Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владимир Кашин 1 страница




Андрей Нещадин

кандидат социологических наук

зам. директора Центра региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ

([email protected])

кандидат психологических наук

старший научный сотрудник Центра региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ

([email protected])

Анализируются общие черты предыдущих кризисных ситуаций, пути модернизации экономики России в ответ на внешние вызовы. Приводится ряд особенностей кризиса 2014 г., а также сроки и возможности реализации программ импортозамещения.

Ключевые слова: экономический кризис, вызовы, модернизация экономики, импортозамещение.

В последнее время экономисты все чаще оценивают сложившуюся ситуацию в экономике России как депрессивную или кризисную. В поисках решения возникающих проблем они иногда обращаются к историческому опыту, пытаются определять различия и общее в кризисах российской экономики и принимавшихся мерах. В сегодняшней ситуации вновь возникает вопрос о необходимости решения острых проблем путем модернизации производства, причем в специфически сложных условиях импортозамещения из-за введенных Западом санкций и упавшего курса рубля.

Крутые изменения в экономике России как ответ на вызовы происходили в истории неоднократно. Дважды, в период реформ, осуществлявшихся Петром I, и в начале XX в., в период индустриализации, страна проводила политику форсированной догоняющей модернизации. И в том, и в другом случае широко использовался иностранный опыт. И дело не только в закупках оборудования и привлечении импортных технологий. Обратим внимание на то, что и Петр I, и советское правительство в 30-е годы приглашало специалистов из развитых стран и отправляло учиться молодых людей за границу. В 30-е годы через организацию "Госпроектстрой", в которой работало 25 ведущих иностранных инженеров, прошло

стр. 79

более 4 тыс. советских архитекторов, инженеров и техников, изучавших американский опыт.

Источников средств для модернизации было несколько. Во-первых, крайне низкая стоимость труда и низкий уровень жизни населения, особенно в сельской местности, использование труда крепостных, а в XX в. и использование труда большого числа заключенных (в ГУЛагах содержалось, по разным оценкам, от 1,2 до 2,5 млн. чел.). Для 30-х годов, как и для всех лет советской власти, характерным был отложенный спрос, когда из-за дефицита потребительских товаров население не могло отоварить заработанные денежные средства, что практически означало изъятие средств у населения.

Итоги догоняющих модернизаций в России были впечатляющими. К концу царствования Петра ежегодно выплавлялось около 7 млн. пудов чугуна и свыше 200 тыс. пудов меди, за период с 1700 по 1725 гг. было отлито более 20 тыс. пушек. В период индустриализации в СССР было возведено около 9000 новых заводов, а заводы, разрушенные за время Первой мировой и Гражданской войн, были не просто восстановлены, но и оснащены более новой техникой. Были созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, станкостроительная, авиационная.

Кризис 90-х годов XX в. был связан со сменой политической и организационно-экономической систем, отказом от плановой экономики, от директивного установления цен, разрушением рынка хозяйственных связей стран СЭВ, явным дисбалансом в структуре экономики (преобладание производства средств производства над производством предметов потребления). Рост цен обусловил падение уровня жизни населения, высокая инфляция этого периода стала одной из причин недостатка инвестиций и медленной структурной перестройки экономики. Завышенный курс рубля снижал конкурентные возможности российских предприятий. Положение усугублялось бартеризацией экономики, массовыми неплатежами. Большая часть населения была озабочена выживанием, но именно в этот период формировался слой крупных собственников, приватизировавших предприятия, построенные в советское время. Среднегодовые темпы падения ВВП в период 1992 1996 гг. составили 9,4%. Условно можно сказать, что этот кризис продлился до 1997 г., так как именно в этот год в первый раз за предшествующий период отмечен рост ВВП страны на 1,4%.

Одной из основных причин экономического кризиса 1998 г. был обвал азиатских экономик. Но для России действовали дополнительные факторы: низкие цены на сырье на мировом рынке, огромный государственный долг России, финансирование дефицита госбюджета за счет продажи на рынке долговых обязательств (ГКО, ОФЗ и др.). Участники экономических процессов оценивали финансовую ситуацию в стране как нестабильную,

стр. 80

уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал. К августу 1998 г. правительство фактически оказалось без ресурсов для финансирования краткосрочного государственного долга и удержания курса рубля. Возник технический дефолт, проявившийся в отказе от исполнения обязательств перед большинством юридических лиц.

Отмена валютного коридора и последовавшая резкая девальвация рубля сделали многие российские товары конкурентоспособными на отечественном и мировых рынках, появилась мотивация расширять, где это возможно, производство. Существенным фактором являлось то, что имелись недогруженные мощности, квалифицированная рабочая сила и ИТР. Говорить об инновационном развитии не приходилось - использовались заделы, разработанные еще в советское время. Эти ресурсы были практически исчерпаны уже к 2003 г.

Дальнейшее развитие и создание новых производств обеспечивалось ростом мировых цен на нефть и газ. При этом инвестиции можно разделить на 2 группы:

* собственные средства, в основном инвестиции в топливно-энергетический комплекс и сырьевые отрасли (черная и цветная металлургия) и т. д.;

* в основном заемные средства, инвестиции, которые предоставлялись банками за счет займов у иностранных банков под низкий процент для финансирования российских предприятий под более высокий процент (при этом разрыв по ставкам составлял 6 - 8%).

Ожидалось, что полученные добывающими компаниями нефтедоллары трансформируются в инвестиции для машиностроения и в первую очередь на создание мощностей по созданию оборудования для нефтегазовой промышленности, однако этого, увы, не произошло. Одна из причин - особенности инвестиционного климата, существенным компонентом которого являлось неверие в возможность для России длительного периода стабильного развития экономики. В результате проекты с длительными сроками окупаемости практически финансировались редко. Приоритеты отдавались проектам с коротким сроком окупаемости.

Таким образом, 1990-е годы, включая кризис 1998 г., для экономики России - это период освоения рыночных механизмов, период воссоздания промышленности III и IV технологических укладов, но уже ориентированных не на плановую экономику и обязательность поставок, а на рыночный спрос. Вместе с тем, сравнительно низкий уровень конкурентоспособности в сочетании с открытостью внутреннего рынка привели к банкротству многих предприятий традиционной перерабатывающей промышленности. Симптомы "голландской болезни" (отрицательного эффекта для экономики

стр. 81

вследствие укрепления национальной валюты из-за взрывного развития какого-либо сектора экономики, обычно в добывающей промышленности) в ситуации открытого внутреннего рынка привели к тому, что на вырученные от продажи нефти и газа средства чаще закупалась готовая продукция, нежели технологические линии по производству этой самой продукции. Если в 1990 г. удельный вес промышленности в валовом внутреннем продукте составлял 37,8%, то в 1995 г. уже только 29,0%. Среднегодовая численность занятых в промышленности снизилась с 22,8 млн. чел. до 17,2 млн. чел.

Кризис 2008 - 2009 гг. был связан в первую очередь с перекредитованностью крупных банков и корпораций. Достаточно сказать, что в этом случае объем задолженности банков и корпораций был практически равен золотовалютным резервам страны, около 500 млрд. долл. Государственная политика в этом случае заключалась в увеличении уставного капитала ряда банков (ВЭБ, ВТБ, "Россельхозбанка"), предоставлении льготных кредитов корпорациям РУСАЛ, "Лукойл" и др., субсидировании кредитных ставок аграрному сектору и субсидировании ряда предприятий - АвтоВАЗа, КАМаза, ИЖмаша и др. На это были направлены средства Резервного фонда. Также большие средства выделялись на продукцию электронной промышленности (прежде всего, оборонного характера) и нанотехнологии. Но выпускаемый объем продукции этих предприятий еще не изменил структуру экономики.

Поведение инвесторов в России в период кризиса 2008 - 2009 гг. можно назвать крайне прагматичным: вложения с быстрой окупаемостью и с большой осторожностью. Существенной характеристикой отечественной промышленности является низкая инновационность технологий и продукции. Предпочтение отдается приобретению нового готового оборудования. Тем самым повторяется чей-то результат, но при этом нет инвестиций в опережение, в создание собственного, эксклюзивного продукта. Переломить эту ситуацию не удалось, несмотря на программные выступления лидеров страны и принятие ряда мер на федеральном уровне.

Ведущие страны охотно предоставляли товарные кредиты, поставляя нам то, что уже теряло новизну в быстро меняющемся мире новых технологий. Как следствие, в структуре экономики России инновационная продукция составляет единицы процентов, как и доля продукции предприятий V и VI технологических укладов. К началу 2014 г. лишь 8,9% предприятий, из общего числа обследованных Росстатом, осуществляли технологические инновации. Доля высокотехнологических товаров в общем объеме экспорта в 2013 - 2014 гг. составляет менее 7%, в то время как доля аналогичных товаров в объеме импорта составляла более 60%.

Кризис, начавшийся в 2014 г., вызван сочетанием как причин, породивших два предыдущих кризиса, так и новыми причинами.

стр. 82

Из прежних причин можно назвать девальвацию рубля, дефицит бюджета из-за резкого падения цены на нефть. Из новых - то, что в таком глубоком кризисе находится только Россия. Кроме того, падение цен на нефть, что означает отсутствие средств для инвестиций, для запуска производства продукции импортозамещения и осуществления модернизации. По сравнению с прошлыми кризисами ситуация резко изменилась. В стране практически нет свободных мощностей, которые можно было бы использовать для импортозамещения промышленной продукции. Также отсутствует резерв квалифицированных рабочих кадров и инженерно-технических работников (ИТР).

Россия входит в период, когда численность молодежи 18 - 20 лет, вступающей в трудовую жизнь, будет наименьшей за последние 10 - 15 лет. При этом количество мест на первых курсах в вузах превышает количество выпускников 11-х классов школ, а специальностями наибольшего спроса продолжают оставаться экономисты, юристы, пиарщики и т. д., то есть специалисты, подготовка которых не требуют дорогостоящего оборудования, лабораторий, специальных технологических систем. Одновременно резко сокращается количество обучающихся в ПТУ.

Совершенно новой причиной кризисной ситуации для России является введение санкций. Причем санкций двух видов. Одни санкции ограничивают поставки оборудования и технологий для добычи нефти на шельфе в Северном ледовитом океане. Вторые - это по сути попытки вести экономическую войну: ограничения на взаимодействие с рядом банков; ограничения на использование кредитных карт (об этом было объявлено, но потом отменено); угрозы отключения от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей (SWIFT); занижение рейтингов международными рейтинговыми агентствами как России в целом, так и регионам и банкам, крупным компаниям; введение ограничений на выделение кредитов европейскими и американскими банками. Комплекс экономических санкций удорожает или делает практически невозможным получение сравнительно дешевых кредитов и ужесточает требования по возврату ранее полученных.

В сложившейся ситуации возникает вопрос: возможно ли изменение структуры экономики, возможно ли осуществление модернизации и развитие импортозамещения? Будет ли и сможет ли это осуществить частный бизнес и возможно ли это даже при поддержке со стороны государства? На эти вопросы нет однозначного ответа.

По опыту помощи градообразующим предприятиям в 2008 - 2010 гг., результаты модернизации предприятий могут быть заметны не ранее, чем через 3 - 4 года. Если проект требует строительства новых зданий и сооружений, то срок может быть более долгим из-за работ по отводу земель,

стр. 83

привязки проекта, составления проектно-сметной документации, согласования подключений, транспортных и логистических схем. Но это все по поводу предприятий традиционной сферы переработки III и IV технологического уклада. Поэтому в списке предприятий для оказания господдержки значительное число традиционных производств.

Сложнее с выпуском продукции, соответствующей V и VI уровням технологического уклада. Есть российские фирмы, выпускающие современную электронную продукцию (смартфоны, планшеты и т. д.). Но в основном это разработчики программного обеспечения, возможно, даже разработчики технологий производства, но вся (или почти вся) элементная база и сборка производятся в странах с более теплым климатом, прежде всего инвестиционным.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте составляет менее четверти. В странах - лидерах научно-технического развития аналогичный показатель превышает 50%. В год в Китае регистрируется 526,4 тыс. патентов, в США - 503,6 тыс., в России - 41,4 тыс. патентов1.

Признаем, что имеются российские образцы военной продукции, соответствующие современным взглядам на оружие, системы обнаружения и поражения целей, управления боем и т. д. Но какая доля элементной базы не зависит от поставок из-за рубежа - понятно, что это закрытая информация, - вопрос, тем не менее, не риторический.

Приведем пример, который необходимо учитывать при прогнозировании возможности нынешнего импортозамещения. Возьмем производство самой обыкновенной зажигалки из любого киоска. А теперь попробуем представить, что зажигалки должна выпустить наша промышленность, так как других нет, - ведь санкции! Сколько понадобится времени от заказа на производство зажигалок до поставки этой нехитрой продукции на прилавки? Сколько она будет стоить, как выглядеть, насколько будет надежна? Сколько нужно будет выпустить партий, чтобы достичь того же качества, которое сейчас обеспечивает китайское производство?

А теперь возьмем за пример некое лекарство или электронный компонент (либо другую продукцию из числа высокотехнологичных2). Сколько займет этап научной разработки, освоения технологии, испытаний и т. д.

1 http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-patents/info.

2 Высокотехнологичные виды деятельности: 24.4. Производство фармацевтической продукции; 30. Производство офисного оборудования и вычислительной техники; 32. Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи; 33. Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов; 35.3. Производство летательных аппаратов, включая космические (цифры - номера по ОКВЭД). Источник: Росстат.

стр. 84

Сколько это будет стоить? Во многом ответ на этот вопрос зависит от объема дальнейшего производства. Существенную долю в экономике знаний составляет научный труд.

Поэтому для производства высоконаучного продукта важны такие факторы, как финансирование на начальных этапах (примеры стартапов), содействие в выходе на стадию проведения испытаний, в выходе на технологию производства и затем маркетинг на как можно более широком рынке. Новейшие подходы, обеспечивающие успех в конкурентной борьбе на мировом рынке, усовершенствовали и этот процесс в направлении частичного совмещения циклов от научной разработки к опытной партии и запуску производства.

В Китае предприятия давно ориентируются в экономической географии и считают бизнес-планы, исходя из поставок продукции на весь мир. В этом случае доля высоких расходов на научную и проектно-технологическую части существенно сокращается.

При нынешнем курсе рубля импортозамещение должно обеспечить стоимость продукции в 2 - 3 раза ниже той, что поставляется из-за рубежа. Сомнительно, что удастся выполнить это условие, если наш выпуск партии продукции будет рассчитан только исходя из объема внутреннего потребления. А будут ли возможны внешние поставки в условиях санкций, и будут ли преодолены проблемы неверия в качество российской продукции (вспомним серию неудачных запусков спутников, в том числе и коммерческих)?

Повторяющиеся меры поддержки государством ряда предприятий и отраслей даже при сохранении той же институциональной среды и тех же крайне осторожных инвесторов (особенно в кризисной ситуации и малой прогнозируемости курса рубля) могут быть весьма полезными для предприятий III, IV уровней передела. Неслучайно среди получателей государственной помощи видное место занимают нефтегазовые предприятия, все же они формируют бюджет.

В том же направлении можно оценить и содействие на правительственном уровне формированию кластеров. К примеру, инновационный Архангельско-Северодвинский кластер по созданию буровых платформ для работы на шельфе Арктики призван заместить иностранные технологии и оборудование отечественными.

Также определенная особенность - реконструкция высвобождающихся мощностей на градообразующих предприятиях в моногородах. Опыт кризиса 2008 - 2010 гг. показал, что данный путь может быть высокоэффективным. Например, так было организовано новое производство на ОАО "АвтоВАЗ" и ряде других предприятий. Преимуществом такого подхода является наличие инфраструктуры и квалифицированной рабочей силы. Кроме того, одним из

стр. 85

направлений поддержки промышленности является стимулирование спроса путем субсидирования цен на ряд значимых товаров.

При этом стоит задача стабилизации рубля и сокращения инфляции. Есть существенная опасность, что рост тарифов естественных монополий и ЖКХ могут разогнать инфляцию до значительных пределов. Реализация данных мер в силу своей разнонаправленности требует детальной координации действий экономического блока правительства и ЦБ. Так, увеличение Центробанком ставки рефинансирования до 15% делает кредитование предприятий для инвестиций весьма проблематичным. Немногие производства смогут брать кредиты под 20 - 25% годовых.

Сомнение вызывает и система отбора проектов для субсидирования со стороны государства. Достаточно вспомнить ситуацию с пригородными электропоездами, когда средств на субсидии у региональных бюджетов не нашлось и пришлось вмешиваться в решение данной проблемы президенту страны.

В феврале 2015 г. Минэкономики РФ определил список из 199 системных предприятий, которым будет оказана государственная поддержка. Эти предприятия формируют более 70% совокупного национального дохода, а численность занятых составляет более 20% от общего количества занятых в экономике. Однако Минфин РФ заявил, что нахождение в этом списке еще ничего "системным предприятиям" не гарантирует, необходимых средств для них может и не быть.

На заданные в начале статьи вопросы по поводу возможности модернизации экономики в сложившейся ситуации ответ можно сформулировать следующим образом.

Для предприятий III и IV технологического уклада, несмотря на принимаемые меры, выход из кризиса 2014 г. может занять более долгий срок, чем из предыдущих кризисных ситуаций. Многое будет зависеть от суровости возможных следующих санкций, особенно экономических, а также от цен на нефть. Попытка догнать лидеров научно-технического развития и обеспечить национальную безопасность потребует, как это уже неоднократно было в российских кризисах, колоссальных усилий и напряжения сил. Начало такого рода действий уже наметилось: "замораживание" заработных плат бюджетников, сокращение расходов на 10%, проработка Минтрудом предложения по ограничению получения пенсий тем работающим пенсионерам, у кого доходы выше некоей величины (наверное, этот список будет расширяться).

Несколько сложнее ситуация с предприятиями V и VI технологических укладов. По данным Росстата в 2013 г. в России использовалось 193,8 тыс. передовых производственных технологий. Много это или мало? Судя по тому, что 60% импорта - это высокотехнологичные товары, то имеюще-

стр. 86

еся число передовых технологий пока явно не обеспечивает потребности экономики.

Необходимо учитывать недружественные действия в сфере банковских и биржевых услуг по отношению к тому, что можно отнести к V технологическому укладу. Эта сфера составляет 90% валового внутреннего продукта Гонконга, обеспечивая при этом ВВП на душу населения на уровне более 34 тыс. долл. (данные 2006 г.). В 2013 г. объем прямого инвестирования в экономику Гонконга составил 77 млрд. долл., в России - 79 млрд. долл.1

Если недружественные действия в сфере банковских и биржевых услуг продолжатся, то это потребует срочных мер. В декабре 2014 г. Банк России начал предоставление сервиса по передаче финансовых сообщений в формате SWIFT по внутрироссийским операциям2. Видимо, отработка этой системы потребует некоторого времени.

80% рынка банковских карт, имеющих обращение в России, контролируется международными платежными системами VISA и Mastercard. Процесс разработки Национальной платежной системы в России отражен в федеральном законе N161-ФЗ, принятом еще в 2011 г. Есть ряд действующих российских платежных систем: Сберкарт, Золотая Корона, STB Card, Union Card, ChronoPay. Но после попытки введения санкций против ряда российских банков и введения ограничения на использование карт, выпущенных этими банками, настоятельно встал вопрос о практической доработке национальной платежной системы до требуемого уровня.

На уровне правительства РФ высказывались предложения и по созданию независимого международного рейтингового агентства, но создание и утверждение его позиций на рынке оценочных услуг потребует не только больших средств, но и времени.

Речь не идет о самоизоляции, но наличие самостоятельной позиции России требует обеспечения более высокого уровня безопасности в различных сферах - экономической, технологической, продовольственной...

Еще один фактор, значение которого возрастает, - это настроение элиты, прежде всего, богатых людей. Каждый кризис дает почву для снижения уверенности в приемлемых условиях для жизни в стране. Чистки по политическим и экономическим поводам, отсутствие уверенности в праве на собственность, неверие правосудию и т. д. при росте благосостояния подталкивают богатых людей к вывозу капитала. Да, часть средств возвращается как иностранные инвестиции, что несколько увеличивает уверенность в защите. Потому Кипр, Люксембург были самыми большими инвесторами в Россию. По существу стратегией стали вывоз капитала, приобретение не-

1 Доклад Конференции ООН по вопросам торговли и развития.

2 Пресс-служба Банка России, 26 декабря 2014 г.

стр. 87

движимости и накопление в твердой валюте. Реализуется стратегия работать в России вахтовым методом, при том что все основные средства и дети уже в другой стране, в которой кажется жизнь спокойнее. Примеров такого рода предостаточно. Эта стратегия приобрела такие масштабы, что были приняты законодательные решения об ограничении прав на владение недвижимостью в другой стране для чиновников, силовиков. Но удержит ли это их? Насколько такого рода вахтовый метод будет способствовать долгосрочным инвестициям? Не разрушается ли почва для патриотического поведения тех, кого обычно включают в элиту? Попытки объявить амнистию происхождению денег для стимулирования их возвращения в Россию, кажется, не обеспечили ожидаемого объема притока средств. Может быть, это новый тренд глобализации элит? Но это плохо согласуется с противостоянием России миру и наличием у нее по многим вопросам позиции, отличной от позиции стран экономических лидеров.

стр. 88

 
 
Заглавие статьи ПОЛИТИКА ДЕОФШОРИЗАЦИИ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Автор(ы) Борис Хейфец
Источник Общество и экономика, № 1, Февраль 2015, C. 89-105
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 47.0 Kbytes
Количество слов  
   

ПОЛИТИКА ДЕОФШОРИЗАЦИИ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Автор: Борис Хейфец

Борис Хейфец

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН

В статье рассматриваются объективные условия и факторы, обусловившие активизацию политики деофшоризации в России. Анализируются основные меры, предпринятые или намечаемые в антиофшорной политике, прежде всего новый закон о контролируемых иностранных компаниях, а также амнистия капиталов. Дается оценка возможных последствий подобных мер для дальнейшего развития процесса деофшоризации. Сравниваются особенности российской антиофшорной политики с мировыми трендами в этой области. Рассматриваются конкретные результаты деофшоризации, уже проявившиеся в экономике России.

Ключевые слова: деофшоризация экономики, антиофшорная политика, контролируемые иностранные компании, амнистия капиталов, сомнительные операции, утечка капиталов, размывание налоговой базы, автоматический обмен информацией.

Тема деофшоризации российской экономики стала особенно актуальной в последние годы. Дело в том, что имевшие место и в прошлом призывы политического руководства России прекратить выводить деньги из страны в офшоры и вернуть их на родину постепенно стали сопровождаться конкретными действиями всех ветвей российской власти. Был принят ряд важных законодательных актов, заложивших фундамент для развития позитивных тенденций в процессе деофшоризации. Внешний фон в связи с введением санкций против российских активов и граждан также способствовал развитию этого процесса.

Офшоризация российской экономики. Сама постановка задачи деофшоризации российской экономики обусловлена высокой степенью офшоризации, выделяющей Россию среди других офшорных государств. Значительная часть крупных частных компаний России контролируется холдинговыми центрами, инкорпорированными в юрисдикциях, входящих в офшорные финансовые сети. Так, из 50 крупнейших российских компаний рейтинга "Эксперт-400" с совокупной выручкой 16 трлн руб., принадле-

Статья подготовлена в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда "Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика России на современном этапе глобализации" (проект N 15 - 02 - 0039).

стр. 89

жащих частному капиталу и не являющихся дочерними структурами иностранных корпораций, 46% (то есть 23 компании) либо зарегистрированы в офшорных или спарринг-офшорных юрисдикциях, откуда контролируется от 40% до 90% акций таких компаний, либо там находится центр прибыли или центр принятия решений1. В действительности, учитывая использование сложных офшорных финансовых сетей, эти показатели еще выше.

Основные потоки капитала в Россию и из России также идут транзитом через структуры, расположенные в классических офшорных зонах и зонах, использующих в офшорных схемах различные низконалоговые юрисдикции (спарринг-офшорные юрисдикции2). Это касается ПИИ, кредитов и займов, торговли на фондовых рынках. Так, от 2/3 до 3/4 всех накопленных в России и отправленных Россией иностранных инвестиций (ИИ) за рубеж связаны с офшорными и спарринг-офшорными юрисдикциями (см. табл. 1). В значительной части это так называемый репатриированный в Россию капитал (round-tripping capital).

Таблица 1

Доля отдельных юрисдикции в общем объеме накопленных ИИ для России, на 1 января 2014 г., %

Страны Доля в ИИ, направленных из России за рубеж Страны Доля в ИИ в России
Всего, из них   Всего  
Британские Виргинские острова 33,9 Кипр 18,0
Кипр 18,7 Нидерланды 17,8
Нидерланды 13,2 Люксембург 12,8
Великобритания 5,2 Китай 8,4
Швейцария 4,7 Великобритания 7,3
Люксембург 4,0 Германия 5,5

 

 

1 Обухова Е., Огородников Е. // Эксперт. N 4 (28 января) 2013.

2 Если списки классических офшорных юрисдикции включают обычно 40 - 60 единиц, то вместе со спарринг-офшорными юрисдикциями они могут быть расширены до 100 и более позиций. Чаще всего в качестве спарринг-офшорных юрисдикции используются Нидерланды, Великобритания, Канада, Дания, Франция, Исландия, Испания, Италия, Австрия, Венгрия, Греция, Австралия, Новая Зеландия, США, Люксембург, Ирландия, Португалия, Эстония, Латвия и т. п.

стр. 90

Страны Доля в ИИ, направленных из России за рубеж Страны Доля в ИИ в России
Австрия 3,6 Ирландия 5,2
Беларусь 3,1 Франция 3,4
США 2,3 США 2,7
Бермуды 1,2 Япония 2,6

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.