КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обработка результатов. Часть I. Психология детской одаренности
Часть I. Психология детской одаренности глава 5. Можно ли прогнозировать развитие
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления. Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности. Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения. Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка. Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукт любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка. Поставленные отметки (либо среднеарифметические Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу (рис. 4). Рис. 4. В качестве примера мы приводим ответы мамы Кати Ф. глава 5. Можно ли прогнозировать развитие Одной из самых сложных проблем, обсуждаемых в связи с детской одаренностью, бесспорно, является проблема прогнозирования. Станет ли одаренный ребенок выдающимся взрослым? Какие признаки указывают на то, что это произойдет, а какие свидетельствуют об обратном? Одна из главных сложностей проблемы прогнозирования в том, что она не может быть решена в рамках только психологии, здесь многое зависит от эволюции культуры, от социальных изменений, от развития научно-технической мысли. Этим занимаются уже не только науки о человеке. Несмотря на эти сложности, люди всегда интересовались проблемами прогнозирования явлений природы,
глава 5. Можно ли прогнозировать развитие
социальных потрясений, собственной судьбы. Прогнозы эти строились и на основе логики, и интуитивно. Желание заглянуть в будущее всегда стимулировало интерес к предсказаниям и предсказателям. Увлекались этим и шарлатаны, и серьезные ученые. В наше время с высокой долей вероятности предсказывается погода, общественно-политические события, судьбы политических партий и их лидеров, демографические волны. Значительно сложнее с предсказанием процесса развития отдельного человека. И все же одна из главных функций современной науки — прогностическая. Наиболее существенно в построении прогнозов развития ребенка продвинулись специалисты в области медицинской генетики. Как известно, мозг новорожденного — не просто безликая масса клеток, ожидающих внешних (средовых) воздействий, а в значительной мере генетически запрограммированная система, постепенно реализующая заложенную в ней тенденцию развития. В настоящее время на основе специального анализа ге-нотипических особенностей ребенка с высокой долей вероятности может прогнозироваться время наступления и развитие многих болезней; время, когда он научится садиться, когда начнет ходить, с какой скоростью будет расти, когда прорежутся зубки, хорошо ли будет говорить к двум годам и многое другое. Некоторые врачи говорят о том, что скоро каждый новорожденный будет получать особый генетический паспорт, где будет содержаться наиболее вероятный сценарий развития его организма на длительное время. Но генетики ведут речь о прогнозировании преимущественно физиологических параметров. Нас же интересует прогноз развития психики и в первую очередь — интеллекта, креативности, личностных качеств. Можно ли предсказать их развитие? Сторонники идеи «интеллектуальной одаренности» пытались утвердить понятие «фиксированный интеллект». Эта гипотеза, как уже отмечено выше, не выдержала проверки специальными исследованиями. Поиск более на- дежных оснований для прогноза развития умственных способностей продолжается. Всем нам надо помнить, что само по себе желание построить прогноз, как ни странно, небезобидно. Потому что строить прогнозы небезопасно. Предсказать будущее — значит повлиять на него, и в этом утверждении нет преувеличения. Вспомним, как красиво и психологически точно описал это А. С. Пушкин в своей знаменитой «Песни о вещем Олеге». Многим знакома ситуация, когда на ребенка, выделяющегося в среде сверстников, образно говоря, вешают ярлык «одаренный». Это значит, что кто-то предсказал ему «большое будущее». И с этой поры его стали рассматривать как звезду в настоящем и, главное, в будущем. Он помещен в специальную школу. Все вокруг ждут чудес, а у ребенка это нередко рождает постоянное чувство тревоги: «А вдруг не смогу, а вдруг не получится...» Все может быть и не так трагично, но нельзя не заметить, что естественное течение его детской жизни уже существенно изменено. Опыт показывает, что эти изменения чаще всего приводят к негативным результатам. Темп развития Специальные исследования степени зависимости темпа созревания и развития личности от генотипических и средовых влияний чрезвычайно сложны. Именно поэтому проблема прогнозирования развития, предсказания возможных достижений ребенка наименее разработана. Неизвестно, в каких случаях ускоренный темп развития умственных способностей, квалифицируемый обычно как детская одаренность, следует рассматривать как гарантию будущих высоких достижений личности в науке, искусстве или других сферах. Мы уже отмечали, что многие выдающиеся ученые, художники, музыканты в детстве ничем не выделялись, и, наоборот, многие вундеркинды сделались «бывшими». Статистика дает очень
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |