Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интенсификация




Часть III. Детская одаренность и школьное обучение

Ускорение

Эта стратегия предполагает увеличение темпа прохож­дения учебного материала. В качестве ориентира в дан­ном случае служит традиционный темп обучения.

На практике это часто выглядит как стремительное перемещение одаренного ребенка из первого класса

9 А. Савенков




глава 10. Чему учить, или Содержание образования и умственное развитие ребенка



 


в третий, а то и в пятый, из него в седьмой, а там и
в университет. ; ,н

К идее ускорения темпа обучения специалистов прий вело несколько упрощенное понимание одаренности^, Одаренность, считают сторонники этого подхода, — эт-ф опережение сверстников по темпам (скорости), разви,-тия. А одаренный ребенок, по их мнению, такой же^ как и другие дети, только немного лучше. Он умнее, любо­знательнее, легче и быстрее обучается. То, что он каче­ственно иной ребенок, они не признают.

Как и любая педагогическая идея, стратегия уско­рения имеет и свои положительные черты, и свои не­достатки. Очевидное превосходство над сверстниками в умении видеть сущность проблемы, прекрасное запо­минание материала, любознательность, независимость суждений и другие качества, отмечаемые у этой катего­рии детей, заставляют педагогов склоняться к мысли, что эти дети, обучаясь в традиционном темпе, попросту те­ряют время, тратят его зря.

Исследования, проведенные многими учеными в раз­ных странах, свидетельствуют о том, что ускорение по­зволяет одаренному ребенку оптимизировать темп соб­ственного обучения и это благотворно сказывается на об­щем интеллектуально-творческом развитии.

Вариантов ускорения немного: это более быстрый (по сравнению с традиционным) темп изучения учебного материала со всем классом одновременно и «перескаки­вание» одаренного ребенка через класс (несколько клас­сов) в обычной школе.

Этот подход строится на тех же представлениях об ода­ренности, что и предыдущий. Он предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема или, как говорят специалисты, повышения интенсивности обу­чения. Эта стратегия, при выше отмеченных общих кор­нях, является альтернативой стратегии ускорения.


Суть подхода кратко можно выразить так: одарен­ный ребенок способен обучаться с большей скоростью, но не следует его «ускорять»; время, высвобождаемое за счет более быстрого обучения, можно наполнить други­ми занятиями. Например, увеличить объем изучаемого материала по традиционным предметам или ввести ряд дополнительных, нетрадиционных предметов. Вместо обыч­ной математики, что изучают в школе, можно препода­вать математику по программам вуза, вместо одного ино­странного языка изучать два, три. Можно также ввести «модные» предметы, на преподавании которых настаи­вают родители, например латынь, экономику, юриспру­денцию и др.

К сожалению, именно путь интенсификации выбира­ют большинство школ, работающих с одаренными детьми в нашей стране. Увеличенный объем изучаемого мате­риала, значительное количество нетрадиционных пред­метов — обычное явление для образовательных учреж­дений, имеющих повышенный статус.

Постоянно возрастающая волна критики в адрес стра­тегий, построенных на количественных изменениях в со­держании образования, корнями уходит в изменение пред­ставлений о самой концепции детской одаренности. В современной психологии прочно утвердилось другое представление: одаренный ребенок не просто опережает сверстников по ряду параметров развития — это ребе­нок, качественно от них отличающийся. Он не лучше и не хуже, он просто другой ребенок.

Качественные изменения содержания образования

Для многих специалистов, как теоретиков, так и практиков, все более очевидной становится мысль о том, что при разработке содержания обучения одаренных де­тей изменения одних лишь количественных параметров

о»


 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.