Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вертикальные различия




Типы менеджмента


Концептуальные, человеческие и технические навыки менеджеров позволяют им выполнять основные функции управления (планирование, организацию, лидерство и контроль) в крупных и небольших, специализирующихся на производстве товаров и предоставлении услуг, коммерческих и некоммерческих организациях. Но каж­дый менеджер несет ответственность за выполнение определенных обязанностей: руководит ли он деятельностью различных отделов и подразделений, работает ли на разных уровнях организационных структур. Например, Мэри Ли Боуэн, менеджер среднего звена компании Rubbermaid, отвечает за деятельность команд, разрабаты­вающих аксессуары для ванных комнат, а Филип Найт исполняет обязанности глав­ного исполнительного директора компании Nike, мирового лидера по разработке и производству спортивной обуви. Оба они — менеджеры, и оба занимаются плани­рованием, организацией, лидерством и контролем в своих фирмах, но — в разных пропорциях, и используют для исполнения своих функций различные методы.

Один из наиболее важных, определяющих обязанности менеджера факторов — его положение в организационной иерархии (см. рис. 1.3). На самой вершине пирами­ды находятся высшие менеджеры, или менеджеры высшего звена, топ-менеджеры,


Источник: Thomas V. Bonoma and Joseph С. Lawler, «Chutes and Ladders: Growing the General Manager», Sloan Management Review, Spring 1989, 27-37.

Рис. 1.З. Уровни менеджмента в организационной иерархии

несущие ответственность за деятельность организации в целом: президенты компа­ний, председатели советов директоров, главные исполнительные директора и ис­полнительные вице-президенты. Высшие менеджеры отвечают за определение це­лей организации, разработку стратегий их достижения, контроль за внешней средой и интерпретацию событий, в ней происходящих, а также принятие значи­мых для всей компании в целом решений. Они работают на долгосрочную перспек­тиву, их интересуют тенденции развития внешней среды и общий успех деятельно­сти фирмы. Среди важнейших обязанностей менеджеров высшего звена -осуществление коммуникаций, донесение своего видения организации до всех ее членов, формирование корпоративной культуры и поддержание предприниматель­ского духа. Высшие менеджеры должны во все большей степени вовлекать в про­цесс труда всех своих подчиненных, предоставлять им возможности наиболее пол­но реализовывать свои знания, навыки и способности.

Менеджеры среднего звена занимают позиции на промежуточных уровнях власт­ной пирамиды и отвечают за деятельность важнейших бизнес-единиц, подразделе­ний и отделов организации. Как правило, «под» средним звеном находятся еще два


 

30________________________________________ Часть 1. Введение в менеджмент

и более уровней управления. «Золотая середина» организации несет ответствен­ность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур и ориентирована прежде всего на краткосрочные перспективы. Менеджеры среднего звена должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности кол­легами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.

Современные тенденции реструктуризации и сокращения управленческого аппа­рата корпораций в наибольшей степени ударили именно по менеджерам среднего звена. Во многих компаниях от них попросту отказались, что позволило существен­но повысить производительность труда. Традиционная пирамидальная структура организации становится более плоской, а значит, ускоряются передача информа­ции с высших уровней на низшие, процесс принятия решений. Обратите внимание, что средняя часть пирамиды на рис. 1.3 вогнута с обеих сторон, так как круг менед­жеров среднего звена постоянно сужается. В компании Eastman Kodak, например, ряды представителей «среднего слоя» были сокращены на 30 %, а число управлен­ческих «прослоек» уменьшилось с 7 до 3. В компании Medical Systems Group, входя­щей в состав General Electric, численность менеджеров среднего звена уменьшилась на 35 %. Подобные сокращения позволили многим компаниям добиться повышения эффективности: ускорились их реакция на потребности покупателей, разработка новых товаров, повысились показатели прибыли. Впрочем, весьма существенный вклад в совершенствование деятельности организаций вносят и менеджеры проек­тов, или, как их еще называют, менеджеры команд, число которых значительно воз­росло. Менеджер проекта отвечает за реализацию определенной рабочей задачи, требующей участия других сотрудников того же организационного уровня, т. е. ру­ководство осуществляется не в вертикальном, а в горизонтальном направлении и по завершении проекта руководители «сдают вахту». Кроме того, менеджер одного из проектов может быть членом команды по выполнению другой рабочей задачи. Уча­стие менеджеров в работе над несколькими проектами и не требующее введения дополнительных должностей горизонтальное управление позволяют организации получить максимальную отдачу от своих «ресурсов среднего звена».

Менеджеры первой линии (низшего уровня) несут непосредственную ответствен­ность за производство товаров и услуг, т. е. находятся на первом или втором уровнях управления, занимая должности мастеров, линейных менеджеров, офис-менедже­ров и т. д. Они обязаны выполнять установленные правила и процедуры, обеспечи­вая эффективность производства, предоставлять техническую помощь, мотивиро­вать подчиненных, уделяя основное внимание выполнению повседневных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.