КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические основы решения. Для стального вала известны внешние скручивающие моменты
Условие задачи
Для стального вала известны внешние скручивающие моменты. Схемы вала изображены в табл. 3.1. Числовые данные взять из табл. 3.2. Длины неуказанных участков в табл. 3.2 принять равными: l2 = 0,25 l1; l3 = 0,5 l1. Требуется:
1. Построить эпюру крутящих моментов Мкр. 2. Из условия прочности подобрать диаметр вала, приняв допускаемое напряжение [t] = 80 МПа. Значение диаметра вала должно быть принятым из стандартного ряда по ГОСТ 6636-60: 10; 10,5; 11; 11,5; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 33; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 52; 55; 60; 63; 65; 70; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130 мм и далее через 10 мм. 3. Построить эпюры касательных напряжений t и углов закручивания jсечений вала, считая модуль сдвига G = 8×104 Мпа. Проверить условие жёсткости вала при допускаемом угле закручивания вала = 1 градус. Кручение возникает в элементах конструкций при таких воздействиях, которые можно схематизировать только скручивающими моментами. Такой брус в технике называют валом. Например, испытывают кручение валы механических передач, валы двигателей, станков, автомобилей, моторных вагонов, локомотивов. Для вычисления крутящего момента составляют уравнение равновесия отсечённой части вала в виде суммы моментов всех внешних нагрузок и внутреннего крутящего момента относительно оси вала: ∑ М z = 0. (3.1) Для моментов используем известные общепринятые правила знаков: при взгляде на сечение считаем положительными те внешние моменты, которые направлены против хода часовой стрелки; внутренний крутящий момент М кр принят положительным, если направлен по часовой стрелке. При расчёте вала строится график М кр, показывающий изменение крутящего момента по длине вала, который называют эпюрой М кр. В поперечных сечениях вала от крутящего момента М кр возникают касательные напряжения, определяемые по формуле , где М кр - значение крутящего момента в рассматриваемом сечении,оно имеется на эпюре М кр, построенной для рассматриваемого вала; ρ – радиус точки, - полярный момент инерции сечения. Эпюра напряжений t изображена на рис. 3.1, а. Для вала круглого сечения наибольшее касательное напряжение tmax возникает в точках сечения у поверхности вала при ρ = ρ max = d /2: . (3.2) Здесь – полярный момент сопротивлениякруглого сечения, с - отношение внутреннего диаметра к наружному, при отсутствии отверстия с = 0. Для вала постоянного диаметра при изменении крутящего момента вдоль вала наибольшее значение tmax возникает в том сечении вала, в котором крутящий момент М кр принимает наибольшее по модулю значение . Тогда условие прочности вала постоянного диаметра при кручении записывают в виде
, (3.3) где - допускаемое касательное напряжение для материала вала.
Рис. 3.1
Условие прочности (3.2) позволяет выполнять три вида расчётов: проектный (назначение диаметра вала); проверочный (проверка прочности вала); определение несущей способности (вычисление допускаемого значения внешних моментов). При работе машин и сооружений сечения валов получают угловую деформацию (рис. 3.1, б) − угол поворота сечения φ (угол закручивания вала), который не должен превышать определённого значения, поэтому для вала существует условие жёсткости ,
где – наибольшее по модулю значение угла закручивания вала, – значения допускаемого угла закручивания вала, его значение задают по техническим нормам. Угол закручивания вала вычисляется как
. (3.4)
Здесь l – длина участка вала; G – модуль сдвига; – полярный момент инерции круглого сечения, .
Как видно, угол закручивания зависит обратно пропорционально от значения ,которое называют жёсткостью сечения при кручении. Для контроля работоспособности круглых валов нужно иметь в виду, что в поперечном сечении возникают только касательные напряжения (рис. 3.1, а), а на любом наклонном к оси направлении действуют и нормальные, и касательные напряжения (рис. 3.2). Чтобы показать это, нужно сначала выделить прямоугольный элемент на поверхности вала, по граням которого действуют касательные напряжения t = tmax (рис. 3.2, а). Как известно, это чистый сдвиг.
Рис. 3.2 Если рассечь элемент наклонной плоскостью и составить условия равновесия полученного треугольного элемента (рис. 3.2, б), то получаем нормальные и касательные напряжения, действующие на этой площадке, . Площадки под углом α = ±450 являются особенными: напряжения на них равны τα = 0 и = ±t. На этих площадках будут только нормальные напряжения: при = +450 растягивающие σ1 = +t, а при = -450 – сжимающие σ2 = -t, и имеем одновременное растяжение и сжатие по двум взаимно перпендикулярным направлениям (рис. 3.2, в). Эти площадки являются главными, так как на них отсутствуют касательные напряжения. Зная напряжения по всевозможным направлениям, можно объяснить разрушение при кручении. Характер разрушения вала зависит от способности данного материала сопротивляться действию как нормальных, так и касательных напряжений. Приведём вид разрушения валов, выполненных из трёх, наиболее распространённых материалов: дерева, стали и чугуна (рис. 3.3). Деревянный вал претерпевает скалывание продольных волокон относительно друг друга: появляются трещины, ориентированные вдоль образующей. Это происходит вследствие того, что древесина хуже сопротивляется сдвигу (т.е. воздействию касательных напряжений ), чем растяжению и сжатию (воздействию нормальных напряжений ).
Рис. 3.3
Чугунный вал разрушается по винтовым плоскостям, ориентированным под углом 45º к оси бруса. Объяснить такое разрушение можно тем, что чугун хорошо сопротивляется сжимающим напряжениям, плохо сдвигающим касательным, и хуже всего растягивающим. В результате по плоскости, перпендикулярной растягивающим нормальным напряжениям (под углом ~ к оси вала), образуется разрыв – появляется трещина под углом ~ к оси вала. Стальной вал срезается по поперечному сечению, где действуют наибольшие касательные напряжения t, так как сталь хуже всего сопротивляется касательным напряжениям.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |