Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы 5,6. Диагностическая и коррекционная работа с одаренными и талантливыми детьми 4ч




Темы 3,4. Взаимодействие наследственности и среды в развитии детской одаренности 4ч.

Дифференциация видов одаренности

. Критерии выделения видов одаренности:

1. Вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная одаренность, интеллектуальная одаренность различных видов; хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность, лидерская и аттрактивная одаренность, одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям.

2. Степень сформированности (актуальная и потенциальная одаренность).

3. Форма проявления (явная и скрытая одаренность).

4. Широта проявлений в различных видах деятельности (общая одаренность, специальная одаренность).

5. Особенности возрастного развития (ранняя одаренность, поздняя одаренность).

Вопросы:

1. Взаимодействие наследственных и средовых факторов в развитии способностей. Генотип, среда и действие механизмов развития.

2. Доля наследственных факторов и вклад средовых факторов в развитие способностей.

3. Структура среды и влияние её отдельных элементов на развитие личности ребёнка.

4. Социализация и социальная адаптация одаренного ребенка.

5. Социально-педагогическая поддержка одаренности и креативности ребенка.

Теория взаимовлияния и взаимодействия биологических и социальных факторов.Влияние воспитания, задатков, социальной среды на одаренность.Доля наследственных факторов и вклад средовых факторов в развитие способностей. Структура среды и влияние её отдельных элементов на развитие личности ребёнка.

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей. Определение понятий поддержка, педагогическая поддержка, социально-педагогическая поддержка. Цель педагогической поддержки. Основные направления поддержки одаренных детей. Условия педагогической поддержки одаренных детей. Цель, задачи сопровождения. Программы сопровождения одаренных учащихся (на примере интеллектуальной одаренности). Цель, задачи программ для одаренных учащихся, основные этапы.

 

Вопросы:

1. Идентификация детской одарённости.

2. IQ – коэффициент интеллекта.

3. Структура диагностико-коррекционной работы с одаренными и талантливыми детьми.

4. Диагностика уровней реализации потенциала развития.

5. Анализ показателей уровня развития учащихся.

IQ – коэффициент интеллекта. Тест Айзенка на выявление IQ. Четырехступенчатая схема организации диагностики детской одаренности (А.Савенков). Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке из четырех основных источников: психологи, педагоги, родители и сами дети). Этап оценочно-коррекционный (ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. В ходе него акцент переносится с разовых обследований на занятия тренигового типа. Этап самостоятельной оценки ( Во вторых классах всем, участвовавшим в экспериментальной работе детям, было предложено посещать занятия по дополнительным предметам добровольно. Как показали дальнейшие исследования, желание ребенка продолжать занятия — один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам — одна из важных отличительных черт одаренного ребенка. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных, интеллектуальных нагрузок). Этап заключительного отбора (информация, которая позволяет с большой долей уверенности говорить о степени одаренности детей и служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития).

Основные варианты проведения диагностики: тестологический подход, «резервуарная модель» Дж.Гауэна, «Принцип турникета», модель последовательной стратегии принятия решения, «Иллинойская модель», модель «Диагностика развития».

Выделяют 3 группы методик:

· Выявление доминирующих мотивов.

· Диагностика интеллектуального уровня (конвергентного мышления).

· Диагностика уровня креативности (дивергентного мышления).

Методы выявления и диагностики одаренности (тест Векслера, модификация теста Торренса, тесты Стенфорд-Бине, задачи Пиаже, матрицы Равена, рисуночный тест на интеллект и др.). Требования к методам диагностики одаренности. Метод детского эксперимента. Групповая работа для создания учебного содружества. Методика А.И. Савенкова. Методика оценки общей одаренности. Логические задачи в развитии детской одаренности.

Методики диагностики для психологов, педагогов, родителей, для самих детей. Методики для психологов: методики Дж. Равена (интеллект) и Э. П. Торранса (креативность).

Методики для педагогов.

Методики диагностики для родителей: «Наблюдение за развитием ребенка» А. Бине, «Нормативная шкала одаренности» (Холла И.Г. и Скиннера Н. в адаптации Гильбуха Ю.З.), методика Д. Хаана и М. Каффа, а также анкета для родителей Дж. Рензулли, «Карта одаренности» (модернизированная методика Хаана Д. и Каффа М.); «Карта интересов для младших школьников»; «Методика оценки общей одаренности»

Стратегия работы с одаренными детьми. Взаимосвязь обучения, воспитания и психологического развития детей и формирования структур умственной деятельности. Условия стимуляции саморазвития, как основы развития способностей одаренных учащихся.

Коллективные и индивидуальные формы работы с одаренными детьми. Кластер. Правила составления кластера.

Особенности организации научной деятельности в школе. Формирование исследовательской мотивации. Формы работы: проектная деятельность, интернет-проекты, интеллектуальный клуб, познавательно-просветительская работа. Создание условий для развития исследовательских способностей обучающихся в общеобразовательной школе. Научное общество учащихся. Формы работы научного общества учащихся: лекторское бюро, теоретический отдел, бюро научной и технической информации (БНиТИ), библиографический отдел, секция смекалистых («Думающая группа»), секция занимательной науки, ученическое конструкторское бюро – УКБ, секция администраторов.

Игровой метод обучения как средство развития творческих способностей учащихся. Внеурочная образовательная деятельность учащихся: факультатив, предметная неделя, ученическая конференция. Массовая внеурочная работа, групповые внеурочные занятия, индивидуальная образовательная деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.