлению

 

4. Особенности изменчивого, развивающегося мира отражаются в:

а) традиционной логике

б) диалектической логике

в) логике ценностей

 

5. Что такое истина?

а) это все равно, что правда

б) это положение, которое соответствует теории, науке

в) это адекватное отражение мира

 

6. С каким из приведенных положений Вы согласны:

а) логика – единственный критерий истинности мышления

б) критерий истинности мышления – в его непротиворечивости

в) критерий истинности – опыт, практика

 

7. Кто такие софисты?

а) это представители древнегреческой философской школы

б) это специалисты по надувательству публики

в) это первые философы

 

8. Кто впервые сформулировал основные логические законы?

а) Аристотель

б) Бекон

в) Лейбниц

 

9. Кому принадлежит заслуга разработки индуктивного метода в логике?

а) софистам

б) Лейбницу

в) Бекону

 

10. Выделение в мышлении повторяющегося, существенного является результатом нашей способности к:

а) фантазии

б) творчеству

в) абстрагированию

 

11. Что такое логический закон?

а) устойчивая схема связи мыслей

б) закон логики

в) закон последовательности мысли

 

12. Что лежит в основе логических законов?

а) они придуманы людьми для удобства рассуждений

б) они отражают существенные связи и отношения окружаю-

щей действительности

в) они пришли к нам из далекой древности

 

13. Что такое софизм?

а) двусмысленность

б) ошибка в суждении

в) умышленное нарушение логического закона

 

 

14. Каковы требования закона достаточного основания?

а) мысль должна быть непротиворечивой

б) мысль должна быть неизменной в процессе рассуждения

в) мысль должна быть обоснованной

 

15. Какие логические ошибки возникают при нарушении закона тождества?

а) “подмена тезиса”

б) “довод к личности”

в) противоречие в мыслях

 

16. К какому закону логики относятся отношения между противоречащими суждениями?

а) закон исключенного третьего

б) закон противоречия

в) закон тождества

 

17. Какие из перечисленных логических ошибок возникают при нарушении закона достаточного основания?

а) «либо-либо»

б) подмена тезиса

в) после того, значит вследствие того

 

18. К какому из законов логики относятся закономерности отношений между противоположными суждениями?

а) к закону тождества

б) к закону противоречия

в) к закону достаточного основания

 

19. «В Норвегии такой высокий жизненный уровень, что до него добираются немногие». Какой логический закон нарушается в данном случае?

а) закон достаточного основания

б) закон тождества

в) закон обращения

 

20. Определите объем следующего понятия «поэтическое произведение Пушкина»

а) пустое

б) единичное

в) общее

 

21. Выберите верную характеристику содержания понятия «бесцветный газ»

а) пустое, относительное и абстрактное

б) конкретное, собирательное, положительное

в) разделительное, конкретное, отрицательное

 

22. К какому приему образования понятий относится «мысленное расчленение объекта мысли на его элементы»?

а) абстрагирование

б) анализ

в) сравнение

 

23. К какому приему образования понятий относится «мысленное выделение из предмета отдельных его признаков»?

а) синтез

б) анализ

в) обобщение

 

24. В каком отношении находятся следующие понятия: шофер - таксист?

а) подчинения

б) противоречия

в) перекрещивания

 

25. Какому ряду понятий соответствует приведенная схема:

 

 


а) автомобиль, новый автомобиль, старый автомобиль, самосвал

б) учащийся, студент, школьник, старшеклассник, не-старшеклассник

в) литература, поэзия, проза, стихотворение

 

 

26. Проверьте правильность определения: “водитель – человек водящий машину”

а) ошибка широкого определения

б) определение неоднозначное

в) тавтология

 

27. В чем состоит ошибка следующего определения: “Религия - это вера”.

а) “порочный круг”

б) ошибка слишком широкого определения

в) определение неизвестного через неизвестное

 

28. Какая ошибка допущена в следующем определении: «музыкальные произведения – это симфонии, оперы, песни, романсы»?

а) слишком широкое определение

б) определение через образ

в) определение через перечисление

 

29. Проверьте правильность деления понятия: студенты бывают заочниками и первокурсниками

а) деление правильное

б) деление непоследовательное

в) члены деления не исключают друг друга

 

30. Определите качество следующего суждения «понятия делятся на конкретные и абстрактные

а) положительное

б) утвердительное

в) абстрактное

 

31. Определите количество следующего суждения: «Толстой – зеркало русской революции»

а) общее

б) единичное

в) частное

 

32. К какому виду относится следующее суждение «в здоровом теле – здоровый дух»?

а) общеотрицательному

б) общеутвердительному

в) частноутвердительному

 

33. Что такое модальные суждения?

а) это суждения с дополнительной информацией

б) это суждения качественно неопределенные

в) это суждения о признаках предметов

 

34. Будет ли распределен субъект следующего суждения: «Некоторые числа являются дробными»?

а) да

б) нет

 

35. Распределен ли предикат в следующем суждении: «Всякий человек является разумным существом»?

а) да

б) нет

 

36. правильно ли составлено суждение, если субъект распределен, а предикат нераспределен: «Ни один параллелограмм не является окружностью»?

а) да

б) нет

 

37. Если Вам даны следующие условия: субъект (животное) нераспределен, предикат (живет под водой) нераспределен, то каким должно получиться суждение:

а) ни одно животное не живет под водой

б) некоторые животные не живут под водой

в) некоторые животные живут под водой

 

Что такое выделяющие суждения?

а) это суждения, в которых объем предиката входит в объем субъекта

б) это суждения, в которых дел

в)

 

38. Какие отношение связывает следующие суждения: «все космонавты – летчики» и «некоторые космонавты – не являются летчиками»

а) подчинение

б) противоречие

в) противоположность

 

39. Что означает термин контрадикторность?

а) противоположность

б) тождество

в) противоречие

 

40. Определите вид суждения «Я знаю, что такое любовь и что такое ненависть»

а) сложное конъюнктивное суждение

б) простое суждение со сложным предикатом

в) сложное дизъюнктивное суждение

 

41. К какому виду относится следующее суждение «Если ты любишь, ты постоянно тревожишься за человека»

а) сложное импликативное суждение

б) сложное дизъюнктивное суждение

в) сложное эквиваленьное суждение

 

42. К какому типу вопросов относится вопрос «продолжаешь ли ты тайком отнимать деньги у малышей?»

а) к-вопрос

б) провокационный вопрос

в) неполный вопрос

 

43. Содержится ли вопрос в следующем суждении «в будущем многие студенты смогут обучаться не выходя из дома»

а) да

б) нет

 

44. В каких случаях истинны конъюнктивные суждения?

а) во всех, кроме случая, когда оба простых суждения ложны

б) только если оба простых истинны

в) если одно суждение истинно, а другое ложно

 

45. Выберите правильный вариант операции превращения следующего суждения «Все экономические законы объективны»

а) некоторые экономические законы объективны

б) ни один экономический закон не является не-объективным

в) некоторые экономические законы не объективны

 

 

46. Выберите правильный вариант операции обращения следующего суждения «некоторые врачи педиатры»

а) некоторые врачи не являются педиатрами

б) некоторые педиатры врачи

в) все педиатры врачи

 

 

47. Выберите правильный вариант операции противопоставления предикату следующего суждения «некоторые растения не размножаются спорами»

а) некоторые размножающиеся не-спорами - растения

б) некоторые размножающиеся спорами - растения

в) некоторые растения размножающиеся не-спорами -

 

 

48. Выберите правильный вариант вывода по логическому квадрату следующего суждения «ни один страус не летает», если известно, что оно истинно

а) все страусы не летает - ложно

б) все страусы являются не-летающими – ложно

в) некоторые страусы не летают - ложно

 

 

49. Выберите правильный вариант вывода по логическому квадрату следующего суждения «все учащиеся отличники», если известно, что оно ложно

а) некоторые учащиеся не являются отличниками - истинно

б) некоторые учащиеся отличники - истинно

в) ни один учащийся не является отличником - истинно

 

 

50. Выберите правильный вариант вывода по логическому квадрату следующего суждения «некоторые художники – увлеченные люди», если известно, что оно истинно

а) все художники – увлеченные люди - ложно

б) ни один художник не являются увлеченным человеком - ложно

в) некоторые художники не являются увлеченными людьми - истинно

 

 

51. Выберите правильный вариант вывода по логическому квадрату следующего суждения «некоторые задания не сделаны», если известно, что оно ложно

а) все задания сделаны - ложно

б) некоторые задания сделаны - истинно

в) ни одно задание не сделано - истинно

 

 

52. Можно ли получить заключение «с волками жить – по волчьи выть» с помощью полной индукции?

а) да

б) нет

 

53. Определите вид умозаключения: если известно, что подорожают хлеб и крупа, молоко, значит, подорожают все продукты

а) аналогия

б) неполная индукция

в) полная индукция

 

54. Определите вид умозаключения: если известно, что каждый студент сдал зачет, значит, все студенты сдали зачет

а) дедукция

б) неполная индукция

в) полная индукция

 

55. Какая ошибка допущена в построении следующего умозаключения:

некоторые рабочие не являются студентами

ни один студент не сдает кандидатские экзамены

а) нарушено правило посылок

б) нарушено правило терминов

в) нарушено правило распределенности терминов

 

56. Какое правило силлогизма нарушает следующее умозаключение

все спортсмены сильные люди

некоторые спортсмены – лыжники

следовательно, все лыжники – сильные люди

а) заключение нельзя делать из частных суждений

б) если одно из суждений частное, то и вывод будет частным

в) в умозаключении должно быть только три термина

 

57. Почему из двух отрицательных суждений невозможно сделать дедуктивный вывод?

а) потому, что это запрещено правилами терминов

б) потому, что крайние термины оказываются несвязанными друг с другом

в) потому, что неизвестна их истинность

 

Итоговые контрольные работы. Выполняются в соответствии с последней цифрой зачетной книжки.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Ответ дается на все вопросы.

1. Какие значения имеет термин «логика»?

2. Назовите основные ошибки, возникающие при нарушении закона тождества, и приведите свои примеры на эти ошибки

3. Могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными следующие пары суждений (поясните ссылкой на используемые законы логики):

а) Алкоголь вредит печени

Алкоголь благотворно сказывается на состоянии сосудов

б) Зрители были поглощены спектаклем

Зрители смотрели спектакль без интереса

в) Ни один счастливец не понимает несчастного

Некоторые счастливые понимают и несчастных

г) Все проголосовали против выставленных кандидатур

Никто не проголосовал против

д) Некоторое знание приносит вред

Всякое знание полезно

4. Какой закон логики нарушается в следующем случае:

Все студенты готовились к экзамену, поэтому они заслуживают положительных оценок

5. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

Евгений Онегин, снегоход, бесполезный, парк, Зевс

6. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:

причина; красивый пейзаж; Северное сияние

7. Определите характер отношений следующих понятий и изобразите кругами Эйлера:

а) время года, Новый год, зима, праздник, каникулы, оттепель

б) сладкий, плод, фрукт, привкус, горький

в) военный, учитель, родитель, отец, мать

г) осина, береза, дерево, ель, вечнозеленое дерево

д) сильный, не-сильный, ветер, шторм, чувство, страх

8. Укажите на ошибки, допущенные в определениях:

а) Человеческое существо – не вещь среди других вещей (Виктор Франкл)

б) Железнодорожник – работник на железной дороге

в) Клоп – маленькое, кусачее существо

г) Моральный человек совестлив, ответственен, честен

д) Счастье – это состояние души

9. Проверьте правильность деления понятий:

а) Понятия делятся на совместимые, пересекающиеся и подчиненные

б) Книги бывают интересными и скучными

в) компьютер – это монитор, системный блок, клавиатура

10. Приведите предложения к строгой логической форме суждения, установите вид, состав, качество, количество, распределенность терминов, изобразите кругами Эйлера отношения субъекта и предиката:

а) Простое наличие любви еще не есть само по себе ручательство того, что предмет достоин любви (Франц Брентано).

б) На человека обыкновенно гораздо более действует последовательность в интонации, чем последовательность в мыслях (Лев Шестов)

в) Как часто реформаторы не представляют себе всех последствий своих действий

г) Будучи однажды испытанным, впечатление продолжает воздействовать на нас (Альфред Адлер)

11. Определите истинность сложных суждений:

а) Лишь когда мы действуем, мы действительно есть мы сами (Георг Зиммель)

б) Если есть смысл жизни вообще, то должен быть смысл и в страдании (Виктор Франкл)

в) Власть и богатство не одно и то же, хотя богатство дает нам также и власть (Людвиг Витгенштейн)

12. Дайте полную характеристику вопросам:

а) Чем ближе к нам, тем лучше? (Эрнст Симон Блох)

б) Сколько нужно человеку?

в) Правда ли, что за ограбление винта дают три года?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.