Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юрий Тарануха 1 страница




доктор экономических наук, доцент

профессор МГУ имени М. В. Ломоносова

(e-mail: [email protected])

В статье представлен новый подход к анализу конкуренции. Конкуренция рассматривается как система, представляющая собой единство трех компонент: принципа устройства рыночного хозяйства, механизма взаимодействия и способа достижения экономических целей конкурентов. Каждая компонента реализует себя в виде отдельной подсистемы с присущими ей особенностями устройства, функций и форм существования, отражающих процесс развития подсистемы. На основании этого конкуренция трактуется как эволюционный процесс многоуровневой системы.

Ключевые слова: системный подход к анализу конкуренции, природа конкуренции, конкурентная система, макро-, мезо- и микроуровень конкуренции, формы конкуренции.

Несмотря на большое число работ, посвященных проблеме конкуренции, ее исследование остается актуальным. В том числе из-за многочисленности ее трактовок. Существует мнение, что эта проблема может быть решена путем создания объединительной теории, которая интегрирует в себе лучшее из существующих концепций1. Нам такой подход представляется неплодотворным, учитывая методологическую несовместимость исследовательских подходов. Тем более что такой подход уже был высказан Ш. Хантом, но получил однозначную оценку - эклектика2. Общая концепция конкуренции может быть создана на основе подхода, который, с одной стороны, должен быть системным, учитывая системный характер организации конкуренции, а с другой - эволюционным, что отвечало бы ее природе.

Что касается системности, то именно этого недостает существующим концепциям конкуренции, которые акцентируют внимание на одной из сторон конкуренции. Но конкуренция - системное явление. Она - принцип

1 Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции. // Современная конкуренция. N 3 (21). 2010, с. 42 - 43.

2 Foss N.J. The Dangers and Attractions of Theoretical Eclecticism. // Journal of Macromarketing, 2000, vol. 20, N 1; Hodgson G. The Marketing of Wisdom: Resource-Advantage Theory. // Journal of Macromarketing, 2000, vol. 20, N 1; Savitt R. A Philosophical Essay about A General Theory of Competition: Resources, Competences, Productivity, Economic Growth. //Journal of Macromarketing. 2000. Vol. 20, N 1.

стр. 53

устройства и механизм. Она - способ связи и метод борьбы. Конкуренция приносит выгоды, но и разоряет. Она стимул и тормоз развития. Поэтому общая теория конкуренции должна создаваться только на базе системного подхода. При этом она должна быть макроуровневой, чтобы отражать место конкуренции в рыночной экономике, и одновременно - микроуровневой, чтобы объяснять поведение участников конкуренции.

Что касается эволюционизма, то в нашем подходе он не ограничивается признанием процессной природы конкуренции и прогрессивных изменений в ней. Он предполагает исследование явления в развитии как исторически обусловленного условиями экономической жизни. При этом развитие явления понимается как процесс разрешения его внутренних противоречий. Проще говоря, речь идет о методе материалистической диалектики, который обладает тем несомненным преимуществом, что позволяет исследовать природу явления как самоорганизующейся и развивающейся системы. Достоинство этого метода еще и в том, что системность - его важнейший признак1

Природа и системное устройство конкуренции. Исследование следует начать с определения самого понятия "конкуренция", так как даже экономисты вкладывают в него весьма разный смысл. В этой связи обратим внимание на то, что обусловленное смешением явлений рынок и конкуренция2 разграничение понятий "конкуренция" и "соперничество", означающее, фактически, вычленение из конкуренции соперничества3, не имеет под собой ни методологических, ни содержательных оснований. Конкуренция немыслима без соперничества, и противопоставление этих понятий лишено смысла. Однако из этого не вытекает тождество этих понятий.

"Соперничество" - понятие, содержание которого шире понятия "конкуренция". Оно может вестись стихийно, без осмысленной цели и стратегии ее достижения, как это протекает в дикой природе. В обществе оно ведется осознано, принимая форму целенаправленного поведения, подкрепленного специально разработанным планом достижения поставленных целей. Стихийное соперничество возникает в связи с удовлетворением потребностей и только в случае дефицита ресурсов. Причина сознательного соперничества - не дефицит ресурсов, а стремление к завоеванию превосходства над соперниками. Учитывая, что оно ведется при наличии определенных правил, соперничество в обществе следует определять как состязание, которое выражается в осознанно применяемых действиях и ве-

1 Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. - М.: Дело, 2003, С. 50.

2 Стиглер Дж. Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс. // Теория фирмы. Вехи экономической мысли. Вып. второй. - СПб.: Экономическая школа, 1995, С. 309.

3 Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. - СПб., Экономическая школа, 2002. Т. 2, С. 19.

стр. 54

дется в рамках установленного порядка ради завоевания превосходства над соперниками.

Но в обществе присутствует два типа состязаний. Один из них можно назвать соревнованием, участие в котором является добровольным, а его исход не имеет для участников витальной ценности, то есть не угрожает их выживанию. Состязание среди продавцов на рынке отличается тем, что возникает помимо их воли и желания, а его исход сопровождается дифференциацией возможностей выживания соперников. Это означает, что конкуренция представляет собой такой тип состязания, в котором ограничение возможностей для развития и выживания каждого участника является свойством, вытекающим из природы самого состязания. Не наличие состязательности, как полагал А. Маршалл1, определяет строгость понятия "конкуренция", а антагонизм отношений соперников: интересы одного удовлетворяются за счет ущемления интересов другого. Конкуренция не ограничивается ранжированием соперников, как в спорте, а всегда сопровождается принудительным устранением проигравших. Здесь борются не за первенство, а за выживание. Поэтому соперников следует подразделять не на выигравших и проигравших, а на победителей и побежденных.

Подлинный характер заключенного в конкуренции состязания может быть понят только сквозь призму той двойственности, которая присуща природе соперничества, заключающего в себе соревновательный и витальный элементы одновременно. Витальность проявляется в виде результата соперничества. В этом смысле экономическая конкуренция ничем не отличается от борьбы за выживание, ведущейся в дикой природе: смерть одних - условие выживания других. Но с точки зрения методов ведения борьбы, состязание в экономике несет на себе признаки соревнования, так как ведется посредством правил и норм, которые исключают применение физического насилия, но не смертность соперников. Поэтому принимать форму символической борьбы экономическая конкуренция не может. Ее специфика состоит в том, что она представляет собой борьбу на уничтожение, ведущуюся по правилам.

В сущности, экономическая конкуренция - это соперничество, которое неблагоприятно сказывается на развитии и выживании соперников, и характеризуется тремя непременными признаками: 1) имеет принудительный характер действия; 2) оказывает ограничительное воздействие на развитие соперников; 3) сопровождается витальным отбором среди участников. Поэтому, говоря о содержательной стороне экономической конкуренции, в ней следует видеть не борьбу за ресурсы, а особый тип поведения: осознанное стремление к подрыву витальной силы соперников.

1 Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Прогресс, 1983. В 3-х томах. Т. I, С. 60.

стр. 55

Принудительный характер конкуренции выступает условием, которое формирует у них строго определенный тип сознания: устранение соперников - условие собственного выживания. Соответственно, стремление к подрыву витального потенциала соперников - это не вариант поведенческого выбора, а функциональная задача каждого конкурента. Смысл ограничительного воздействия конкуренции заключается в том, что ни один участник конкуренции не может располагать свободой действий. Во-первых, никто из соперников не свободен в выборе общих условий конкуренции - законов рыночной экономики. Во-вторых, любой соперник испытывает ограничительное влияние со стороны конкурентов и свободен не более чем в выборе средств борьбы относительно того выбора, который сделан соперниками. Поскольку само наличие конкуренции ограничивает возможности развития и роста, то конкурентная свобода может пониматься только как проявление действия ограничительной функции конкуренции, которая определяется, с одной стороны, рыночными условиями, а с другой - положением конкретного конкурента относительно соперников. Но, как раз благодаря своей ограничительной функции, конкуренция выступает фактором стимулирования предпринимательской активности. Ограничивая возможности развития и роста при сложившихся параметрах соперничества (однородности продукта, применяемых методов его производства и способов продвижения), она генерирует поиск новых решений, заставляя предпринимателя "делать не как все, делать не так, как все". В этом, собственно, проявляется одна из сторон диалектики конкурентного процесса: создавать возможности для наиболее эффективных предпринимателей посредством ограничения таких возможностей для остальных.

Что касается конкурентного отбора, то его действие имеет вероятностный характер. Каждый этап конкурентной борьбы может завершиться как позитивным (эволюция), так и застойным или даже негативным (деградация) результатом. Тот факт, что конкурентный процесс сопровождается эволюционными изменениями, служит доказательством не целевой направленности действия конкуренции, а лишь выражает общий принцип развития - движение от простого к сложному.

Нередко связь ограничительной функции конкуренции с действиями соперников порождает соблазн сводить ее содержание к действиям, что в принципе неверно, так как лишает конкуренцию объективной основы. Не конкуренция возникает вследствие действий соперников. Наоборот, конкурентный характер отношений принуждает их к определенным действиям. Именно поэтому, в отличие от любого другого состязания, предполагающего наличие действий со стороны соперников, рыночное состязание, то есть

стр. 56

конкуренция, возникает вне зависимости от того, прилагают соперники действия или нет. Между тем существо вопроса заключается не в наличии или отсутствии действий, а в том, почему производятся такие действия. Ответ на этот вопрос связан с прояснением вопроса о генезисе конкуренции.

Экономическая конкуренция вызывается к жизни не редкостью благ, хотя бы потому, что сама выступает инструментом, который способствует снижению остроты проблемы редкости. Генезис конкуренции связан с развитием товарного обмена, служащего материальной базой ее возникновения, и с частной собственностью, которая превращает состязание в соперничество с витальными последствиями. Именно наличие прав частной собственности порождает те особые принципы, которые делают возможным для одних ограничивать возможности других: возможность отчуждать и присваивать результат экономического состязания.

В ином свете предстает и проблема редкости благ. Она приобретает конкурентный смысл в том случае, когда доступ к редкому благу кем-либо ограничивается, а не потому, что блага являются редкими, как полагал Мизес. Редкость создает основу для конфликта интересов. Но конфликт принимает ту специфическую форму, единственным способом разрешения которой становится борьба за выживание, только в условиях частной собственности. Выступая институционализированной формой выражения частного интереса, частная собственность, с одной стороны, обусловливает стремление к ограничению возможностей соперников, а с другой - создает возможности для реализации таких ограничений. Сама конкуренция превращается в механизм разрешения конфликта интересов. По сути, конкуренция - это особый способ реализации частных интересов и может быть определена как форма обмена, осуществляемого на основе состязания частных интересов.

Таким образом, экономическая конкуренция - совокупность условий, определяющих такой тип соперничества, при котором сознательное стремление к завоеванию преимущественного положения путем ограничения возможностей соперников к развитию и выживанию является определяющим принципом поведения рыночных агентов. Но в нашем определении совокупность условий - это не структурные параметры рынка, определяющие специфику рыночного поведения и ценообразования, а причины, порождающие особый тип соперничества, сущностными признаками которого являются: принудительный характер, антагонизм интересов и витальный отбор.

Говоря о конкуренции как системе, мы подразумеваем не просто сложность ее устройства, а многоуровневость ее организации, где одно и то же конкурентное отношение принимает разные формы и реализуется

стр. 57

разными способами на разных уровнях. Поэтому содержание экономической конкуренции, которое определяется как рыночное соперничество, ведущееся ради достижения частных интересов посредством методов, ограничивающих способности соперников к выживанию и развитию, проявляется в разных формах. Каждая форма конкуренции выступает выражением одной из сторон содержания: принципа устройства рыночной системы, механизма взаимодействия продавцов и способа реализации частного интереса. Каждая форма действует в виде отдельной подсистемы, а конкуренция - как совокупность подсистем. Представление о структуре конкурентной системы отражено на рис. 1.

Макроподсистема: конкуренция как принцип отношения и связи. В макроподсистеме конкуренция реализует себя как принцип, обеспечивающий функционирование рыночной экономики. Здесь она проявляется как норма, определяющая должное и ожидаемое в поведении агентов рынка, и обоснованно может быть названа институтом рыночной экономики. Это не означает, что макроконкуренция определяется набором правил и норм, регулирующих поведение субъектов рынка. Напротив, являясь способом выражения особого типа отношений между конкурентами противоборства частных интересов, конкуренция сама определяет правило и норму, которыми будут руководствоваться соперники в своем поведении. Именно по этой причине конкуренция приобретает статус принципа или общего закона рыночной экономики.

Выступая в таком качестве, конкуренция наиболее полно и точно выражает свою сущность, но в наименьшей степени проявляясь внешне. На макроуровне борьба частных интересов проявляется не как противоборство между соперниками, а как норма, определяющая принципы этой борьбы. Конкуренция здесь предстает в виде стихийно действующей и невидимой для соперников силы, которая регулирует их поведение и через это обеспечивает воспроизводство самого конкурентного принципа: никто не может достичь своих целей иначе, как только посредством борьбы с другими претендентами на это.

Предназначение макроподсистемы конкуренции раскрывается в ее функциях. Главная функция макроконкуренции - уравновешивать эгоистические притязания конкурентов. Она реализуется в форме разрешения противоречия рыночного хозяйства: каждый стремится к завоеванию монопольного положения, но все вместе должны противодействовать этому. Учитывая, что это противоречие вытекает из природы лежащей в основе рыночного хозяйства частной собственности, сфера действия заключенного в макроподсистеме принципа выходит далеко за рамки экономической области, распространяясь на все сферы жизнедеятельности буржуазного общества.

стр. 58

Рис. 1. Структурное устройство и характеристика конкурентной системы

стр. 59

Регулирующая функция макроконкуренции связана не с ценами и даже не со структурой экономики, а с определением типа предпринимательского поведения. Формируя через действие ограничительного принципа структуру вознаграждения конкурентов, макроконкуренция определяет направленность их поведения. Тип этого поведения будет зависеть от симметричности действия уравновешивающего принципа по отношению ко всем соперникам. Оно может быть производительным, если приводит к созданию дополнительной ценности для общества, или непроизводительным, сводясь к перераспределению существующего богатства, а также деструктивным, если препятствует росту общественного благосостояния или приводит к его сокращению1.

Контрольная функция макроконкуренции выражается в установлении экономического контроля над эффективностью применения производственных ресурсов. Конкуренция вознаграждает каждого соперника в соответствии с результатами, достигнутыми им относительно конкурентов. Это означает, что эффективность действия макроконкуренции определяется ее способностью, уравновешивая эгоистические притязания соперников, ориентировать их на эффективное применение ресурсов. Недостаток конкуренции, выраженный в ослаблении действия уравновешивающей функции, автоматически приведет к ослаблению требований и неизбежно обернется снижением эффективности функционирования рыночной экономики. Предъявляя равные требования ко всем соперникам, конкуренция не обеспечивает им равных возможностей, так как они включаются в состязание, обладая разными экономическими возможностями и предпринимательскими способностями. Поэтому каждый из них испытывает на себе разное давление одних и тех же конкурентных условий. В результате конкуренция превращается в процесс соперничества, в котором равенство включения в него сопряжено с разной напряженностью условий участия в нем. Следовательно, конкуренция - это принцип равных возможностей и способ их ограничения одновременно. Особенность действия этого принципа заключается в том, что преимущества одних соперников автоматически превращаются в фактор ограничения возможностей других.

Макроконкуренция - механизм реализации законов рыночной экономики, который подчиняет действию конкурентного принципа все процессы рыночного хозяйства. Конкуренция не устанавливает законы. Но именно она выступает тем механизмом, который приводит их в действие. При этом специфика конкуренции состоит в том, что она демонстрирует дей-

1 Baumol W.J. Entrepreneurship: productive, unproductive and destructive. // Journal of political economy, 1990. Vol. 98. N 5. Pt. 1, P. 894, 909, 916.

стр. 60

ствия этих законов в искаженном виде1. Действенность конкуренции в качестве механизма реализации законов зависит от степени реализации ее ограничительной функции. Чем больше равенство противоборствующих сил, тем полнее проявляется уравнивающая способность конкуренции. Соответственно, конкуренция обеспечивает условия для проявления экономических законов тем полнее, чем большей свободой действия она обладает.

В сущности, проблема реализации экономических законов - это вопрос о возобновлении действия конкурентного принципа, то есть воссоздании условий существования конкуренции. Воспроизводство этих условий обеспечивается посредством взаимодействия объективной и субъективной сторон макроконкуренции. Объективная сторона макроконкуренции - это наличие условий для существования и реализации частного интереса: общественное разделение труда, хозяйственная обособленность и частная собственность, то есть тех экономических параметров, которые сохраняют необходимость товарно-денежной формы обмена. Субъективная сторона макроконкуренции представлена действующими лицами и институтами (правилами и нормами). Действующие лица - это конкуренты и органы, оказывающие влияние на принятие правил и норм. Специфика здесь состоит в том, что в макроподсистеме регулирующие органы проявляются в явном виде, в то время как конкуренты, напротив, предстают в обезличенном виде: не в образе предпринимателей-соперников, по-разному реагирующих на окружающую действительность, а как обезличенные капиталы, действие которых подчинено единому принципу поведения. Таким образом, в макроподсистеме объективная сторона выражается в противодействии монопольным устремлениям конкурентов, а субъективная - в способах, применяемых обществом для этого.

Реализация заключенного в макроконкуренции принципа обеспечивается посредством форм, служащих способом выражения ее функционального предназначения - уравновешивать эгоистические притязания соперников. Каждая форма отражает особое состояние макроподсистемы конкуренции, а смена форм - эволюционные изменения в способе реализации конкурентного принципа, но не в изменении самого принципа. Поэтому, принимая разные формы существования, макроконкуренция не изменяет своей содержательной сути.

Макроконкуренция проявляется в одной из трех форм, последовательно сменяющих друг друга: свободной, регулируемой и соревновательной конкуренции. В настоящее время, говоря о свободной и регулируемой формах конкуренции, принято рассматривать это деление с позиций отсутствия или наличия внешнего вмешательства в конкурентный процесс. Исходя из

1 Маркс К. Экономические рукописи 1857 - 1861 гг. М., Политиздат, 1980. Т. II. С. 47, 267, 164.

стр. 61

этого, свободной считается конкуренция, при которой конкурентный механизм не подвергается регулирующему воздействию, а регулируемой - форма конкуренции, предусматривающая наличие определенных регулирующих процедур.

Однако такую трактовку форм существования макроконкуренции нельзя признать удовлетворительной. Во-первых, потому, что, являясь способом ограничения эгоистических притязаний, конкуренция ограничивает свободу и уже по этой причине свободной в принципе быть не может. Во-вторых, регулирующие нормы и правила (формальные и неформальные) в конкурентном процессе присутствуют всегда, и свободной от них конкуренции быть не может.

На самом деле существо проблемы о форме макроконкуренции связано с вопросом о природе конкурентной свободы. Конкурентная свобода означает право каждого соперника действовать исключительно в своих корыстных интересах. Следовательно, в содержательном плане она выражается в отсутствии возможностей у кого-либо из соперников влиять на общие условия конкурентной борьбы, изменяя их к собственной выгоде. Из этого вытекает, что свободная конкуренция - это такая форма, при которой установленные правила ведения конкурентной борьбы и действия соперников не оказывают влияния на механизм и результаты конкурентного процесса. Поэтому свободная конкуренция должна пониматься не как борьба, лишенная регулирующих элементов, а как соперничество, ход и результаты которого определяются исключительно слепым действием стихийных рыночных сил.

Парадокс заключается в том, что благодаря действию свободной конкуренции, наиболее полно реализующей уравновешивающий принцип, конкуренты оказываются в заведомо неравных конкурентных условиях, так как располагают разными производственно-финансовыми возможностями и предпринимательскими способностями. Закрепляя это неравенство посредством конкурентной селекции, свободная конкуренция способствует концентрации экономической власти. В результате возникают хозяйствующие субъекты - экономические монополии, которые сами становятся регуляторами конкуренции. В этой ситуации возможности конкуренции осуществлять выравнивающую функцию за счет действия внутренних сил конкурентного механизма оказываются ограниченными. Возникает необходимость во внешнем вмешательстве в конкурентный механизм с целью сохранения условий для воспроизводства конкурентной среды. Поэтому специфика регулируемой конкуренции связана вовсе не с применением регулирующих норм и правил.

Содержательная сторона регулирования конкуренции заключается в воздействии на процесс конкурентного отбора. Она проявляется в транс-

стр. 62

формации конкурентного принципа посредством изменения критериев конкурентного состязания и конкурентного механизма посредством модификации селективной функции, то есть видоизменения порядка формирования результатов конкурентной борьбы. Регулируемая конкуренция - это форма существования конкуренции, которая характеризуется наличием регулирования процесса конкурентного отбора, осуществляемого путем внешнего воздействия на механизм и результаты конкурентного процесса. В отличие от свободной, регулируемая конкуренция предполагает применение правил и норм, оказывающих влияние на принцип конкурентного отбора, и характеризуется избирательным характером действия селективной функции. При регулируемой конкуренции действие "невидимой руки" сменяется четко осязаемыми регуляторами, а исход конкурентного процесса оказывается под воздействием неценовых регуляторов: антимонопольной и промышленной политики.

Принцип равенства условий участия в конкуренции подрывается посредством создания разных возможностей для реализации одинаковых потенциалов, так как разные формы организации бизнеса могут оказаться под воздействием разного налогового режима, а разные отрасли национальной экономики - в разной степени защиты от глобальной конкуренции. Действие уравновешивающей функции (оценка усилий и вознаграждение конкурентов) обеспечивается уже не только через механизм стихийно складывающихся рыночных цен, а на основе задаваемых целей и посредством применения специальных критериев.

В последующем, когда устойчивость в конкуренции требует от соперников, с одной стороны, углубления специализации, а с другой - гибкости, которая возможна при универсальности, единственным способом выживания в конкуренции становится установление партнерских отношений среди соперников. Это становится причиной модификации конкурентного принципа и перехода к новой форме макроконкуренции - соревновательной конкуренции. Соревновательная конкуренция - это форма соперничества, которое ведется на основе добровольного ограничения эгоистических притязаний и установления партнерских отношений между соперниками ради повышения совместной конкурентоспособности, а его механизм нацелен не на подрыв способностей соперников, а на состязание за занятие лучшей позиции. В сущности, соревновательная конкуренция - это особый вид регулируемой конкуренции, более зрелая ее форма, обладающая той качественной особенностью, что регулирование соперничества обеспечивается не принудительно, а добровольно.

Эта форма отражает модифицированный тип отношения, природа которого вытекает из необходимости перехода к тесной кооперации, обусловленной переходом к новому этапу развития обмена, где объектом ста-

стр. 63

новится специализированная деятельность, обеспечивающая реализацию специфических знаний и компетенций. В соревновательной конкуренции уравновешивающий принцип проявляет себя не как неподвластная соперникам стихийная сила, а в виде требований, задаваемых им в явной форме. При этом его регулирующее воздействие проявляется не ex post - на стадии выполненных решений, а ex ante - на стадии принятия решений. Макроподсистема вступает в новый этап своего развития, который характеризуется углублением ее противоречивости, выражающейся в соперничестве между разными формами реализации конкурентного принципа. Становление соревновательной конкуренции вряд ли будет идти линейно. Однако общий тренд развития макроподсистемы конкуренции будет характеризоваться расширением именно ее сферы действия. На этом основании соревновательную конкуренцию следует рассматривать как переходную форму, в том смысле, что, укореняясь, она будет замещать в отношениях хозяйствующих субъектов элементы соперничества элементами сотрудничества.

Мезоподсистема: конкуренция как механизм взаимодействия. Любая система нуждается в устройстве, которое обеспечивает ее движение. В конкурентной системе эту функцию выполняет мезоподсистема конкуренции. Выступая в этом качестве, она решает две задачи. Обеспечивает реализацию конкурентного принципа на всех уровнях системы и взаимодействие между этими уровнями.

Обеспечивая механизм связи между конкурентами, мезоконкуренция реализует не те взаимодействия, которые возникают вследствие общественного разделения труда и проявляются в виде рыночных сделок, а те, которые возникают вследствие противоборства частных интересов. Изолированные друг от друга в производстве, на рынке эти интересы оказываются вовлеченными в единую систему, в которой все они взаимодействуют как претенденты на получение одного и того же приза - вознаграждения, которое определяет их шансы на выживание и развитие. Именно такого рода связь обеспечивается посредством мезоподсистемы конкуренции. Содержание этой связи заключается в уравновешивании эгоистических притязаний соперников посредством противопоставления их частных интересов. При этом уравновешивание эгоистических притязаний обеспечивается не при помощи принуждения соперников к выполнению кем-то установленных требований, а путем противоборства самих интересов. Говоря о взаимодействии макро- и мезоподсистем, можно сказать: первая устанавливает конкурентный принцип в качестве нормы (правила) взаимоотношений в рыночной экономике, а вторая приводит эту норму в действие, то есть обеспечивает ее реализацию. Другими словами, мезоподсистема конкуренции - это форма существования конкурентной системы, посредством которой обеспечивается реализация заключенного в ней принципа.

стр. 64

Объединительная функция мезоконкуренции это пример диалектической природы конкуренции. Как форма борьбы частных интересов, конкуренция изолирует соперников друг от друга. Но она же их и объединяет. Но не в смысле причастности к одной системе и общей направленности устремлений соперников - реализации частных интересов, а в смысле общности характера их поведения, состоящего в стремлении реализовать собственный интерес за счет интересов своих соперников. По этой причине на мезоуровне, как и на макроуровне, действие конкуренции остается анонимным, в том смысле, что ее воздействие направлено на каждого соперника и ни на кого из них конкретно. Однако на мезоуровне каждый соперник уже ощущает давление конкуренции. Объединительная функция проявляется не только в подчинении поведения соперников единому конкурентному принципу, но и в сведении их действий в единую паутину, в том смысле, что колебания в любом сегменте сети отражаются во всех других ее сегментах. Суть объединительной функции заключается в действии обусловленного конкуренцией перераспределительного принципа: получить больше, чем создано, можно только за счет отъема части созданного другими, в чем и состоит смысл конкурентного противоборства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.