КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В дошкольном возрасте
Особенности развития высших психических функций
Развитие психических функций в онтогенезе и созревание мозга необходимо рассматривать в единстве формирования структурно-функциональной организации как мозга, так и психических процессов. С одной стороны, это становление дифференцированных мозговых структур (морфогенез мозга) и нейрофизиологических механизмов их работы, определяющих роль каждой из них в психической деятельности. С другой стороны – формирование психических процессов как систем, состоящих из ряда звеньев, каждое из которых выполняет свою специфическую задачу в общей архитектуре психической функциональной системы (Корсакова, Микадзе, Балашова, 2001). Для нормального психического развития в разные возрастные периоды необходимо полноценное совместное функционирование разных зон мозга, формирующего интегративную активность, и необходимой базисной предпосылкой для этого является морфологическая зрелость соответствующих отделов нервной системы. Интенсивное морфофункциональное созревание клеточных элементов коры и внутрикорковых связей происходит в течение первых лет жизни ребенка. В 5-6 лет продолжается дифференцировка нейронов и формирование звездчатых клеток, расширяется система горизонтальных связей, что увеличивает межнейрональное взаимодействие в системе нейронных ансамблей. К 6-7 годам кора больших полушарий в значительной мере зрелая. Размеры поверхности большинства корковых зон составляют около 80% размеров взрослого. Наименее зрелыми остаются лобные области (Психология…, 2005). Рассмотрим ансамблевую организацию различных областей коры больших полушарий в дошкольном возрасте. К 5-7 годам клетки коры затылочной области мозга, обеспечивающей работу центрального звена зрительного анализатора, уже имеют специфическую форму, характерную для взрослых людей, хотя их размер продолжает увеличиваться. Активный рост коры в первичных и непосредственно прилегающих к ним ассоциативных полях зрительного анализатора происходит до 3 лет, в выше расположенных вторичных полях – до 7 лет (Корсакова, Микадзе, Балашова, 2001). По другим данным, первичные поля зрительного анализатора приближаются по размерам к взрослому к 4-м годам, а ассоциативные – к 7-ми годам, и наиболее интенсивный рост коры идет в первые два года жизни (Развитие…, 1965). Отмечается, что наиболее выраженные изменения цитоархитектоники зрительной коры проходят, в том числе в возрасте 5 лет и 7 лет. К 7-ми годам заканчивается формирование ассоциативных зон височной области мозга, связанной с работой слухового анализатора. Величина поверхности коры височной области к этому возрасту почти соответствует размерам коры взрослого человека (Развитие…, 1965). Теменная область является сложной структурой, состоящей из постцентрального, верхне-теменного и нижне-теменного отделов и обеспечивает работу кожно-кинестетического анализатора. Постцентральные и верхне-теменные отделы теменной области, связанные с разными видами кожной чувствительности, осязанием, мышечно-суставным чувством, тонкими предметными движениями, выступающие базисом развития схемы собственного тела, артикуляций, достигают зрелости уже к 2-ум и 4-м годам, соответственно. В возрасте 5-6 лет и до 7 лет продолжается постепенное увеличение размера клеток и ширины коры (Корсакова, Микадзе, Балашова, 2001). В 7 лет наблюдаются значительные качественные и количественные изменения в нижне-теменной зоне, которая граничит с теми участками постцентрального отдела, где представлены рука и лицо, и поэтому связана с интеграцией сложных форм предметных и речевых действий, которые осуществляются под контролем зрения и требуют опоры на ориентировку в пространстве. Это является выражением возрастающей роли разных типов сложных движений и действий в жизни ребенка. В 6-7 лет происходят основные количественные и качественные изменения в цитоархитектонике полей височно-теменно-затылочной области или задней ассоциативной области (зона ТПО), являющейся зоной «перекрытия», разных анализаторных систем, где осуществляется интеграция разномодальной информации в сложные пространственные и квазипространственные (символические) схемы. Здесь наиболее поздно наступает полная дифференцировка коры. Значительные морфологические перестройки (несинхронное развитие слоев, подслоев и цитоархитектоники в различных полях) проходят в первые 2 года (ширина полей увеличивается в два раза) и к 7-ми годам (в три раза) (Корсакова, Микадзе, Балашова, 2001). В целом, структурные преобразования в разных полях задней ассоциативной области коры осуществляются неравномерно по темпам роста и дифференцировки. Одним из периодов наиболее выраженных преобразований является возраст 6-7 лет (Семенова и др., 1990; Васильева, 2000; Семенова, 2005). Возраст 5-6 лет выделяют как один из значимых этапов изменений ансамблевой организации лобной области мозга, которая (в частности ее передняя часть) обеспечивает регуляцию всех видов психической деятельности человека и является наиболее медленно формирующимся отделом мозга. Лобные доли включают в свой состав моторные и премоторные (моторные) и префронтальные (немоторные) отделы. Моторный и премоторный отделы наряду с теменной областью обеспечивают работу двигательного анализатора. До 5 лет идет наиболее интенсивное созревание верхней премоторной области двигательной коры, а в нижней премоторной области созревание идет до 8 лет (Шумейко, 2004). В целом к 5-6 годам моторная область уже имеет структуру, сходную со взрослыми, а премоторная область приобретает таковую к 7 годам (Развитие…, 1965). Возраст 5-6 лет является одним из значимых этапов микроструктурных изменений ансамблевой организации префронтальных отделов лобной области, обеспечивающей регуляцию всех видов психической деятельности. Отмечается, что «специфически человеческие» поля, относящиеся к речевой деятельности, дифференцируются на поздних этапах развития и их дифференцировка продолжается после 7 лет. К 7 годам многие поля лобной области достигают максимального развития, а в других и позднее наблюдается большой подъем в развитии, поэтому возраст 7 лет выделяют как критический в развитии зон лобной области (Развитие…, 1965; Семенова и др., 1990). В других источниках также отмечается, что в возрасте 5-6 лет наблюдается высокий темп роста ассоциативных слоев, увеличение объема нейронов, компактности нейронных группировок, активное формирование базальных дендритных комплексов в различных полях коры лобной доли. Предполагается, что морфофункциональное созревание лобных отделов коры к 6 годам является необходимым условием формирования связей между фронтальными зонами и нижележащими глубинными структурами (Батуев, 1981; Nauta, 1971; Pribram, 1998). От 3 до 6 лет происходит быстрый рост мозолистого тела, содержащего комиссуральные волокна, через которые осуществляется связь между полушариями мозга. К 7 годам оно заметно увеличивается в объеме (Развитие…, 1965). Возраст 6-7 лет рассматривается как переходный к стадии «полноразмерного» межполушарного взаимодействия (Структурно-функциональная…, 1990; Микадзе, 2008). Функциональные возможности мозговых структур, связанных с разными анализаторными системами, также формируются разными темпами. В период от 3-4 до 6-7 лет происходят существенные изменения процесса зрительного восприятия. В 3-4-летнем возрасте при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами еще сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий, непосредственного контакта с предметом. На протяжении дошкольного возраста по мере накопления индивидуального опыта снижается удельный вес тактильного канала в зрительном восприятии и существенно преобразуются движения глаз. С помощью кинорегистрации установлено, что у детей 3-4 лет при первом ознакомлении с объектом немногочисленные глазные движения осуществляются внутри границ фигуры; при таком способе ознакомления вероятность узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50%). В 4-5-летнем возрасте обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций на более характерных признаках объекта, размашистые движения по оси, имитирующие его измерение. В результате достигаются более высокие показатели узнавания. К концу дошкольного возраста при ознакомлении с новым предметом прослеживание по контуру включает всю фигуру, как бы создавая внутреннюю модель формы; вероятность узнавания достигает 100%. На этой основе при последующем восприятии уже знакомого предмета происходит формирование обобщенного эталона. Прослеживающие глазные движения сокращаются, и опознание осуществляется по наиболее информативным для данной задачи отдельным признакам (Фарбер, Дубровинская, 1997; Фарбер, Бетелева, 2005). Возможность формирования в старшем дошкольном возрасте сложных эталонов, включающих иерархическую структуру интегральных признаков, облегчает процесс опознания и категоризацию на основе не только перцептивных, но и концептуальных (Шехтер, 1981) характеристик объекта (общих свойств всех его вариантов). Это свидетельствует о достижении определенного уровня интеллектуализации процесса восприятия к концу дошкольного периода. Сведения о нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих становление системы зрительного восприятия, получены при изучении электрофизиологических коррелятов приема и обработки зрительной информации. Анализ корковой топографии вызванных потенциалов (ВП) показал, что между 3 и 6 годами происходят существенные изменения в функциональной организации системы зрительного восприятия. В 3-4 года в задних отделах коры регистрируются сходные по конфигурации и реактивности сенсорные ВП. Это означает, что в данном возрасте отсутствует региональная специфичность ответов мозга. С 5-6 лет отмечаются различия в конфигурации ответов тех же зон коры на такие же стимулы. Причем выделяются определенные топографические различия в зависимости от вида стимула: при предъявлении вербальных стимулов описанное колебание фиксируется во фронтальных областях, а при предъявлении фигур – в теменных областях. Это означает, что в возрасте 5-6 лет возрастает специфичность реагирования различных зон коры, участвующих в опознании стимулов различного типа (Психология…, 2005). Таким образом, изучение ответов мозга у 5-6-летних детей свидетельствует о нарастании специализации различных зон коры в обеспечении процесса зрительного восприятия. Наибольшей выраженности специализация корковых полей достигает к 6-7 годам, что позволяет рассматривать возраст 6-7 лет как соответствующий сензитивному периоду в становлении системной организации зрительного восприятия и опознания целостного образа. При рассмотрении вопроса о развитии восприятия как когнитивной функции следует обратить внимание не только на региональные особенности реализации отдельных зрительных операций, но и на полушарную специфику и межполушарное взаимодействие. Предпосылки взаимодействия полушарий создаются созреванием мозолистого тела, интенсивное развитие которого приходится на дошкольный возраст (Yakovlev, Lecours, 1967). По некоторым данным существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам (Структурно-функциональная…, 1990; Фарбер, Дубровинская, 1997). С этим хорошо коррелируют особенности внутри- и межполушарного взаимодействия корковых зон при решении зрительно-пространственной задачи – выборе эталонной фигуры из набора подобных, меняющих ориентацию. Было показано, что у детей 5 лет при осуществлении зрительно-пространственной деятельности как в правом, так и в левом полушарии образуются функциональные объединения затылочных областей с заднеассоциативными, а теменных зон с переднецентральными структурами; межполушарное взаимодействие не выявляется. В 6 лет на фоне усиления межполушарных функциональных связей затылочных и височных областей отмечается специализированное (по взрослому типу) вовлечение и выполнение задания затылочных и заднеассоциативных областей правого полушария и усиление их взаимосвязи с лобной корой (Фарбер, Корниенко, Сенькин, 1990). Лобные отделы коры в этом возрасте участвуют не в полной мере при процессе восприятия, но именно они осуществляют его заключительные этапы принятия решения, оценку значимости стимула (Фарбер, Дубровинская, 1997). Здесь же следует заметить, что по результатам исследований J. Stiles et al. мозговая локализация функции пространственной аналитической обработки у 3-6-летних детей аналогична таковой у взрослых. При ранних локальных поражениях мозга, выявленные дефициты пространственной обработки были менее выражены у детей по сравнению со взрослыми, но между участком повреждения и спецификой расстройства наблюдалась весьма похожая связь (Stiles et al., 1996; Stiles et al., 1998). Темпы развития зрительного и слухового анализатора в функциональном плане не совпадают. Условные рефлексы со слухового анализатора начинают вырабатываться раньше, чем со зрительного. Слуховые рецепторы в слуховом анализаторе начинают функционировать сразу после рождения (реакция на звук), к концу l-го – первой половине 2-го года происходит усиленное образование условных рефлексов на речь. Функциональное развитие продолжается до 6-7 лет, обеспечивая образование тонких дифференцировок речевых раздражителей (Корсакова, Микадзе, Балашова, 2001; Neville et al., 1991). Т.П. Хризман (1978) проводил кросскорреляционный анализ ЭЭГ детей от 6 месяцев до 5 лет после предъявления вербальных (знакомых и незнакомых) и невербальных стимулов. Исследование показало, что у детей 4-5 лет значительно увеличиваются межцентральные связи в фоне (в состоянии спокойного бодрствования), и становится затруднительным выделение изменений этих связей под воздействием единичных вербальных раздражителей. В фоновой активности височные области левого полушария имели в 2,5 раза большее количество межполушарных связей, чем те же области правого полушария. Однако, при предъявлении знакомого слова межполушарная асимметрия исчезала, и количество связей височных областей становилось одинаковым. Указанное явление происходило главным образом за счет усиления взаимосвязи теменно-височных и височно-затылочных областей в правом полушарии. В случае предъявления незнакомого слова указанная тенденция увеличивалась (Хризман, 1978). Таким образом, у детей данного возраста в анализе знакомого вербального материала активное участие принимает правое полушарие. Данный факт был подтвержден и нейропсихологическими исследованиями А.Р. Лурия и Э.Г. Симерницкой, которые показали, что характерной особенностью детской речи является большая опора на структуры правого полушария. Указанное явление связывают с постепенным (в течение онтогенеза) переходом от непосредственного образного к опосредованному знаково-логическому способу мышления (Лурия, Симерницкая, 1975; Симерницкая, 1985). Исследования зарубежных специалистов в данной области также подтверждают описанные явления (Neville et al., 1991; Bates et al., 1997; Reilly, Bates, Marchman, 1998; Stiles, 2000). J.Stiles также отмечает, что левое полушарие в большей степени определяет грамматическое развитие речи до (но не после) возраста 5 лет; специфические корреляции между различными признаками речи (грамматическая и морфологическая структура, синтаксическое разнообразие и др.) и участком повреждения мозга наблюдаются до 5-летнего возраста, но не наблюдаются у более старших детей. В 5-6-летнем возрасте, по-видимому, появляются альтернативные формы мозговой организации речи (Bates et al., 1997; Stiles, 2000). Рассматривая развитие кожно-кинестетического анализатора Н.К. Корсакова с соавт. (2001) отмечает, что к 7 годам формируется высокая способность к анализу и синтезу различных кожно-кинестетических стимулов. При этом способность к тонкому анализу проприорецептивных (кинестетических) раздражений в двигательном (проприоцептивном) анализаторе появляется уже с 2-3 месяцев и развивается до 18-20 лет. По данным других исследователей тактильные функции достигают своей зрелости к 4-5 годам (Семенович, 2002; Глозман, Потанина, Соболева, 2006). Значительное улучшение к 7 годам анализа тактильно-кинестетических сигналов является одним из узловых этапов развития двигательного анализатора. К 4 годам уже сформирована структура отдельных шагов, но серия содружественных движений при ходьбе еще неустойчива и вариативна. К 7 годам достигается более тонкая регуляция локомоций, и движения приобретают специализированную направленность. От 2 до 5 лет идет формирование компонентов графических движений (линий, кругов). Освоенные движения становятся базисом для формирования в возрасте 6-7 лет навыка письма. Моторная программа письма на начальных фазах несовершенна, требует постоянной коррекции по ходу выполнения. Как отмечает В.В. Лебединский (1998), из всех психофизиологических функций ручная моторика развивается медленнее всего. Здесь нет видимых критических периодов. Ребенок проходит длительный путь от «руки-лопаты» до руки, осуществляющей сложные предметные действия. Только к 6-8 годам у детей резко сокращается количество синкинезий при выполнении тонких ручных движений. В движениях рук сначала устанавливается их симметричная координация (одновременные движения руками), затем появляется перекрестно-реципрокная (попеременные движения). Перекрестные движения в дошкольный период еще выполняются с трудом. В 5-6 лет по сравнению с 4 годами заметно улучшается и ориентация в пространстве при выполнении движений. Формирование движений и действий проходит, таким образом, путь постепенной дифференциации и все более точного и специализированного вовлечения отдельных движений в действия, в их серийное выполнение (Микадзе, 2008). Дошкольный возраст характеризуется качественными изменениями мозговой организации не только процессов восприятия, но и внимания. Известно, что внимание, как и восприятие, является сложной организованной системой, включающей мозговые структуры разного уровня. Общая мобилизационная готовность обеспечивается ретикулярными и лимбическими структурами, оказывающими активирующее облегчающее влияние на корковые процессы (блок поддержания тонуса и бодрствования). Избирательность и направленность внимания создаются системой регуляции и контроля активации с участием лобных отделов коры (III блок по А.Р. Лурия) на основе проанализированной информации и доминирующей потребности. Н.В. Дубровинская и Д.А. Фарбер отмечают, что в развитии психофизиологических механизмов внимания в дошкольном возрасте отчетливо проявляется тенденция к его интеллектуализации. Эмоциональный тип корковой активности, обеспечивающий мобилизационную готовность в начале дошкольного возраста, к концу этого периода развития сменяется активацией, формирующейся на основе оценки информационных характеристик внешних стимулов (Фарбер, Дубровинская, 1997). Ю.В. Микадзе (2008) также указывает, что в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет), несмотря на преобладание роли эмоциональных стимулов, существенно начинает возрастать способность связать процесс восприятия и ответные действия с речевой инструкцией. В онтогенезе четко прослеживается переход от диффузных связей различных отделов коры с преимущественной локализацией в каудальных отделах (5 лет) к формированию локальных очагов, устойчиво удерживающихся при введении команды «внимание» сначала в переднецентральных отделах коры правого (7-8 лет), а затем левого (9-11 лет) полушария. Формирование локальных очагов рассматривается как условие проявления основного свойства внимания – избирательности. Об интеллектуализации внимания старших дошкольников свидетельствуют результаты экспериментов, направленных на изучение способности к выделению информационной значимости последовательно предъявляемых одинаковых по физическим характеристикам простых стимулов при отсутствии внешней инструкции. При использовании метода вызванных потенциалов было показано, что 6-7-летние дети уже улавливают этот параметр, хотя и не могут включить его в постоянную стратегию деятельности, что свойственно более старшему возрасту. По-видимому, это связано со сложностью произвольной организации деятельности на базе внутренне обусловленной программы (Фарбер, Дубровинская, 1997). Формирование памяти в онтогенезе проходит путь от непроизвольного запоминания информации, ориентирующегося на восприятие, к произвольному запоминанию, тесно связанному с мышлением, основанному на осмыслении запоминаемого материала. Однако в возрасте 5-6 лет ребенок еще опирается преимущественно на перцептивные (а не на смысловые) характеристики слова при его запоминании. Об этом свидетельствуют результаты исследований слухоречевой памяти у детей, при которых было отмечено, что вплоть до 8 лет среди ошибок при запоминании слов преобладают литеральные парафазии, которые представляют собой замены букв в стимульных словах (Микадзе, 2008). Объем кратковременной памяти в возрасте 5-6 лет еще составляет 5,4 символа, что является нижней границей запоминания у взрослого человека. Увеличение объема кратковременной памяти до 6,4 символа (среднее значение запоминания у взрослого человека) происходит в период от 7 до 10 лет (Безруких, Сонькин, Фарбер, 2002). Ж.М. Глозман с соавт. (2006) отмечают, что объем слухоречевой и зрительной памяти составляет 5-6 элементов к 5 годам, но до 7 лет сохраняются трудности удержания правильной последовательности элементов. В старшем дошкольном возрасте появляется и развивается возможность произвольной регуляции по внешней инструкции (Фарбер, Дубровинская, 1997; Семенова, 2007). Результаты психофизиологического эксперимента выявили различия в способности к произвольному регулированию у детей 3-4 и 6-7 лет. У младшей возрастной группы оказалась практически не выраженной способность подчинять довольно сложные действия внешним управляющим влияниям и реагировать опосредованно. У детей 6-7 лет показатели деятельности резко улучшились, возросла устойчивость внимания, уменьшилось число ошибок, и они быстро исправлялись, проявлялась возможность регуляции деятельности по образцу (Дубровинская, 1985). Таким образом, произвольная регуляция деятельности путем мобилизации внимания у дошкольников характеризуется существенными особенностями. Возраст 6-7 лет рассматривается, как важный этап в формировании системы управляемой активации лежащей в основе произвольного внимания, когда создаются предпосылки перевода активационной системы на дефинитивный тип регуляции, обеспечивающий избирательность и специфичность активационных процессов. Возраст4-6 лет можно рассматривать, как «зону ближайшего развития» по Л.С. Выготскому в отношении предпосылок к формированию произвольного внимания (Фарбер, Дубровинская, 1997). Некоторые зарубежные авторы также отмечают существенные изменения в развитии управляющих функций в старшем дошкольном возрасте. Так M.C. Welsh et al. демонстрируют, что в возрасте около 6 лет появляется первый зрелый навык, связанный с управляющими функциями, – способность сопротивляться отвлечению (Welsh, Pennington, Grossier, 1991). P.A. Passler et al. показывают, что конфликтная вербальная реакция осваивается детьми этого возраста раньше, чем конфликтная реакция произвольного действия (Passler, Isaac, Hynd, 1985). В другой работе, посвященной исследованию различных форм внимания, было показано, что произвольное зрительное внимание в конфликтной стимульной ситуации окончательно формируется к 7 годам (Rueda et al, 2004). В то же время, на этом возрастном этапе, функции программирования, регуляции и контроля деятельности и речь не являются еще достаточно зрелыми для того, чтобы обеспечивать высокую подвижность мышления и различные аспекты мыслительной деятельности, связанные с формированием абстрактных понятий. Так G.J. Chelune и R.A. Baer отмечают, что при выполнении Висконсинского теста на классификацию (Wisconsin Card Sorting Test) дети в возрасте 6 лет демонстрируют трудности, сходные с теми, которые характерны для взрослых с локальными поражениями лобных долей головного мозга (Chelune, Baer, 1986). Мышление. Исследования системной организации мозговых структур при выполнении умственной деятельности показали, что их интеграция проходит длинный путь, прежде чем возникает избирательное взаимодействие специализированных корковых зон. Развитие интеллекта начинается с наглядно-действенного мышления, которое переходит в наглядно-образное, а затем в дискурсивное (вербально-логическое). Основой формирования мышления выступает речь, поэтому характер мыслительных операций определяется особенностями развития речевой сферы. Дети старшего дошкольного возраста в основном опираются на образное мышление. Это проявляется в функциональной активности структур левого и правого полушария, которая должна увеличиваться по мере формирования вербально-логического мышления в левом полушарии. Вплоть до 7-8-летнего возраста наблюдается относительно слабая взаимосвязанность функциональной активности корковых зон (Безруких, Сонькин, Фарбер, 2002; Микадзе, 2008). Таким образом, на данном этапе онтогенеза происходят качественные изменения и в структуре отдельных ВПФ, и в межфункциональных связях и отношениях. В связи с этим старший дошкольный возраст можно рассматривать как переходный период в формировании высших психических функций в полном смысле этого слова, когда «элементарные» или «натуральные» (по Л.В. Выготскому) психические функции переходят на новый уровень функционирования, обретая основные системные характеристики высших психических функций – опосредованность, осознанность, произвольность.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |