КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть III. Детская одаренность и школьное обучение. эта проблема, уходящая корнями в историю, повлияла на современную отечественную образовательную практику
эта проблема, уходящая корнями в историю, повлияла на современную отечественную образовательную практику. Современники Джона Дьюи Елена Паркхерст и Уильям Килпатрик разработали для реализации идей педоцентризма специальные формы организации обучения — «дальтон-план» и «проектный метод». Дети, действуя по «методу проектов», реализовывали собственные идеи, проводили самостоятельные исследования, обобщали и представляли полученные материалы. Эти подходы получили распространение в нашей стране в 20-е годы XX века. Они были существенно видоизменены, доработаны и получили иные наименования — «бригадно-лабораторный метод», «студийная система» и др. Затем, в начале 30-х годов, от этого отказались. Частично реабилитировали подобную практику только в середине 90-х. Сейчас некоторые элементы этих педагогических систем используются в наших школах. В особенности там, где заботятся об интеллектуально-творческом развитии детей, уделяют специальное внимание одаренным. Это чрезвычайно важно. Тем самым для развития детского творчества теперь предлагается не только петь и плясать в самодеятельности или конструировать в свободное от занятий время модели кораблей и самолетов, но и творить в области основной деятельности — учебной. Не только послушно усваивать приготовленные кем-то «порции» знаний, но и добывать эти знания самостоятельно, в ходе настоящего исследовательского поиска. Перечисленными концепциями, конечно, не исчерпывается все богатство и разнообразие подходов к конструированию содержания образования, но именно они наиболее значимы с рассматриваемой нами точки зрения. глава 10. Чему учить, или Содержание образования и умственное развитие ребенка | 239 Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного? Прежде всего, выбирая учебное заведение для своего ребенка, надо поинтересоваться, на каких позициях стоят работающие в нем педагоги. Что для них главное — углубление уровня обученности или развитие обучаемости ребенка. Не менее важно и то, в какой степени они ориентированы на корректировку собственных действий, включая и программы обучения в соответствии с интересами и потребностями самого ребенка, как относятся они к собственной исследовательской практике ребенка. О содержании образования в школах для одаренных Реагируя на факт существования индивидуальных различий в мышлении и обучении детей, системы образования разных стран выработали ряд общих подходов, благодаря чему в педагогической практике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания учебной деятельности одаренных детей. Если принять за точку отсчета содержание образования их «ординарных» сверстников, то можно вычленить два основных подхода к решению этой проблемы: один базируется на изменении количественных, другой — качественных характеристик. К количественным характеристикам содержания образования можно отнести объем усваиваемого и темп усвоения; к качественным — соотношение различных направлений моделирования содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и др.). Но прежде чем рассматривать эти направления и их варианты, необходимо кратко остановиться на методике определения самой «точки отсчета». В нашем случае это закрепленный в культурно-образовательных традициях стереотип, диктующий объем, темп, характер содержания образования. Назовем его образовательным пределом. часть III. Детская одаренность и школьное обучение глава 10. Чему учить, или Содержание образования и умственное развитие ребенка
Образовательный предел Известно, что в любом обществе, вне зависимости от национальных особенностей и диктуемых ими культурно-образовательных традиций, существует стереотип, указывающий на ограничение возможностей человека в плане обучения. Этот стереотип определяет объем содержания образования и темп его усвоения. Насколько достоверны представления об этом пределе? Теоретически предел возможностей человека вообще и ребенка в частности действительно существует, но ответ на вопрос о том, каков этот предел, никому не известен. Так же, как неизвестен и предельный темп, в котором реально может проходить обучение. Действительность едва ли не ежедневно представляет нам примеры практически безграничных возможностей человека. Эти две крайние точки зрения — теоретическое представление о существовании предела возможностей с одной стороны и фактическое отсутствие реальных знаний об этом пределе с другой — взаимно уравновешивают друг друга в общественном сознании. Это равновесие и рождает научно обоснованный миф об образовательном пределе. Реально представление о пределе возможностей ребенка в плане обучения формируется на основе установок органов управления образованием. Они ссылаются на исследования специалистов в области педагогики и психологии. И любая образовательная технология, претендующая на то, что может позволить учащемуся обучаться более интенсивно, чем это допустимо в соответствии с принятой нормой, либо отвергается, либо подвергается критике, как не соответствующая возрастным особенностям. Но следует понимать, что при внимательном рассмотрении представления об этом якобы существующем пределе — всегда миф. Чтобы убедиться в этом, достаточно непредвзято взглянуть на историю школьного обучения. Например, еще в 80-х годах XX века в Советском Союзе шли бурные споры о том, в каком возрасте — в шесть или в семь лет ребенку доступен современный уровень начального образования. А уже в 90-е годы широкую популярность получили технологии обучения чтению, основам математических знаний, иностранным языкам и всему тому, что традиционно включает в себя начальное обучение, не с семи и даже не с шести, а с полутора лет. Задаваемый культурно-образовательной традицией темп обучения, возрастной предел содержания образования — не более чем признанная большинством условность. Реально преодолеть это не удастся никогда, обществу необходимы данные стереотипы, а новые исследования в области педагогики и психологии будут открывать перед человечеством новые горизонты образовательных возможностей. Поэтому понимая, что образовательный предел — всегда миф, мы должны помнить, что особенно доверять ему не стоит. Важно также иметь в виду, что для культурно-образовательных традиций большинства развитых стран (прежде всего России и Европы) характерна ориентация учебного процесса на определенные функциональные структуры личности. Основные черты этого подхода: отсутствие учета заинтересованности в обучении, эмоционального комфорта, логически формализованное, механическое преподавание. Количественные изменения содержания образования
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |