Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юрий Тарануха 2 страница




Другая функция мезоподсистемы конкуренции - выравнивать конкурентные условия. Не в смысле установления равных возможностей, а в смысле формирования равенства требований для всех соперников, то есть создания равно напряженных условий для реализации эгоистических интересов. Механизм такого "выравнивания" опирается на ограничительный принцип конкуренции притязания каждого ограничиваются притязаниями его соперников, эффективность действия которого тем больше, чем разнообразнее действия конкурентов и чем больше равенство их сил. Поскольку результативность выравнивающей функции мезоподсистемы определяется интенсивностью конкуренции, то ее способность к выравниванию будет находиться в прямой зависимости от численности соперников и в обратной от соотношения их сил1.

Принцип конкурентного равенства означает, что в процессе конкурентного взаимодействия ко всем участникам предъявляются одинаковые требования, а их вознаграждение осуществляется на основе единого для всех соперников критерия. Фактически - это тот же принцип уравновешивания эгоистических притязаний, но с той существенной разницей, что он выражается через форму взаимодействия, а потому проявляется не статически, как противостояние частных интересов, а динамически, как их противоборство. В макроконкуренции он проявляется в том, что интересам

1 Маркс К. Капитал. Т. I. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е. изд. М.: Политиздат, 1960. Т. 23, С. 640.

стр. 65

одного капитала - извлечение как можно большей прибыли - противостоит точно такой же интерес другого капитала. На мезоуровне конкуренции это противостояние принимает форму действия, обладающего вариативностью: не отказываясь от своих интересов, каждый соперник может предпринять разные действия для их достижения. Поскольку при предъявлении равных требований к соперникам выигрыш будет за теми, кто обладает преимуществами, то становится понятным мотив, приводящий в действие механизм соперничества, стремление получить преимущества. Таким образом, представляясь на макроуровне как противостояние частных интересов, на мезоуровне конкуренция принимает форму борьбы за преимущества.

Принцип конкурентного равенства не реализуется автоматически. Напротив, он сталкивается с множеством препятствий. На уровне отраслевого рынка - это совокупность условий, порождающих рыночную власть фирм. На уровне экономики - это факторы, затрудняющие межотраслевой перелив капиталов. Все это снижает скорость и результативность действия принципа конкурентного равенства. Действие механизма выравнивания конкурентных условий обеспечивается посредством действия закона выравнивания средней нормы прибыли и закона накопления капитала, выражающегося в устойчивой тенденции к концентрации капитала. Может показаться, что действие одного закона противоречит действию другого. На самом деле в этом отражается диалектика развития мезоподсистемы: выравнивая условия для наиболее конкурентоспособных, мезоконкуренция обеспечивает переход к новым формам бизнеса. Поэтому на каждом историческом этапе развития конкуренции эта функция действует только в отношении господствующей группы конкурентов. В период простого товарного производства - в отношении всех, в домонополистическую эпоху - в отношении капиталистов, в монополистическую - в отношении монополий.

Другая особенность мезоконкуренции связана с характером ее механизма. В период господства свободной конкуренции, когда межотраслевой перелив капитала регулировался исключительно различиями в отраслевых нормах прибыли и обеспечивался только через действие рыночного механизма, разрешение межотраслевых противоречий протекало в форме постепенных, эволюционных изменений. Совершенно иначе этот процесс протекает в условиях регулируемой конкуренции: постепенность сменяется скачкообразностью, а неравномерность развития отраслей становится определяющим признаком регулируемой конкуренции. Это не означает, что конкурентный "механизм выравнивания" перестал действовать. Но теперь его действие проявляется в новой форме - изменения происходят внезапно и скачкообразно, а не постепенно и в порядке преемственности, как это было раньше.

стр. 66

Объективная сторона мезоподсистемы конкуренции выразится в направленности отраслевых сдвигов, а субъективная - в распределении факторных доходов. Она представлена совокупностью факторов, обусловливающих возможности перелива капитала. Все они могут быть подразделены на структурные и инструментальные. Структурные факторы - это параметры, препятствующие переливу капитала: отраслевые и межстрановые барьеры. Инструментальные факторы - это средства, облегчающие проникновение на рынки: 1) учреждения, обеспечивающие функционирование рынка капитала; 2) способы получения и передачи рыночной информации; 3) средства управления потоками капиталов; 4) финансовые инструменты, применяемые для привлечения активов и управления ими.

Субъективная сторона мезоконкуренции представлена лицами или группами лиц, представляющих интересы капиталов, что, собственно, и создает субъективное наполнение мезоподсистемы конкуренции. Однако существо проблемы "субъективизма" заключается не в профессионализме управляющих. Профессионализм важен с точки зрения качества принимаемых решений. Но характер принимаемых решений (определение фонда выплат и развития) обусловливается не профессиональными качествами управленцев, а способностью нахождения компромисса между интересами сторон, представляющих капитал. Но субъективизм принимаемых ими решений - это превращенная форма выражения объективного и единого для всех соперников мотива - поиска наилучшего способа применения капитала.

Мезоконкуренция принимает три формы: внутриотраслевую, межотраслевую и глобальную. Говоря о них, следует обратить внимание на два обстоятельства. Разнообразие этих форм является следствием многоуровневого характера действия мезоподсистемы конкуренции. Поэтому все ее формы отражают признак единства конкурентной среды, то есть всеобщность взаимосвязи между конкурентами, и одновременно специфику проявления этого признака на конкретном уровне взаимодействия. Формы существования мезоконкуренции не являются изначально заданными. Они формируются в процессе развития конкуренции. Поэтому наличие тех или иных ее форм является свидетельством уровня зрелости конкурентной системы. При этом формы мезоконкуренции не сменяют одна другую, подобно тому, как свободная конкуренция сменяется регулируемой, а сосуществуют, дополняя друг друга.

Внутриотраслевая и межотраслевая формы конкуренции введены в научный оборот еще К. Марксом1 и хорошо известны. Поэтому в отношении них я ограничусь замечанием о последствиях их действия. Внутрио-

1 Маркс К. Капитал. Т. III. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 25. Ч. I, С. 208.

стр. 67

траслевая конкуренция - это форма внутривидовой борьбы, где критерием успеха является лучшая приспособляемость к окружающим условиям. Поэтому ее следствием является углубление специализации (новых навыков), а результатом - появление новых методов конкурентной борьбы. Межотраслевая конкуренция - это форма межвидовой борьбы, где победа определяется способностью к видовой изменчивости, а критерием отбора является умение находить наиболее доходные области приложения капитала. Здесь успех в борьбе также определяется гибкостью, но проявляющейся не в приспособлении к изменениям рыночных условий, а в способности трансформироваться, то есть принимать новые организационные формы и изменяться функционально, уметь изменять окружающую среду. Если для внутриотраслевой конкуренции критерием выживания является устойчивость, то для межотраслевой конкуренции - мобильность. Как видим, конкуренция выдвигает своим участникам весьма противоречивые требования. С одной стороны, они должны быть достаточно специализированными, чтобы приспосабливаться к специфическим условиям внутриотраслевой борьбы, а с другой - достаточно универсальными, чтобы мобильно реагировать на изменения в конкурентной среде. Чтобы соответствовать этим требованиям, участникам конкуренции не достаточно обладать способностью к обучению. Для этого необходимо вступать в кооперацию с обладателями других знаний и навыков. Так конкуренция создает мотивацию для перехода к новому способу взаимодействия - партнерству.

Но конкуренция не стоит на месте. Она развивается, принимая качественно новые формы. Вынуждая капиталы искать ниши, свободные от конкуренции, конкуренция содействует расширению сферы деятельности капитала и глобализации экономики. Захватывая мировое хозяйство, капиталы оказываются в разных условиях, но требуют равного вознаграждения за свое применение. Подобно тому, как различия в отраслевых условиях производства сглаживаются посредством межотраслевой конкуренции, нивелировка "страновых" различий обеспечивается сходным механизмом, но действующим в мировом масштабе. Им становится глобальная конкуренция.

Специфика глобальной конкуренции состоит в том, что соперничество перестает быть пространственно ограниченным. Ее сущностная сторона выражается в обеспечении всеобщности действия конкурентного принципа и создании равнонапряженных конкурентных условий в мировом масштабе. Всеобщность заключается в объединительной силе мировых цен, которые становятся универсальным критерием оценки достижений любого участника мирохозяйственной системы, где бы он ни находился. Равнонапряженность означает сужение возможностей для сохранения монопольного положения и извлечения монопольной прибыли. Это означает, что

стр. 68

соперники испытывают взаимное давление даже в том случае, когда физически не соприкасаются друг с другом. Для крупных фирм глобальная конкуренция - источник накопления конкурентных преимуществ и укрепления конкурентоспособности благодаря использованию преимуществ общественного разделения труда'. Для небольших фирм она превращается в "роковую конкуренцию", в том смысле, что она несет им только гибель и от нее нет спасения.

Глобальная конкуренция - это тот случай, когда всеобщность действия конкурентного принципа достигает своего апогея. Выражаясь в мировых ценах, она превращается в анонимную и вездесущую силу, которая, с одной стороны, устанавливает одинаковые требования к условиям производства в виде должной его продуктивности, а с другой - задает критерии оценки результатов деятельности соперников. Поэтому глобальная конкуренция - это всегда борьба за мировое лидерство. Учитывая, что сфера ее действия - все мировое хозяйство, а ее механизм - способ перераспределения созданной в нем стоимости, ее экономическая роль состоит в регулировании "отраслевых пропорций" мировой экономики, проявляясь в изменении направленности и темпов развития национальных экономик и регионов мира. Поэтому глобальная конкуренция - это не более масштабный аналог межотраслевой конкуренции, а особая форма мезоконкуренции. Глобальная конкуренция - это форма соперничества между действующими в мировом масштабе капиталами, в которой они ведут борьбу за наиболее прибыльное применение и посредством которой регулируется размещение мировых производительных сил.

Микроподсистема: конкуренция как способ достижения экономических целей. Конкурентный принцип и механизм останутся абстракцией до тех пор, пока не облачаются в технологическую оболочку, превращающую их в действующий процесс. Для макро- и мезоподсистемы роль технологии играет микроподсистема конкуренции. Поэтому на практике именно микроконкуренция выступает на первый план, претендуя на олицетворение сущностных черт всей конкурентной системы. На макроуровне конкуренция проявляется как противоборство обезличенных частных интересов. Борьба разворачивается на микроуровне конкуренции, принимая форму действий, создающих препятствия соперникам. Соперничество анонимных капиталов, которое ведется на мезоуровне конкуренции, может быть реализовано только посредством борьбы между продуктами, произведенными этими капиталами. Микроуровень конкуренции - это не соперничество анонимных сил, а борьба между конкретными субъектами,

1 Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М: Международные отношения, 1993, С. 51.

стр. 69

ведущаяся за осязаемые цели. Конкуренция из абстрактного соперничества интересов превращается в реальную борьбу конкретных предпринимателей за отчуждение прибыли друг у друга. Здесь конкуренты ощущают себя именно как противники, борющиеся за завоевание превосходства. Поэтому для конкурентов конкуренция всегда представляется условием, которое препятствует достижению целей.

Если для экономической системы конкуренция - это принцип и механизм функционирования, то для конкурентов она - способ достижения экономических целей. Предназначение микроподсистемы состоит в том, чтобы перевести конкурентный принцип и механизм в плоскость конкретных действий, применяемых в борьбе за достижение своих целей. Микроконкуренция предстает перед нами в виде подсистемы, где принцип соперничества облекается в методы борьбы, а механизм соперничества - в форму поведенческих стратегий.

Сфера действия микроконкуренции - совокупность отраслевых рынков, то есть то пространство, где действует механизм внутриотраслевой конкуренции. Это свидетельствует о существовании между ними единства, но не тождества. Они различаются не только масштабом действия: внутриотраслевая конкуренция охватывает всех участников отраслевого рынка, независимо от их пространственной локализации. Микроконкуренция обеспечивает такого же рода связь, но только в пределах досягаемости действий соперников и поэтому всегда пространственно локализована. Как следствие, микроконкуренция часто мешает стратегическому видению ситуации, акцентируя внимание соперников на локальной борьбе. Внутриотраслевая конкуренция - механизм образования отраслевых цен и фактор регулирования отраслевых конкурентных условий, выражающихся в уровне среднеотраслевой производительности. Микроконкуренция - это совокупность недружественных действий соперников.

Внутриотраслевая конкуренция реализует себя в качестве принципа рыночной связи между продавцами продуктов-заменителей, который регулирует их вознаграждение и селекцию. Микроконкуренция реализует себя как совокупность методов конкурентной борьбы, применение которых определяется спецификой складывающихся условий. Суть различия между ними заключается в том, что внутриотраслевая конкуренции отражает специфику экономических отношений, охватывающих всех конкурентов вне зависимости от их отраслевой специализации, а микроконкуренция - специфику конкурентных практик, применяемых с привязкой к времени и месту. Различаются они и по выполняемым функциям. Внутриотраслевая конкуренция - это пример объединяющего воздействия конкуренции, задающего общий критерий оценки эффективности в виде среднеотраслевого уровня цен, а через это и единство конкурентных условий. Микроконку-

стр. 70

ренция, напротив, выступая способом завоевания преимуществ, является фактором дифференциации условий и соперников.

Отличительная особенность микроконкуренции - ее явственность. Здесь конкуренция принимает отчетливые формы борьбы, ведется за нечто конкретное и против осязаемых соперников. На макроуровне конкуренция - принудительный закон рыночной экономики, невидимый для соперников и неподвластный их воле. На микроуровне этот закон обретает форму заданного типа поведения: превзойти и уничтожить соперников. На макроуровне конкуренция проявляет себя как ограничительный принцип, на микроуровне она принимает явную и циничную форму: экономическая смерть одних - условие выживания других. Микроконкуренция позволяет проследить, "что делают конкуренты и почему они это делают"1.

И все же главная особенность микроконкуренции заключается в выдвижении на первый план субъективной стороны явления. "Субъективизация" выражается в том, что конкурентная борьба приобретает личностный признак. Микроконкуренция - это не борьба обезличенных капиталов, результат которой определяется соотношением их размеров. Это борьба стратегий, выбор и применение которых зависят от предпринимательских способностей управляющих капиталами. В микроконкуренции прибыль - это не только следствие действия конкурентного принципа, но и результат предпринимательских навыков и усилий. На микроуровне становится очевидным, что "конкуренция - это не просто механическая оптимизация при известных ограничениях, а непрерывный поиск и использование возможностей получения прибыли в условиях неопределенности"2. Парадокс конкуренции состоит в том, что, принуждая соперников принимать решения на основе текущих данных, она не информирует их о будущих переменах своих условий. В результате, решения, правильные с точки зрения предоставленной конкуренцией информации, могут оказаться ошибочными с точки зрения будущего состояния конкуренции.

На микроуровне субъективная сторона конкуренции проявляется столь отчетливо, а роль субъективного фактора становится столь значимой, что может стать причиной ложного понимания механизма конкуренции. Он представляется как соперничество в предпринимательской бдительности, то есть в способности обнаружить и реализовать новый источник выгоды. На самом деле предприниматели не свободны в своем выборе. Их выбор обусловлен не только профессиональными компетенциями, но и ресурс-

1 Дози Дж., Уинтер С. Интерпретация экономических изменений: эволюция, структуры и игры. // Экономическая трансформация и эволюционная теория И. Шумпетера. М.: ИЭ РАН, 2004, С. 44-45.

2 Арментано Д. Т. Антитраст против конкуренции. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005, С. 38.

стр. 71

ными возможностями фирм. Поэтому предприниматели могут вести конкурентную борьбу не любыми методами, а только теми, которые отвечают возможностям фирмы.

Основание объективной стороны микроконкуренции - принудительный характер конкурентного поведения. Оно указывает на то, что борьба капиталов за прибыль ведется не из жадности, а является проявлением их внутренней сущности - увеличиться за счет поглощения соперников или погибнуть. Но объективная сторона микроподсистемы отражает еще и совокупность факторов, которые определяют характер поведения конкурентов. Структурно она состоит из двух блоков. Блока, представляющего совокупность структурных параметров отраслевого рынка: особенности рыночного спроса, тип продукта, численность конкурентов и уровень концентрации рынка, рыночные барьеры, особенности рыночной инфраструктуры. И блока, отражающего параметры состояния производительных сил отрасли, - ее технологический уклад: специфика орудий труда и технологий, тип источника энергии, способ включения рабочей силы в производственный процесс.

В микроподсистеме объективная сторона конкуренции выразится в наборе конкурентных условий, а субъективная - в совокупности инструментов борьбы. Диалектика функционирования и развития микроподсистемы конкуренции заключается в поддержании соответствия между ее сторонами. Конкуренты принимают решения под давлением окружающих условий. Но в силу субъективного восприятия и оценки этих условий именно личностный фактор выступает активным элементом микроподсистемы, генерирующим благодаря применению разных приемов соперничества изменения в подсистеме. Трансформации в их поведении (склонность к вступлению в борьбу и выбор инструментов борьбы) являются следствием объективной стороны микроконкуренции, прежде всего, состояния материальной базы производства. Действуя в единстве, эти стороны образуют воспроизводственную матрицу, в которой объективная сторона играет роль жесткого ядра, а субъективная - ее мягкой оболочки.

Микроподсистема конкуренции реализует тот же набор функций, что и другие подсистемы: воспроизводственной, регулирующей и селективной. Но в микроподсистеме они реализуются несколько иначе и в особых формах. Так как на микроуровне конкуренция проявляется в виде соперничества поведенческих стратегий, то ее воспроизводственная функция, связанная с воспроизводством условий, обеспечивающих сохранение состязательного принципа во взаимодействии конкурентов. Подобно тому, как качество продукта зависит от типа применяемых при его создании орудий, развитие микроконкуренции определяется качеством технологий рыночного соперничества. И так же как применение новых орудий и технологий

стр. 72

вызывает прогрессивные изменения в производстве, использование новых методов борьбы приводит к возникновению новых ее форм. Технология конкурентной борьбы становится фактором развития конкуренции, которое выражается в усилении разнообразия форм борьбы. Для качества конкуренции важна не численность соперников, а разнообразие применяемых форм борьбы. Именно в этом заключено разрешение парадокса Шумпетера: отличающийся неоднородностью конкурентных методов монопольный рынок более прогрессивен, чем конкурентный рынок, отличающийся однородностью методов борьбы.

В микроподсистеме регулирующая функция связана с воздействием на структуру отраслевого предложения и рыночных цен. Но микроконкуренция не устанавливает равновесия на отраслевом рынке. Напротив, именно из-за нее достижение равновесия не может быть чем-то большим, чем теоретическим допущением, а на практике - исключением.

Информационная функция конкуренции осуществляется "посредством снижения и повышения цен"1. Что касается обнаружения и распространения нового знания2, то конкуренция открывает его только в том смысле, что знакомит конкурентов с образцами решений, которые оказались пригодными для данных условий "времени и места" и могут оказаться совершенно непригодными в других условиях. Такое "знание" является не более чем предположением или догадкой и будет по-разному интерпретироваться конкурентами. Даже сигнализируя об успешном опыте, такое "знание" может стать ложным ориентиром, так как информирует конкурентов о прошлом и не несет никакой информации о будущем - намерениях соперников и покупателей. "Знание времени и места" непроизвольно становится дезинформатором, провоцирующим неправильное поведение, и супротив мнения неоавстрийцев оно не может обеспечивать согласованность действий агентов рынка в экономической системе3.

Стимулирующая функция микроконкуренции связана с ее влиянием на уровень инновационной активности. Но выраженное в "созидательном разрушении" ее действие связано не с личностными качествами шумпетерианских предпринимателей, а с конкурентным давлением со стороны соперников, делающим новаторство способом защиты от конкурентов.

Особое значение в микроконкуренции отводится функции отбора, который выступает движущим фактором эволюции конкурентов, а через нее и конкуренции. Специфика действия этой функции на микроуровне

1 Энгельс Ф. Предисловие к первому немецкому изданию "Нищеты философии". // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М: Политиздат, 1961. Т. 21, С. 191.

2 Хайек Ф. А. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М.: ИРИСЭН, 2006, С. 390 - 391.

3 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М: Прогресс, 1978, С. 218 - 222.

стр. 73

конкуренции заключается в том, что на других уровнях она проявляется как следствие отбора на микроуровне конкуренции. Функция конкурентного отбора вытекает из самой сути конкуренции - поведения, нацеленного на создание благоприятных условий для собственного выживания за счет ограничения таких возможностей для соперников. Обычно конкурентный отбор рассматривают как аналог естественного отбора. На самом деле конкурентный отбор отличается от естественного по своей сути. Конкурентный отбор - это не дарвиновский процесс, в основе которого лежит наследственно обусловленная, но имеющая неопределенную направленность мутационная изменчивость наследственных признаков биологического вида, а ламаркистский процесс, выражающийся в стремлении соперников к совершенству, достигаемому за счет отбора и наследования благоприобретенных свойств. Конкуренты не обладают наследственно обусловленной мутационной изменчивостью как биологические виды. Они могут заимствовать признаки у своих соперников, причем посредством не случайного, а осознанного поиска. Функцию селекционера выполняет конкуренция, ориентируя соперников на восприятие правильных образцов поведения. В отличие от естественного отбора, который ограничивается контрольной функцией, выбраковывая не сумевших измениться в нужном направлении, конкурентный отбор выполняет еще и обучающую функцию, подвергая репрессиям только тех, кто не способен учиться.

Рассматривая действие данной функции в воспроизводственном аспекте, мы приходим к выводу о двухступенчатом ее действии. На первом этапе объектом отбора становятся поведенческие способности фирмы противостоять негативным воздействиям конкурентной среды. Это компетентностный отбор, поскольку он связан с сопоставлением и оцениванием располагаемых соперниками компетенций. Он же - формальный отбор, так как не вызывает смертности среди соперников, ограничиваясь их перепозиционированием. На втором этапе объектом отбора становится уже субъект конкуренции. Конкурентная селекция реализует себя как витальный отбор, превращаясь в реальный отбор. Здесь проявляется подлинный смысл борьбы за существование, результатом которой является устранение части участников с арены конкурентной борьбы. Именно здесь размер капитала становится фактором его конкурентоспособности, из-за чего стремление к непрерывному накоплению и росту становится закономерностью конкурентного поведения. Соперники с низким уровнем экспансионистского потенциала (накопления) будут, по биологической терминологии, устраняться от размножения. И хотя внешне острота конкурентного соперничества на первом этапе отбора проявляется ярче, подлинная напряженность борьбы обнаруживается на втором этапе отбора, проявляясь в интенсивности обновления состава конкурентов.

стр. 74

Учитывая, что изменчивость является универсальным признаком любой конкурентной среды, то способность приспосабливаться к ее изменениям, то есть проявлять гибкость, становится универсальным отбирающим фактором. Гибкость - следствие обучения на собственных и чужих ошибках. Способность к обучению - главный признак выживаемости в конкуренции. Конкурентный отбор устраняет тех, кто не обучается. Заставляя обучаться, конкурентный отбор запускает еще один процесс - процесс развития самой конкуренции.

Еще одна отличительная особенность микроконкуренции - множественность приемов, применяемых соперниками. Но это многообразие может быть подвергнуто группировке (типологии) на основе присущей им общности. В этой связи отдельно взятый прием конкурентной борьбы будет определяться как метод конкуренции, а совокупность методов, объединенная одним типологическим признаком, - как форма конкуренции. Выделение форм микроконкуренции - это не формальный аспект анализа. Форма конкуренции выполняет информационную функцию, сигнализируя соперникам о применяемых методах конкурентной борьбы. Это помогает конкуренту сориентироваться не только в отношении выбора метода (инструмента) борьбы, но и в отношении того, насколько его потенциал отвечает требованиям, задаваемым формой конкуренции. Форма микроконкуренции выполняет также функцию конкурентного отбора. Определяя условия выживания соперников, она действует как отбирающий фактор. Конкуренты, не отвечающие заданному отбирающему критерию, подвергаются отрицательному отбору.

Критерием типологии форм микроконкуренции может быть только однотипность последствий, вызываемых применением методов борьбы. Суть различия в последствиях, которые вызывают разные методы конкурентной борьбы, заключается в воздействии на величину отраслевой прибыли, изменения которой и должны служить критерием типологии методов микроконкуренции. Методы конкуренции, приводящие к сокращению отраслевой прибыли, следует отнести к ценовой форме конкуренции. Методы, опирающиеся на неценовые приемы, обычно приводят только к перераспределению отраслевой прибыли среди соперников и поэтому должны быть отнесены к неценовой форме конкуренции. Предлагаемый критерий типологии форм микроконкуренции обладает рядом достоинств. Он устанавливает тесную связь между целью конкурентной борьбы (прибылью) и эффективностью примененного метода (величиной прибыли) и позволяет легко прогнозировать последствия применения конкретного метода для отраслевого рынка и для самого конкурента.

Типология форм микроконкуренции зависит, в том числе, и от ракурса, под которым исследуются методы конкурентной борьбы, как показано

стр. 75

на рис. 2. С точки зрения содержательных различий, в микроконкуренции следует выделять такие формы как ценовая, неценовая и борьба за лидерство; отражения специфики воздействия конкурентов - прямую и косвенную; отражения различий в источнике воздействия - явную и скрытую формы конкуренции. Если методы борьбы оценивать с позиций морально-правовой санкционированности, то в ней следует выделить честную и нечестную формы конкуренции.

Рис. 2. Формы существования микроконкуренции

Эффективная работа подсистемы возможна только в случае соответствия между ее сторонами, то есть при условии, что субъективная сторона обеспечивает принятие соперниками решений, отвечающих требованиям объективной стороны микроконкуренции. Эффективность действия объективной стороны выразится в ее способности генерировать разнообразие в поведении посредством поддержания интенсивности борьбы. Эффективность субъективной стороны этой подсистемы выразится в ее способности обеспечить такую систему вознаграждения конкурентных действий, которая ориентирует конкурентов на постоянный поиск новых источников и применение новых, отличных от применяемых соперниками методов за-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.