Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка результатов. Часть I. Психология детской одаренности




Часть I. Психология детской одаренности


глава 5. Можно ли прогнозировать развитие



 


Проявляется в способности объективно характери­зовать решения проблемных задач, поступки людей, со­бытия и явления.

Изобретательность. Способность находить оригиналь­ные, неожиданные решения в различных видах деятель­ности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способ­ность к анализу, синтезу, классификации явлений, собы­тий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, вы­сказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Уме­ние концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельно­сти ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятель­ности (перфекционизм). Стремление доводить продукт любой своей деятельности до соответствия самым высо­ким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высоко­го уровня.

Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические
показатели, вычисленные по результатам оценок несколь­
ких взрослых) отложим на графике. Идеальный резуль­
тат — правильный девятиугольник. Но у реального ре­
бенка при объективной оценке, обычно получается «звез­
дочка» сложной конфигурации.,j оч


Этот график дает наглядное представление о том, в ка­ком направлении нам следует вести дальнейшую воспи­тательную работу (рис. 4).

Рис. 4.

В качестве примера мы приводим ответы мамы Кати Ф.

глава 5. Можно ли прогнозировать развитие

Одной из самых сложных проблем, обсуждаемых в связи с детской одаренностью, бесспорно, является проблема прогнозирования. Станет ли одаренный ребенок выдаю­щимся взрослым? Какие признаки указывают на то, что это произойдет, а какие свидетельствуют об обратном? Одна из главных сложностей проблемы прогнозирования в том, что она не может быть решена в рамках только психоло­гии, здесь многое зависит от эволюции культуры, от соци­альных изменений, от развития научно-технической мыс­ли. Этим занимаются уже не только науки о человеке.

Несмотря на эти сложности, люди всегда интересо­вались проблемами прогнозирования явлений природы,



118 | часть 1. Психология детской одаренности

глава 5. Можно ли прогнозировать развитие



 


социальных потрясений, собственной судьбы. Прогнозы эти строились и на основе логики, и интуитивно. Жела­ние заглянуть в будущее всегда стимулировало интерес к предсказаниям и предсказателям. Увлекались этим и шар­латаны, и серьезные ученые. В наше время с высокой долей вероятности предсказывается погода, обществен­но-политические события, судьбы политических партий и их лидеров, демографические волны. Значительно сложнее с предсказанием процесса развития отдельного человека. И все же одна из главных функций современ­ной науки — прогностическая.

Наиболее существенно в построении прогнозов раз­вития ребенка продвинулись специалисты в области ме­дицинской генетики. Как известно, мозг новорожден­ного — не просто безликая масса клеток, ожидающих внешних (средовых) воздействий, а в значительной мере генетически запрограммированная система, постепенно реализующая заложенную в ней тенденцию развития. В настоящее время на основе специального анализа ге-нотипических особенностей ребенка с высокой долей ве­роятности может прогнозироваться время наступления и развитие многих болезней; время, когда он научится садиться, когда начнет ходить, с какой скоростью будет расти, когда прорежутся зубки, хорошо ли будет гово­рить к двум годам и многое другое.

Некоторые врачи говорят о том, что скоро каждый новорожденный будет получать особый генетический паспорт, где будет содержаться наиболее вероятный сце­нарий развития его организма на длительное время.

Но генетики ведут речь о прогнозировании преиму­щественно физиологических параметров. Нас же инте­ресует прогноз развития психики и в первую очередь — интеллекта, креативности, личностных качеств. Можно ли предсказать их развитие?

Сторонники идеи «интеллектуальной одаренности» пытались утвердить понятие «фиксированный интеллект». Эта гипотеза, как уже отмечено выше, не выдержала про­верки специальными исследованиями. Поиск более на-


дежных оснований для прогноза развития умственных способностей продолжается.

Всем нам надо помнить, что само по себе желание построить прогноз, как ни странно, небезобидно. Пото­му что строить прогнозы небезопасно. Предсказать буду­щее — значит повлиять на него, и в этом утверждении нет преувеличения. Вспомним, как красиво и психологи­чески точно описал это А. С. Пушкин в своей знамени­той «Песни о вещем Олеге».

Многим знакома ситуация, когда на ребенка, выде­ляющегося в среде сверстников, образно говоря, вешают ярлык «одаренный». Это значит, что кто-то предсказал ему «большое будущее». И с этой поры его стали рассмат­ривать как звезду в настоящем и, главное, в будущем. Он помещен в специальную школу. Все вокруг ждут чудес, а у ребенка это нередко рождает постоянное чувство тре­воги: «А вдруг не смогу, а вдруг не получится...»

Все может быть и не так трагично, но нельзя не за­метить, что естественное течение его детской жизни уже существенно изменено. Опыт показывает, что эти изме­нения чаще всего приводят к негативным результатам.

Темп развития

Специальные исследования степени зависимости тем­па созревания и развития личности от генотипических и средовых влияний чрезвычайно сложны. Именно по­этому проблема прогнозирования развития, предсказа­ния возможных достижений ребенка наименее разрабо­тана. Неизвестно, в каких случаях ускоренный темп раз­вития умственных способностей, квалифицируемый обычно как детская одаренность, следует рассматривать как гарантию будущих высоких достижений личности в науке, искусстве или других сферах. Мы уже отмечали, что многие выдающиеся ученые, художники, музыканты в детстве ничем не выделялись, и, наоборот, многие вун­деркинды сделались «бывшими». Статистика дает очень





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.