Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности. ведут свои исследования. Современный научный работ­ник — это не столько тот, кто много знает, сколько тот




ведут свои исследования. Современный научный работ­ник — это не столько тот, кто много знает, сколько тот, кто знает, где и как вести поиск нового. А это уже суще­ственно меняет приоритеты.

Не менее важна и другая проблема: в течение своей профессиональной карьеры человеку приходится испол­нять самые разные роли, требующие подчас взаимоис­ключающих личностных свойств. Требования к челове­ку на различных этапах карьерного движения могут ра­дикально меняться.

Обратимся к примерам. Родителям Александра Ва­сильевича Суворова и в голову не приходило, что их сын, болезненный мальчик, отстававший в физическом раз­витии, может стать военным. А уж о том, что из него может вырасти выдающийся полководец, и речи быть не могло. При этом практически все его сверстники-дворя­не со дня рождения включались в полковые списки и к моменту взросления имели офицерские звания. Алек­сандр Суворов в подростковом возрасте сам настоял на том, чтобы его приняли на военную службу. Именно по­этому он долго служил солдатом. И лишь в 24 года полу­чил первое офицерское звание.

Всем известно, что для того чтобы быть хорошим сол­датом, нужны одни качества, чтобы быть хорошим офи­цером — другие, а фельдмаршалом — третьи. Может ли все это сочетаться в одном человеке? А. Суворов дока­зал, что такое возможно, но может быть, его пример ско­рее исключение, чем правило.

Каким прогнозам можно верить

В специальных книгах, посвященных проблемам ода­ренности, часто пишут о том, что общество обычно не любит одаренных и не ценит одаренность. Конечно, это самое общество можно клеймить за это позором. Но если мы посмотрим на данную проблему без эмоций, то не­сложно понять, что есть в этом и своя справедливость.


 

 

глава 5. Можно ли прогнозировать развитие

Одаренность, как мы уже отмечали, это лишь потен­циал. Но общество ценит выдающиеся результаты, а не возможности их достижения. Для общества важно не то, что человек мог бы сделать, а то, что он реально сделал.

На протяжении всего XX века проводилось множе­ство специальных исследований, посвященных пробле­ме прогнозирования выдающихся достижений. Термин «выдающиеся достижения» не является научным, поэтому его определения весьма расплывчаты. Однако несложно догадаться, что, произнося эти слова, мы предполагаем, что человек достиг каких-то блестящих результатов, до­бился исключительных успехов. Правомерен вопрос о том, где находится граница между «выдающимися достиже­ниями» и «достижениями выше среднего» или даже «сред­ним уровнем достижений».

Здесь, конечно, существует множество вариантов. Одни считают, что выдающиеся достижения — это лишь эпо­хальные открытия гения, другие ориентируются на пре­стижные награды и звания. Есть подход, согласно кото­рому это понятие можно охарактеризовать статисти­чески как успех, оцененный по шкале, превышающий определенное значение, то есть по результатам ранжи­рования.

Одним словом, речь идет об уровне достижений, да­леко превосходящем средний уровень. Некоторые ис­следователи пытались выяснить, можно ли предсказать относительно близкие во времени события: успехи в шко­ле, во внеучебной деятельности, в высшем учебном за­ведении, на работе.

Немецкий психолог Гюнтер Трост обобщил резуль­таты многих подобных исследований. Изучая предска­зания школьных успехов ребенка-дошкольника родите­лями, он отмечает, что многие ученые ставят их под со­мнение. Но, анализируя результаты этих предсказаний, °н отметил одну любопытную особенность: для многих Родителей действительно характерна не вполне верная °Ценка одаренности ребенка. При этом родители с вы­соким образовательным статусом чаще недооценивают




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.