Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. 5. Природа ограничений на приём, хранение и переработку инфор­мации задана структурой рецепторов, мозга или всего организма




5. Природа ограничений на приём, хранение и переработку инфор­мации задана структурой рецепторов, мозга или всего организма. Однако можно и нужно устанавливать эти ограничения в психологических экспериментах. (Как заметил У. Найссер, не сле­дует ждать, когда придет нейрофизиолог и всё объяснит).

Когнитивисты проводили многочисленные эксперименты, пы­таясь определить разные этапы переработки информации, последова­тельность или параллельность (одновременность) обработки инфор­мации на каждом этапе, а также установить ограничения, наложенные на процесс обработки. Например, они поставили проблему: как чело­век сличает многомерный стимул ' с эталоном — последовательно по каждому параметру стимула или параллельно, сразу по всем пара­метрам? Давайте рассуждать, предлагают когнитивисты. (Уже само предложение порассуждать о ненаблюдаемом выгодно отличает их от бихевиористов). Если сличение происходит последовательно, то, во-первых, время обнаружения тождественности стимула и эталона будет тем больше, чем больше параметров в стимуле; при сличении одновре­менно по всем параметрам время принятия решения об идентичности стимула и эталона не должно зависеть от общего числа параметров. Во-вторых, на время сличения должно влиять число параметров, по кото­рым стимул и эталон различаются, так как чем больше число различа­ющихся параметров, тем более вероятно, что нетождественность обнаружится на более ранних этапах сличения. (При параллельном сли­чении число различающихся параметров не должно оказывать сущест­венного влияния на этот процесс.) Отсюда, в частности, следует, что при последовательной обработке время сличения стимула с не тожде­ственным ему эталоном меньше, чем время сличения тождественных ДРУГ другу стимула и эталона. Подобные рассуждения выгодно проти­вопоставлялись привычному для бихевиористов бессмысленному на­коплению фактов 2 и доставляли психологам невиданное доселе интел­лектуальное наслаждение.

Сами когнитивисты не знали, как же должно происходить сличе­ние — последовательно или параллельно. У них не было логически обо­снованной теории процесса сличения. Им было ясно: существуют мозго-вые механизмы переработки информации, а психолог лишь придумывает [окончание cтраницы 225]

_______________________

Характеризующийся сразу несколькими параметрами. Для зрительного стимула, например, это может быть форма, размер, цвет, ориентация в пространстве и пр.

Разумеется, и среди бихевиористов были замечательные ученые, которые инту-итивно выбирали серьёзные и значимые проблемы для исследования, но это были те учения, которые лишь подтверждают правило.


 

Раздел второй

способ (экспериментальную парадигму), чтобы выяснить, как работаю? эти механизмы при сличении. Однако, как ранее говорилось, естествен­нонаучная гипотеза должна быть обоснована и логически, и экспери­ментально. Так, физики вначале логически объясняют, почему скорость свободного падения тел не может зависеть от массы, а затем экспери­ментально подтверждают это. После этого им незачем дополнительно доказывать, что гипотеза справедлива не только для чугуна и стали, но и для деревьев, манной каши, собак, книг, планет, тонких кисточек из верблюжьей шерсти и всего остального. Более того, если в опыте лист бумаги приземлится позже, чем чугунное ядро, физики не опровергнут обсуждаемую гипотезу, а укажут причину её расхождения с опытом (на­пример, сила сопротивления воздуха). В этом преимущество логически обоснованных гипотез, ибо эксперимент сам по себе не позволяет уста­новить универсальные закономерности.

Когнитивисты создали экспериментальную парадигму изучения модели процесса сличения. Но применять эту парадигму можно до бес­конечности, потому что исходная гипотеза не универсальна. Действи­тельно: допустим, установлено, что цвет и форма при сличении обра­батываются параллельно. А как обрабатывается двухцветный стимул? А стимул с разной насыщенностью одного и того же цвета? Влияет ли на результаты качество изображения на экране или язык, на котором испытуемый называет цвета? Меняется ли модель сличения от способ­ности к цветоразличению или от состояния испытуемых — например, от состояния алкогольного опьянения или повышенной тревожности?.. Можно задавать ещё сколько угодно вопросов, но нет никакой возмож­ности ни заранее предугадать ответ, ни определить, какой из этих вопро­сов существенен. Но любой из этих вопросов побуждает ученых прове­сти широкий круг экспериментальных исследований.

Без логического обоснования окончательный выбор одной модели из нескольких возможных затруднен даже для экспериментально изу­ченного класса параметров. Исследователю в отсутствие теории прихо­дится принимать столь много дополнительных допущений, что результа­ты одного и того же эксперимента могут трактоваться принципиально по-разному. Ведь, кроме строго последовательной или строго параллель­ной обработки, существует океан других возможностей: часть парамет­ров обрабатывается последовательно, а часть — параллельно; стимул обрабатывается конвейерно, т. е. ещё не закончилась последовательная обработка одного параметра, как уже началась обработка следующего; стимул обрабатывается в разных режимах: в одном — последовательно, а в другом — скажем, в режиме проверки — параллельно и т. д. Не [окончание cтраницы 226]



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.