КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И домашнее образовательное пространство
Часть II. Детская одаренность Экспериментальные исследования Наиболее привлекательны для детей эмпирические исследования. Они особенно важны с точки зрения творческого развития детей, а так же не менее полезны в плае информационном. Они вполне могут вписываться в наш эбщий большой классификатор. В качестве примера таких исследований рассмотрим исследовательские рабо-i детей младшего школьного возраста, выполненные при астии автора этих строк. Эти исследования проводились детьми самостоятель-яо и в основном дома. Правда, первый толчок и последующее руководство работой осуществлялось не родителями детей, а автором, работавшим в школе педагогом-психологом. Но все это вполне может происходить и дома. Рождение идеи. Во время обсуждения темы для очередного исследования третьеклассница Маша вспомнила, как однажды я рассказывал об экспериментах по изучению мышления людей и животных американского психолога Торндайка и упомянул о его опытах с кошкой — о том, какие неутешительные для кошки выводы были сделаны из его исследований. Мысль о том, что кошка не может считаться животным «с высоким интеллектом» Маше показалась ошибочной. — А моя кошка умная! — заявила она. — Но кошка плохо обучается, ее даже опытные дрес На что тут же получил ответ: — А Куклачев! И потом, послушная — это одно, а ум Возразить нечего! Справедливо. Тему решили назвать: «Изучение умственных способностей кошки». Выбор методов исследования. Стали думать, как исследовать. глава 9. Учебные исследования в домашнем обучении
— Очень просто! — сказала Маша, — у вас же есть — Не пойдет, — сказал я, — они не годятся. Но у меня? Сбор материала. Маша внимательно изучила каждый субтест Д. Корена и переработала все с учетом «кошачьих особенностей». Затем предстояло сделать шкалу. Конечно, мы не проводили мероприятий, которых обязательно требует для составления настоящей шкалы математическая статистика. Маша ограничилась минимальной выборкой и проверила тесты только на кошках одноклассников и знакомых. В результате по подсчитанным ей средним показателям была составлена собственная нехитрая шкала. Обобщение полученных данных. Теперь, пользуясь этой шкалой, можно было обследовать других кошек и даже, по утверждению Маши, высчитывать нечто вроде «коэффициента кошачьего интеллекта». Но самым главным она считала доказательство того, что кошка, справляясь с ее заданиями, выполняет довольно сложные мыслительные операции. Субтесты, по которым шла проверка, были направлены на выявление самых разных умственных способностей животного: • умения решать проблемы (например, строится узкий • обучаемости (например, изобретается какая-нибудь • кратковременной памяти (например, на глазах у кошки в один из углов комнаты кладется лакомство, кошку выносят из комнаты на несколько минут, затем возвращают и наблюдают, как быстро она находит лакомство). Не менее остроумные способы изучения долговременной памяти, внимания и других характеристик кошачьих умственных способностей изобрела Маша, пользуясь в качестве аналогов методиками Д. Корена. Очень важно, что ее заинтересованность позволила ей не просто следовать в фарватере чужих мыслей, а, получив новые знания, создать нечто совсем новое и исключительно любопытное. Подготовка проекта. Этот этап работы — при данной теме исследования — не вызвал особых трудностей. Все субтесты были кратко описаны, снабжены для доказательности рисунками. И приведены незамысловатые таблицы с результатами обследования разных животных. Защита проекта. Данный проект был представлен на очень строгий суд одноклассников. Но сделана работа была настолько хорошо и осмысленно, что никакими вопросами оппонентам не удалось дискредитировать или поколебать авторские позиции. Эмпирические исследования интересны и полезны во многих отношениях. Естественно, что опираются дети при их разработке на собственные склонности и увлечения. Так, например, одна из девочек, участниц нашего исследования, — Катя Ж. — подготовила работу на тему «Куклы». Ее исследовательская работа была посвящена искусству создания кукол и проблеме их коллекционирования. Они с мамой много времени отдают собиранию собственной коллекции (более чем из 30 кукол). Увлечение длится уже три года. Подготовленный Катей доклад показал, что девочка последовательно изучила все основные вопросы. Она хорошо осведомлена в области современных подходов
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |