КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проба на динамический праксис
Исследование функций серийной (кинетической) организации движений Понимание смысла серии сюжетных картинок Реакция выбора Исследование функций программирования и контроля Исследование функций блока программирования и контроля сложных форм деятельности Проба направлена на исследование условных двигательных реакций, анализ возможности следования речевой инструкции, подчинения своих действий речевой инструкции, умения оттормаживать более простые, непосредственные реакции, выделять и удерживать их сигнальное значение. Реквизит. Красный и синий кубики. Инструкция. «Когда я постучу один раз, ты подними правую руку (красный кубик), а когда два – ты подними левую руку (синий кубик). Будь очень внимательным, поскольку задание будет «хитрое». Постарайся не ошибаться». Процедура. После предъявления инструкции в целом, она воспроизводится по частям, с тем, чтобы проверить правильность ее понимания. Затем предъявляются стимулы в следующей последовательности – 12 12 12 22 12 12 11, где 1 – один удар, 2 – два удара. Система оценки. Проба оценивалась по трем параметрам: 1) успешность усвоения программы 0 баллов – самостоятельно, свернуто 1 балл – со зрительным контролем 2 балла – недоступно; 2) успешность переключения при ломке стереотипа 0 баллов – без ошибок 1 балл – с самокоррекцией 2 балла – уподобление; 3) общее количество ошибок при регулярном чередовании стимулов и при «ломке стереотипа» (в случае самостоятельной коррекции ребенку засчитывалось 0,5 ошибки). Проба позволяет оценитьвозможности установления причинно-следственных и временных связей. Реквизит. Серийные картинки (Ахутина, 1999). Инструкция. «Посмотри, здесь нарисована веселая история. Только все картинки перепутались. Разложи их по порядку и расскажи, что там произошло?» Процедура. Ребенку в случайном порядке предъявляют четыре сюжетных картинки, которые он сначала должен упорядочить, а затем составить по ним рассказ. Если ребенок затрудняется самостоятельно восстановить нарушенный порядок, психолог помогает ему с помощью организующих вопросов типа: «Что было вначале? Чем все закончилось?» и т.п. Если в самостоятельном рассказе не объясняется смысл сюжета, не дается указания на причину события, психолог спрашивает у ребенка, почему оно произошло. Система оценки. Проба оценивалась по одному параметру – понимание смысла сюжета серии картинок: 0 баллов – самостоятельно 1 балл – после «наводящих» вопросов 2 балла – непонимание. Проба направлена на исследование возможности усвоения двигательной программы и сформированности кинетических механизмов серийной (сукцессивной) организации движений – возможности автоматизации двигательного навыка, переключения с одного движения на другое. Инструкция. «Сейчас мы поиграем руками. Посмотри внимательно и постарайся запомнить». Процедура. Экспериментатор три раза демонстрирует ребенку следующую последовательность движений – ладонь-кулак-ребро. Движения производятся плавно в медленном темпе. После этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно выполнить серию движений сначала правой (ведущей), затем левой рукой. Если ребенок не может правильно воспроизвести последовательность, образец демонстрируется повторно. В случае затруднений – последовательность заучивается в процессе совместного с экспериментатором выполнения сначала без речевой инструкции. После двух-, трехкратного совместного выполнения он должен воспроизвести движения самостоятельно. Если и совместное выполнение не приводит к успеху, психолог сопровождает сопряженное выполнение речевыми инструкциями: «ладонь».. «кулак».. «ребро». Система оценки. Проба оценивалась по нескольким параметрам (отдельно для правой и левой руки). 1. Успешность усвоения двигательной программы: 0 баллов – усвоение после первого предъявления; 1 балл – усвоение после второго предъявления; 2 балла – усвоение после совместного выполнения; 3 балла – после совместного выполнения с речевой инструкцией; 4 балла – программа не усваивается. Программа считалась усвоенной, если ребенок выполнял задание правильно или со сбоями (допустив ошибку, возвращается к правильной структуре). 2. Автоматизированность и плавность движений: 0 баллов – выполнение плавно, автоматизировано; 1 балл – с переходом от поэлементного выполнения к плавному; 2 балла – «пачками», то есть отделяя паузами одну серию движений от другой; 3 балла – поэлементно, неавтоматизировано. 3. Характер ошибок серийной организации: 0 баллов – безошибочное выполнение; 1 балл – единичные сбои (ребенок воспроизводит нужную серию движений частично, ощущает неполноту и преодолевает свои трудности в последующем выполнении); 2 балла – единичные персеверации; 3 балла – расширение программы (ЛКЛР); 4 балла – выраженные персеверации (инертный стереотип). Сплошное инертное воспроизведение искаженной серии движений.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |