КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I. Психология детской одаренности. противоречивую информацию
противоречивую информацию. Биографии выдающихся людей буквально переполнены «противоположными» сведениями. Сам факт признания зависимости темпа личностного развития от генотипа объясняет, почему детская одаренность не всегда приводит к высоким творческим достижениям в зрелом возрасте. Кроме негативного влияния среды, на которое обычно в данном случае пытаются все списать, здесь, вполне вероятно, работает программа, определяемая генотипом. Так, генотипически темп созревания может быть ускоренным, что и проявится в практике развития. А конечный результат развития тем же генотипом может быть задан как норма. В этом случае ускорение в один период, происшедшее под влиянием генотипических факторов, может смениться замедлением в другой период под влиянием все того же генотипа. Сталкиваясь с проявлениями ускоренного темпа развития, мы обычно ожидаем выдающихся результатов; по этой же логике отставание в темпе развития от сверстников склонны считать патологией и источником не только сегодняшних, но и будущих проблем. Замечено и подтверждено экспериментальными исследованиями, что замедленный (против нормы) темп развития может вовсе не свидетельствовать о пожизненной отсталости ребенка. Таким образом, со значительной долей уверенности можно утверждать, что сам по себе факт ускорения, квалифицируемый обычно как детская одаренность, либо замедления развития вне зависимости от его обусловленности (генотипической или средовой) не следует рассматривать как однозначное предопределение его итогового уровня. Мальчики и девочки Давно замечено, что при тестировании на уровень интеллекта и креативности, при определении развития познавательных способностей наблюдаются не только
глава 5. Можно ли прогнозировать развитие индивидуальные отличия, но и отличия, обусловленные полом. Мальчики и девочки, мужчины и женщины показывают разные результаты. Среди девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, как отмечают некоторые исследователи, одаренных чуть больше, чем мальчиков. Но в более старшем возрасте (на этапе полового созревания) данное соотношение меняется в пользу мальчиков. А значительная часть девочек, ранее опережавших сверстников в развитии, «выравнивается» и уходит из разряда одаренных. Но ответ на вопрос о том, чем это обусловлено, не так прост. Может быть, срабатывают какие-то генетические программы, а может быть, это объясняется внешними воздействиями. Известны попытки объяснить этот факт средовым влиянием, представив его как результат определенных «социальных ожиданий». Нельзя не признать, что эти утверждения не лишены оснований. Ведь в мальчике наши культурные традиции требуют пробудить активность, энергичность, инициативу, стремление к самоутверждению. Традиционные представления о мужском поведении заставляют нас учить мальчика бороться с внешними обстоятельствами, быть лидером, «победителем», сильным, смелым, отважным и при этом обязательно уметь скрывать свои чувства (в особенности боль, обиду и др.). Девочку мы, в соответствии с теми же традициями, должны воспитывать практически в прямо противоположном духе. В нашем понимании девочка должна быть, и, как правило, оказывается более чувствительной и к поощрению и к порицанию, более склонной к состраданию, сопереживанию. В обществе не всегда поддерживается ее интеллектуальная инициатива, обычно не ценятся ее лидерские порывы, она должна быть покорной, °на может поплакать и т. п. В этих условиях, конечно, тРУДно ожидать, что она вырастет выдающимся лиде-Р°м, политиком или руководителем производства, ученым или режиссером. Если это и произойдет, то благодаря 122 I часть I. Психология детской одаренности значительно превосходящим средние генотипическим задаткам и вопреки влиянию среды. Современные методики измерения познавательных способностей не фиксируют существенных различий в среднем уровне их развития у представителей разных полов. Вопреки эмоциональным высказываниям, основанным преимущественно на умозрительных заключениях ряда крупных ученых прошлого (Ч. Дарвин, Ф. Гальтон и др.), познавательные возможности женщин и мужчин в целом примерно равны. Но это не исключает наличия специфических особенностей, связанных с полом. Замечено, что женщины лучше справляются с тестами на вербальную беглость, скорость чтения, понимание прочитанного и правописание. У них обычно лучше кратковременная вербальная память. У девочек раньше, чем у мальчиков, развиваются речевые и языковые способности. Физиологи утверждают, что в языковых центрах головного мозга женщин сосредоточено на 17 % больше нейронов, чем в соответствующих зонах мозга мужчин. У женщин головной мозг менее латерализован, волокна, связывающие два полушария и делающие возможной коммуникацию между корой обоих полушарий, толще. У женщин выше способность к эмпатии. Вне зависимости от типа культуры, в которой им пришлось расти, женщины лучше мужчин интерпретируют лицевую агрессию и другие виды социальной, эмоциональной информации. При этом мужчины превосходят женщин в понимании и мысленном манипулировании пространственными отношениями (лабиринты, пространственные тесты и т. п.), чаще демонстрируют высокие математические способности, линейное мышление. Специальные исследования свидетельствуют о том, что по показателям IQ у женщин отмечается меньшая вариативность, чем у мужчин. Иначе говоря, мужчины чаще демонстрируют очень высокие и очень низкие по- глава 5. Можно ли прогнозировать развитие | 123 казатели по тестам IQ. Вероятно, поэтому среди мужчин (в любой культуре, в любой популяции) и гениев, и умственно отсталых всегда оказывалось больше, чем среди женщин. Дети выдающихся людей Особый интерес и ученых, и обывателей всегда вызывали дети выдающихся людей. Прежде всего, они привлекали к себе внимание биографов гениев. И это не случайно, ведь именно эти дети имеют, если рассуждать формально, максимум преимуществ. Причем к преимуществам можно отнести не только благоприятную внешнюю среду, но и не менее благоприятные генотипи-ческие особенности. В результате наблюдений накопились статистические данные, свидетельствующие о том, что дети выдающихся людей крайне редко достигают таких же результатов, как их великие родители. Всем известны выдающиеся политические лидеры, ученые, писатели, поэты, музыканты, художники, имевшие детей, пошедших по их стопам. Но, став взрослыми, эти дети очень редко достигали высот, до которых поднимались их родители. Примеров этому более чем достаточно. Вспомним Петра I и его сына Алексея; сколько литераторов, равных А. Пушкину или Л. Н. Толстому, выросло из их детей и внуков; много ли выдающихся открытий сделано детьми выдающихся ученых. Многие известные советские и российские деятели науки и искусства имеют детей, избравших те же профессии, но при этом достичь профессиональных высот удается лишь единицам. Современники Льва Николаевича Толстого отмечали, что, общаясь с известными писателями своего времени, он обязательно спрашивал о том, талантливы ли их стар-щие сыновья. На основании подобных наблюдений в обществен-Ном сознании сформировалось представление о том, что 124 | часть I. Психология детской одаренности глава 5. Можно ли прогнозировать развитие
«на детях великих людей природа отдыхает». А на выдающиеся проявления у потомков можно рассчитывать лишь в следующем, третьем поколении. Своеобразным подтверждением этой мысли служили и другие наблюдения. Так, например, давно замечено, что у людей очень маленького роста, как правило, вырастают дети выше их, и, наоборот, у очень высоких дети часто ниже своих родителей. Если учитывать то, что природа строит свои конструкции по общим алгоритмам, то приходится признать, что это правило должно распространяться и на другие признаки. Следовательно, то же должно происходить и с наследованием задатков умственных и творческих способностей. Вероятно, природа сохраняет некоторую норму, допуская возможность колебаний лишь в определенных пределах. Чтобы разобраться в том, насколько эти утверждения соответствуют действительности, подчеркнем еще раз: специалисты-генетики говорят, что организм наследует не признак как таковой, а только лишь способность формировать этот признак в определенных условиях среды. У гена, определяющего признак, есть характеристика, которую называют специальным термином «норма реакции»: имеется в виду диапазон, в котором генотип допускает возможность колебания под воздействием внешней среды. И поскольку условия для развития у родителей и их детей объективно отличаются, то степень проявления тех или иных признаков (даже при отсутствии мутаций) неизбежно окажется разной. В результате дети (и внуки) могут оказаться и более и менее талантливыми чем родители, бабушки или дедушки. А вышеупомянутое «правило» о якобы отдыхающей природе, вероятно, один из многочисленных мифов, которыми буквально окружены рассуждения об одаренности. Существенно повлиять на норму реакции гена могут, как мы уже отметили, некоторые физические, химические и биологические факторы. Формы проявления детской одаренности Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, называют явной. Завуалированную, замаскированную именуют скрытой, или латентной, одаренностью. Существует и другая, очень похожая градация — актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, замеченную психологами, педагогами, родителями, называют актуальной. Детей, которые демонстрируют актуальную одаренность, чаще называют уже не одаренными, а талантливыми детьми. И напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в силу своей функциональной недостаточности, называют потенциальной. Одаренность ранняя и поздняя Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Бывает и наоборот: люди, не считавшиеся одаренными в детстве, добивались блестящих результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими. Например, биографы Карла Линнея (великого шведского ботаника) отмечают, что в детстве его развитие шло медленно. Правда, при этом известность он стал приобретать уже с 24 лет. Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель "• С. Крылов. Среди воспитанников Царскосельского часть I. Психология детской одаренности глава 5. Можно ли прогнозировать развитие
лицея, увлекавшихся поэтическим творчеством, А. Пушкин не считался первым, пальму первенства успешно оспаривал А. Илличевский. Ничем не выделялись в детстве среди своих сверстников многие известные ученые, художники. Факт существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности подчеркивает сложность и важность проблемы прогнозирования развития. К этой проблеме примыкает другая, не менее важная. Умственный потенциал человека, как мы уже отметили выше, не статичен. Он существует лишь в динамике и постоянно меняется. Поэтому многие ученые посвящали свои исследования изучению продуктивности человека в различные периоды его жизни. Так, например, американские психологи Г. Леман и У. Денис установили, что наиболее продуктивным периодом творчества писателей, художников, мыслителей является возраст 20—40 лет, у математиков — 23 года, химиков — 20—30 лет, физиков 32—33, у астрономов 41—44. Закономерности, случайности и прогнозирование В прогнозах индивидуальных достижений делается значительно больше ошибок, чем в построении прогнозов погоды, демографических волн или исторических событий. Педагоги и психологи, работающие с одаренными детьми в образовательных учреждениях, с этой проблемой сталкиваются постоянно. Обычно они прочат большое будущее одним своим ученикам, а настоящих успехов, как правило, достигают другие. ; Меняются поколения учеников, а ситуация с ошибочными прогнозами повторяется. Вероятно, главная причина в том, что динамична не только детская одаренность, но и сам мир; в представления о будущем вмешиваются еще и случайности. Многие события, определяющие будущее, спрогнозировать просто невозможно. И тем не менее интерес исследователей к данной проблеме не ослабевает, специалисты постоянно пытаются найти признаки, указывающие на возможность ребенка в будущем добиться выдающихся достижений. Нередко случайные признаки пускали исследователей по ложному следу. Так, например, в XVIII—XIX веках было замечено, что практически все выдающиеся полководцы (А. В. Суворов, Наполеон Бонапарт и др.) и флотоводцы (Г. Нельсон и др.) были невысокого роста. Некоторые биографы поспешили объявить это закономерностью и даже придумали теорию «низкорослых гигантов». Но, рассмотрев эту идею более внимательно, Ф. Галь-тон пришел к любопытным выводам. По его утверждению, одно из важнейших качеств выдающегося полководца — храбрость. Ею отличались и А. Суворов, и Г. Нельсон, и другие полководцы и флотоводцы. Но именно это качество не позволяло достичь зрелого возраста и стать полководцами большинству рослых людей. Ф. Галь-тон пишет о том, что они погибали, будучи еще младшими офицерами. Стрелок обычно целится в рослого человека, подобно охотнику, старающемуся застрелить самую крупную птицу. Одна из серьезных проблем прогнозирования состоит втом, что требования к выдающемуся человеку существенно меняются с течением времени. Так, например, одно время требует от выдающегося человека одних способностей, а другое — совсем других. А мы — психологи, педагоги и родители — часто не в силах это прогнозировать. Потому и ведем себя как генералы, которые, как утверждает поговорка, «всегда готовятся к прошедшей войне». Например, человека занимающегося наукой, вплоть До середины XX века называли ученым. Предполагалось, что человек этот много знает, потому и «ученый». В наше вРемя сами деятели науки все чаще стараются называть себя не учеными, а исследователями, подчеркивая тем самым, что они могут и не владеть (и часто не стремятся большим объемом информации в области, где
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |