КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В развитии психических функций
Взаимодействие биологических и средовых факторов Развитие высших психических функций (ВПФ) в онтогенезе обусловлено воздействием как эндогенных (внутренних), так и экзогенных (внешних) факторов. Внутренние факторы связаны с индивидуальной ситуацией развития организма ребенка, в частности со спецификой морфогенеза мозга. К ним, по различным оценкам, можно отнести генетические влияния, нарушения в раннем периоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зрелости структурно-функциональных систем мозга. Внешние факторы представлены воздействиями среды – это могут быть специфические условия жизни ребенка, влияющие на психическое развитие. К ним относят: социокультурные условия, в которых растёт и развивается ребенок, включенность в воспитательные и образовательные программы, экологическая ситуация. Проблему взаимодействия этих факторов традиционно рассматривают в контексте соотношения и взаимодействия биологического и социального в психике человека, взаимодействия и взаимовлияния мозга и психики, с точки зрения социально-биологической интеграции. Современные научные знания о мозге и его роли в психике позволяют говорить о том, что, во-первых, мозг является органом, детерминирующим развитие психики в фило- и онтогенезе; во-вторых, функциональное значение участков и зон коры мозга для всей системы психических процессов оказывается неодинаковым на различных этапах развития человека (Выготский, 1960); в-третьих, осуществление высших психических функций обеспечивается работой функциональных систем, под которыми понимается морфофизиологическая основа (совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов) (Лурия, 2000; 2003). Взаимоотношения между морфогенезом, функционированием коры и психическими функциями в онтогенезе являются сложными и двусторонними: с одной стороны, для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой – само ее функционирование оказывает влияние на созревание соответствующих структурных элементов мозга. Так, современные исследования дают основания предполагать, что интенсивное созревание проекционных зон коры в раннем детстве создает известные органические предпосылки для формирования предметных действий и развития предметных восприятий на данной возрастной ступени. В то же время, созревание мозговых структур и физиологических процессов зависит от развития, обусловленного жизнью и воспитанием ребенка, то есть социальным влиянием на развитие мозга (Актуальные…, 2001; Корсакова, Микадзе, Балашова, 2001). С другой стороны, социальное воздействие на ребенка, формирование его психики и своевременное созревание мозга – все это осуществляется через общение с окружающими людьми, в определенной социальной среде, в предметной деятельности ребенка путем присвоения опыта окружающих его людей. Такое развитие психики ребенка, ее социальная составляющая непосредственно влияют на развитие морфологической основы ВПФ – мозга и его физиологических процессов. Для успешной адаптации и нормального психофизиологического функционирования необходимо гармоничное сочетание внутренних факторов, в частности, обеспечивающих морфогенез мозга, и внешних факторов, связанных с ситуацией развития ребенка, в числе которых кроме социальных условий не последнее место сегодня занимает экологическая ситуация. Отмечается, что селективное выпадение биологических и средовых факторов, а также нарушение их баланса приводит к различным нарушениям психического развития ребенка (Корсакова, Микадзе, Балашова, 2001).
Таким образом, ВПФ – сложные саморегулирующиеся процессы, структурной основной которых является объединение, констелляция различных отделов мозга в функциональные системы, где каждый отдел мозга вносит свой специфический вклад в работу всей системы. Развитие психических функций в онтогенезе – это, с одной стороны, становление дифференцированных мозговых структур и нейрофизиологических механизмов их работы, с другой – формирование психических процессов как систем, состоящих из ряда звеньев, каждое из которых выполняет свою специфическую задачу в общей архитектуре психической функциональной системы. Формирование мозговой организации психических функций подчиняется принципу гетерохронии, т.е. происходит поэтапно, неравномерно, существуют периоды, связанные с качественным преобразованием и интенсивным созреванием целого ряда мозговых структур. Старший дошкольный возраст является одним из периодов качественных преобразований мозговой организации ВПФ, т.е. существенным этапом когнитивного развития ребенка, когда формируются механизмы мозгового обеспечения познавательной деятельности, определяющие готовность к обучению в школе. На данном этапе онтогенеза происходит процесс превращения «элементарных» психических функций в высшие. Развитие психических функций определяется комплексом внутренних (биологических) и внешних (средовых) факторов, в том числе экологических. Нарушение баланса биологических и средовых факторов может приводить к различным нарушениям психического развития ребенка. Вариант батареи тестов А.Р. Лурия, адаптированный для детей и апробированный сотрудниками лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Ахутина и др., 1996; 2008; Ахутина, 1999)
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |