Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическое противостояние бихевиоризму




Историческая преамбула

И всё же психология должна была что-нибудь противопоставить бихевиоризму. Главной проблемой оставалась тайна сознания. Путь к её разгадке оставался неведомым.

Позитивизм был окончательно прёодолён западной культурой лишь к середине XX в. Меняется методологический климат эпохи. Всё боль­шую популярность (особенно после Второй мировой войны) получают такие менее рациональные философские системы, как феноменология и экзистенциализм. В этих системах обращается внимание на необходи­мость для человека в каждый момент своей жизни делать выбор, гово­рится об «обреченности человека на поиск смысла» (М. Мерло-Понти), о том, что «человек всегда натыкается только на свою ответственность» (Ж.-П. Сартр).

И именно к середине XX в. группой психологов был объявлен пря­мой протест бихевиоризму. Великие люди и блестящие имена: А. Мас-лоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм... Чаще всего их относят к школе гуманистической психологии. Впрочем, сторонни­ков этой школы объединяет не столько единый подход к психологичес­ким проблемам, сколько психотерапевтическая практика, общая эти­ческая направленность и ориентация на личностное развитие, личностный рост человека. Человек создает себя сам, говорят гуманис­ ты XX в. Он сам решает свои проблемы, сам строит свою судьбу (пси­хотерапевт может только помочь ему стать тем, кем он способен стать). Академические американские психологи—убежденные бихевиористы — их не понимали и не принимали. Тогда они вынужденно пошли в на­ступление.

Бихевиоризм удалил из психологии сознание, а вместе с ним уда­лил осознание человеком себя и необходимую для принятия решения свободу выбора. Человек в бихевиоризме развивается только под воз-действием среды, он не имеет никакой возможности самоизменения, саморазвития. Бихевиорист уверяет, что он по заказу способен сделать из любого ребенка музыканта, ученого или бандита. Это неправда, отве­чают гуманистически ориентированные психологи. (Правда, как муд-рые специалисты, понимающие проблемы других людей, они, конечно же, говорят не столь резко. Например, так: 99% того, что написано по так называемой теории научения, просто неприменимо к развивающемуся [окончание cтраницы 213]



Раздел второй

человеческому существу). Жизнь человека — процесс постоянного вы­бора, и только сам человек несет за него ответственность.

С этой точки зрения идет и неприятие позиции функционали­стов. Человек не стремится достичь приспособления, равновесия со сре­дой. Это опасное заблуждение, утверждает В. Франкл. «Люди, жажду, щие лишь достижения равновесия, снижения напряжения, явно патологичны», — замечает К. Гольдштейн. «В их интересах нет ничего созидательного, они не способны переносить страдание», — добавляет Г. Оллпорт. Человек — это созидательное существо, направленное к возможно более полной реализации самого себя, к выявлению и разви­тию своих возможностей и способностей, к достижению своего пред­назначения, к поиску смысла собственного существования. Как психо­терапевты, они знают и понимают справедливость слов Ф. Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести почти любое как».

В. Франкл поясняет это примерами из своей психотерапевтичес­кой практики (и из своих переживаний в концентрационном лагере)1. Так, он пишет: «Однажды пожилой практикующий врач консультировал­ся у меня по поводу своей серьёзной депрессии. Он не мог пережить потерю своей супруги, которая умерла два года назад и которую он любил больше всего на свете. Но как я мог помочь ему? Что я мог сказать? Я отказался вообще от каких-либо разговоров и вместо этого поставил перед ним вопрос: «Что было бы, доктор, если бы вы умерли первым, а жена ваша осталась бы в живых?» — «О, — сказал он, — для неё это было бы ужасно, как бы она страдала!» После этого я заме­тил: «Видите, доктор, каким страданием ей бы это обошлось, и именно вы заставили бы её так страдать. Но теперь вы платите за это, остав­шись в живых и оплакивая её». Он не сказал ни слова, только пожал мне руку и молча ушел. Страдание каким-то образом перестает быть стра­данием в тот момент, когда обнаруживается его смысл — как, напри­мер, смысл жертвенности».

Гуманистические психологи не приняли и абсолютный детерми­низм психоанализа, хотя многие из них начинали как практикующие пси­хоаналитики. Человек для них — существо, самостоятельно детерми­нирующее свое поведение. Здесь ими вводится ряд синонимичных терминов: самоактуализация, самореализация и т. п. По А. Маслоу, «са­моактуализация — это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать» 2 — «Человека делает человеком его способность [окончание cтраницы 214]

______________________

1 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Франкл В. Поиск смысла жизиЯ илоготерапия.//Психологияличности.Тексты.М., 1982, с. 118-126.

2Маслоу А. Самоактуализация.//Психология личности. Тексты. М., 1982, с. 113



 

Историческая преамбула

создавать самого себя», — говорит Э. Фромм. В этом, продолжает он, были убеждены многие философы и мистики Востока и Запада. Человек не должен плыть по течению внешних обстоятельств или глубин­ных неосознанных внутренних желаний. Только он сам сознательно мо­жет найти свой личный смысл бытия и осознать свое предназначение в жизни. Никто за него это сделать не сможет.

Человек сам выбирает не только свой путь, но даже ту помощь, которая оказывается для него полезной. И снова — пример из психоте­рапевтической практики. Рассказывает К. Роджерс: «Я работал с очень интеллигентной матерью, у которой сын был маленьким чудовищем. Причина, очевидно, лежала в отвержении мальчика в прошлом, но на протяжении многих бесед я не мог помочь ей осознать это. Я старался привлечь её внимание к этой теме. Я мягко приближал её к тем обстоя­тельствам, о которых она мне сама рассказала, с тем, чтобы она увидела их смысл. Но всё было напрасно. Наконец я сдался. Я сказал ей, что, кажется, мы оба старались, но потерпели неудачу и что нам лучше все­го расстаться. Она согласилась. На этом мы завершили беседу, попро­щались, и она пошла к двери. Затем она обернулась и спросила: «А взрослых вы консультируете?» Получив утвердительный ответ, она ска­зала: «Хорошо, тогда помогите мне». Она подошла к стулу, с которого только что встала, и начала выплескивать свое отчаяние по поводу за­мужества, запутанных отношений с мужем, своего смятения и неудач. Всё это так отличалось от стереотипной «истории болезни», которую она преподнесла ранее! Тогда и началась настоящая психотерапия, и в конечном счете она была очень успешной». Роджерс из многих подоб­ных случаев сделал, как он говорит, очень важный вывод для своей дальнейшей работы: клиент, т. е. человек, пришедший за помощью к психотерапевту, знает, хотя и не всегда ясно осознает, какие проблемы для него являются существенными, в каком направлении надо идти. Поэтому, продолжает Роджерс, в процессе психотерапии лучше опи­раться на клиента, когда выбираешь, куда двигаться и что делать 1.

Психологи-гуманисты вернули в психологию проблемы, которые

раньше из нее активно изымались как ненаучные: поиск смысла жизни, путь личностного развития, личная ответственность. И это было сме-лым выбором. Ведь авторитетный для многих из них 3. Фрейд говорил:

«Когда человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, он нездо-ров». Будучи в первую очередь практиками, они включали в свои прак-

тические технологии элементы, заимствованные и у функционалистов, [окончание cтраницы 215]

______________________

1Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994, с. 53.


 

Раздел второй

и у бихевиористов, и у гештальтистов, и у мистиков Востока. Каждый, кто беседовал с ними или читал их мудрые книги, чувствовал, что он стал чуть лучше, нравственно чище, что он общался с людьми, достиг­шими подлинных духовных высот. Психологи-гуманисты всё время ищут и зачастую находят экспериментальное подтверждение своих идей.

Впрочем, сама гуманистическая психология всё же не стала есте­ственной наукой. Гуманисты чувствовали себя пионерами, первопро­ходцами, которые открывают новые, ещё неизведанные земли. Кропот­ливый труд экспериментаторов — хоть этот труд и составляет, по их мнению, хребет науки 1 — на этом этапе развития психологии не так важен. А в итоге нанесенный ими удар по бихевиоризму оказался от­нюдь не смертельным. Бихевиористы вполне могли продолжать экспе­риментировать. Прислушаемся, с точки зрения естественной науки, к тому, что говорят гуманисты.

Ключевое понятие для этого направления — самоактуализация. Но что, собственно, должно актуализироваться? Самоактуализация, по Маслоу, — это процесс постоянного выбора: лгать или оставаться чест­ным, поступать в университет или не поступать, пойти на вечеринку или остаться дома и т.п. Выбор, подчеркивают гуманисты, существует всегда. Даже обреченный на смерть человек свободен по-разному чув­ствовать и вести себя при её приближении. Самоактуализация означает, что человек прислушивается к самому себе, а не к голосу мамы, папы, государственной власти или традиции. «Само слово «самоактуализа­ция, — продолжает А. Маслоу 2, — подразумевает наличие Я, которое может актуализироваться. Человек — это не tabula rasa и не податли­вый воск. Он всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стерж­невая структура. Человеческое существо есть уже как минимум опреде­ленный темперамент, определенный биохимический баланс и т.д. Имеется собственное Я, и то, что мной иногда называлось «прислуши­ванием к голосу импульса», означает предоставление возможности это­му Я проявляться». Сходное мнение высказывает и К. Роджерс 3: чело­век в процессе самоактуализации движется к пониманию самого себя и своего опыта, он открыт этому опыту, хорошо приспосабливается к ме­няющимся условиям, у него возрастает стремление жить настоящим, он не боится своих чувств, доверяет своему организму и всем организ­мом выбирает направление движения при психологической свободе дви­гаться куда угодно... [окончание cтраницы 216]

__________________________

1Ср. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997, с. 18.

2Маслоу А. Ук. соч., с. 112.

3См. Роджерс К. Ук. соч., с. 237-247.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.