КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И домашнее образовательное пространство. глава 6. О программировании домашних образовательных усилий
глава 6. О программировании домашних образовательных усилий
придется корректировать ее постоянно. Новые условия обязательно будут вносить свои уточнения. В этом плане надо быть одновременно и твердым и гибким. На чем-то настаивать, а от чего-то отказываться. Мы говорим в этой книге о развитии одаренности, но одаренность есть потенциал личности, комплекс нереализованных возможностей. Для чего мы этот потенциал развиваем? Вряд ли кто-то из современных родителей рискнет поставить себе такую нескромную задачу, как вырастить гения. Но стоит ли от этого категорически отказываться? Такие попытки существовали в истории домашнего обучения, и они с полным правом могут считаться удачными. Классический пример — Карл Витте, пастор из Германии. Еще до рождения своего сына пастор, поспорив со слушателями своих лекций — членами Магде-бургского педагогического общества преподавателей гимназий, заявил им: «Если бог пошлет мне сына... то я, как и решил, сделаю из него выдающегося человека». Сын у пастора родился вскоре после этого спора, в 1800 году. Он был назван в честь отца — Карлом. Стараниями родителей мальчик добился выдающихся успехов уже к шести годам. Он поражал своими способностями гимназических учителей. В девять лет юный Карл Витте поступил в Лейпцигский университет, где после первого года обучения успешно сдал все экзамены. В 13 лет он стал доктором философии в университете города Ги-сена, затем, позанимавшись четыре семестра, получил степень доктора юриспруденции в Гейдельберге. В 18 лет он становится профессором Гейдельбергского университета. Карл Витте-младший свой след в науке оставил, но гением его назвать все же нельзя. Однако педагогические находки отца были высоко оценены и оказались востребованы. Разработанная Карлом Витте-старшим методика домашнего воспитания была описана автором, по просьбе великого швейцарского педагога И. Г. Пес-талоцци. По книге К. Витте многие одаренные дети были воспитаны своими родителями. Пожалуй, самый яркий пример — основатель кибернетики Норберт Винер. У большинства из нас нет столь высоких притязаний. Развивая интеллектуальные, творческие способности ребенка, мы обычно выбираем более приземленные цели (хорошая, престижная, высоко оплачиваемая профессия, обеспечивающая достойную жизнь и т. п.). Видимо, в этой прагматичности есть своя целесообразность и своя справедливость. При этом, наверное, каждому приходилось убеждаться в том, что наши достижения в значительной мере зависят от уровня тех целей, которые мы ставим себе сами. Большинство из нас получает то, к чему стремится. Что бы ни говорили психологи о важности объективной, адекватной самооценки, в жизни обычно оказываются более результативными люди, чью самооценку окружающие считали завышенной. Но если результат достигнут, значит, эта завышенность была мнимой. Знаем ли мы действительные пределы собственных возможностей, чтобы говорить о том, насколько адекватно мы оцениваем себя или своего ребенка? Вывод, диктуемый этим риторическим вопросом, очевиден: стремиться надо к чему-то грандиозному. Одаренность и гениальность Известный специалист в области психологии творчества Эдвард де Боно, описывая проблему соотношения одаренности и гениальности, предложил такую метафору: можно очень быстро ездить на очень скромном автомобиле и наоборот, имея мощный автомобиль, не Уметь распорядиться его большими возможностями. Это точное и простое сравнение указывает на одну из основных причин того, почему не все одаренные люди могут называться гениями. Понятием «одаренность» обозначается лишь потенциал личности, некие возможности, которые могут быть часть II. Детская одаренность и домашнее образовательное пространство глава 6. О программировании домашних образовательных усилий
реализованы, но, как утверждает статистика, чаще они оказываются невостребованными. Наш выдающийся соотечественник, потративший значительную часть своей жизни на поиск «гена гениальности», Владимир Эф-роимсон утверждал, что частота появления одаренных (потенциальных гениев) у разных народов приблизительно одинакова и оценивается отношением 1: 1000. Уровня великих свершений удается достичь уже одному из ста тысяч. Но для получения титула «гений» надо добиться еще и общественного признания. Даже в просвещенном XX веке с его развитыми образовательными системами и средствами информации это удавалось, по свидетельству В. Эфроимсона, лишь одному из десяти миллионов. Многие биографы-исследователи задолго до В. Эфроимсона отмечали, что тысячи архимедов, моцартов, ра-фаэлей так и не заслужили в обществе полагавшегося им от природы звания гения, причем большинство из них прожили свою жизнь в безвестности, в качестве крестьян, сапожников, пекарей и т. п. Гений — это высший титул для «аристократа духа». Он не передается по наследству, не дается по праву рождения, как, например, дворянский титул. Его присваивает общество одаренным людям за выдающиеся, эпохальные достижения в науке, искусстве, реже в практической деятельности (военное дело, государственное управление и др.). И ценится он в обществе несравненно выше всех других. Гений — явление социально-природное. Но что это — ! аномалия, отклонение в развитии? А может быть, результат болезни, как считал Чезаре Ломброзо? Есть те, кто придерживается этой точки зрения, но все же она вызывает сомнение. Гений — это скорее высшая форма реализации нормы, гармоничное проявление естественных, нормальных человеческих возможностей. Но можно возразить, что гений — не «норма». Да, это очевидно. Но разве является нормой полная гармония, например, телосложения или функционирования внутрен- них органов? Хотя сами по себе отдельные стороны гармонично развитого организма есть, по сути, «хорошая норма». Образовательный стандарт для будущего гения Для проявлений гениальности нет и не может быть никаких стандартов, но это касается творчества гения. Мы же говорим о его воспитании, точнее, даже о тех воспитательных ориентирах, к которым следует стремиться, и должны отметить, что есть ряд давно описанных, относительно хорошо известных личностных свойств, которые характерны для выдающихся людей. Свойств, без которых их выдающиеся достижения были бы невозможны. Некоторые из этих качеств уже рассматривались в главах, посвященных особенностям познавательного и психосоциального развития одаренных детей, многие из них были обозначены в предложенных диагностических методиках. Попробуем еще раз выделить и систематизировать их. Это конкретизирует не только наши цели, но и подскажет, что и как следует делать. Стремление к формированию и развитию таких качеств может рассматриваться нами как основная педагогическая задача, которая ставится в процессе выращивания будущего гения. Обеспечить ему общественное признание не в наших силах, но формировать и развивать нужные качества личности мы и можем и должны. Отметим вначале, что каждый вид деятельности имеет свои особенности и в каждой деятельности проявляется и развивается множество специфических качеств. Но потенциал личности, как отмечали мы в первой главе, об-Щая, интегративная (суммарная) характеристика. Следовательно, определяющие его базовые свойства проявляются и формируются независимо от предметного
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |