КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историческая преамбула. Итак, Я или организм каждого человека знают, что ему нужно
Итак, Я или организм каждого человека знают, что ему нужно. Сознание может либо вести его по этому правильному пути, либо уводить с этой дороги. В этом заключается свобода выбора. Если бы сознание не мешало человеку, если бы он пользовался «даром свободного неискаженного осознания», он бы обязательно двигался правильно, прислушиваясь к голосу организма или внутреннего импульса. Любопытно, что если заменить термин «внутренний импульс» словами «Божественное откровение», то текст гуманистов будет по существу тождественен текстам христианских и восточных мистиков. Иными словами, гуманисты буквально обожествляют некое «организмическое» чувство, присущее человеку от природы. При этом сами они отнюдь не обязательно религиозны 1. Гуманисты много и красиво рассуждают о достойной любви и уважения светлой (положительной) природе, присущей человеку от рождения, о созидательности этой природы, её творческом начале. (То же самое, лишь с более выразительными эпитетами, говорят христиане о Боге...) Гуманисты говорят: человек всегда должен принимать решения сам, доверяя самому себе, а не ориентироваться на мнение мамы, папы, друзей, власти и т.п. (Христиане пересказывают слова Христа: «Кто любит что-либо иное, кроме Меня, и кто привязан к отцу, к матери или каким-либо другим вещам, тот недостоин Меня» 2). Гуманисты учат: человек должен жить настоящим, ситуацией «здесь-и-те-перь», которая фактически понимается ими как вневременная, посколь ку «теперь» не может быть расчленено на более мелкие временные куски, не измеряется в микросекундах, а обозначает длящееся, не прекращающееся мгновение 3. (Христиане тоже говорят, что Бог живет вне времени и пространства, т. е. для него любая ситуация есть всегда ситуация «здесь-и-теперь».) Сходство тем более усиливается, что сами христиане говорят о том, что Бог — внутри человека, а не вне его 4. И [окончание cтраницы 217] __________________________ 1Например, А. Маслоу «ненавидел религию и сомневался в Боге». В этом, отме-чают биографы, во многом повинна его набожная мать, постоянно угрожавшая сыну Божьим наказанием — см. Хьелл Л., Зигпер Д. Теории личности. СПб, 1997, с. 480. 2Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991, с. 74. 3 В этом тонкость уговора Фауста с Мефистофелем: как только Фауст захочет «остановить мгновение», т. е. время, он должен будет отдать свою потерявшую время душу Мефистофелю, для которого времени как процесса вообще не существует — ибо ангел, хоть и падший, живет в вечности, во вневременности. 4«Что такое моя жизнь? — спрашивает Мейстер Экхарт. — Это то, что движимо изнутри меня. Тот, кто движим извне, не живет... Если человек принимает решение или приемлет что-либо от того, что исходит извне, он заблуждается. Не должно ни бояться Господа, ни думать, что Он вне тебя, но надо думать, что Он есть мы сами и то, что в нас самих». — Цит. по: Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993, с. 204. Раздел второй не случайно А. Маслоу в качестве характерной особенности гуманистической психологии называет ресакрализацию —восстановление духовности 1 И проблема, решение которой не могут найти гуманисты, хорошо известна теологам. Бог, как известно, — всемогущий, всезнающий и всеблагой. Он предопределяет путь каждого человека, желает ему блага и может сделать так, чтобы человек наверняка избрал правильный путь. Почему же человек не всегда идет по этому, предначертанному ему пути? Природой человека, обсуждают гуманисты, заранее предопределено, к чему он предназначен. Однако требуются огромные усилия, чтобы человек понял это свое предназначение, актуализировал его и тем самым пошел правильным путем. Вот для этого, — пишет Роджерс, — собственно, и нужна психотерапия, чтобы «человек стал своим организмом —- без самообмана, без искажений»2. Но как человек может узнать, действительно ли он правильно, без самообмана, «стал своим организмом»? Прежде всего, он не должен проверять свой взгляд на себя какими-то внешними достижениями — это, по Э. Фромму, «неплодотворные ориентации характера». Нельзя объективизировать свою оценку ни количеством того, что ты имеешь (что бы это ни было: деньги, знания, любовницы — неважно), ни тем, как к тебе относятся другие люди, ни полнотой достигнутой власти, ни ценой (в том числе в виде социального статуса), которую дают тебе на рынке, ни жертвенностью, с которой ты относишься к любимому человеку... Что же такое плодотворная ориентация характера? «Плодотворность — это человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности... Плодотворность означает, что человек воспринимает себя как воплощение своих сил и как «творца»; что он ощущает себя единым со своими силами и в то же время что они не скрыты и не отчуждены от него»3 . Нечто похожее утверждает и А. Маслоу. Зрелые самореализовавшиеся люди, уверяет он, тратят значительно меньше времени и энергии на борьбу с собой, они меньше нуждаются в других людях, они свободны от стереотипов, открыты собственным эмоциям. Для таких людей «сомнение, напряжённость, неуверенность, предполагаемая необходимость выполнять принятое решение — всё, что для большинства людей является мукой» лишь приятный стимул, интересное испытание, взлёт, а не падение4. Все [окончание cтраницы 218] ____________________ 1 Маслоу А. Новые рубежи развития человека. // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995, с. 158. 2 Роджерс К. Ук. соч., с. 148. 3См. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. АМаслоуА. Психология бытия. М.-Киев, 1997, с. 172-179.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |