КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. Эта задача, так же как и последующая № 14, может быть использована в качестве основы для организации учебного допроса по тому же плану учебного занятия
Эта задача, так же как и последующая № 14, может быть использована в качестве основы для организации учебного допроса по тому же плану учебного занятия, который описан в методических рекомендациях к задаче № 10. Кроме того, на основе фабул этих задач может быть организована иная форма проведения занятий: учебная группа разбивается па пары, в которых обучающиеся поочередно проводят учебный допрос с записью задаваемых вопросов и фиксацией в протоколе допроса предъявляемых доказательств и ответов допрашиваемого. В процессе занятия обучающиеся могут проводить учебный допрос по одной фабуле либо поочередно по двум. В качестве дополнительной формы фиксации процесса допроса и его результатов может использоваться звукозапись или видеозапись. По окончании занятия обсуждаются полученные результаты, допущенные просчеты и ошибки. При решении задачи № 14 кроме допроса подозреваемого (обвиняемого) могут быть проведены очные ставки со свидетелями. На такую форму проведения учебных занятий по допросу затрачивается не менее двух пар учебных часов. Задача 14 22 августа рабочая Пяльмского леспромхоза Лысенко была найдена убитой в лесу в километре от поселка Переезд. Тело ее находилось на расстоянии 150 м от автотрассы. На шее трупа зияла резаная рана длиной 10 см. Семь колотых ран имелось в области грудной клетки. Состояние трупа давало основания полагать, что преступление было совершено за день-полтора до его обнаружения. При осмотре места происшествия возникло предположение, что преступление совершено с целью ограбления, поскольку при убитой пи денег, ни каких-либо ценностей не оказалось. Кассир леспромхоза Фурыгина показала, что 20 августа Лысенко получила причитающуюся ей заработную плату в сумме 12,5 тыс. руб.
Раздел III. Криминалистическая тактика Тема 15. Тактика допроса и очной ставки С ней приходил мужчина, у которого была забинтована правая рука. Работницы столовой нос. Пяльма Абрамова и Клокова сообщили, что хотя они лично Лысенко не знают, но в день выдачи заработной платы 20 августа вечером в столовую заходили неизвестный им молодой мужчина лет 25—30 с забинтованной кистью правой руки и женщина. Они сидели за столиком в дальнем углу у окна, обедали и выпивали, а затем вместе покинули столовую. Свидетели опознали Лысенко как ту самую женщину, которая была в столовой вместе с неизвестным мужчиной. Подозрение в совершении этого преступления возникло в отношении рабочего одного из лесоучастков Отиева Виктора Казимировича, который с 15 августа имел больничный лист в связи с полученной на лесозаготовках рубленой рапой кисти правой руки. В процессе обыска у Отиева какой-либо одежды, испачканной кровью, обнаружить не удалось, не был найден и нож, но зато из карманов его пиджака извлекли три небольших.носовых платка, один из которых был обвязан голубыми нитками. Отиев заявил, что все платки принадлежат лично ему, что и было зафиксировано в протоколе обыска. Свидетель Ветлицкая опознала носовой платок, обвязанный голубыми нитками, и пояснила, что 20 августа, поскольку Лысенко собиралась поехать в Медвежьегорск, передала ей завернутые в этот платок 20 тыс. руб. для покупки некоторых вещей. Отиев на допросе какое-либо знакомство с Лысенко отрицал и показал, что вечером 20 августа он вместе со своим приятелем Борисом Старовойским заходил в столовую нос. Пяльма, где они обедали и выпивали. Какой-либо женщины с ними не было. Допрошенный в качестве свидетеля Старовойский показал, что он вообще уже неделю с Отиевьш не встречался, и 20 августа в столовой нос. Пяльма с ним время не проводил. Свидетели Фурыгина, Абрамова и Клокова опознали Отиева как того самого мужчину, в отношении которого на следствии они дали показания. 1. Проанализируйте имеющиеся у следователя доказательства. Оцените их возможное психологическое и тактическое воздействие на подозреваемого. 2. Может ли допрашиваемый опорочить имеющиеся доказательства и ослабить их уличающую силу? 3. С учетом возможных контраргументов допрашиваемого определите, как наиболее эффективно следует предъявлять имеющиеся доказательства и в какой последовательности. 4. Сформулируйте вопросы, которые следует задать допрашиваемому в связи с предъявляемыми доказательствами. 5. Оцените роль адвоката при участии в допросе подозреваемого. Может ли адвокат повлиять на тактику данного допроса? 6. Составьте письменный план допроса. Тактические приемы преодоления самооговора Задача 1 Преступная группа, в которую входило четверо несовершеннолетних в возрасте от 15 до 17 лет и двое взрослых 20 и 22 лет, совершила несколько разбойных нападений и одно убийство. В процессе расследования их вина в совершении этих преступлений была доказана. Все они содержались под стражей. Однако в распоряжении следствия не имелось данных о том, кто же из них нанес смертельное ножевое ранение потерпевшему Кузьмину И.С. На одном из допросов несовершеннолетний участник этой организованной преступной группы Подко-зырин Иван признался, что удар ножом Кузьмину нанес он. Проверяя это признание, следователь предложил Подкозырину показать, из какого положения он нанес удар ножом потерпевшему и как в это время держал нож — острием вверх или вниз. Однако допрашиваемый об этих деталях точных и подробных показаний дать не смог. Скорее всего, как предположил следователь, несовершеннолетний взял вину на себя под влиянием кого-либо из взрослых участников группы. Проанализируйте действия следователя по проверке признания подозреваемого в нанесении ножевого ранения Кузьмину. По каким признакам можно судить о самооговоре?Как тактически правильно следует построить допросы остальных участников группы с тем, чтобы выяснить, кто же из них в действительности нанес смертельное ножевое ранение Кузьмину? Задача 2 / Около 22 ч^17 марта трое подростков вместе с 22-летним Олегом Самсоповым, находясь в нетрезвом состоянии, из хулиганских побуждений пристали на ул. Ярославской к гр. Юркову В.А. и затеяли с ним драку. Юрков сумел от них отбиться. Ему удалось нанести сильнейший удар по лицу Самсоиову и сбить его с ног. Затем, чтобы избежать дальнейшего избиения, Юрков забежал в подъезд расположенного рядом пятиэтажного жилого дома. Однако хулиганы не ушли, а, спрятавшись за дверями, стали ждать, когда Юрков выйдет из подъезда. Минут через пятнадцать дверь открылась, и из подъезда вышел иро- 27 - 4068 Раздел III. Криминалистическая тактика Тема 15. Тактика допроса и очной ставки живавший в этом доме Скворцов Василий. Самсонов, решив, что это тот самый мужчина, с которым они дрались, нанес ему по голове удар приготовленным для этой цели металлическим прутом. В результате здоровью Скворцова был нанесен тяжкий опасный для жизни вред. При осмотре места происшествия прут был изъят и приобщен к делу. На следующий день вся группа хулиганов была установлена. У Сам-сонова при судебно-медицинском освидетельствовании на лице был зафиксирован кровоподтек. Один из подростков — 16-летний Игорь Слетов показал, что это он нанес потерпевшему Скворцову удар прутом по голове. Такие же показания дали Самсонов и другие участвовавшие в драке подростки. Следователь допросил Слетова в качестве подозреваемого с участием защитника. До этого он предоставил им свидание наедине. В процессе допроса следователь уловил в поведении допрашиваемого некоторую скованность. Подозреваемый, как показалось следователю, не очень уверенно рассказывал о деталях происшедшего. Поэтому следователь решил проверить, не оговаривает ли себя подросток. Однако, учитывая, что на него показали и другие участники этой драки, следователь задержал его в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ. Адвокат заявил ходатайство об освобождении подзащитного, поскольку тот о происшедшем показывает правдиво, ранее ни в чем предосудительном замечен не был. Определите, как следует тактически правильно проверить версию о самооговоре Слетова. На что следует обратить внимание при допросе других участников этой драки? В качестве кого — подозреваемых или свидетелей их следует допрашивать? Нужно ли сообщить адвокату о том, что у следователя имеются сомнения в правдивости показаний подозреваемого о том, что именно он совершил это преступление? Имеет ли значение в плане получения правдивых показаний факт задержания Слетова в качестве подозреваемого? Тактика допроса на очной ставке Задача 1 Допрашивая подозреваемого Грачева (см. задачу 10), следователь сообщил ему, что при обысках, проведенных у него дома, у его гражданской жены Фаины и у его дяди изъяты вещи, которые значатся похищенными при совершении квартирных краж. В процессе допроса следователь понял, что допустил тактическую ошибку, смысл которой заключался в том, что надо было до сообщения подозреваемому об изъятых при обысках похищенных вещах провести так называемый косвенный допрос (этот тактический прием называется «ограничение поля возможного воображения допрашиваемого»). Суть его в том, что вначале внимание допрашиваемого как бы отвлекается от основной цели допроса за счет вопросов о нем самом, его образе жизни, связях (например, судимости, за что был осужден, когда он освободился из мест лишения свободы, чем после этого занимался, где работал, обстоятельствах знакомства с Фаиной, ее личностных особенностях, месте ее работы, характере их взаимоотношений, много ли приходится тратиться на Фаину и других женщин, часто ли посещает рестораны). Смысл всех этих вопросов в том, чтобы исподволь выяснить финансовое положение Грачева. У подозреваемого спрашивают, какими средт ствами он располагал, сколько зарабатывал, мог ли приобрести те вещи, которые значатся похищенными, какие подарки делал Фаине и своим родственникам, что приобрел в последнее время и т.п. И только после этого переходят к вопросам об изъятых вещах. И опять же надо не сразу сообщать о том, что у Фаины и у дяди Грачева изъяты вещи, значащиеся похищенными. Надо было спрашивать постепенно. Так, вначале целесообразно было спросить о вещах и ценностях, изъятых у самого Грачева. Потом, не сообщая о том, что и у кого изъято при обыске, спросить о вещах, изъятых у Васюковой Фаины. Затем в том же плане выяснить, а что Грачев может сказать о вещах, изъятых при обыске у его дяди Александрова Михаила. Поскольку следователь поторопился и не воспользовался соответствующими тактическими рекомендациями, Грачев на допросе заявил, что все эти вещи он приобретал на рынке по дешевке в разное время, у разных лиц. Следователь решил исправить допущенную ошибку за счет проведения очных ставок с Васюковой, Александровым и предъявления Грачеву в процессе их производства имеющихся доказательств. На допросе Васюкова показала, что мужской плащ Грачев принес ей за три дня до проведенного у нее обыска. Она у него тогда еще спросила, зачем ему нужен плащ, который ему мал. Он ей ответил, что этот плащ его друга Алеши Голикова. По поводу изъятой у нее кожаной дамской сумочки, в которой находился косметический набор, жемчужное и янтарное ожерелья, кольцо из желтого металла 583-й пробы, Васюкова показала, что эти вещи Грачев подарил ей в день рождения 23 августа. В процессе расследования установлено, что плащ был похищен при квартирной краже 20 сентября, т.е. за два дня до задержания Грачева, а рынок, где якобы, по показаниям Грачева, он купил плащ, в эти дни но техническим причинам не работал. Дамская сумочка, два ожерелья и золотое кольцо 583-й пробы были похищены из квартиры Любомиро-вой Н.П. 22 августа. Потерпевшая опознала их как принадлежащие ей. 27' Раздел III. Криминалистическая тактика Тема 16. Тактика предъявления для опознания В процессе осмотра места происшествия на дверце бара был обнаружен пальцевый след, принадлежащий Грачеву. У дяди Грачева — Александрова в процессе обыска были изъяты видеомагнитофон, мужской плащ, который был ему явно велик по росту и размеру и чемодан-дипломат с парфюмерными и косметическими наборами. В процессе изъятия Александров не смог сказать, что находится в этом дипломате. На допросе он показал, что обнаруженные при обыске вещи Грачев оставил у него на храпение примерно 29-30 августа. Следствием установлено, что эти вещи были похищены при квартирных кражах 27 и 29 августа. Составьте тактический план проведения очных ставок с подозреваемым Грачевым. С кем целесообразнее вначале провести очную ставку — с Васюковой или Александровым? Кого следует на очной ставке допросить первым -- Грачева или свидетелей? Следует ли психологически подготовить свидетелей к очной ставке? Нужно ли заранее объявлять Грачеву об этих очных ставках? Какие показания может дать Грачев на очной ставке и как может попытаться ослабить имеющиеся у следователя доказательства? Продумайте контраргументы на этот счет. Допустим, на очной ставке Грачев заявит, что дипломат он у Александрова не оставлял и видит его впервые. Что в связи с этим заявлением можно ему сказать? Или такой вариант — Грачев подтверждает, что действительно оставил чемодан-дипломат у своего дяди. Что в связи с такими показаниями у него следует спросить? Как при допросе Грачева на очной ставке или непосредственно сразу после нее следует использовать имеющуюся информацию о датах краж и пальцевом следе, обнаруженном при осмотре квартиры Любомировой?
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |